Статья
«Только тут понимаешь, как
Может быть несчастлив человек
И как безнадёжно он несчастлив,
Лишённый земли, воды, леса-
Всей отрады вечной красоты и
Благодати невыдуманной жизни».
Государственный Федеральный Закон «Об образовании» рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В связи с этим в нашей стране разработан единый государственный стандарт, который позволяет системно и целенаправленно выстраивать содержание и вариативность, функционирование и развит.
Образовательный стандарт определяет цель образования в период дошкольного детства – развитие собственной внутренней жизни ребёнка, обеспечивающих готовность к школьному периоду на основе создания условий развития, обеспечивающих физическое, психическое и нравственное здоровье детей дошкольного возраста.
В концепции дошкольного образования ведётся речь о личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком, исходя из кардинальной трактовки процессов воспитания: воспитывать- значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей, формировать ценностные основы отношения к действительности: отношение к природе, отношение к «рукотворному миру».отношение к явлениям общественной жизни (отношения к другим людям), отношение к самому себе.
Нужно, чтобы ребёнок ощутил себя частичкой общества, природы, чтобы понял, что тоже может творить ценное, вечное.
Взаимоотношение человека с природой- актуальный вопрос современности. В публикациях последних лет отмечено экономическое неблагополучие в нашей стране. Нарушения природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшиеся в результате интенсивной производственной деятельности. Угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Мир у порога нового века. Каким он будет- во многом зависит и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей –будущих создателей новой жизни. От этих основ будет зависеть духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по своей сути имеют один общий корень и могут быть сведены к общей проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создаёт вокруг себя, что определяет, характеризует человека и общество прежде всего? Его невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания. В приложении к человеку это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовность и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека, его образ жизни, поступки зависят от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чём видит смысл жизни и своё человеческое назначение. Отсюда следует, многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекающие из проблем культуры и недостаточной воспитательно – образовательной работы, признанной формировать у населения страны правильное отношение к природе. И формировать такое отношение надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым –уже у детей, т.е. на этапе когда закладываются основы человеческой деятельности, её позиции, мировоззрения.
«На всём пути воспитания и обучения человека – от детского сада до вузов и высших школ – экологические знания должны иметь высший приоритет, - пишет биолог А. Яблоков- Только так можно воспитать человека, способного общаться с природой, так, чтобы не превратить её в загнанную лошадь. Осознание серьёзных экологических опасностей должно нам помочь верно мыслить и верно действовать».
Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выражается в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.
Для того, чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя. Поэтому культурно –экологическое воспитание и образование в целом должно быть ориентировано на создание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом и творческом плане. Само слово воспитание говорит нам об особом питании души и сердца ребёнка высокими образами Истины, Добра и Красоты. И первое место в воспитании должно принадлежать Красоте, раскрытию в ребёнке восприятия Красоты, т.к. Красота возвышает и облагораживает человека, несёт то человечное, мудрое, доброе, что так всем нам необходимо сегодня! Образы Красоты, которыми мы окружаем ребёнка, которыми наполним его сердце и сознание, будут фундаментом для его будущего мышления, основой его образа мыслей, а следовательно, поступков. Это и будет истинным образованием, в корне которого всё те же образы Красоты, Добра, Истины.
Мы должны дать ребёнку позитивный настрой на жизнь, ориентир на истинные ценности, созидание и творчество, и осуществляться это должно в едином непрерывном процессе воспитания, развития. Обучения, начиная с первых лет жизни, и охватывать все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования в их преемственной связи и развитии.
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя»-писал К.Д. Ушинский. И поэтому вся наша работа должна быть построена на том, чтобы показать, что мы часть природы и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней. Что наша планета Земля напоминает корабль, который плывёт по бескрайнему пространству Космоса, как по морю. А все мы люди – похожи на глупую команду. Мы уничтожаем леса, загрязняем реки и т.д., мы сами уничтожаем условия, в которых можем жить, и при этом забываем, что корабль один – Земля и пересесть ради спасения некуда.
Как же сформировать гуманное отношение детей к природе? Как сделать, как построить экологическое обучение и развитие правильно и грамотно? Как правильно выбрать мотив, цели, задачи, условии, средства, контроль обучения для достижения положительных результатов?
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, через сострадание, через красоту, через практическую деятельность, которые помогают ребёнку войти «в жизнь другого живого существа изнутри (Р. Сухомлинский), -почувствовать чужую боль, как свою собственную».
Для чего нужно экологическое воспитание в дошкольном обществе:
-актуальность проблемы – проблема человека;
-готовность ребёнка принять правильное отношение к природе (через экологическое воспитание, культуру, знания…)
Главная цель – воспитание защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными, сопереживать, любить и беречь природу, по- хозяйски, а значит бережно распоряжаться её богатствами.
Основное содержание экологического воспитания дошкольников - формирование осознано – правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Дом родной – дом ребёнка – улица – город (деревня)- страна – Родина – Земля – Дом, на этих смысловых понятиях строится логика учебного содержания. Происходит формирование важного понятия Дом, насыщение его культурным содержанием, и как результат, осознание того, что Земля – это наш общий дом, каким он будет и будет ли он вообще, зависит от нас.
Модель экологически грамотного человека в современном мире.
Составитель: Туранова Л. Н.
Старший воспитатель МАДОУ «Росток» СП ДС «Радуга»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.