"Экология животных"

  • docx
  • 19.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Экологический проект.docx

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» городского округа Рефтинский

Местонахождение: 624285 Свердловская область,  поселок Рефтинский,

улица Юбилейная,  дом № 5А,

Тел. (34365) 3-21-96; E-mail: reftrodnichok@mail.ru

 

 

ПРОЕКТ

Экологической кейс-игры «Green Team»

Направление «Экология животных»

Кейс-задания для I возрастной категории. Кейс № 2

 https://myslide.ru/documents_7/d4d36e2f54ca6a6f1278a8e9d0cab8de/img3.jpg

 

Воспитатели: Погорелова С.К.

Музыкальный руководитель:

Болгова В.В.

Участники: дети старшей и подготовительной групп, родители.

 

 

 

 

пгт. Рефтинский 

2023 г

Титульный лист

 

 

1

 

Название команды.

 

 

 

 

 

Наименование образвательной    

организации.

 

Команда:  «Любознайки»

Девиз:  «Мы ребята – Любознайки,

Мы на месте не сидим,

Всё нам в мире интересно,

Обо всём узнать хотим!»

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» городского округа Рефтинский. Местонахождение: 624285 Свердловская область,  поселок Рефтинский, улица Юбилейная,  дом № 5А, Тел. (34365) 3-21-96; E-mail: reftrodnichok@mail.ru

 

 

 2

 

Данные о членах команды (фамилия, имя, отчество, группа).

 

Старшая группа:

Таранин Кирилл

Морозова Татьяна

Савина Алиса

Подготовительная группа:

Борохвостова Софья

Исаева Виктория

Приемко Ксения

 

3

 

Данные о руководителях проекта: фамилия, имя, отчество, должность и место работы.

 

 

Погорелова Светлана Константиновна – педагог, высшая квалификационная категория.

Болгова Виктория Вильевна – музык.руководитель.

 

 

4

 

Направление и тема выбранного кейса.

 

 

Направление «Экология животных» Кейс-задания для I возрастной категории. Кейс № 2.

 

 

 

 

 

 

Направление «Экология животных»

Кейс-задания для I возрастной категории. Кейс № 2.

 

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: с 10.02.23 – 13.03.23г.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: разговаривая о зиме, признаках зимы, о жизни животных в зимнее время, у детей  возник вопрос: почему некоторые животные впадают в спячку? Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу.

Гипотеза ребенка: потому что на улице холодно.

Актуальность: многие дети при разговоре о зиме, ее признаках, жизни животных зимой и о том, как они приспосабливаются к таким суровым условиям, думают, что некоторые животные впадают в спячку, потому что наступают холода. Но ведь причина кроется не только в этом: их несколько. Поэтому очень важно раскрыть ребенку все причины, по которым некоторые животные впадают в спячку. И не просто рассказать о причинах, а еще и подвести к пониманию причинно-следственных связей.

Цель ребёнка: выяснить причины, по которым некоторые животные впадают в спячку.

Цель педагога: удовлетворить любознательность ребенка и раскрыть причины, по которым некоторые животные впадают в спячку. Расширить и углубить знания детей о животном мире родного края.

Задачи для ребёнка:

1. Выяснить что такое спячка,  какие животные на Урале впадают в спячку и почему.

2. Выяснить  сходства и различия ежа и крота. Почему ёж впадает в спячку, а крот нет.

3. Узнать причины, по которым некоторые животные могут просыпаться от спячки в зимнее время.

Задачи для педагога:

Обучающие:

·          обогащать и систематизировать знания детей о диких животных нашего края, о подготовке животных к зиме, о значении диких животных в природе и для человека;

·          развивать связную речь: составлять описательный рассказ о животном, умение придумывать сказку на заданную тему и последовательно передавать сюжет.

 

 

 

Развивающие:

·          развивать творческие способности и воображение путем придумывания загадки о животных, путём сочинения сказки и передачи ее содержания театрализованной деятельности;

·          развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

          воспитывать умение решать спорные вопросы, чувство договоренности;

          воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным, чувство гордости за родной край.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей. Помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта. Вовлекает  родителей в совместную проектную деятельность по ознакомлению с миром животных и причинами, по которым некоторые животные впадают в спячку.

Деятельностьдетей:анализируют,сравнивают,выбирают,изучают,формули-руют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Деятельность родителей: беседы с детьми, чтение книг «Рассказы о диких животных».

Методы и формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы: А. Афанасьев «Зимовье зверей», В. Бианка: «Сказки-несказки»,  «Мишка-башка». Н. Сладков «Под снегом», «Хитрющий зайчишка», «Дятлово колечко», В. Стаценко «Знакомство с ежами». В. Степанов «Животные наших лесов», Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». В. Бианки «Лесной хор» и т.д. (книги и произведения).

 Беседы: «Животные зимой», «Экологические беседы о птицах», «Животные и птицы Свердловской области», «Сходства и различия ежа и крота» (иллюстрации и презентации, видеоролики с использованием СМАРТ доски).

Дидактические игры: Лото «животные», «Кто у кого?», «Кто где живёт?» «Узнай зверя по описанию», «Чьи следы?», «Зимние запасы», «Природа – не природа», «Кто в домике живет?», «Найди по описанию», «Найди, кого назову», «Опиши, а мы отгадаем», «Кого не стало?». «Чьи следы», «Назови ласково», «Кто, где живет?». и т.д. (настольные игры, пазлы).

Информационный материал для родителей: «Покормите птиц зимой», «Дикие животные», «Зимующие птицы» (памятки, папки – передвижки, консультации).

Театральная деятельность: «Рукавичка», «Зимовье зверей» (инсценировка сказки).

Наблюдения: наблюдения за птицами (участок ДОУ).

Художественное творчество: лепка, рисование, аппликация.

Конструирование: кормушка для птиц, кормушка для животных (конструктор, кубики).

Сюжетно – ролевые и подвижные игры: «Путешествие в зимний лес» «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Колючий ёжик» (игрушки животных).

Посещение Центральной библиотеки. Тема мероприятия: «Путешествие по книгам про диких животных» (книги, энциклопедии).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Цель: Формирование мотива к предстоящей деятельности, постановка цели, задач, подбор необходимого материала по теме проекта. Подбор методической и детской литературы. Сбор информации о различных видах животных. Подбор фотоматериалов, иллюстраций, бесед, стихов, сказок, загадок, подвижных и дидактических игр. Изготовление атрибутов, пособий.

ОСНОВНОЙ, ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП. Цель: Обогащение и закрепление у детей представлений о животных. Задачи: Уточнение и активизация словаря по теме: «Экология животных». Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности. Выяснение, что такое спячка, ее виды, причины: поиск в интернете, в энциклопедии. Дидактические игры: «Теплокровные и холоднокровные», «Кто чем питается?», «Третий лишний». Работа с иллюстрациями виды берлоги и других мест, в которых некоторые животные проводят период спячки. Вовлечение родителей в активное сотрудничество.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Цель: Обобщение знаний и представлений детей, о различных видах животных на Урале. Театральная постановка по проекту.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

          Формирование у детей бережного отношения к животному миру.

          Формирование у детей знаний о животных родного края.

          Знать, какие животные впадают в спячку, виды спячки.

          Знать сходства и различия ежа и крота.

          Знать причины, по которым некоторые животные впадают в спячку и могут просыпаться от спячки в зимнее время.

Заключение:

В ходе реализации проекта дети с интересом решали поставленные задачи, увлеченные познанием нового. В результате проделанной работы мы подошли к главной цели нашего проекта и предполагаемые результаты были достигнуты, у детей сформировалось представление о животном мире родного края, сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, они научились делать простые выводы, устанавливать причинно -  следственные связи. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о животных, повышению у них познавательного интереса, пополнился словарный запас детей.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

 

Тематическая беседа для детей:   "Как зимуют животные?"

Цель и задачи:

1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери, которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;

2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;

3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.

4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;

5. Закрепить с детьми признаки зимы;

6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору. Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток. Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям. Что же это за животные такие?

Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка. Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.

Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед. Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку. Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира. Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает, зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку? Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее. Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Игра «Хвастуны» Ребята, животные наелись и стали хвастаться.

- Волк говорит: у меня острые зубы, я острозубый.

- Белка говорит: у меня длинный хвост (какая она?) (длиннохвостая).

- Заяц говорит: у меня длинные уши…(длинноухий).

- Лиса говорит: у меня пушистый хвост…(пушистохвостая).

- Медведь говорит: у меня косые лапы…(косолапый).

- Лось говорит: у меня крутые рога…(круторогий).

Не спящие зимой дикие животные. Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье. Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.  Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси, любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег. Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.

Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши. На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека. Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух. Зимой заяц беляк меняет серую шубку - на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличие от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.  Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.

 

 

 

Приспособления у животных, чтобы пережить зиму.

В нашем регионе с холодной зимой обитает множество разнообразных видов животных. И животные отлично приспособились к таким условиям, иначе бы не выжили.

Многие животные на зиму впадают в спячку, чтобы экономить расход энергии. К таковым относится, например, бурый медведь, который суровое время проводит в берлоге.

Некоторые животные меняют окрас зимой, для защиты от более крупных хищников и тепла.

Чтобы холод был не так страшен, у многих животных есть хороший меховой покров. Как пример, можно привести, северного оленя, песца, лисицу, соболя, белку. У птиц к таким приспособлениям можно отнести перья и пух.

Некоторые животные делают запасы еды на зиму, например, бурундуки, белки, кроты, грызуны. Ведь главное, чтобы зимой было чем питаться, и была энергия на обогрев тела.

Птицы, которые не могут зимой найти достаточно корма или совсем не могут найти из-за характера питания, на зиму улетают в тёплые края.

Человек проявляет заботу о диких животных, зимойизготавливает кормушки для птиц, в них нужно класть корм (сало, крупу, семечки). Другим животным мы тоже можем помочь, к примеру,  сходить в лес с угощениями для

зверей, белке мы можем взять орешки, многие белки очень охотно идут на контакт и принимают такое угощение. Зайчикам оставить капусту. Если в лесу есть кормушки для лосей, то можно в них положить сено.

 

           https://i.mycdn.me/image?id=942133720650&t=3&plc=API&viewToken=L9xPWJIByuZoVoiax9ieQg&tkn=*fr1WLdA_OLHtE5aYbMAMi_gbPus   https://i.mycdn.me/image?id=942133718602&t=3&plc=API&viewToken=rZAYjShLxu5Np3BMcuJlQw&tkn=*J2kN88N4JMvbWakujxmtnRePUS4

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «БЕСЕДА О КРОТЕ» (подготовительная группа)

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0ca1ef0a2094b22b68d24f0ae58c6177a9f5c9d3-9106685-images-thumbs&n=13

 

Цель: дать детям представление об особенностях строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни.

Задачи: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы. Развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать, сравнивать, логически мыслить, развивать связную речь и обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, развивать чувство любви к объектам природы.

Материал: картинки с изображением крота, кротового жилища, кротовины.

Словарная работа: кротовина, кладовка, крот.

Предварительная работа: просмотр презентаций, чтение литературы природоведческого содержания, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Чей домик?»

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня нам предстоит встретиться с подземным жителем. Я вам загадаю загадку, а отгадка будет темой нашего занятия. Загадку выслушайте до конца.


Я, друзья, подземный житель.

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем. (крот)


Кто это ребята? Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с интересным животным, живущим в наших местах. Животное это не редкое, но увидеть которое практически не возможно (показ картинки).

Кто изображен на картинке? Где живет крот? А что делают кроты под землей? Чем питается этот подземный житель? Как вы думаете, могут кроты жить в горах? Почему? (Твердые каменные горы не подойдут кроту для жизни, потому что он не сможет прорыть их).

Рассказ беседа: Крот, ребята – небольшое, величиной с ладонь насекомоядное млекопитающее. Животное это не редкое. Живет предпочтительно в местах, где рыхлая, плодородная почва. Почти всю свою жизнь крот проводит под землей, в глубоких норах и ходах, поэтому его жизнь таинственна и малодоступна для наблюдений. Редко, но удается увидеть подземного жителя. И сразу видно, что он приспособлен исключительно для подземной жизни:


День за днем, за годом год

Ход подземный роет крот.

Две передних быстрых лапки

У крота, как две лопатки.


За одну минуту крот прорывает под землей ход вот такой длины (показ 30-ти сантиметровой линейки). Холмик земли на поверхности - выход из норы, называется кротовина. Давайте повторим это слово и постараемся его запомнить. Две очень большие передние лапы-лопаты предназначены для рытья земли. А также нос, весьма чувствительный к запахам, предназначен для грубой работы - носом крот землю буравит, лапами гребет, как экскаватор и толкает назад. Глаза и уши закрываются складками кожи и спрятаны в шерсть во избежание засорения землей. Шерстка у крота ложиться, а любую сторону одинаково, и крот успешно использует «задний ход». Есть у крота хвостик. Во время движения хвостик указывает высоту тоннеля. У подземного зверька весьма плохое зрение. Глаза очень маленькие, но при необходимости глазное яблоко выдвигается, и крот может видеть, ну хотя бы что снаружи - ночь или день. Выбрав подходящее место для жизни, крот хорошо его оборудует. У него есть место, где он отдыхает и спит, галерея ходов, охотничьи угодья и кладовые. Охота крота-это тяжкий физический труд, неустанное копание земли в поисках пищи.

Крот не признает ничего, кроме мяса и съедает его каждый день много-столько, сколько весит сам. Съедает он все, что встречает во время проходки, -насекомых, их личинок, жуков, медведок. Но главная пища - дождевые черви. Ест он их с предварительной обработкой - хватает зубами и протягивает через гребень передней лапы, очищая поверхность добычи. Охота идет днем и ночью. Двадцать четыре часа суток делятся у крота лишь на время охоты и отдыха. Есть он должен, через каждые четыре часа. Двенадцать часов без пищи - предел, означающий смерть. По этой причине кроты не впадают в спячку, так как под землей они находят достаточно пищи. Однако зимой добычи меньше, поэтому с осени кроты делают усиленно запасы. Вокруг «спальни» у него повсюду склады. Чтобы добыча не расползалась, крот ее уродует, оставляя, однако живой. Изредка выходя на поверхность земли, крот может поймать мышь-полевку, ящерицу, лягушку, похитить из гнезда птенца. В поисках добычи очень тонкий слух, обоняние и осязание заменяют кроту плохое зрение.

Животное не только много ест, но и много пьет. Один из тоннелей его лабиринтов непременно ведет к реке, пруду, хотя бы к луже. Если таковых нет, крот роет глубокие вертикальные шахты-колодцы. Вода частенько во время дождей заливает ходы, но подземный житель хорошо плавает. Крот-существо не уживчивое, сварливое, вздорное, кровожадное. Друзей у него не бывает. Живет отшельником и никого не терпит в своих владениях, особенно сородичей. Противника встречает боем. У кротихи рождается 4-5 совершенно беспомощных, голых, слепых кротят.  Кротиха выкармливает их своим молоком. В природе врагов у крота много: лисы, куницы, ежи, совы, аисты, вороны и другие хищники.

А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА «МЫШКИ».

Ребята, а как вы думаете, кроты приносят вред или пользу? Выслушиваю предположения детей. Кроты с одной стороны приносят пользу: поедают личинок вредителей сельскохозяйственных  культур, майских жуков, жуков-щелкунов и других, прокладывая под землей ходы, они разрыхляют, перемешивают почвенные слои, а это усиливает проникновение в них воздуха и влаги, способствует повышению плодородия. Благодаря проложенным кротами ходам семена лиственных пород, попавши в почву, прорастают раньше, чем какая-либо другая растительность. Таким образом, создаются условия для естественного возобновления леса. Но и приносит много вреда. Человек не любит крота за то, что тот наносит вред садам и огородам. Но как, же так, спросите вы. Ведь крот ест только мясную пищу. Значит, не может он поедать выращенные в садах фрукты и овощи. Копая под земные ходы, кроты повреждают корни растений, иногда настолько сильно повреждают, что растение погибает. Вот какой вред наносят кроты растениям.

https://i.mycdn.me/image?id=942133714250&t=3&plc=API&viewToken=k5KL8NjCgz_YtkRwqn8MDg&tkn=*tJ6AM-v3oYI-fho9iTCzmyuFqHQИтог занятия: Занятие наше подходит к концу, что нового и интересного вы узнали?

·       Почему крота называют землекопом?

·       Чем питаются кроты?

·       Что можно сказать о кротовьем аппетите?

·       За что не любят  крота садоводы и огородники?

·       А какую пользу приносят кроты?

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133718858&t=3&plc=API&viewToken=2klzB2BVEgR2VQZ0N5dn1A&tkn=*bykT4XmvY_6Hem3Qksi9YsAHa0g           https://i.mycdn.me/image?id=942133716298&t=0&plc=API&viewToken=3JonlP-G7uUFUAJ2VfajaQ&tkn=*UeepoenqYHB-yn9MClSvaKA5Bc8

 

 

                                                                                                              Приложение 3

 

Тема: «Описание ежика»

Программные задачи:

         Образовательные: формировать у детей представления о жизни ежа, питании, особенностях образа жизни; учить слушать и понимать заданный вопрос, учить отвечать на вопрос, рассказывать о своих впечатлениях; продолжать учить отгадывать загадки, разучивать считалки

         Развивающие: развивать внимательность, память, логическое мышление, образное мышление, речь.

         Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к животным, развивать доброе отношение ко всему окружающему.

          Ход занятия:

         Организационный момент: Ребята, отгадайте загадки и узнаете, о ком мы будем сегодня говорить: 1)На спине иголки длинные и колкие. А свернется он в клубок - нет ни головы, ни ног. 2)Летом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами за жуками и мышами. Да, мы сегодня будем говорить о еже.

          Беседа о ежах. Детям показывается картина «Ежи». Послушайте стихотворение С. Я. Маршака о еже.

Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо… Жили-были серый еж и его ежиха.

Серый еж был очень тих и ежиха тоже, И ребенок был у них – очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.  Еж – отец, ежиха – мать и ребенок ежик. Ребята, расскажите, какой еж, ничего не пропустите. А что вы еще знаете про ежей, их повадки? Что общего у ежей и медведей? Где всю зиму спит еж? В берлоге? (В норке.) Зачем ежу колючки? Послушайте стихотворение Б. Заходера «Почему еж колючий?»  Что ж ты, еж, такой колючий? Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!

           Работа с крылатым выражением «ежовые рукавицы». Дети, однажды я услышала, как ребята заспорили: у какого зверя шкура теплее? Одни кричали: - У медведя! Медведь заляжет в берлогу, лапу в пасть положит – зима, словно ночь, пролетит. Другие кричали: - У волка! Волк целый день на ногах: то он от холода, то он от собак спасается, если бы не шуба, давно бы замерз! Третьи кричали: - У лисы! Все знают, какой у нее мех: мягкий, пушистый и теплый! А Семка молчал, молчал, да и говорит: Самая теплая шубка у ежа! Как так? – зашумели ребята. – С каких это пор иголки теплее меха? А вот так, - стоял на своем Семка. – Мне мама часто говорит: «Погоди, Семка! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы – то-то жарко станет!». Что это за «ежовые рукавицы»? Зачем надо Семку в них брать? Как вы думаете, приятно ли будет, если до тебя дотронутся такими рукавицами?

Какой Семка, если мама так говорит? (непослушный).


Давайте выучим считалку: Ежик-ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать,

Нам водилку выбирать.


(Объяснить детям слово ЧУДАЧОК – веселый, смешной).

            Физкультминутка.


Стал наш ежик колобком,

Покатился быстро он.

По тропинке покатился,

Чуть в канавку не свалился.

- Ты куда спешишь так, Ежик?

В гости к мальчику Сереже.

Ежик пришел в гости.

Ребята, кто-то здесь шуршит!


Воспитатель показывает игрушечного ежика. Дети здороваются с ежиком.

ЕЖИК: Ребята, я пришел к вам, потому что у вас здесь загадки загадывают, а я очень люблю загадки. А вы любите загадки? Дети: Да! А давайте я вам сейчас необычную историю с загадками расскажу, а вы внимательно слушайте и будете подсказывать мне нужные слова, хорошо? Называется сказка «За грибами». Стоял теплый солнечный … (Дети: день). Вдруг набежали легкие облака, и всех промочил теплый веселый дождь. Но он быстро закончился. А белочка сказала, что это был дождь … какой? (Дети: грибной), и позвала всю нашу семью в лес за грибами. Взяли все ежики корзинки и поспешили за белочкой. А вот и полянка. Стали грибы искать. Вдруг папа как закричит: «Смотрите, ЛИСИЧКА!». Но я испугался и спрятался за маму-ежиху. Та рассмеялась и успокоила меня. - А как мама успокоила меня, дети? (Дети: Слово Лисичка обозначает несколько значений: и животное, и гриб). Вскоре и мама нашла гриб. Сказала, что это РЫЖИК. Красивый гриб, бережно положили его в корзинку. «Почему он так называется?» - спросил я маму. Но она сказала: «Сам догадайся». А вы, дети, догадались? Потом я увидел бабочку и побежал за ней. Вдруг остановился, как вкопанный: передо мной стоял гриб необыкновенной красоты! Я закричал: «Мама, мама, смотри, я КРАСНИК нашел!» «Что ты! Что ты! – всполошилась ежиха. – Это очень опасный гриб!» Вы догадались, какой гриб я нашел? (Дети: мухомор) Почему он так называется? Вернулись ежики домой, и мама-ежиха из грибов сварила… (Дети: суп.) Молодцы, ребята! Мне с вами очень весело, но пора бежать домой, меня ждут дома мама и папа! До свидания! Дети прощаются с ежиком.

Слушание рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ». Это рассказ или сказка? Понравился ли вам рассказ Чарушина? Почему он называется «Страшный рассказ»? Какой ежик? Страшный ли? Почему он пришел из леса? (Любопытный.) Веселое чтение. Ну, а теперь улыбнемся! Ежики семенят по шоссе лунною дорожкой ёж, ежиха, ежик – на коротких ножках. До чего смешно бегут! Может, ради шутки, Их в Испании зовут – поросята в шубке. По-испански говоря, еж – колючая свинья. Итог занятия. Расскажите, что вы узнали сегодня на занятии о ежах?

 

БЕСЕДА.  Тема: «Факты о ёжиках…»

Цель беседы: Формировать представления детей о жизни ежей. Обогащать их знания об обитателях леса.

Интересные факты:

·       Ежи появились на Земле около 15 миллионов лет назад.

·       У среднестатистического ежа примерно 10 тысяч иголок. Они обновляются раз в три года. Ежиные иглы растут долго, около  года. К счастью для ежика, их обновление происходит постепенно.

·       У ежа насчитывается 36 зубов, которые, как и у людей, могут выпасть к старости.

·       Ежи больше, чем какие-либо другие животные, страдают от укусов клещей. Когда еж бежит по траве, он словно гребнем «вычесывает» из нее паразитов, которые охотно селятся на несчастном зверьке. Избавиться от клещей ежам мешают собственные иглы, поэтому они идут на хитрость – накалывают на себя окурки, чтобы протравить паразитов табаком.

·       Зимняя спячка ежей длится 128 дней. Пока еж спит, температура его тела падает до 2 градусов Цельсия нормальных условиях она составляет 34 градуса). Дыхание у спящих ежей серьезно замедлено: максимум 8 вдохов-выдохов в минуту, хотя обычно они дышат с частотой 40-50 раз. Проснувшийся еж – ходячее воплощение голода, поэтому несколько дней после пробуждения зверек тратит исключительно на поиски еды.

·       У большинства видов ежей есть хвост. Правда, он очень короткий всего 3 см, поэтому его не видно из-под иголок.

·       Несмотря на то, что ежики умеют различать цвета, они по своей природе подслеповаты. Зато у них очень острый слух и тонкое обоняние.

·       Ушастые ежи отличаются от своих собратьев тем, что крайне неохотно сворачиваются в клубок в случае опасности. Этот вид ежей очень быстро бегает, и догнать его наземным хищникам непросто. Если же ушастого ежа настигает враг, то зверек подпрыгивает и старается уколоть своего противника в чувствительные места.

·       У ежей иммунитет к яду гадюк, хотя они не охотятся на этих змей специально. Однако, если подвернется возможность, еж слопает гадюку с большим аппетитом.

·       Также на ежей почти не действуют даже самые сильные яды: сулема, мышьяк, цианистый калий, синильная кислота и т.д.

·       Ежики не охотятся на мышей – это миф. Они, может быть, и рады были бы полакомиться ими, но догнать мышь не способны.

·       В детских книжках часто можно увидеть ежика, несущего на спине яблоко. На самом деле ежи не накалывают на спинные иглы ни яблоки, ни грибы, ни прочие крупные предметы – они физически не способны свернуться так, чтобы это сделать. «Отцом» мифа о том, что зверьки переносят на спине запасы, является древнеримский историк Плиний Старший. С чего он это взял – неизвестно.

·       Ежи замечательно приручаются и неплохо ладят с другими домашними питомцами – собаками и кошками. Но мало кто может  держать ежиков дома из-за их громкого топота.

«Ежик в доме»

Особенности жизни ежика в домашних условиях.

Заводя в качестве домашнего питомца ежа, многие задумываются, сколько живут ежи в домашних условиях. Если за ежиком заботливо ухаживать, то он проживет в 2 раза дольше, чем его лесные собратья – около 10 лет. Перед приобретением оригинального питомца надо учесть, что еж ночное животное, которое в ночной тишине будет гулять, есть, шуметь, двигаться, а днем он будет довольно вялым, зимой наверняка уйдет в спячку на несколько дней или даже месяцев. Перевести ежа на дневной образ жизни невозможно. Несколько советов, как ухаживать за ежом дома Приняв решение обзавестись симпатичным колючим другом, надо подготовить для него: клетку – место укрытия, сна, туалета и еды; миски; запас сена и опилок


Как накормить колючего симпатягу дома.

 

В детских сказках ежики с аппетитом едят яблоки и грибы, но в реальной жизни они не вегетарианцы. Больше всего ежики любят поедать разнообразных насекомых. Тараканы, сверчки, личинки, улитки, червяки – это основной рацион колючего зверька в естественной природе. Но что едят ежи дома? Заботливый хозяин постарается обеспечить своего питомца деликатесами из насекомых, но их вполне можно заменить следующими продуктами: сырой или вареный фарш (куриный, говяжий); рыба, можно свежая; сырые яйца; отварная печень; свежие фрукты и овощи. Содержание ежей в домашних условиях подразумевает, что зверек не будет получать со стола хозяина соленое, острое, жареное или сладкое, как бы ни хотелось побаловать любимца. В качестве лакомства можно дать размоченный в молоке хлеб или кошачьи консервы. У ежа должно стоять 2 миски: для корма и воды. Свежая вода наливается ежедневно. Кормить ежиков надо, как и других домашних питомцев, два раза в день, чтобы избежать проблемы ожирения. Туалет для ежа Можно ли приучить ежа пользоваться туалетом так, как это делают кошки, мелкие собачки и даже крысы и еноты? Можно, хотя для достижения результата придется приложить немало сил. Приучать к тому, что туалетный лоток помещен в определенный угол клетки, можно только молодых ежей. Старые или дикие животные не поймут, что от них хотят. В природе ежик использует для туалета выбранные им самим места в лесу. Поэтому в домашних условиях надо внимательно присмотреться, какое местечко в клетке облюбовал питомец для туалетных надобностей. Затем на этом место ставится лоток с наполнителем. Лучше использовать древесные опилки, а не песок, который налипает на иголки

                                                 

Чистота залог здоровья: гигиена ежиков.

Многие домашние ежики являются носителями клещей и блох. Насекомые травмируют кожу животного и переносят различные инфекции, поэтому от них необходимо избавляться. Это можно сделать, помыв питомца. Как мыть ежа в домашних условиях? Подготовка. Для купания ежа используется шампунь от блох для грызунов. Любые другие шампуни не подходят, т. к. могут вызвать интоксикацию и чрезвычайно сильно сушат кожу животного.

Температура воды составляет +36. Моющие средства в воду не добавляются. Мытье. Намочив колючки ежа под струей воды или в тазу, берется небольшое количество шампуня и с помощью зубной щетки обрабатывается колючая шубка. Смоченной в мыльном растворе щеткой быстро проводят от головы к хвосту, действуя особенно осторожно в области головы, чтобы вода или пена не попали в уши. Можно проводить по иголкам мыльной рукой. Ополаскивание. Под струей воды или в тазу сначала ополаскивается спинка, затем ежа надо осторожно перевернуть и ополоснуть живот. Воду можно наносить рукой. Сушка. Нельзя использовать фен, это вызовет перегрев животного и лишний стресс. После мытья ежа обтирают полотенцем, не забывая живот, затем можно поместить питомца в переноске или корзинке под лампу до полного высыхания, периодически проводя по колючкам рукой, чтобы обеспечить доступ воздуха. Совершенно сухим еж станет через 1-2 часа. На колючую шубку и в область хвоста нанести 1-2 капли масла для увлажнения кожи. Только после того как ежик полностью высохнет, его можно отпускать бегать по дому, в противном случае он может заболеть, простудившись. Поскольку купание для ежа – стресс, то проводить эту процедуру чаще, чем раз в 2-3 месяца, не стоит. Поэтому если запылились иголки или испачкались лапки, их можно протереть влажной салфеткой.


                               Как сделать уютный домик?

Конечно, можно отпустить ежа разгуливать по квартире, однако в этом случае надо быть готовым к тому, что провода будут перегрызены, фекалии найдутся в самых неподходящих местах, да и сам еж может где-то застрять или пораниться. Чтобы и ежу, и его владельцу было комфортно, лучше держать колючего друга в вольере, регулярно выпуская побегать по дому. Для содержания ежа в домашних условиях отлично подойдет металлическая клетка или фанерный ящик с воздушными отверстиями, также можно отгородить часть помещения (например, балкон). Аквариум нельзя использовать, т. к. в нем застаивается воздух. Как обустроить вольер для ежа: вольер надо поставить там, где нет ни палящих лучей солнца, ни отопительных приборов, ни сквозняка; в нем должны быть туалет, кормушка, поилка; можно поставить беговое колесо; пол засыпается опилками или травой. Удобно, если в клетке выдвигается дно, в этом случае процесс уборки значительно упрощается. Чтобы избежать появления в квартире запаха, присущего лесным обитателям, владельцам домашнего ежика необходимо каждый день убирать место кормления, клетку, туалет. В клетке обязательно надо устроить домик, для ежа важна возможность уединиться. Деревянный домик выстилается изнутри травой, мхом, листьями или сеном. В таком домике-гнезде ежик с удовольствием будет возиться и спать

Спячку никто не отменял! Содержание ежей в домашних условиях подразумевает, что на пару зимних месяцев животному необходимо дать возможность погрузиться в спячку. Если вынудить питомца отказаться от привычного образа жизни, то ежик проживет намного меньше, чем мог бы, будет вялым и болезненным. Период спячки животного приходится на конец октября - начало ноября. Как подготовить питомца к этому важному этапу в его жизни: С приходом осени в рацион ежа вводят более калорийную пищу.

Так у ежа накопятся жировые отложения запас энергии на время сна. В

 спокойном прохладном месте, где температура воздуха не превышает +5 - +7, оборудуется укрытие. Гнездо можно соорудить из тряпок, сена, сухих листьев, соломы. Заметив, что еж становится вялым, плохо ест, надо отнести его в гнездо и не беспокоить. Обычно спячка продолжается до конца февраля начала марта. Еж и другие животные в доме. Если завести ежика очень хочется, а в доме уже есть другие животные (кошки, собаки, хомячки или попугаи), есть ли надежда подружить их? Специалисты дают однозначный ответ: нет, в реальной жизни дружбы между зверями быть не может. В лучшем случае все обители дома будут жить, просто не замечая друг друга и общаясь только с хозяином. Ни с собакой, ни с кошкой еж не подружится, поскольку эти животные по-разному воспринимают мир и не контактируют друг с другом. Нельзя помещать ежа в одну клетку с хомяками, крысами, шиншиллами – это может закончиться печально для грызунов.

Как назвать любимца? И вот домашний ежик приобретен. У него есть клетка и мисочки. Теперь ему необходимо имя. Всякий раз, кормя колючего питомца, надо громко произносить имя вслух. Тогда со временем ежик, возможно, станет прибегать на зов хозяина. Какие имена подходят этим забавным зверюшкам? Шуршунчик или Шуршун, Топотун, Колючка, Ежа, Чуча. Выбор имени зависит от фантазии и предпочтений владельца, главное, чтобы оно было не очень длинное, а звуки в имени произносились четко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

ПОЧЕМУ ЖЕ ЁЖ ВПАДАЕТ В СПЯЧКУ, А КРОТЫ НЕТ...?

спячка у ежа

На данный вопрос можно найти правильный ответ методом рассуждения. Ответ на вопрос кроется в среде обитания и наличии кормовой базы. А для этого следует вспомнить образ жизни каждого из этих двух животных, а также вообще причины, по которым животные впадают в спячку. Разумеется, не потому, что любят поспать или им нравится - не нравится зимний сезон. И медведи, и сурки, и ежи, и некоторые другие животные впадают в спячку по причине невозможности получить пропитание в достаточном объеме. Кстати, интересный факт - в похожую спячку впадают на ночь колибри, как раз именно потому, что должны есть каждые 20 минут. Но если есть и ночью каждые 20 минут, то некогда будет поспать. Поэтому на ночь они также впадают в спячку из-за невозможности поглощать пищу в достаточном количестве.

И ёж, и крот представители одного отряда насекомоядных и рацион у них один и тот же, земляные черви, насекомые, их личинки, моллюски, мелкие позвоночные. Но ёж обитает на поверхности земли, где в зимнее время вся эта живность отсутствует. И поскольку зимой, ему есть нечего, он вынужден ложиться в спячку. А крот живет под землёй, где нет снега, земля на такую глубину не промерзает (разве что в малоснежные зимы, вот тогда и кроты гибнут). Чтобы не замёрзнуть у крота в отличие от ежа есть теплый мех, под землей ему достаточно личинок, куколок и зимующих насекомых, плюс крот делает запасы на зиму из тех же дождевых червей, где благодаря прорытым кормовым ходам, имеет возможность охотиться круглый год. Кроме того кроты создают некоторые запасы на чёрный день. Так что правильный ответ будет "под землей есть пища", надо только к ней суметь добраться, что у кротов получается лучше, чем у ежей.

 

 

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133718090&t=3&plc=API&viewToken=XIYpZwmvtpXQgvG-AoQ4uQ&tkn=*hE66HNYL85ZWhqqNjM-cVW51plg

 

ЧТО ТАКОЕ ВСПЯЧКА И КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВПАДАЮТ В СПЯЧКУ?

Если говорить совсем просто, что спячка представляет собой простой способ для животного сэкономить энергию. Спячкой называется особое состояние организма, во время которого все процессы жизнедеятельности замедляются. Животное впадает в оцепенение, полностью прекращаются умственная и двигательная активность. Понижается температура тела и снижается скорость обмена веществ. Такая адаптация помогает живым организмам пережить неблагоприятные периоды, сохранив при этом здоровье и жизнь.

Самыми известными животными, которые впадают в зимнюю спячку, являются, конечно же, медведи, но этот вид животных не единственный, кто засыпает на зиму. Подобной же реакцией отличаются черепахи, сурки, змеи и лягушки и некоторые виды насекомых, которые тоже представляют собой пример того или иного варианта гибернации.

Обычно спячка является проявлением сезонного поведения, но в некоторых случаях она напрямую связана и с некоторыми моментами метеоявлений. К примеру, некоторые тропические виды животных впадают в спячку, чтобы иметь возможность пережить жару. Однако температурный фактор не является единственным моментом. Так, животные могут «засыпать» при нехватке пищи, как это делает австралийская ехидна после сильных пожаров. Еще одной причиной, которая была выявлена совсем недавно, является защитный фактор, ведь в момент спячки животное не создает шума, не двигается, что затрудняет хищникам поиск подобных мелких млекопитающих.

Процесс спячки может продолжаться и несколько дней, и несколько месяцев – все будет зависеть от вида животного и других внешних условий. Обычно в это время организм животного получает питательные вещества благодаря тем запасам, которые были накоплены.

 

ВИДЫ СПЯЧЕК.

Природное явление спячка животных

По уровню глубины принято различать несколько видов этого процесса:

Сезонная – такой тип спячки характеризуется не значительным снижением как уровня температуры тела организма животного, так и общего уровня обменных процессов. И в случае необходимости такой сон без особых проблем прерывается – как это делают медведи, еноты и барсуки.

Непрерывная спячка – этот тип характеризуется полной потерей способности терморегуляции и существенным снижением активности метаболизма. Суточная спячка (в такую впадают колибри и многие летучие мыши).

Нерегулярная – в случае резкого наступления определенных неблагоприятных условий.

Суточная – краткосрочное оцепенение животных, у которых малая масса тела (сопровождается незначительным торможением жизненных процессов).

 

причины, по которым некоторые животные впадают в спячку и могут просыпаться от спячки в зимнее время.

Для всех представителей животного мира сутки делятся на фазы активного бодрствования и покоя. Нам, людям, сложно представить, каково это несколько месяцев беспробудно спать, а вот медведи, многие грызуны и лягушки относятся к таким вещам обыденно. Давайте же разберёмся, почему животные впадают в спячку. У большинства видов тело в этот период находится в состоянии оцепенения, чтобы энергия не расходовалась на ненужные сокращения мышц. Если вы обнаружите суслика в спячке, то его вполне можно принять за мёртвого.

 

Кто впадает в спячку
             И это далеко не весь перечень. Некоторые животные могут впадать в спячку при неожиданном наступлении неблагоприятных условий. Например, когда начался период затяжных дождей, и еду добывать проблематично, можно переждать некоторое время в спячке.

Зачем животным нужна спячка? Всё довольно прозаично – состояние спячки нужно, чтобы пережить голодную зиму. Конечно, не все животные переживают зиму в спячке. Их может убить экстремально низкая температура, истощение или просто случайно нашедший их укрытие хищник.

Как животные обходятся без еды во время спячки Запасы! Именно заблаговременно подготовленная пища помогает животным пережить зиму. Но ведь они крепко спят! На самом деле через определённые промежутки времени небольшие зверьки всё же просыпаются, чтобы подкрепиться и попить воды.
А вот медведи обходятся без всего этого. Накопленный в период подготовки жировой слой не только обеспечивает их питательными веществами во время спячки, но и способствует поддержанию определённой температуры тела. Медведь не мочится, поэтому потери жидкости минимальны. Водный баланс в его организме поддерживается за счёт сжигании жира. Медведи просыпаются гораздо реже. Чаще всего они беспробудно спят всю зиму.
Вопреки расхожему мнению медведь сосёт лапу не из-за голода, а для того чтобы увлажнить пересохшие ступни и обгрызть ороговевшие участки кожи.
          Животные уделяют много времени подготовке к спячке, ведь им не только нужно запастись питательными веществами, но и обустроить своё жилище, дабы там сохранялся определённый микроклимат. Норы грызунов могут иметь глубину от 3-х метров. Там складируются зёрна, орехи и семечки, которые помогут поддерживать жизненные силы. В одном укрытии может зимовать целая семья грызунов. Каждое дупло, берлога, нора обязательно должна быть безопасна и недосягаема для хищников, а температура должна сохраняться выше нуля, даже если снаружи сильные морозы. Именно температуре в жилище будет соответствовать температура тела многих животных в спячке. Так что не всё так просто.
                               
Места для спячки
            Медведи, пожалуй, в плане жилища самые непривередливые. Эти товарищи могут просто закопаться в листьях, а зимой их заваливает снегом. Так что осторожнее, ведь один из сугробов может оказаться спящим мишкой, а спят они не так уж и крепко. Особенно не поздоровится, если наткнётесь на косолапого ближе к весне, ведь он будет очень голодным. Вероятно потому, что их сон не глубокий, медведи особо и не парятся насчёт надёжного жилища.
           В зимних условиях медведь тратил бы очень много энергии на поиск пропитания, на передвижение по сугробам и просто на сопротивление морозам. Найденная пища не всегда бы восполняла потерянные силы, и выживание медведя было бы под вопросом. Перебраться в другие более тёплые края он не может, а чтобы собрать достаточно припасов на зиму мишке понадобилась бы огромная берлога. Поэтому самым приемлемым вариантом для него, как и для многих других видов, становится спячка. Их привычная активность в зимних условиях была бы убийственной.
Спячку медведей называют лёгкой. Сюда же относят енотов и барсуков. А вот суслики, ёжики, тушканчики и многие другие впадают в истинную зимнюю спячку, когда их тело полностью цепенеет.
                            Медведь зимой

Животные впадают в спячку, потому что для определённых видов это самый оптимальный способ пережить неблагоприятный для жизни период. Без спячки многие из них просто бы вымерли.                              

Приложение 5

 

Консультация для родителей:  «Игры экологического содержания».

Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.

Вступительное слово: Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами. Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр. Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе. Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр. Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память. Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.

Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Сегодня на консультации хотелось бы познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе.

  Памятка для родителей «Игры экологического содержания».

·       Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться. Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

·       Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

·       Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже   слово,   которое   ассоциируется   у   него   с последним    словом,     прозвучащим     в     игре.     Таким     образом,     в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара - солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

·          Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор:

·   заяц, ёж, лиса, шмель;

·   дождь, снег, облако, роса;

·   роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

·   корова, волк, овца, кролик;

·   трясогузка, паук, скворец, сорока;

·   бабочка, стрекоза, енот, пчела;

·   ель, берёза, яблоня, осина;

·   лиса, свинья, лось, кабан кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

·   лес, парк, роща, тайга.

·          Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

·          Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

·          Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

·          Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

·          Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

·          Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Разрезные картинки. Пазлы.

 

                       https://i.mycdn.me/image?id=942133715018&t=3&plc=API&viewToken=LrRj4o8pBlt3YQfEyIFZRg&tkn=*ooKRugxlAoL0udQPHMVQlKoGhjU

 

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133715530&t=3&plc=API&viewToken=24gjlhlOZmec-u9B8ecnOA&tkn=*AfBB_4l4YwwA1is_FrHN75-ThXg

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133715274&t=3&plc=API&viewToken=eT3Rk3euGyoUwxvr6zTldw&tkn=*hfKmV3rpo2po98ln1lvXjxAMqcA

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Дидактические игры

 

«Кто чем питается?»

Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Дидактический материал: Мешочек.

Методика проведения: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

 «Чей хвост?»

Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

Ход игры:

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.

Теперь все звери нашли свои хвосты.

У лисы – (лисий хвост);         у волка – (волчий хвост);

У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост); У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост); У рыси – (рысий хвост);        у лося – (лосиный хвост).

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

-        Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Чья тень»

Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти.

Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их теней.

Ход игры: Предложить ребёнку найти, где чья тень и соединить нужные картинки линиями.

«Кто, где живет?»

Цель: Создание условий для умения находить и называть дом, где живут животные, птицы, насекомые….

Ход игры: Педагог может начать обучению игры как индивидуально, так и подгруппами по 4-6 человек. Для того чтобы было удобно начать работать с детьми необходимо проанализировать их ЗУНы. Используя загадки или небольшие стишки, педагог начинает разучивание игры. Дети должны самостоятельно догадаться и сказать, о ком идет речь, а так же правильно назвать дом заданного объекта. Эта игра развивает познавательный интерес ребенка к животному миру на земле, а так же очень хорошо развивает логику. Ребенку нужно мало того, запомнить загадку и ответить на неё, ёще к тому же пояснить: «почему он так решил?».  Для детей у которых есть какие либо задержки речевого развития – это даётся очень не легко, поэтому здесь педагог не должен торопить ребенка с ответом и может быть даже помочь ему сформулировать полный ответ, для того чтобы ребенок не потерял интерес к данной игре.

«Какие животные спрятались на картинке?»

Цель: Развитие внимания, мышления, воображения.

Дидактический материал: Карточки с изображением контура различных животных.

Ход игры: Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных на картинке.

Д/и «Наоборот»

Цель: образование слов-антонимов.

Лось – большой, а заяц - … (маленький). Волк – сильный, а белка - … (слабая).

У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий). Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).

Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133719114&t=3&plc=API&viewToken=G5hngb-6ylOfhDVR_omdOw&tkn=*FySa3NoqcoXLXGrf5oPHTebKUI4    https://i.mycdn.me/image?id=942133719882&t=3&plc=API&viewToken=xHfJUAQtp0CpfCK1RJZ_Hg&tkn=*yGvL9-Ukme4uLPQKiIlwFOoewJI 

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133724746&t=3&plc=API&viewToken=sCRsyidbtn_tm1xb3isGpw&tkn=*SltqQiGW4-dYH-a3LiZr6ybeMyE    https://i.mycdn.me/image?id=942133725258&t=3&plc=API&viewToken=Unpjo3Z7QsNCyfYglHEp-g&tkn=*Zlhh4scuZNMq0Pcg_9tBQgt3f1s

 

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133726026&t=3&plc=API&viewToken=hQ6IIizxzOW7g-k_ambV3w&tkn=*4hVefX1mLfUDnnhXqO8q0dY0yaI    https://i.mycdn.me/image?id=942133728330&t=3&plc=API&viewToken=H4nykP1A3KoK20nz20LSuA&tkn=*FSSFXo78lIkaV9HZ0CXYnPmcQJo

 

 

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133728074&t=3&plc=API&viewToken=Ue64XjykmrCogjIaubMu0g&tkn=*RablMk3Lsj7DvxnTsKNU8AyM2UE

 

 

 

 

 

 

 

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133715786&t=3&plc=API&viewToken=L1yfh74QjO9PqyL8bVrOLA&tkn=*eRxOArEsHxb7q94eEwxB2wnNZDw

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ

 

https://i.mycdn.me/image?id=942133716042&t=3&plc=API&viewToken=hGaCv8EQN48hBGWinruy2g&tkn=*ZkSsaNV1LvnDMmf4oyVmEz4Cg2c

 

                https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRHTzQT7t1oVW9Bi-cWSogUw

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru