Сочинение-рассуждение - важная часть экзаменационной работы, по которой можно судить об общекультурной компетенции выпускника. Цель данной презентации: научить выпускников создавать текст-сочинение на основе прочитанного текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к части С, отработать алгоритм работы над сочинением, научить анализировать созданный текст
Образец написания текста
рассуждения в соответствии с
критериями, предъявляемыми к
написанию экзаменационного сочинения
по русскому языку в 11 классе
Составила : учитель русского языка
МАОУ СОШ № 14 Волжанина В. И.
11 класс. ЕГЭ по русскому
языку. Часть С. Сочинение
рассуждение.
Цель: создать текстсочинение на
основе прочитанного текста в
соответствии с требованиями,
предъявляемыми к части С.
Задачи:
• 1. Выявить проблемы, поднимаемые автором текста.
• 2. Выбрать одну из выявленных проблем, исходя из
актуальности, личной значимости и интереса.
• 3. Определить тип проблемы ( философская, социальная,
политическая, нравственная)
• 4. Прокомментировать проблему на основе текстового
материала и собственных рассуждений.
• 5. Определить позицию автора текста по данной проблеме.
• 6. Выразить своё отношение к позиции автора.
• 7. Аргументировать своё мнение примерами из
художественной литературы, публицистики, жизненного
материала.
• 8. Подвести итог сказанному.
• 9. Выстроить текстсочинение по типу речи «рассуждение».
• 10. Убедиться в правильности выполненной работы.
Пример сочинениярассуждения по тексту Н.
Татаринцева « Всё началось на перемене
перед шестым уроком…»
Проблема
Общество… Человек… Каковы
взаимоотношения между ними? Этот
вопрос волнует Н. Татаринцева и
находит своё отражение в его
произведении.
Критерий
1
1 балл
Комментарий
Рассуждая над поставленной проблемой,
автор рассказывает читателю о случае,
приключившемся в школе: «образцовый»
класс решил сбежать с урока химии. Н.
Татаринцев рисует нам ситуацию глазами
одного из учеников этого же класса, которому
«сбегать с урока особого резона не было, …
но воля коллектива» была для него «выше
личных интересов».
комментарий
• И вот, казалось бы, все были готовы к
побегу… Но тут автор эпизода акцентирует
внимание читателя на том, что один из
учеников остался в классе и «спокойно, ни на
кого не обращая внимания, чтото писал в
тетради».
• Н. Татаринцев показывает, что на ученика,
идущего против воли большинства, сыпались
оскорбления: «трус», «предатель», которые
не только отражали остроту конфликта, но и
придавали обыкновенному школьному
происшествию необыкновенную значимость.
комментарий
Рассматривая проблему, автор
эпизода убеждает читателя в том,
что ученик, против которого
ополчился весь класс, до конца
остался уверенным в своих
убеждениях: «мне надо я остаюсь».
Интересным является завершение
конфликта: личность одержала
победу над коллективом, и «все
вернулись на свои места».
Крите
рий 2
2 балла
Позиция автора текста
Критерий 3
–
1 балл
Я думаю, что позиция автора
заключается в поведении Петрухи
Васильева. Мне кажется, что
поведением своего героя Н.
Татаринцев хочет убедить своих
читателей, что каждый человек
всегда должен оставаться
человеком и несмотря ни на что
отстаивать своё мнение.
Собственная позиция и
аргументация
• Трудно не согласиться с мнением
автора о том, что часто бывают такие
ситуации, когда человеку приходится
противостоять целому коллективу.
Примером этого является героиня
пьесы А. Н. Островского « Гроза».
Катерина смогла противостоять
кабановским обычаям и порядкам, не
побоялась гнева Кабанихи и наказания
за дерзость.
Аргументация
Критерий 4 –
3 балла
В повести В. Распутина
« Пожар» главный герой Иван
Петрович противостоит всему
архаровскому обществу и тем
порядкам, которые
утвердились в его родной
деревне общепризнанными
авторитетами.
Вывод
• Ещё Киплинг устами Маугли говорил:
«все мы из одной стаи». Да, «мы из
одной стаи», но каждый член этой
«стаи» не должен забывать, что он
прежде всего человек со своими
собственными убеждениями и правами.
Оценка по критериям
К11
К2 2
К3 1
К4 – 3
К5 – 2
К6 2
К7 2
К8 1
К91
К10 1
К111
К12 1
18 баллов из 21
Формулировка проблемы (1)
Комментарий к проблеме (2)
Отражение позиции автора (1)
Аргументация собственного мнения (3)
Смысловая цельность, речевая связность (2)
Точность и выразительность речи (2)
Соблюдение орфографических норм (2)
Соблюдение пунктуационных норм (2)
Соблюдение языковых норм (2)
Соблюдение речевых норм (2)
Соблюдение этических норм (1)
Соблюдение фактологической точности.