Муниципальное учреждение дополнительного образования
Районный центр внешкольной работы (МБУ ДО РЦВР)
346374, Ростовская область, Красносулинский район, х. Пролетарка, пер. Школьный д. 1
Конкурс методических материалов социально-экологической направленности в рамках Всероссийского экологического детского фестиваля «ЭКОДЕТСТВО»
Номинация Конкурса: «Досуговые мероприятия»
Возрастная группа участников мероприятия 5-11 классы
Экологический десант «Чистый родник»
Автор: Ряжских Ираида Борисовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель детского объединения «Сударушка».
Красносулинский район
2017 г.
Оглавление
1 |
Тезисы |
стр. 3 |
2 |
Сценарий экологического десанта «Чистый родник» |
стр. 4 |
3 |
Часть 1. В кабинете |
стр. 5 |
4 |
Часть 2. По дороге к роднику |
стр. 7 |
5 |
Часть 3. У родника |
стр. 8 |
6 |
Часть 4. По дороге в кабинет |
стр. 10 |
7 |
Выводы |
стр. 10 |
8 |
Литература |
стр. 10 |
9 |
Фото-отчет экологического десанта «Чистый родник» |
стр. 11 |
10 |
Приложение (Участие в муниципальном конкурсе поделок из бросового материала «Время перевоплощений) |
стр. 20 |
Тезисы
Актуальность: Злободневной проблемой сегодняшнего дня является тема питьевой воды, её чистоты и мирового запаса. Первым шагом к защите всей воды должна стать защита родников и речек.
Издавна родники пользуются особенным вниманием и любовью не только потому, что они дают начало большим и малым рекам, а скорее за удивительно вкусную, чистую, прозрачную воду, которую нельзя сравнить ни с чем. Веками из поколения в поколение передавалась любовь к родникам. Но в последнее время мы забыли о них, хотя состояние подземных вод уже требует человеческой заботы. Судьба источников в руках человека.
Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды. В этот день ребята из детских объединений Красносулинского МБУ ДО РЦВР принимают активное участие в природоохранной и экологической деятельности, совершают экологические десанты «Чистый родник» и «Чистый ручей». Целью этих мероприятий является показать детям важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека.
Содержание мероприятия: 22 марта 2017 года воспитанники детского объединения «Сударушка» (5-11 классы) в количестве 15 человек под руководством педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Ряжских Ираиды Борисоны совершили поход к роднику поселка «Пригородный». Их главной задачей была уборка от мусора прилегающей к роднику территории. Кстати сказать, мусора у родника за год скопилось немало, было собрано семь больших пакетов с пустыми пластиковыми бутылками, консервными банками, целлофановыми и бумажными пакетами, обрывками газет и т.д. Уборка территории родника прошла дружно и слажено, где каждый участник экологического десанта внёс свой посильный вклад в очистку природного объекта от бытовых отходов.
Пока дети убирали территорию родника «костровые» испекли картошку. Убрав территорию родника и немного устав от проделанной работы, ребята решили подкрепиться всем тем, что заботливо им дали в дорогу родители и, конечно же, горячей печеной картошечкой. Затем были игры, поиск первых весенних цветов и фото на память.
Неожиданно дети нашли в кустах одинокого новорожденного ягненка. Конечно же, всех интересовал вопрос – чей этот ягненок и что с ним делать? Выяснилось, что недалеко от родника находится частная ферма по разведению овец. Там не заметили появления на свет ягненка и очень обрадовались новому пополнению отары овец.
Выводы: Приняв участие в акции «Чистый родник», воспитанники детского объединения «Сударушка» тем самым сделали доброе дело для всех жителей поселка Пригородный, а также для всех жителей города Красного Сулина, так как за родниковой водой приезжают многие горожане.
Ребята убрали весь мусор, выступивший из-под снега после долгой зимы и своего пребывания на природе, тщательно затушили разведенный костер, многое узнали об экологических проблемах, связанных с водой и родниками. В конце акции юные экологи пришли к мнению, чтобы всегда была чистая вода в этом источнике, нужно установить щит с текстом «Не загрязняйте родник – источник жизни!».
Дети получили огромный запас положительных эмоций от экологического десанта «Чистый родник», пополнили знания о воде, родниках и экологических проблемах, весело провели время на открытом воздухе, а потом набрали вкусной воды и довольные отправились в РЦВР.
Следующей весной дети снова придут к роднику убрать от мусора его территорию, что бы родник мог радовать чистой, прохладной, вкусной водой всех желающих!
По итогам экологического десанта воспитанники детского объединения «Сударушка» выпустили экологическую стенгазету «Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России!» и приняли участие в муниципальном конкурсе поделок из бросового материала «Время перевоплощений».
Сценарий экологического десанта «Чистый родник»
Цель:
- формировать ценностное отношение детей к природному и культурному наследию своего родного края как части наследия страны;
- способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи на основе познания природы родного края, сохранения культурного и исторического наследия в бассейнах великих и малых российских рек, внесение посильного вклада в улучшение экологической обстановки в районе проживания и родном городе.
Задачи:
- развивать у детей умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации;
- умение работать командой, соревноваться.
Планируемые достижения детей:
- усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру;
- понять важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;
- усвоить, что в исчезновении родников виноваты люди;
- учиться защищать природные ресурсы;
- развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование: ноутбук, презентация, 2 ложки, 2 тарелки, мешки для мусора, перчатки.
Предварительная работа: детям предлагается самостоятельно подготовить выступления и презентации на следующие темы:
- Что такое экология?
- Выучить стихотворение о роднике.
- Что такое вода?
- Что такое родник?
- Как сделать родник чистым?
- Зачем сохранять родник чистым?
- Выучить стихотворения о воде и родниках
Место проведения: Родник поселка «Пригородный». Мероприятие проходит в 4 этапа: в кабинете, по дороге к роднику, у родника, по дороге в кабинет.
Направление: экологическое
Аудитория: учащиеся 5-11 классов
Дата проведения: 22 марта 2017 года
Время: 180 минут (30 минут в кабинете; 15 минут по дороге к роднику; 120 минут около родника; 15 минут по дороге в кабинет).
Последующая работа: Выпуск экологической стенгазеты «Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России» и участие в муниципальном конкурсе поделок из бросового материала «Время перевоплощений».
Часть 1. В кабинете
Чтение стихотворения ребенком:
Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах.
Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.
Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник... И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова...
Педагог: О чем пойдет речь на занятии?
Ответы детей: Об одном из богатств нашей планеты – о родниках.
Педагог: Итак, какова тема нашего занятия?
Ответы детей: Экологический десант в природу.
Педагог: А куда совершаем мы наш экологический десант?
Ответы детей: Нас сегодня будет интересовать родник.
Педагог: Определите цель занятия?
Ответы детей: Поговорить о воде, о ее пользе, дать определение родника, посмотреть на экологические проблемы.
Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим о самом необыкновенном чуде на Земле – воде, о её назначении и об экологической культуре людей.
Чтение стихотворения ребенком:
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –
Это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,
С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,
Загрязняем её, отравляем её, убиваем…
Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?
Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,
И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,
И от белого Солнца готова башка расколоться…
Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!
Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,
Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт…
Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,
Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.
Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
Королев А.В. 1983 г.
Педагог: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете». Так говорил о воде А. де Сент-Экзюпери.
Да, вода – сама жизнь. Всем: животным, растениям, людям нужна вода. Без воды жизнь на Земле невозможна. Человек использует воду и в быту и на производстве. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать фабрики и заводы. Домой к людям вода приходит из рек. А откуда же берётся вода в реке?
Ответы детей: Многие реки, даже большие, начинаются с маленьких ручейков, которые вытекают из родников. Значит, родники являются родиной, местом рождения рек.
Педагог: Так для чего нам нужна вода?
Ответы детей: Вода играет самую важную роль во всех наших физиологических процессах. Наши почки пропускают через себя до 20 литров воды в день, а сердце сокращается до 100 000 раз в сутки и пропускает через себя около 7 570 литров крови, так же состоящей из воды.
Педагог: А теперь представьте, какой идеально чистой должна быть вода. А мы пьём воду из крана, которая просто не пригодна для питья! Одним словом день за днём отравляем свой организм. Учёные пришли к выводу, что более 80 % смертей, особенно среди детей, происходят из-за потребления некачественной воды!
Педагог: Что такое родник?
Ответы детей: Родник - водный источник, текущий из глубины земли. Вода, попадая на землю в виде дождя или снега, просачивается через почву, песок, фильтруется, очищается. Над пластами пород, не пропускающими воду, такими как глина, камни, находится водоносный слой, в котором заключены грунтовые воды. Вода, встречая преграду, пробивается наружу, образуя родник. Родниковая вода имеет правильную структуру живой воды, т.к. она проходит в родниковой жиле многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, кластеры молекул воды разбиваются, вода идеально фильтруется. Химический состав родниковой воды сбалансирован самой природой.
Педагог: Какая наука учит бережно относиться к природным богатствам?
Ответы детей: Экология.
Часть 2. По дороге к роднику
По дороге к роднику педагог ведет с ребятами беседу, загадывает загадки
Загадки:
Без пути и без дороги В тучах прячется, во мгле,
На дворе переполох –
Мягкий он, а не подушка, Белый он, а не пушок, Он холодный, как лягушка, А согреешь – ручей. (Снег)
Кругом вода, а с питьём беда! (Море)
|
Много этого добра Возле нашего двора, А рукою не возьмёшь И домой не принесёшь? (Туман)
Шириною широко,
Молодые березки
|
А знаете ли Вы что…
Часть 3. У родника
Педагог: Ребята, сегодня мы пришли в необычное место, волшебное: по своей красоте, первозданной чистоте. Где мы?
Ответы детей: Мы у родника.
Педагог: Что такое родник?
Ответы детей: Родник - естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).
Педагог: Как он образовался?
Ответы детей: Идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником. Родник, из которого вытекает маленький ручей, может быть началом реки.
Педагог: Какие бывают родники? Каким является этот?
Ответы детей: Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими и постоянно действующими и др. По температуре родники делятся на холодные, тёплые, горячие, кипящие. Данный родник нисходящий, холодный.
Педагог: Почему вода в роднике называется «живой»?
Ответы детей: Родниковая вода называется «живой» водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется. Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий. Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность. Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае мы говорим о родниках и ключах, во втором – об источнике минеральных вод.
Педагог: Какого санитарное состояние этого родника?
Ответы детей: Санитарное состояние родника на момент обнаружения – не удовлетворительное. Донце и русло грязные, как и вода. Вокруг родника обнаружен хозяйственный мусор: полиэтиленовые бутылки, пакеты, бумага.
Педагог: А почему многие родники исчезают? Кто в этом виноват?
Ответы детей: Они загрязняются, а загрязняют их люди бытовыми отходами, моют машины и многое другое.
Учитель дополняет ответы детей по ходу всей беседы
Педагог: Что делать?
Ответы детей: Очистить территорию вокруг родника.
Дети собирают мусор в пакеты, для того чтобы унести с собой в РЦВР, устанавливают щит «Не загрязняйте родник – источник жизни!». Некоторые из ребят разводят костер и запекают картошку. Убрав территорию родника и немного устав от проделанной работы, ребята располагаются у костра, чтобы поджарить хлеб, сало, сосиски и решают подкрепиться всем тем, что заботливо положили им родители и, конечно же, горячей печеной картошечкой. Затем следуют игры, конкурсы и фотографирование на память, уборка мусора после пребывания на природе и тщательное тушение разведенного детьми костра.
Игра «Водоносы»
Цель игры: формирование и развитие навыков аккуратности, осторожности, внимательности, умения «держать себя в руках», точности движений.
Оборудование: при условии, если соревнуются между собой две команды, потребуется, четыре пластмассовые или железные либо алюминиевые миски, две из которых наполнены водой, а две — пустые, две столовые ложки из нержавеющей стали или алюминия, можно деревянные.
Ход игры: Одновременно в соревновательной эстафете принимают участие все дети. Через несколько шагов, на небольшом расстоянии от команды, устанавливаются первая (с водой) и вторая пустая миска. Ведущий раздает каждой команде по одной ложке, объясняя правила игры и поздравляя их с тем фактом, что они теперь стали почетными водоносами. По правилам, игрок должен набрать в ложку воды, а затем осторожно, чтобы не расплескать ее, держа ложку за ручку, на вытянутой руке донести ее до пустой миски и вылить в нее воду. Причем по условиям не разрешается помогать себе другой рукой, чтобы придержать ложку: действовать следует лишь одной рукой. Затем, вернувшись к команде, передать ложку следующему игроку, который снова наберет воды и проделает то же самое вплоть до того момента, пока не закончится вода в первой миске.
Побеждает та команда, которая не только быстрее по времени переносил всю воду, но и меньше всего ее прольет.
Педагог: Вода - одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Одним из источников пресной чистейшей воды является родник. Ребята, как нужно охранять родники?
Ответы детей: Вода украшает нашу природу. Её нужно беречь от загрязнения! Экономить её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.
Чтение стихотворения ребенком:
В
природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает - и снова в поход.
По
горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.
Вокруг
оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда -
Эта волшебница, чудо - вода!
Часть 4. По дороге в кабинет
Педагог: Ребята, продолжите предложение:
- Я сегодня задумался…
- Я сегодня узнал…
- Меня удивило…
- Я сделал вывод…
Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес…». О чем говорил Пришвин? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, вы поняли, каким богатством владеете? Тогда научитеь
защищать родник, ведь над его водой нависла угроза – загрязнение.
Чтение стихотворения ребенком:
Чиста,
прозрачна и легка
Вода малютки - родника,
В жару готов он напоить
И путника, и зверя.
Его должны мы сохранить,
Не дать засохнуть, засорить,
Я в это твердо верю.
Выводы:
Приняв участие в акции «Чистый родник», воспитанники детского объединения «Сударушка» тем самым сделали доброе дело для всех жителей поселка Пригородный, а также для всех жителей города Красного Сулина, так как за родниковой водой приезжают многие горожане.
Ребята убрали весь мусор, выступивший из-под снега после долгой зимы и своего пребывания на природе, тщательно затушили ими же разведенный костер, многое узнали об экологических проблемах, связанных с водой и родниками. В конце акции юные экологи пришли к мнению, чтобы всегда была чистая вода в этом источнике, нужно установить щит с текстом «Не загрязняйте родник – источник жизни!».
Дети получили огромный запас положительных эмоций от экологического десанта «Чистый родник», пополнили знания о воде, родниках и экологических проблемах, весело провели время на открытом воздухе, а потом набрали вкусной воды и довольные отправились в РЦВР.
Следующей весной дети снова придут к роднику убрать от мусора его территорию, что бы родник мог радовать чистой, прохладной, вкусной водой всех желающих!
По итогам экологического десанта воспитанники детского объединения «Сударушка» выпустили экологическую стенгазету «Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России!» и приняли участие в муниципальном конкурсе поделок из бросового материала «Время перевоплощений».
Литература:
1. Шепелёва, Миронова «Классные часы», изд. «Учитель»
2. Чередниченко «Экология. Внеклассные мероприятия», изд. «Учитель»
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир», изд. ООО «Издательство АСТ
4. http://biouroki.ru/material/voprosi/chelovek.html
Фото-отчет экологического десанта «Чистый ручей»
Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды. В этот день ребята из детских объединений Красносулинского МБУ ДО РЦВР принимают активное участие в природоохранной и экологической деятельности, совершают экологические десанты «Чистый родник» и «Чистый ручей». Целью этих мероприятий является показать детям важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека.
22 марта 2017 года воспитанники детского объединения «Сударушка» (5-11 классы) в количестве 15 человек под руководством педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Ряжских Ираиды Борисоны совершили поход к роднику поселка «Пригородный». Их главной задачей была уборка от мусора прилегающей к роднику территории. Кстати сказать, мусора у родника за год скопилось немало – было собрано семь больших пакетов с пустыми пластиковыми бутылками, консервными банками, целлофановыми и бумажными пакетами, обрывками газет и т.д.
Уборка территории родника прошла дружно и слажено,
где каждый участник экологического десанта внёс свой посильный вклад в
очистку природного объекта от бытовых отходов.
Пока дети убирали территорию родника «костровые» испекли картошку.
Убрав территорию родника и немного устав от проделанной работы,
дети расположились у костра, чтобы поджарить хлеб, сало и сосиски.
Ребята решили перекусить всем тем, что заботливо им дали в дорогу
родители и, конечно же, горячей печеной картошечкой.
Затем были игры, поиск первых весенних цветов и фото на память.
Неожиданно дети нашли в кустах одинокого новорожденного ягненка.
Конечно же, всех интересовал вопрос – чей этот ягненок и что с ним делать?
Выяснилось, что недалеко от родника находится частная ферма по разведению овец.
Там не заметили появления на свет ягненка и очень обрадовались новому пополнению.
Дети получили огромный запас положительных эмоций от экологического десанта
«Чистый ручей».
Они осознают, каким богатством владеют и учатся защищать родник от загрязнения.
Приняв участие в акции «Чистый родник», воспитанники детского объединения «Сударушка» тем самым сделали доброе дело для всех жителей поселка Пригородный, а также для всех жителей города Красного Сулина, так как за родниковой водой приезжают многие горожане.
Ребята убрали весь мусор, выступивший из-под снега после долгой зимы и своего пребывания на природе, тщательно затушили ими же разведенный костер, многое узнали об экологических проблемах, связанных с водой и родниками. В конце акции юные экологи пришли к мнению, чтобы всегда была чистая вода в этом источнике, нужно установить щит с текстом «Не загрязняйте родник – источник жизни!».
Дети получили огромный запас положительных эмоций от экологического десанта «Чистый родник», пополнили знания о воде, родниках и экологических проблемах, весело провели время на открытом воздухе, а потом набрали вкусной воды и довольные отправились в РЦВР.
Следующей весной дети снова придут к роднику убрать от мусора его территорию, что бы родник мог радовать чистой, прохладной, вкусной водой всех желающих!
По итогам экологического десанта воспитанники детского объединения «Сударушка» выпустили экологическую стенгазету «Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России!» и приняли участие в муниципальном конкурсе поделок из бросового материала «Время перевоплощений».
Приложение
Участие в муниципальном конкурсе поделок из бросового материала
«Время перевоплощений»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.