Эффективные модели взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии
Оценка 4.6

Эффективные модели взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии

Оценка 4.6
Семинары
docx
воспитание +1
3 кл—5 кл
09.10.2022
Эффективные модели взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии
Путь взрослеющего человека к будущей профессии так или иначе закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации.
Доклад. Эффективные модели взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии.docx

Эффективные модели взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии

Путь взрослеющего человека к будущей профессии так или иначе закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации.

Конечно, забота родителей о будущей профессии своего ребёнка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии». Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

Для того, чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей.

Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Для принятия реалистического решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

Первый фактор – «Хочу» - Помочь ребенку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

Второй фактор – «Могу» - Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

Третий фактор – «Надо» - Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

Условия успешного взаимодействия с ребенком следующие:

— знать интересы и потребности своего ребенка;

— общаться с ним нестандартно, естественно;

— глубоко “по-настоящему” чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;

— умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях со своим ребёнком грубость, авторитарность, назидательность, панибратство.

Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапёра, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

Советы родителям:

·        Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

·        Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

·        Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

·        Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

·        Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

·        Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

·        Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

·        Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.

·        Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Успех профессиональной деятельности заключается в том, чтобы ХОЧУ (желание ребенка), МОГУ (способности и возможности ребенка) и НАДО (востребованность) совпадали.


 

Эффективные модели взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии

Эффективные модели взаимодействия родителей и детей при выборе будущей профессии

Первый фактор – «Хочу» - Помочь ребенку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый…

Первый фактор – «Хочу» - Помочь ребенку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый…

Советы родителям: ·

Советы родителям: ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2022