Муниципальное казенное образовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа с. Легостаево» Искитимского района Новосибирской области
Экологические проекты как средство развития творческой активности учащихся.
Учитель биологии и химии Мишенина Галина Михайловна
Высшая квалификационная категория
с. Легостаево 2017 год
ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ:
Развития творческой активности учащихся через работу
над экологическими проектами.
Для реализации цели мною были поставлены следующие задачи:
1.Развивать творческие способности через культуру
приобретения коммуникативных навыков
публичных выступлений и умение оформлять
результаты своей работы
2.Овладеть исследовательскими компетенциями
через участие
в создании экологических проектов, повысить мотивацию
изучения экологии в 5-6 классах.
3.Выбирать приоритетные направления экологических проектов по
проблемам нашего села
и его природных достопримечатеьностей.
Быстро меняющаяся ситуация общественного развития требует от человека проявления творческой активности. Это качество обеспечивает социальную мобильность личности, гарантирует успешность в осуществляемой деятельности. Стремление к творчеству, максимальному проявлению личностных качеств заложено в человеке самой природой. Их реализация и развитие, прежде всего, связаны с условиями образовательной среды, в которой развивается личность. Актуален вопрос, какая образовательная среда способная предоставить ребенку возможность для проявления творческой активности?
На мой взгляд, одним из эффективных способов организации образовательной среды, отвечающей требованиям нового социального заказа, является проектная технология. Проектная деятельность обладает огромным потенциалом для развития творческой активности личности, поскольку создает условия для самостоятельного поиска нестандартных способов решения задач, развивает умение ориентироваться в новых ситуациях, выдвигать гипотезы, строить догадки, учит планировать собственную деятельность с позиций конечного результата. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию социальной позиции личности через умение вести согласованную работу, кооперацию и партнерство.
Реализацию своей педагогической проблемы, нацеленную на развитие творческого потенциала и исследовательских компетенций школьников я начала осуществлять, используя возможности сотрудничества с учеными, через участие в научно- исследовательских экспедициях.
В июне 2007 года шесть учащихся 9 и 10 классов отправились в Онгудайский район республики Алтай. В задачу экспедиции входило установить численность муравьев и их видовой состав в Абайской долине Алтайской Горной страны.
По итогам работы в экспедиции одной из ее участниц – Юлей Ивановой была написана работа «Население муравьев Абайской долины Горного Алтая». С этой работой Юля выступала на научно – практической конференции школьников в марте 2008 года и получила за свою работу диплом первой степени.
На следующий год наше сотрудничество с институтом продолжилось. Летом 2008 года в экспедицию отправились пятеро учащихся из Легостаевской школы и двое ребят из поселка Маяк. В этом году изучалась долина реки Большой Яломан Онгудайского района.
Для меня это послужило началом направленной, планомерной работы с учащимися, по освоению и применению на практике экологических проектов.
С 2010 года мы выбрали для исследования самую важную проблему - утилизация бытового мусора. Наше село - Легостаево расположено в живописном месте Искитимского района Новосибирской области. Это отроги Салаирского кряжа. Но, эти прекрасные виды не останавливают жителей села и приезжающих горожан, от замусоривания лесов и дорог. Стихийные свалки мусора возникают и в центре села и на окраинах. Вот эта проблема и стала главной целью для реализации учащихся, через создание экологических проектов. Мы решили бороться с этим так, как сможем. Это позволило выбрать определенную линию поведения в отношении этой проблемы. Участие в экологических проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту, помогает освоить правила общественного поведения. В каждом классе появились мои единомышленники, которые были готовы работать с общественностью села, администрацией и получать поддержку. В 2010 году восьмиклассницы Любимова Маргарита и Татьянина Анна получили на районном фестивале проектов дипломы второй степени за проект «Помоги своему селу».
В 2012 году диплом первой степени и благодарность главы Искитимского района получил проект « Этюды о мусоре (или путешествие по Легостаевским свалкам)». С этим проектом его авторы - Чукалова Екатерина (8 кл.) и Васильева Дарья (8кл) выступили на сходе села. В результате наших усилий, помощи администрации и главы сельсовета Рыбаковой Т.Н. в самом центре села был расчищен огромный замусоренный пустырь и разбит парк.
Это была тема, которую мы могли решить общими усилиями. В школе был объявлен конкурс экосумок. Более 40% учащихся сшили сумки для второй обуви и спортивной одежды и отказались от привычных пакетов. Некоторые школьники купили сумки в магазине. При подведении итогов проекта выяснилось, что 75% наших учащихся носят обувь и одежду в многоразовых сумках, что существенно снизило употребление пакетов.
27 ноября состоялось открытие этой экологической тропы, где самое активное участие, наряду с инициаторами проекта приняли участие учащиеся 8-11 классов нашей школы.
А ученица 10 класса Чернова Светлана получила денежную премию Губернатора Новосибирской области а участие в конкурсе » Легенды родного края» за легенду о « Зверобое» - красивейшем месте в нашем районе.
. В ноябре 2016 года наша школа приняла участие в подготовке и открытии экологической тропы « Бучило». Инициатива этого проекта принадлежит комитету по экологии при Общественной палате Новосибирской области. 27 ноября состоялось открытие этой экологической тропы, где самое активное участие, наряду с инициаторами проекта приняли участие учащиеся 8-11 классов нашей школы.
Подводя итог всему вышеизложенному, я могу сделать следующие выводы:
1.В ходе реализации экологических проектов наша школа каждый год принимает участе в фестивале проектов и это служит для учащихся дополнительным стимулом для изучения предметов биологии и экологии. Ребята учатся публично выступать, работать в команде, принимать нестандартные решения и верить в свои способности.
Каждый год биологию выбирают более половины учащихся 9 класса и для сдачи ЕГЭ.
2. В 2008 году дипломом первой степени была отмечена работа Ивановой Юлии
в 2009 году Давыдова Екатерина получила за проект «Знакомьтесь – муравьи» диплом первой степени
В 2010 году две ученицы восьмого класса получили дипломы второй степени на
научно – практической конференции по предмету биологии,
в 2013 году ребята 8 класса получили за коллективную работу по экологическому проекту диплом первой степени»Этюды о мусоре или путешествие по Легостаевским свалкам»
В 2015 году – диплом 1 степени Дорогина Екатерина за проект «Современная авоська – экосумка »
3. Теперь учащиеся нашей школы ежегодно готовят проекты на районный фестиваль проектов и успешно выступают там. Они освоили все этапы проектирования, видят проблемы, ищут пути их решения.
Приоритетными для нас стали экологические проблемы нашего села и будем работать
в этом направлении и дальше, развивая экологическую направленность наших исследований.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.