"Экологическая азбука Липецка". Классный час.

  • Мероприятия
  • doc
  • 09.12.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час «Экологическая азбука города Липецка» составлен по технологии интерактивного обучения. Знакомит учащихся с природоохранными территориями и объектами города Липецка, привлекает внимание детей к изучению и сохранению природного наследия родного города, воспитывает экологическую грамотность, способствует развитию патриотических чувств и творческих способностей.
Иконка файла материала Экологическая азбука.doc
Департамент образования администрации города Липецка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка Классный час   «Экологическая азбука Липецка» 3 класс      Автор  разработки:                     Митина Людмила Валерьевна,               учитель начальных классов  МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой  города Липецка г. Липецк 2016«Экологическая азбука Липецка» Цель: Познакомить учащихся с  природоохранными территориями и объектами   города Липецка.  Задачи:  привлечение внимания детей к  изучению и сохранению природного   наследия родного города;  воспитание экологической грамотности;  усиление патриотических качеств личности;  расширение кругозора учащихся;  развитие памяти, речи учащихся;  развитие творческих способностей. Оборудование: Проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись музыки,  иллюстрации с видами Липецка, названия природоохранных объектов.  На столах: 3 конверта с заданиями, ножницы, клей, цветные ручки.  . ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: I этап: МОТИВАЦИЯ – 5 минут  ­ Добрый день, ребята и уважаемые гости!  ­ Сегодня мы продолжим наше путешествие по родному краю и  городу Липецку и откроем новые страницы  его заповедных  уголков.  Сегодня с нами работает группа родителей, которые будут  помогать нам и подведут итоги нашей встречи. ­ Но сначала я предлагаю вам вернуться на 100 лет назад в  Санкт­Петербург и послушать диалог, который состоялся  на  экзамене в институте лесного хозяйства между  преподавателем и студентом.  2 ученика разыгрывают сценку. Преподаватель:  ­ Господин студент,   читайте вопрос. Студент:­ Какие в лесах водятся истребители, наиболее вредные для леса? П. ­  И каков же ваш ответ? С. ­  Думаю, господин профессор, хоботоносец и древоед. П. ­ А насколько мне известно, самые вредные истребители леса вовсе не  хоботоносец и не древоед, а топороносец и хлебоед! С.­ Но, позвольте­с, я о таких вредителях в учебниках не читал… П. ­ Ну, что ж, прошу садиться. Может, ученики гимназии знают, о каком  представителе живой природы  идёт речь? Ученики: ­ Речь идёт о человеке, который вырубает леса. Тем самым уничтожает  больше леса, чем насекомые! Учитель: ­ Вы удовлетворены ответом, господин профессор? (Да)  ­ Извольте присоединиться к нашим ученикам, ваши знания нам сегодня,  понадобятся. ­ Неумолимо движется прогресс. Всё меньше остаётся  на Земле мест,  где не ступала нога человека. Степи ­  стали пашней, поредели леса, а  взамен появились многочисленные города и сёла. Высятся тут и там  трубы промышленных предприятий, разбежались во все стороны  автострады.  ­ Но всё ли в порядке в этом замечательном доме? Ученики:  ­  Происходит  загрязнение окружающей среды отходами производства и  потребления. Люди загрязняют бытовым мусором природу, который  разлагается очень медленно. ­  Запасы пресной воды постоянно сокращаются. Возникла проблема  промышленного и сельскохозяйственного загрязнения воды. ­ Леса  и  парки дают приют и пищу животным, а люди их уничтожили. ­ Люди истребляют животных. Учитель: ­ Какая появилась наука, чтобы помочь человеку спасти природу?  (Экология) ­ Какие два важнейших слова вместило это понятие? Ученики:  Слово «экология» вместило в себя два важнейших для людей слова. В  переводе с греческого языка слово «экос» означает «дом, жилище».  «Логос» в переводе с греческого – «знание».  Учитель: ­  Вот и получается, что экология – это знание, наука о нашем природном  доме.­ Чтобы обобщить полученные ранее знания на уроках окружающего мира  и классных часах по этой теме, предлагаю поработать в группах и  выполнить задание из конверта  №1. Приступаем к работе. II этап: ПОВТОРЕНИЕ, АКТУАЛИЗАЦИЯ – 15 минут 1 группа. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:  ­  Какие организации занимаются вопросами защиты природы?     1. Решением глобальных экологических проблем занимается Гринпис ­  международная общественная природоохранная организация, основанная в  Канаде 45 лет назад.     А  Всемирный фонд дикой природы, символом которого является панда,  поддерживает 1300 природоохранных проектов в мире. 2.  Деятельностью экологических организаций в нашем городе руководит  управление экологии администрации города Липецка. ­ А в нашей школе действует общественное экологическое объединение  «Муравей», которому в следующем году исполняется 10 лет. Ученики  начальной школы ежегодно принимают участие в  акции «Покормите птиц!»,  организованной экологическим отрядом. Учитель:  ­ Ребята, а кто из вас занимается в кружке «Семицветная радуга»  экологического центра «Экосфера»? ­ В чём заключается ваше участие? (ответы детей). Учитель:  А сейчас я приглашаю представителей 2 группы.  2 группа. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: ­ Что такое «Красная книга»? ­ Есть ли такая книга в Липецкой области?  1. К началу 20 века на нашей планете вымерло  150 видов животных. Поэтому люди и создали Красную книгу –   список редких и исчезающих видов живой  природы. Красный цвет – это сигнал тревоги, опасности. Он, предупреждает:  «Может случиться беда»! В книге о каждом животном и растении кратко, сказано всё: насколько  бедственно его положение, в каких краях встречается, по каким причинам  исчезает. А главное – что надо сделать, чтобы уберечь от вымирания.2. В 1997 году вышло в свет первое издание «Красной книги Липецкой  области». А второй том появился через десять лет. За это время ни один  редкий вид животных не исчез. На территории Липецкой области подлежат охране 196 видов животных и 328 видов растений.   3 группа Прочитайте текст и ответьте на вопросы: ­ Что такое заповедник? ­ Какие заповедники Липецкой области вы знаете?  1. Заповедник – особо охраняемая территория, в которой запрещена  хозяйственная деятельность  человека. Природа здесь сохраняется в  естественном состоянии. На территории Липецкой области самыми известными заповедниками  являются Галичья гора, Воронежский государственный природный  биосферный заповедник, дендрологический парк   в Мещёре. 2. Самый маленький заповедник нашей страны «Галичья гора» расположен в   центре Липецкой области, на правом берегу Дона.  А в прошлом году наш класс посетил центральную усадьбу заповедника. В его составе  6 участков. Здесь сохраняются 7 видов насекомых, 4 вида растений и  2 вида грибов, занесенных в Российскую Красную книгу.  Мы увидели такие  реликтовые  растения на альпийской горке как шиверекия  подольская, шлемник­ приземистый, лапчатка донская, эфедра  двуколосковая. А так же познакомились с питомником хищних птиц и  сфотографировались с филином. Учитель:  ­ Спасибо, ребята. А теперь послушаем 4 группу.  4 группа  ­ Прочитать  текст и составить экологический портрет Липецка: 1. Липецк, к сожалению,  входит в десятку городов  по превышению уровня  загрязнения атмосферы. Эти «достижения» являются экологическими  проблемами нашего города. Металлургические комбинаты «Новолипецкий» и  «Свободный сокол»,  сжигают разные виды топлива, поэтому остаются  лидерами в загрязнении воздуха.  2. Предприятия устанавливают современные системы очистки отработанных  газов.   А  на территории НЛМК есть уникальный  уголок  живой природы  «Лебединое озеро». Он насчитывает  420 птиц более 50­ти видов, собранных  со всех континентов. Среди них занесенные в Красную Книгу редкие видыжуравлей, лебедей, гусей, фазанов. ­  Эта  экологическая  лаборатория ­   индикатор состояния окружающей среды на предприятии. Учитель: ­  Что можем добавить мы, липчане, к экологическому портрету города?  Ученики: (Выходим на субботники, благоустраиваем территории дворов и школ,  участвуем в экологической акции «Вместо ёлки – букет», чтобы сохранить  хвойные деревья, Социальная акция «Лохматая душа») Учитель: ­ Чтобы охранять природу нужно знать, какие существуют  особо  охраняемые природные территории (ООПТ) рядом, в твоём городе. ­ Вы можете перечислить их  и объяснить, почему они требуют нашей  заботы? (Нет). ­ Значит, какую цель мы поставим перед собой?  (Узнать, какие природные территории и объекты существуют в нашем  городе и почему они нуждаются в охране.)       Учитель:                                                         ­ Как школьники, открывают азбуку, чтобы научиться читать, откроем и  мы новые страницы  азбуки, но какой? (Экологической)  Значит, тема нашего урока: «Экологическая азбука»  III. Изучение и обсуждение проблемы. Учитель: ­ Чтобы узнать новую информацию  о природных объектах Липецка и  поделиться с другими группами, предлагаю поработать с заданиями в  конверте № 2.  ­ Распределите информацию между членами группы и выступите в роли  историков, биологов, географов, которые тесно связаны с экологами.  Подготовьте мобильные средства связи, кому понадобится Интернет.  Приступайте к работе.  Звучит музыка Работа в группах. 1 группа. Ландшафтно­геологический памятник природы «Низовья Каменного  лога». Учитель:В нашем городе уцелело немало естественных уголков природы. В первую  очередь, это долины рек Липовка и Воронеж, на берегах которых  расположен город. Место питания реки Липовки – «Низовья Каменного  лога»– геологический памятник природы. И я приглашаю первую группу.  1. Историки. Каменный лог начинается от моста на улице Московской и тянется с запада  на восток на 8 км. Он разделяет город на две части.   Каменный лог имеет   причудливую форму.   Почему Каменный лог получил именно такое название? «Каменный» ­ по  выходам известняка, или в просто – «камня».  В известняке можно  обнаружить остатки древних кораллов, морских лилий.  Логом в «Черноземье» именуют длинный и глубокий овраг. Местные жители  использовали камень как строительный материал и мостили им улицы,  использовали для набережной реки Липовки.  2.Биолог.  На склонах Каменного лога растут клён американский, бузина,  ясень, калина. А в трещинах известняковых пластов произрастает папоротник  костенец стенной. На некоторых склонах частично уцелела степная  растительность: пижма, вейник, цикорий, овсяница, костёр. А дубравы,  существововшие в Каменном логу не сохранились. 3. Эколог.  Хозяйственная деятельность человека привела к тому, что сегодня родники, питающие речку, оскудели из­за массового строительства и  чрезмерного забора грунтовых вод. Липовка превратилась в слабый,  периодически исчезающий ручей.  Вытаптывание и выжигание растительности, замусоривание, засыпка склонов,  застраивание прилегающей к логу территории – вот далеко не полный список  негативных воздействий человека на природу.  В 1978 году Каменному  логу был присвоен статус геологического памятника  природы. Учитель:      Участники объединения «Муравей» нашей гимназии провели научно­ краеведческое исследование малой речки Липовки «С голубого ручейка…».  Они ежегодно принимают участие в экологических акциях по очистке  берегов малых рек от твердых бытовых отходов.     Но бывает очень обидно, когда после проведения акции всё повторяется:  и отношение, и безразличие, и грязь, и мусор… Значит мы должны  изменить себя,   Учитель:Велико значение для Липецка его «зелёных лёгких»  ­ лесных массивов,  окаймляющих наш город. Лес – главный хранитель «экологического»  здоровья нашего края.  2 группа.   1.Историк. Основные леса нашей области – дубравы. Они занимают 40 % всех лесов. Возраст их невелик: 45­50 лет. А причина кроется в далёком  прошлом… Коренные дубравы начали вырубать ещё в середине 17 века.  Пострадали они и при строительстве первого русского флота на реке Воронеж и во время Азовских походов Петра 1. Открытие железоделательных заводов  тоже было связано с использованием дубовой древесины.   Так  исчезали леса, оставляя после себя лишь названия – Дубки, Дубравка,  Поддубное, Частая Дубрава, Верхнее и Нижнее Дубовое. Вот что натворили  топороносец  и хлебоед. Учитель:  ­ Какую информацию вы получили о природном объекте, используя сайт  экологического объединения «Муравей»? 2.Эколог. Изучив информацию с сайта экологического объединения "Муравей" мы  узнали, что в нашем городе сохранился столетний дуб на улице  Первомайской. Он является особо охраняемым природным объектом  местного значения. Совсем недавно его спасали экологи, так как в   стволе  образовалось дупло глубиной около метра, сердцевина начала гнить и  сохли   отдельные ветви. А в  2012 году подобному лечению подвергся другой  охраняемый объект — Бархат амурский на территории Евдокиевского  кладбища. Своевременные работы помогли спасти  и продлить жизнь дерева.  http://most.tv/news/33034.html В Липецке будут лечить столетний дуб на улице Первомайской (видео) 1.Историк. А мы узнали, что в нашем городе часть Каменного лога — между улицами  Полиграфической и Катукова — называется Сосновым Лесом. Находится он на правом берегу Липовки, в 19­ом микрорайоне.   Название урочище получило из­за  соснового массива, посаженного в 70­ годы  прошлого века.  2.Биологи. С юга он окружён дубовой аллеей. Вдоль русла Липовки  расположены заросли плакучей ивы. Здесь произрастает редкая сосна  Веймутова.При обследовании «Соснового леса» учёными в его пределах было  обнаружено обитание краснокнижного вида – зимородка. А если есть  зимородок, значит, есть в водоёме и рыба, так как птица  ей питается. 3. Экологи. «Сосновый лес» обступили новые дома, шоссе, всё больше людей  стали ходить на пикники, не убирали мусор. В результате, в северной части и  вовсе вырубили небольшую берёзовую рощу и соорудили на её месте  автостоянку. А в южной части, вплотную к дубовой аллее,  организовали  свалку строительного мусора. Животные постепенно начали уходить из этих  мест. Сохранение этого природного уголка началось с  2005 года. И сейчас  «Сосновый лес» является особо охраняемой природной территорией в черте  города. Здесь запрещено строительство, вырубка деревьев, прокладка дорог. Физкультминутка. Выполним дыхательную гимнастику. Она укрепляет организм и делает его здоровым. Для нашей гимнастики нужен 1кв. м, чтобы стоять и  открытая форточка, чтобы дышать. 3 группа.  1.Биолог. Наш край пересекает с севера на юг река­Воронеж, левый приток Дона.  Здесь обитают 110 видов птиц, зверей и других животных, отнесённых в  Липецкой области к категории редких и находящихся под угрозой  исчезновения. Это серый журавль, филин, белый аист.  А орлан­белохвост и орёл­змееяд, попали на страницы Международной  Красной  книги.  Уникальна и флора долины Воронежа.  В её заводях обнаружены водяной орех чилим и вольфия, которые внесены в  Красную книгу Российской Федерации.  2. Биолог.  Там, где река Матыра впадает в Воронеж, находится  памятник природы  Митрохин угол. Среди растений  здесь встречаются исчезающие виды: лесная рожь, тюльпан Бибирштейна,  кувшинки.  Здесь живут  большие выпи и рыжие цапли, малые погоныши, кулики,  веретенники. Наиболее редким обитателем памятника природы Митрохин  угол является  выхухоль. Зверёк – один  из древнейших млекопитающих,  который обитает в Евразии вот уже 5 миллионов лет. Эколог.  Выхухоли могут жить только в очень чистой воде, поэтому  присутствие в водоеме этих зверьков служит индикатором его экологического благополучия. Выхухоль находится под угрозой исчезновения и занесён  воо Международную Красную книгу, Красную книгу России, Красную книгу  Липецкой области.  Учитель: Многие жители Липецка начинают познавать  природу именно  в городских парках – во время своих первых в жизни прогулок. А потом мы  вспоминаем эти счастливые минуты…  Я приглашаю вас на прогулку в Быханов сад!  Под музыку  видеоряд Быханова парка.  Учитель:  ­ А более подробно рассказать о нашем любимом уголке я приглашаю  учеников 4 группы.  1.Историк.  Парк «Быханов сад» был основан в конце 19 века уроженцем  Липецка и известным садоводом — Василием Васильевичем Быхановым.  На  территории парка выращивались плодовые и декоративные деревья,  кустарники. В наше время парк подвергся значительной вырубке и пришёл в  запустение. К сожалению, Быхановы в нашем крае почти забыты. Память о  них сохранилась лишь в нескольких названиях: Быханова аллея в Нижнем  парке и сам Быханов парк. В 1968 году парк был восстановлен и назван  Комсом льским, а 30 июня 1993г. парк переименовали в парк «Бых нов сад». 2.Биолог. Учитывая, что Липецк ­ город с развитой промышленностью, в  парке высаживаются деревья и кустарники с высокой устойчивостью к  атмосферному загрязнению.  В нашем парке растут декоративные деревья—  экзоты, такие как ель колючая, сибирская яблоня ягодная, южно­европейская  скумпия, гибрид тополя и осины, каштаны.  Места  их в распространения в  природе находятся на разных континентах. А в нашем парке они прекрасно  уживаются. А визитная карточка нашего парка – необыкновенно красивые  еловые аллеи. Кроме того, на территории парка живёт ряд видов птиц:  горлица кольчатая, поползень, рябинник, свиристель, стриж чёрный.  Эколог. Быханов сад ­ это островок спасения среди шумного потока людей и  машин в центре города.  Мы проводим в нашем любимом парке много времени: это  школьные дни  здоровья,  прогулки в летнем лагере, уроки физкультуры. А можно  просто  прийти в парк и отдохнуть в летний зной, а зимой покататься на лыжах. Значит, мы должны быть особенно внимательны к природе и сохранить его  для липчан. Здесь нельзя мусорить, разводить костры, ломать деревья и   вытаптывать газоны.  Учитель. Мы познакомились только с некоторыми  охраняемыми  объектами   Липецка и чтобы их сберечь, необходимо привлечь внимание всех жителей  нашего города к проблеме охраны окружающей среды и  ко всей природе в  целом. IV. РЕФЛЕКСИЯ (Подведение итогов) аоПредлагаю вам выполнить задание в группах  и подготовить коллаж в  защиту воды, земли, животных, растений с просьбой о помощи. А вместе  с вами будут работать и родители. Возьмите  Конверт №3.  Звучит песня Ю. Антонова «Живёт на свете красота» Родители помогают составлять коллаж. Учащиеся представляют  работы своих групп, выявляют связь между деятельностью человека и  изменениями в природе.  Работа в группах. Учитель:  Я приглашаю ребят, которые выпускали листовку в защиту лесов.  1группа.  Мы предлагаем  вашему вниманию листовку в защиту лесов.  Часто мы видим в лесу и по берегам водоёмов сотни машин и тысячи  отдыхающих.  Сколько случаев, когда от непотушенного огня, брошенной сигареты  загорался лес! По данным мировой статистики, 97% всех лесных пожаров  происходит по вине людей.  Другие члены группы держат плакаты:  ­ Не будем рвать цветы, и ломать деревья!  ­  Не будем разорять гнёзда, и шуметь в лесу! ­  Не будем вырывать с корнем грибы, и разорять муравейники! Леса ­  хранители «экологического» здоровья нашего края.  Учитель прикрепляет коллаж на доску, а дети возвращаются на свои  места.  2.Группа ­ А мы подготовили листовку от имени воды.       Течёт река издалека, течёт река, течёт река. Как хорошо, когда река и широка, и глубока! Над ней пышнее облака, свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, и луг прибрежный зеленей! Течёт река, течёт река. Поит поля и города. Несёт  и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне. Вся живность счастлива вполне! 3группа.  ­ Наша группа выпускала листовку в защиту животных.  Мы хотели выступить с призывом  защитить очень редкого зверька –  выхухоль. В настоящее время его численность на Земле сократилась до 25тысяч особей. Если в ближайшее время не принять  мер, это животное может  исчезнуть! Выхухоль­хохуля, маленький зверек, слышал он  когда­то топот мамонтовых  ног. Но живет с хохулей рядом человек, осушает реки, вырубает лес. Рыбу сетью ловит, а маленький зверек вдруг попался в сети, и выбраться не  смог. Мы летаем в космос, строим Интернет, а помочь хохуле сможем или нет?  Что зверушке нужно? Чистая вода, дом с песком и илом, чтоб была еда.  Пусть сетей не будет, несущих столько бед! Вот тогда и выживет маленький  сосед!  Помоги хохуле каждый патриот. Только лишь в России выхухоль живет! 4группа. ­ Наша группа работала над созданием листовки от имени Земли  Мы приехали на речку воскресенье провести, А свободного местечка возле речки не найти! Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли, Пили квас, консервы ели и конечно песни пели… Отдохнули и ушли! И остались на полянке у потухшего костра: Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки – Словом мусора  гора! Мы приехали на речку понедельник провести, Только чистого местечка возле речки не найти! (С.Маршак)  Другие участники группы держат плакаты: >    В природной среде, бумага разлагается от 2 до 10 лет! >    Консервная банка, более 90 лет! >    Фильтры от сигарет – 100лет! >    Полиэтиленовый пакет более200 лет! >    Пластмасса – 500 лет! >    Стекло – 1000 лет! Помните об этом, прежде чем бросать в лесу использованный пакет или  пластиковую бутылку! Учитель:  Я думаю, что никто из горожан не останется равнодушным к вашим  призывам.  ­ О чём вы сегодня задумались?­ Какой информацией, полученной сегодня, вам захотелось поделиться?  V. Домашнее задание.  Учитель:  ­ Ежегодно специалисты­экологи, краеведы открывают новые природные  территории и объекты, которые оставались до некоторых пор  неузнанными, неизвестными. Этот поиск необходимо продолжать. Дома,  вместе с родителями продолжите составлять экологическую азбуку и  узнайте  о других особо охраняемых природных объектах. ­  Родители сегодня работали с нами, приглашаю их высказать своё мнение и предложения. Родители ­ Нас порадовали глубокие знания детей в вопросах экологии. Для себя мы сделали много открытий, с удовольствием продолжим  составление экологической азбуки нашего города вместе с детьми.  ­ Мы подготовили экологическую листовку с перечнем особо охраняемых  природных территорий Липецка. Предлагаем внести их в проект нашего  гимназического дневника. Потому что природу нужно охранять,  начиная со  своей малой родины. ­ Сегодня у  нас возникло желание расширить свои знания о заповедных  уголках родного края и в мае мы решили   посетить заповедник  «Воронов  камень» вместе с учениками нашего класса. С этим предложением мы выйдем  на родительское собрание в апреле.   Заключительное слово учителя:  ­ Не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее  покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода,  чтобы пить, нам нужна природа, чтобы жить. А  Природа — была и  всегда будет сильнее человека. (Выход детей). 1.Берегите эти земли, эти воды,  Даже малую былиночку любя,  2.Берегите всех зверей внутри природы,  Убивайте лишь зверей внутри себя.  3.Дерево, трава, грибы и птица не всегда умеют защититься.  Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!  Учитель: ­  А чтобы этого не случилось, мы каждому на память о нашей встрече  дарим экологические листовки. (Родители раздают листовки гостям, а дети – участникам других групп).­ А в конце нашей встречи давайте поставим живую точку и все вместе  встретим нашу гостью!  (Сюрприз! Родители выносят живую сову. Фото на память). Литература 1. Материалы «Сыроежки» – специального экологического выпуска  2. Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик» №15  от 25 июля 2006 года  с.10­11,  с.22,  с.27­28,  с.52  Материалы «Сыроежки» – специального экологического выпуска  Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик» №7 от 9.02.2007 года  с.3­5 3. Материалы «Сыроежки» – специального экологического выпуска  Липецкой областной детской газеты «Золотой ключик»  № 25  от 9 декабря 2008 года  с.11 4. Я – липчанин /Методическое пособие для классных руководителей 1­11 классов   общеобразовательных   учреждений   города   Липецка/   Издание первое. – 136 стр. Липецк.2011.  Интернет­ источники http://most.tv/news/33034.html В Липецке будут лечить столетний дуб на улице Первомайской (видео)