Тема: экологический калейдоскоп
Цель- повышение уровня экологической культуры обучающихся с у/о (интеллектуальными нарушениями).
Задачи – систематизировать представления обучающихся с у/о об экологии и её роли в жизни людей;
- повышать уровень экологической грамотности;
- совершенствовать навыки поведения в природе;
расширять знания бучащихся об экологических проблемах, их опасностях для жизни земле.
- формировать личностные ориентиры направленные на бережное отношение к природе,
I. Организационный момент
Положительная мотивация (голоса птиц, аудио)
II. Основной этап
1. Сообщение темы и целей урока Слайд 1-2
Человечество знает достаточно много о планетах солнечной системы: о холодном Марсе, о мёртвой Луне, о кипящей Венере. И только наша планета-Земля является исключительной прекрасной среди всех планет Солнечной системы.
(Учитель демонстрирует фотоиллюстрации красивых уголков природы, которые заранее были расположены на доске)
В последнее время мы всё чаще говорим, что наша планета серьёзно болеет. Случилось это по вине людей. Теперь болезнь природы угрожает жизни самого человека. Сегодня мы с вами еще раз озвучим проблемы природы. Уточним вопросы:
- какая наука занимается охраной природы;
- как человек должен вести себя в природе; -
- как сделать нашу планету здоровой..
Тема сегодняшнего урока « экологический калейдоскоп»
Цель нашего мероприятия научить вас, ребята, правильному поведению в природе.
2. Беседа с учащимися
- поднимите руки. кто из вас знаком с словом экология?
- что оно обозначает?
3. Рассказ учителя
Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме. Экология - сложная наука, которая использует знания из многих других наук: географии, биологии, климатологии. Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету.
Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю СЛАЙД 3 строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении – SOS. Слайд 4
- Кто знает, что означают эти три буквы?
4. Формирование сведений об экологической катастрофе
( Учитель демонстрирует слайды, а учащиеся предлагают варианты ответа на вопрос «Что произошло с природой и, кто в этом виноват?» Затем учитель и учащиеся делают микро - вывод)
_Какую проблему вы видете на слайде?
1) Загрязнение природы отходами Слайд 5
Проблема отходов признаётся учёными одной из самой главных и трудных. Горы отходов изуродовали леса, луга и реки. Учёные считают, что человек обязан не вываливать груды разовой посуды и упаковочных материалов, и работают над изготовлением этих предметов на бумажной основе, которые не так вредны в природе.
Какая экологическая проблема обозначена здесь?
2) Загрязнение воды Слайд 6-7-8
Проблема чистой воды в настоящее время приобрела мировое значение. Чистая питьевая вода стала дефицитом.
Проблемв на этом слайде?
3) Пожары Слайд 9
Много лесов погибает из-за пожаров. Большая часть пожаров происходит по вине человека.
4) Вырубка лесов Слайд 10
Вырубленный лес не восстанавливается. На его месте появляется безжизненная пустыня. Жителям леса некуда деваться, и они многие погибают. Чтобы вырастить новый лес, нужно ждать 15 – 20 лет.
Здеь?
5) Высыхание водоёмов Слайд 11
Из-за неправильного хозяйствования многие реки и озера стали меньше, и поэтому многие животные, населяющие водоёмы, из-за недостатка воды умирают.
6) Истребление цветов Слайд 12
Когда человек собирает букет, то выбирает самые лучшие, красивые и крупные, а семена остаются худшие. Происходит вырождение цветов. Сорванные цветы быстро вянут. Если цветы исчезнут, то природа обеднеет.
7) Загрязнение воздуха дымом и выхлопными газами
Слайд 13-14
На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём.
Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.
Вывод: Мы на основе фактов из нашей жизни выявили проблемы экологии. Экологические проблемы – важнейшие проблемы на Земле.
Наш президент своим указом от 5 января 2016 « о проведении в Российской Федерации Года экологии»
Чтобы сохранить планету чистой, мы должны разумно хозяйствовать на Земле, потому что каждому из нас приятно видеть красивое дерево, купаться в прозрачной воде, дышать свежим воздухом. Чистота начинается с нас самих. СЛАЙД 15
IV Обобщающий этап Слайд 16-17-18-19-20
1. Составление таблицы СЛАЙД 21
Положительное влияние человека
1. Сажать деревья
2. Строить очистительные сооружения
3. Охранять и разводить вымирающих животных
4. Утилизировать отходы
5. Убирать мусор в лесу
V Итоговый этап. Слайд 22
Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и нуждается в нашей помощи. Я уверена, что сегодняшний материал, заставит вас задуматься о том, как легко разрушить всё прекрасное на планете и как трудно восстановить богатство Земли.
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять
Она, как мы, такая же живая!
5. Просмотр сказки об экологии
Рефлексия. Викторина «Знатоки природы»
Викторина по экологии «Знатоки природы»
Цель: Систематизировать знания детей о природе.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.
2. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.
4. Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.
5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Ход викторины
Учитель: Готовы мы сегодня поиграть?
Готовы вместе о природе рассуждать?
Ответы детей.
Учитель: Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.
1. Кого называют царем зверей? (лев)
2. Лошадь в тельняшке? (зебра)
3. Кто является санитаром леса? (дятел)
4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)
5. Самое упрямое животное. (осёл)
6. У какого животного самая длинная шея (жираф)
Учитель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.
1. Конкурс «Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это … звери.
Берёза, сосна, дуб, липа – это … деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это … птицы.
Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это … .ягода.
Опята, маслята, рыжики, грузди – это … грибы.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это … цветы.
2. Конкурс «Загадаю-отгадайте»
1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)
2. Какие грибы растут на пнях? (опята)
3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)
4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)
5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
6. Какое дерево называют «русской красавицей? » (берёза)
7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)
8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)
3. Конкурс «Отгадай загадки».
а) Зимой спит – летом ульи ворошит. (медведь)
б) Кто на себе свой дом носит? (улитка)
в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (ёж)
г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу. (белка)
д) Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык! (заяц)
е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный? (волк)
4. Конкурс «Угадайте по описанию».
“У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.
«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».
Подсказка: Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину. Ответ: медведь.
5. Узнай время года по стихотворению.
а) Завтра утром в лес пойдём.
И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)
б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)
в) И светла, и широка наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)
г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)
6. Игра «Собери Цветок»
Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье:
Любите родную природу – озёра, леса и поля.
Это наша с вами родная земля!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.