"Экологическая азбука Липецка". Классный час.
Оценка 4.7

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
классное руководство
3 кл
09.12.2017
"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.
Классный час «Экологическая азбука города Липецка» составлен по технологии интерактивного обучения. Знакомит учащихся с природоохранными территориями и объектами города Липецка, привлекает внимание детей к изучению и сохранению природного наследия родного города, воспитывает экологическую грамотность, способствует развитию патриотических чувств и творческих способностей.
Экологическая азбука.doc
Департамент образования администрации города Липецка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка Классный час   «Экологическая азбука Липецка» 3 класс      Автор  разработки:                     Митина Людмила Валерьевна,               учитель начальных классов  МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой  города Липецка г. Липецк 2016 «Экологическая азбука Липецка» Цель: Познакомить учащихся с  природоохранными территориями и объектами   города Липецка.  Задачи:  привлечение внимания детей к  изучению и сохранению природного   наследия родного города;  воспитание экологической грамотности;  усиление патриотических качеств личности;  расширение кругозора учащихся;  развитие памяти, речи учащихся;  развитие творческих способностей. Оборудование: Проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись музыки,  иллюстрации с видами Липецка, названия природоохранных объектов.  На столах: 3 конверта с заданиями, ножницы, клей, цветные ручки.  . ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: I этап: МОТИВАЦИЯ – 5 минут  ­ Добрый день, ребята и уважаемые гости!  ­ Сегодня мы продолжим наше путешествие по родному краю и  городу Липецку и откроем новые страницы  его заповедных  уголков.  Сегодня с нами работает группа родителей, которые будут  помогать нам и подведут итоги нашей встречи. ­ Но сначала я предлагаю вам вернуться на 100 лет назад в  Санкт­Петербург и послушать диалог, который состоялся  на  экзамене в институте лесного хозяйства между  преподавателем и студентом.  2 ученика разыгрывают сценку. Преподаватель:  ­ Господин студент,   читайте вопрос. Студент: ­ Какие в лесах водятся истребители, наиболее вредные для леса? П. ­  И каков же ваш ответ? С. ­  Думаю, господин профессор, хоботоносец и древоед. П. ­ А насколько мне известно, самые вредные истребители леса вовсе не  хоботоносец и не древоед, а топороносец и хлебоед! С.­ Но, позвольте­с, я о таких вредителях в учебниках не читал… П. ­ Ну, что ж, прошу садиться. Может, ученики гимназии знают, о каком  представителе живой природы  идёт речь? Ученики: ­ Речь идёт о человеке, который вырубает леса. Тем самым уничтожает  больше леса, чем насекомые! Учитель: ­ Вы удовлетворены ответом, господин профессор? (Да)  ­ Извольте присоединиться к нашим ученикам, ваши знания нам сегодня,  понадобятся. ­ Неумолимо движется прогресс. Всё меньше остаётся  на Земле мест,  где не ступала нога человека. Степи ­  стали пашней, поредели леса, а  взамен появились многочисленные города и сёла. Высятся тут и там  трубы промышленных предприятий, разбежались во все стороны  автострады.  ­ Но всё ли в порядке в этом замечательном доме? Ученики:  ­  Происходит  загрязнение окружающей среды отходами производства и  потребления. Люди загрязняют бытовым мусором природу, который  разлагается очень медленно. ­  Запасы пресной воды постоянно сокращаются. Возникла проблема  промышленного и сельскохозяйственного загрязнения воды. ­ Леса  и  парки дают приют и пищу животным, а люди их уничтожили. ­ Люди истребляют животных. Учитель: ­ Какая появилась наука, чтобы помочь человеку спасти природу?  (Экология) ­ Какие два важнейших слова вместило это понятие? Ученики:  Слово «экология» вместило в себя два важнейших для людей слова. В  переводе с греческого языка слово «экос» означает «дом, жилище».  «Логос» в переводе с греческого – «знание».  Учитель: ­  Вот и получается, что экология – это знание, наука о нашем природном  доме. ­ Чтобы обобщить полученные ранее знания на уроках окружающего мира  и классных часах по этой теме, предлагаю поработать в группах и  выполнить задание из конверта  №1. Приступаем к работе. II этап: ПОВТОРЕНИЕ, АКТУАЛИЗАЦИЯ – 15 минут 1 группа. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:  ­  Какие организации занимаются вопросами защиты природы?     1. Решением глобальных экологических проблем занимается Гринпис ­  международная общественная природоохранная организация, основанная в  Канаде 45 лет назад.     А  Всемирный фонд дикой природы, символом которого является панда,  поддерживает 1300 природоохранных проектов в мире. 2.  Деятельностью экологических организаций в нашем городе руководит  управление экологии администрации города Липецка. ­ А в нашей школе действует общественное экологическое объединение  «Муравей», которому в следующем году исполняется 10 лет. Ученики  начальной школы ежегодно принимают участие в  акции «Покормите птиц!»,  организованной экологическим отрядом. Учитель:  ­ Ребята, а кто из вас занимается в кружке «Семицветная радуга»  экологического центра «Экосфера»? ­ В чём заключается ваше участие? (ответы детей). Учитель:  А сейчас я приглашаю представителей 2 группы.  2 группа. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: ­ Что такое «Красная книга»? ­ Есть ли такая книга в Липецкой области?  1. К началу 20 века на нашей планете вымерло  150 видов животных. Поэтому люди и создали Красную книгу –   список редких и исчезающих видов живой  природы. Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности. Он, предупреждает:  «Может случиться беда»! В книге о каждом животном и растении кратко, сказано всё: насколько  бедственно его положение, в каких краях встречается, по каким причинам  исчезает. А главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания. 2. В 1997 году вышло в свет первое издание «Красной книги Липецкой  области». А второй том появился через десять лет. За это время ни один  редкий вид животных не исчез. На территории Липецкой области подлежат охране 196 видов животных и 328 видов растений.   3 группа Прочитайте текст и ответьте на вопросы: ­ Что такое заповедник? ­ Какие заповедники Липецкой области вы знаете?  1. Заповедник – особо охраняемая территория, в которой запрещена  хозяйственная деятельность  человека. Природа здесь сохраняется в  естественном состоянии. На территории Липецкой области самыми известными заповедниками  являются Галичья гора, Воронежский государственный природный  биосферный заповедник, дендрологический парк   в Мещёре. 2. Самый маленький заповедник нашей страны «Галичья гора» расположен в   центре Липецкой области, на правом берегу Дона.  А в прошлом году наш класс посетил центральную усадьбу заповедника. В его составе  6 участков. Здесь сохраняются 7 видов насекомых, 4 вида растений и  2 вида грибов, занесенных в Российскую Красную книгу.  Мы увидели такие  реликтовые  растения на альпийской горке как шиверекия  подольская, шлемник­ приземистый, лапчатка донская, эфедра  двуколосковая. А так же познакомились с питомником хищних птиц и  сфотографировались с филином. Учитель:  ­ Спасибо, ребята. А теперь послушаем 4 группу.  4 группа  ­ Прочитать  текст и составить экологический портрет Липецка: 1. Липецк, к сожалению,  входит в десятку городов  по превышению уровня  загрязнения атмосферы. Эти «достижения» являются экологическими  проблемами нашего города. Металлургические комбинаты «Новолипецкий» и  «Свободный сокол»,  сжигают разные виды топлива, поэтому остаются  лидерами в загрязнении воздуха.  2. Предприятия устанавливают современные системы очистки отработанных  газов.   А  на территории НЛМК есть уникальный  уголок  живой природы  «Лебединое озеро». Он насчитывает  420 птиц более 50­ти видов, собранных  со всех континентов. Среди них занесенные в Красную Книгу редкие виды журавлей, лебедей, гусей, фазанов. ­  Эта  экологическая  лаборатория ­   индикатор состояния окружающей среды на предприятии. Учитель: ­  Что можем добавить мы, липчане, к экологическому портрету города?  Ученики: (Выходим на субботники, благоустраиваем территории дворов и школ,  участвуем в экологической акции «Вместо ёлки – букет», чтобы сохранить  хвойные деревья, Социальная акция «Лохматая душа») Учитель: ­ Чтобы охранять природу нужно знать, какие существуют  особо  охраняемые природные территории (ООПТ) рядом, в твоём городе. ­ Вы можете перечислить их  и объяснить, почему они требуют нашей  заботы? (Нет). ­ Значит, какую цель мы поставим перед собой?  (Узнать, какие природные территории и объекты существуют в нашем  городе и почему они нуждаются в охране.)       Учитель:                                                         ­ Как школьники, открывают азбуку, чтобы научиться читать, откроем и  мы новые страницы  азбуки, но какой? (Экологической)  Значит, тема нашего урока: «Экологическая азбука»  III. Изучение и обсуждение проблемы. Учитель: ­ Чтобы узнать новую информацию  о природных объектах Липецка и  поделиться с другими группами, предлагаю поработать с заданиями в  конверте № 2.  ­ Распределите информацию между членами группы и выступите в роли  историков, биологов, географов, которые тесно связаны с экологами.  Подготовьте мобильные средства связи, кому понадобится Интернет.  Приступайте к работе.  Звучит музыка Работа в группах. 1 группа. Ландшафтно­геологический памятник природы «Низовья Каменного  лога». Учитель: В нашем городе уцелело немало естественных уголков природы. В первую  очередь, это долины рек Липовка и Воронеж, на берегах которых  расположен город. Место питания реки Липовки – «Низовья Каменного  лога»– геологический памятник природы. И я приглашаю первую группу.  1. Историки. Каменный лог начинается от моста на улице Московской и тянется с запада  на восток на 8 км. Он разделяет город на две части.   Каменный лог имеет   причудливую форму.   Почему Каменный лог получил именно такое название? «Каменный» ­ по  выходам известняка, или в просто – «камня».  В известняке можно  обнаружить остатки древних кораллов, морских лилий.  Логом в «Черноземье» именуют длинный и глубокий овраг. Местные жители  использовали камень как строительный материал и мостили им улицы,  использовали для набережной реки Липовки.  2.Биолог.  На склонах Каменного лога растут клён американский, бузина,  ясень, калина. А в трещинах известняковых пластов произрастает папоротник  костенец стенной. На некоторых склонах частично уцелела степная  растительность: пижма, вейник, цикорий, овсяница, костёр. А дубравы,  существововшие в Каменном логу не сохранились. 3. Эколог.  Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что сегодня родники, питающие речку, оскудели из­за массового строительства и  чрезмерного забора грунтовых вод. Липовка превратилась в слабый,  периодически исчезающий ручей.  Вытаптывание и выжигание растительности, замусоривание, засыпка склонов,  застраивание прилегающей к логу территории – вот далеко не полный список  негативных воздействий человека на природу.  В 1978 году Каменному  логу был присвоен статус геологического памятника  природы. Учитель:      Участники объединения «Муравей» нашей гимназии провели научно­ краеведческое исследование малой речки Липовки «С голубого ручейка…».  Они ежегодно принимают участие в экологических акциях по очистке  берегов малых рек от твердых бытовых отходов.     Но бывает очень обидно, когда после проведения акции всё повторяется:  и отношение, и безразличие, и грязь, и мусор… Значит мы должны  изменить себя,   Учитель: Велико значение для Липецка его «зелёных лёгких»  ­ лесных массивов,  окаймляющих наш город. Лес – главный хранитель «экологического»  здоровья нашего края.  2 группа.   1.Историк. Основные леса нашей области – дубравы. Они занимают 40 % всех лесов. Возраст их невелик: 45­50 лет. А причина кроется в далёком  прошлом… Коренные дубравы начали вырубать ещё в середине 17 века.  Пострадали они и при строительстве первого русского флота на реке Воронеж и во время Азовских походов Петра 1. Открытие железоделательных заводов  тоже было связано с использованием дубовой древесины.   Так  исчезали леса, оставляя после себя лишь названия – Дубки, Дубравка,  Поддубное, Частая Дубрава, Верхнее и Нижнее Дубовое. Вот что натворили  топороносец  и хлебоед. Учитель:  ­ Какую информацию вы получили о природном объекте, используя сайт  экологического объединения «Муравей»? 2.Эколог. Изучив информацию с сайта экологического объединения "Муравей" мы  узнали, что в нашем городе сохранился столетний дуб на улице  Первомайской. Он является особо охраняемым природным объектом  местного значения. Совсем недавно его спасали экологи, так как в   стволе  образовалось дупло глубиной около метра, сердцевина начала гнить и  сохли   отдельные ветви. А в  2012 году подобному лечению подвергся другой  охраняемый объект — Бархат амурский на территории Евдокиевского  кладбища. Своевременные работы помогли спасти  и продлить жизнь дерева.  http://most.tv/news/33034.html В Липецке будут лечить столетний дуб на улице Первомайской (видео) 1.Историк. А мы узнали, что в нашем городе часть Каменного лога — между улицами  Полиграфической и Катукова — называется Сосновым Лесом. Находится он на правом берегу Липовки, в 19­ом микрорайоне.   Название урочище получило из­за  соснового массива, посаженного в 70­ годы  прошлого века.  2.Биологи. С юга он окружён дубовой аллеей. Вдоль русла Липовки  расположены заросли плакучей ивы. Здесь произрастает редкая сосна  Веймутова. При обследовании «Соснового леса» учёными в его пределах было  обнаружено обитание краснокнижного вида – зимородка. А если есть  зимородок, значит, есть в водоёме и рыба, так как птица  ей питается. 3. Экологи. «Сосновый лес» обступили новые дома, шоссе, всё больше людей  стали ходить на пикники, не убирали мусор. В результате, в северной части и  вовсе вырубили небольшую берёзовую рощу и соорудили на её месте  автостоянку. А в южной части, вплотную к дубовой аллее,  организовали  свалку строительного мусора. Животные постепенно начали уходить из этих  мест. Сохранение этого природного уголка началось с  2005 года. И сейчас  «Сосновый лес» является особо охраняемой природной территорией в черте  города. Здесь запрещено строительство, вырубка деревьев, прокладка дорог. Физкультминутка. Выполним дыхательную гимнастику. Она укрепляет организм и делает его здоровым. Для нашей гимнастики нужен 1кв. м, чтобы стоять и  открытая форточка, чтобы дышать. 3 группа.  1.Биолог. Наш край пересекает с севера на юг река­Воронеж, левый приток Дона.  Здесь обитают 110 видов птиц, зверей и других животных, отнесённых в  Липецкой области к категории редких и находящихся под угрозой  исчезновения. Это серый журавль, филин, белый аист.  А орлан­белохвост и орёл­змееяд, попали на страницы Международной  Красной  книги.  Уникальна и флора долины Воронежа.  В её заводях обнаружены водяной орех чилим и вольфия, которые внесены в  Красную книгу Российской Федерации.  2. Биолог.  Там, где река Матыра впадает в Воронеж, находится  памятник природы  Митрохин угол. Среди растений  здесь встречаются исчезающие виды: лесная рожь, тюльпан Бибирштейна,  кувшинки.  Здесь живут  большие выпи и рыжие цапли, малые погоныши, кулики,  веретенники. Наиболее редким обитателем памятника природы Митрохин  угол является  выхухоль. Зверёк – один  из древнейших млекопитающих,  который обитает в Евразии вот уже 5 миллионов лет. Эколог.  Выхухоли могут жить только в очень чистой воде, поэтому  присутствие в водоеме этих зверьков служит индикатором его экологического благополучия. Выхухоль находится под угрозой исчезновения и занесён  в оо Международную Красную книгу, Красную книгу России, Красную книгу  Липецкой области.  Учитель: Многие жители Липецка начинают познавать  природу именно  в городских парках – во время своих первых в жизни прогулок. А потом мы  вспоминаем эти счастливые минуты…  Я приглашаю вас на прогулку в Быханов сад!  Под музыку  видеоряд Быханова парка.  Учитель:  ­ А более подробно рассказать о нашем любимом уголке я приглашаю  учеников 4 группы.  1.Историк.  Парк «Быханов сад» был основан в конце 19 века уроженцем  Липецка и известным садоводом — Василием Васильевичем Быхановым.  На  территории парка выращивались плодовые и декоративные деревья,  кустарники. В наше время парк подвергся значительной вырубке и пришёл в  запустение. К сожалению, Быхановы в нашем крае почти забыты. Память о  них сохранилась лишь в нескольких названиях: Быханова аллея в Нижнем  парке и сам Быханов парк. В 1968 году парк был восстановлен и назван  Комсом льским, а 30 июня 1993г. парк переименовали в парк «Бых нов сад». 2.Биолог. Учитывая, что Липецк ­ город с развитой промышленностью, в  парке высаживаются деревья и кустарники с высокой устойчивостью к  атмосферному загрязнению.  В нашем парке растут декоративные деревья—  экзоты, такие как ель колючая, сибирская яблоня ягодная, южно­европейская  скумпия, гибрид тополя и осины, каштаны.  Места  их в распространения в  природе находятся на разных континентах. А в нашем парке они прекрасно  уживаются. А визитная карточка нашего парка – необыкновенно красивые  еловые аллеи. Кроме того, на территории парка живёт ряд видов птиц:  горлица кольчатая, поползень, рябинник, свиристель, стриж чёрный.  Эколог. Быханов сад ­ это островок спасения среди шумного потока людей и  машин в центре города.  Мы проводим в нашем любимом парке много времени: это  школьные дни  здоровья,  прогулки в летнем лагере, уроки физкультуры. А можно  просто  прийти в парк и отдохнуть в летний зной, а зимой покататься на лыжах. Значит, мы должны быть особенно внимательны к природе и сохранить его  для липчан. Здесь нельзя мусорить, разводить костры, ломать деревья и   вытаптывать газоны.  Учитель. Мы познакомились только с некоторыми  охраняемыми  объектами   Липецка и чтобы их сберечь, необходимо привлечь внимание всех жителей  нашего города к проблеме охраны окружающей среды и  ко всей природе в  целом. IV. РЕФЛЕКСИЯ (Подведение итогов) ао Предлагаю вам выполнить задание в группах  и подготовить коллаж в  защиту воды, земли, животных, растений с просьбой о помощи. А вместе  с вами будут работать и родители. Возьмите  Конверт №3.  Звучит песня Ю. Антонова «Живёт на свете красота» Родители помогают составлять коллаж. Учащиеся представляют  работы своих групп, выявляют связь между деятельностью человека и  изменениями в природе.  Работа в группах. Учитель:  Я приглашаю ребят, которые выпускали листовку в защиту лесов.  1группа.  Мы предлагаем  вашему вниманию листовку в защиту лесов.  Часто мы видим в лесу и по берегам водоёмов сотни машин и тысячи  отдыхающих.  Сколько случаев, когда от непотушенного огня, брошенной сигареты  загорался лес! По данным мировой статистики, 97% всех лесных пожаров  происходит по вине людей.  Другие члены группы держат плакаты:  ­ Не будем рвать цветы, и ломать деревья!  ­  Не будем разорять гнёзда, и шуметь в лесу! ­  Не будем вырывать с корнем грибы, и разорять муравейники! Леса ­  хранители «экологического» здоровья нашего края.  Учитель прикрепляет коллаж на доску, а дети возвращаются на свои  места.  2.Группа ­ А мы подготовили листовку от имени воды.       Течёт река издалека, течёт река, течёт река. Как хорошо, когда река и широка, и глубока! Над ней пышнее облака, свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, и луг прибрежный зеленей! Течёт река, течёт река. Поит поля и города. Несёт  и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне. Вся живность счастлива вполне! 3группа.  ­ Наша группа выпускала листовку в защиту животных.  Мы хотели выступить с призывом  защитить очень редкого зверька –  выхухоль. В настоящее время его численность на Земле сократилась до 25 тысяч особей. Если в ближайшее время не принять  мер, это животное может  исчезнуть! Выхухоль­хохуля, маленький зверек, слышал он  когда­то топот мамонтовых  ног. Но живет с хохулей рядом человек, осушает реки, вырубает лес. Рыбу сетью ловит, а маленький зверек вдруг попался в сети, и выбраться не  смог. Мы летаем в космос, строим Интернет, а помочь хохуле сможем или нет?  Что зверушке нужно? Чистая вода, дом с песком и илом, чтоб была еда.  Пусть сетей не будет, несущих столько бед! Вот тогда и выживет маленький  сосед!  Помоги хохуле каждый патриот. Только лишь в России выхухоль живет! 4группа. ­ Наша группа работала над созданием листовки от имени Земли  Мы приехали на речку воскресенье провести, А свободного местечка возле речки не найти! Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли, Пили квас, консервы ели и конечно песни пели… Отдохнули и ушли! И остались на полянке у потухшего костра: Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки – Словом мусора  гора! Мы приехали на речку понедельник провести, Только чистого местечка возле речки не найти! (С.Маршак)  Другие участники группы держат плакаты: >    В природной среде, бумага разлагается от 2 до 10 лет! >    Консервная банка, более 90 лет! >    Фильтры от сигарет – 100лет! >    Полиэтиленовый пакет более200 лет! >    Пластмасса – 500 лет! >    Стекло – 1000 лет! Помните об этом, прежде чем бросать в лесу использованный пакет или  пластиковую бутылку! Учитель:  Я думаю, что никто из горожан не останется равнодушным к вашим  призывам.  ­ О чём вы сегодня задумались? ­ Какой информацией, полученной сегодня, вам захотелось поделиться?  V. Домашнее задание.  Учитель:  ­ Ежегодно специалисты­экологи, краеведы открывают новые природные  территории и объекты, которые оставались до некоторых пор  неузнанными, неизвестными. Этот поиск необходимо продолжать. Дома,  вместе с родителями продолжите составлять экологическую азбуку и  узнайте  о других особо охраняемых природных объектах. ­  Родители сегодня работали с нами, приглашаю их высказать своё мнение и предложения. Родители ­ Нас порадовали глубокие знания детей в вопросах экологии. Для себя мы сделали много открытий, с удовольствием продолжим  составление экологической азбуки нашего города вместе с детьми.  ­ Мы подготовили экологическую листовку с перечнем особо охраняемых  природных территорий Липецка. Предлагаем внести их в проект нашего  гимназического дневника. Потому что природу нужно охранять,  начиная со  своей малой родины. ­ Сегодня у  нас возникло желание расширить свои знания о заповедных  уголках родного края и в мае мы решили   посетить заповедник  «Воронов  камень» вместе с учениками нашего класса. С этим предложением мы выйдем  на родительское собрание в апреле.   Заключительное слово учителя:  ­ Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее  покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода,  чтобы пить, нам нужна природа, чтобы жить. А  Природа — была и  всегда будет сильнее человека. (Выход детей). 1.Берегите эти земли, эти воды,  Даже малую былиночку любя,  2.Берегите всех зверей внутри природы,  Убивайте лишь зверей внутри себя.  3.Дерево, трава, грибы и птица не всегда умеют защититься.  Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!  Учитель: ­  А чтобы этого не случилось, мы каждому на память о нашей встрече  дарим экологические листовки. (Родители раздают листовки гостям, а дети – участникам других групп). ­ А в конце нашей встречи давайте поставим живую точку и все вместе  встретим нашу гостью!  (Сюрприз! Родители выносят живую сову. Фото на память). Литература 1. Материалы «Сыроежки» – специального экологического выпуска  2. Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик» №15  от 25 июля 2006 года  с.10­11,  с.22,  с.27­28,  с.52  Материалы «Сыроежки» – специального экологического выпуска  Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик» №7 от 9.02.2007 года  с.3­5 3. Материалы «Сыроежки» – специального экологического выпуска  Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик»  № 25  от 9 декабря 2008 года  с.11 4. Я – липчанин /Методическое пособие для классных руководителей 1­11 классов   общеобразовательных   учреждений   города   Липецка/   Издание первое. – 136 стр. Липецк.2011.  Интернет­ источники http://most.tv/news/33034.html В Липецке будут лечить столетний дуб на улице Первомайской (видео)

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

"Экологическая азбука  Липецка". Классный час.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2017