Экология и …… (межпредметный вечер-конкурс, или урок-конкурс) 10-12 кл
Оценка 4.6

Экология и …… (межпредметный вечер-конкурс, или урок-конкурс) 10-12 кл

Оценка 4.6
Конкурсы +2
doc
Междисциплинарный 5
Детсад—11 кл
28.01.2018
Экология и …… (межпредметный вечер-конкурс, или урок-конкурс) 10-12 кл
дополнение-сопровождение к материалу
экологический конкурс.doc

Экология и ……

(межпредметный вечер-конкурс, или урок-конкурс)

Автор – Князева Т.А.

Слайд 1

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

Н.Старшинов

ЦЕЛИ:

1.повысить экологическую грамотность учащихся;

2.формировать личностное отношение школьников к экологическим проблемам;

3.развивать умение самостоятельно работать с литературой;

4.воспитывать ответственное отношение к делу, организованность, чувство коллективизма.

Сегодня вы расширите круг своих знаний и посмотрите на учебные предметы с иной точки зрения, чтобы пообщаться друг с другом. Конкурс посвящен различным наукам, в частности экологии. Вся экология, от развития которой в значительной мере будет зависеть будущее человечества, формируется на стыке нескольких наук: биологии, географии, химии, физики, истории, социологии и других.

(идет представление команд и жюри).

 

 

                           Конкурс «Разминка»

Вопросы и задания:

1.наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания. (ЭКОЛОГИЯ).

2.природное жизненное пространство, занимаемое сообществом. (БИОТОП).

3.способность организмов выдерживать изменения условий окружающей среды. (ТОЛЕРАНТНОСТЬ).

4.как называются факторы воздействия человека на окружающую среду? (АНТРОПОГЕННЫЕ).

5.организмы, производящие органическое вещество из неорганических составляющих. (ПРОДУЦЕНТЫ).

6.постепенное потепление климата нашей планеты из-за накопления в атмосфере газов, выделяющихся в результате деятельности человека. (ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ).

(жюри подводит итоги конкурса).

 

За полтора столетия, прошедшие после рождения науки экологии, её сфера деятельности значительно расширилась. Сегодня экология – это комплекс наук, дисциплин, областей знаний.

 

Слайд 2                    Конкурс «Экология и биология»

Вопросы и задания:

1.наши предки ценили водяной орех (чилим). Его ядро содержит 20% белка и до 60% углеводов, много полезных солей. Орех имеет приятный, освежающий вкус. Но где же он теперь? Видели ли вы его? (Занесен в Красную книгу).

2.»Лен с яростью не ладит» - так гласит народная примета. И поэтому на Руси не сеяли на льнищах ярового хлеба. А почему? Объясните с научной точки зрения. (Влияние растений друг на друга в результате выделения ими различных веществ называется аллеолопатией. Выделение одного растения в атмосферу и, особенно из корней в почву сдерживают рост другого растения).

3.сокол питается мелкими млекопитающими и стоит на верхушке экологической пирамиды. Почему ученые считают сокола «важным объектом биомониторинга»? (Применение пестицидов на полях приводит к резкому снижению численности сокола, т.к. уменьшается численность грызунов, питающихся зерновыми культурами, содержащими избыточное количество пестицидов).

Слайд 3

 4. назовите 5 растений, которые внесены в Красную книгу Молдовы. (Ландыш, подснежник, шафран, адонис, ветреница, наперстянка, зверобой, девясил, кувшинка белая-белая водяная лилия).

(жюри подводит итоги).

 

   Слайд 4               Конкурс «Экология и химия»

Вопросы и задания:

Слайд 5

1.назовите вещества, являющиеся причиной разрушения озонового слоя атмосферы. (Хлор- и фторсодержащие соединения, фреоны, некоторые продукты сгорания ракетного топлива).

Слайд 6

2.какие вещества признаны одними из самых сильных высокотоксичных веществ? (Диоксины).

Слайд 7

3.избыток ионов какого элемента в питьевой воде вызывает повреждение эмали на зубах? (Фтор).

Слайд 8

4.Этот элемент применяют в ядерных реакторах, для антикоррозийных и декоративных покрытий, в аккумуляторах; он входит в состав многих сплавов. В организм человека он попадает вместе с пищей, водой, воздухом. Интоксикация им вызывает головокружение, слабость, тошноту, желудочные боли, появление белка в моче, развитие трахеита, бронхита, отека легких, поражение печени, почек, сердца, нервной системы. Этот элемент, содержащийся также в табачном дыме, способен стимулировать развитие практически всех форм рака. Назовите его. (Кадмий).

(жюри подводит итоги).

 

Слайд 9

                      Конкурс «Экология и история»

Вопросы и задания:

1.назовите ученого, считавшего, что влияние «внешних обстоятельств» - одна из самых важных причин приспособительных изменений организмов, эволюции животных и растений. (Жан Батист Ламарк).

Слайд 10

2.для чего в глубокой древности греческий философ Платон советовал сажать леса на холмах? (Для борьбы с эрозией почвы).

Слайд 11

3.в московском Кремле с первой половины 15 века по 30-е годы 18 века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и рождение детей с наследственными заболеваниями среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений. (Вода в водопроводах загрязнялась свинцом, свинец отравлял организмы людей, приводя к смерти и наследственным заболеваниям).

Слайд 12

4.знаменитый английский физик и химик, который первым осуществил экологический эксперимент – изучил влияние низкого атмосферного давления на различных животных. (Роберт Бойль).

(жюри подводит итоги).

 

     Слайд 13             Конкурс «Экология и литература».

Вопросы и задания:

1.     «У птиц и зверьков лесу есть свои этажи. У них каждая порода живет в своём этаже». О каком экологическом понятии идет речь в рассказе М.Пришвина «Этажи леса»? (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША).

2.     «Какие могут быть шутки! – Гайзула был возбужден. Он положил на землю вещмешок и сорвал пучок какой-то сухой травы. – Понимаете, что такая трава растет только там, где прячется золото… Да, да. Это та самая трава! Значит, на что-то можно надеяться». О каком явлении говорит герой романа Я.Хамматова «Желтый камень»? (Биоиндикаторы – это организмы, присутствие, количество или интенсивность развития которых служит показателем каких-либо естественных процессов или условий среды обитания, например присутствия или отсутствия некоторых веществ. В данном рассказе идет речь о растениях-индикаторах).

 

 

 

Слайд 14

3.     Английский писатель Джонатан Свифт писал: «Под микроскопом он открыл, что на блохе живет блоху кусающая блошка; на блошке той – блошинка-крошка, в блошинку ж зуб сердито вонзает блошиночка…» Каков биологический смысл содержания данной фразы? (Речь идет о паразитизме – распространенной в природе форме взаимоотношений организмов).

(жюри подводит итоги).

 

    Слайд 15           Конкурс «Экология и география»

Вопросы и задания:

1.     назовите тип антропогенного загрязнения, связанный с добычей полезных ископаемых открытым способом. (Загрязнение поверхности почвы отвалами пород и золы).

 

Слайд 16

2.     какой тип почвы формировался под степной растительностью? (Чернозёмы).

Слайд 17

3.     Объясните сущность правила Аллена: выступающие части тела теплокровных животных в холодном климате короче, чем в теплом, поэтому они отдают в окружающую среду меньше тепла. (Правило описывает процесс терморегуляции, т.е. совокупности физиологических процессов в организме человека и теплокровных животных, направленных на поддержание постоянной температуры тела).

          (жюри подводит итоги).

 

          Слайд 18    Конкурс «Экология и быт», или «Хозяюшка» 

Раз вы такие замечательные интеллектуалы, вы, наверное, такие же опытные хозяйственники. Сейчас мы это проверим.

(Входит Баба Яга):

Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам за советом пришла. Решила в своей избушке на курьих ножках генеральную уборку сделать. Всяких средств химических приобрела… Вот только не знаю, правильно ли их употребила? В общем, начну по порядку рассказывать, а вы, если что не так, меня поправляйте.

 

                          Рассказ Бабы Яги.

С самого утра я решила покрасить печку, а заодно перекрасить скамейку около избушки в более приличный цвет. Для этого я воспользовалась эмалью ПФ-223. (краской с первой цифрой 2 нельзя пользоваться для наружных работ).

Перекрасив печку, я вышла погулять по лесу. Скамейка получилась замечательной! Было прохладно, и я надела свой шикарный белый шерстяной свитер. Потом я вернулась домой и туту же, воодушевленная успехом, решила покрыть лаком полку для своих страшных-престрашных сказочек. Но когда я наносила последний слой лака НЦ-223, две капли «украсили» мой свитер. Пришлось удалить пятна с помощью средства «Комета». (Чистящее средство, не предназначенное для выведения пятен).

Успех превзошел все ожидания! Правда, остались пожелтения, и я тут же решила от них избавиться с помощью отбеливателя «Белизна» («Белизна» применяется для отбеливания льна и хлопка, но не шерсти).

Больше рисковать свитером мне не хотелось, и я обработала его антимольным средством «Раптор». (Средство для тараканов). Затем убрала его на зиму в шкаф. А заодно освежила все свои юбки и кофты препаратом с тонким и нежным запахом и таким же нежным названием «Лана». (Антистатик).

Когда я закрывала дверцу шкафа, то зацепила стоящий на шкафу серебряный подсвечник, подаренный Змеем Горынычем. Меня осенила мысль – сделать потускневший металл блестящим, как моя мысль. Я сразу же протерла его жидкостью под названием «Дося». (Средство для мытья посуды).

Понятно, что мне тут же захотелось почистить и свои ботинки. Нет лучше средства для удаления старой грязи, чем «Антирайл». (Средство от моли). А уж истинный шик и блеск придаст вашей обуви пастообразный обувной крем «Жемчуг». (Зубная паста).

Ну что ж, вы тут решайте, правильно ли я всё сделала, а мне уже пора – меня девочки и мальчики в избушке на курьих ножках ждут.

 

 Слайд 19 Ответы 

 

                      Конкурс «Исправь ошибки»    

Необходимо исправить допущенные ошибки в схеме: (на доске или карточки)

 

А) поток энергии в биогеоценозах:

ПРОДУЦЕНТЫ
РЕДУЦЕНТЫ_______________________КОНСУМЕНТЫ

 

Б) цепи питания:

ПШЕНИЦА_______ВОЛК __________МЫШЬ

 

В)                ФАКТОРЫ СРЕДЫ

                                                                                                                      

БИОТИЧЕСКИЕ              АБИОТИЧЕСКИЕ         АНТРОПОГЕННЫЕ

      Давление                               влияние человека            хищничество

Свет                                        на среду обитания и        симбиоз

температура                           организмы                        нейтрализм  

 

  

 

                      Конкурс «Поставь на место»

(Каждой группе выдаются листки со списком терминов, напечатанных подряд, которые необходимо распределить по соответствующим темам. Для этого их надо выписать в три столбика).

 

ТЕМЫ: «ФАКТОРЫ СРЕДЫ», «БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ»,               «ЭКОСИСТЕМЫ». 

 

 

ТЕРМИНЫ:  абиотический фактор, лимитирующий фактор, предел выносливости, ультрафиолетовые лучи, гомойотермные организмы, толерантность, экологическая ниша, анабиоз, зимняя спячка, зимний покой, мониторинг, автотрофы, гетеротрофы, биомасса, биоценоз, пищевая цепь, сукцессия, экологическая пирамида, фитопланктон, биогеоценоз, продуценты, редуценты, квартиранство, мутуализм, симбиоз, кооперация, нахлебничество, хищничество, нейтрализм, аменсализм.

 

 

                        Конкурс «Выбери правильный ответ»

(каждый участник получает листок с заданием и работает индивидуально).

 

1.     Какому термину соответствует определение: устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы:

А) биоценоз

      Б) биогеоценоз

В) популяция

 

2.     какие организмы называются гетеротрофными?

      А) потребители готовых органических веществ

Б) «производители» органических веществ

В) хемоавтотрофы

 

3.     как называется форма взаимодействия организмов, при которой оба партнера извлекают пользу от совместного проживания?

А) симбиоз

          Б) нейтрализм

    В) аменсализм

 

4.     как называется ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему?

А) цепь питания

   Б) популяция

   В) сукцессионный ряд

 

 

           Конкурс «Сигнальные карточки»

(учащиеся отвечают на вопросы, поднимая карточки: синий цвет – «нет», красный – «да»).

 

 

1.     реакция организмов на длину светового дня называется фотопериодизмом. (Да).

2.     термин «экология» предложил Геккель. (Да).

3.     все растения являются автотрофными организмами. (Нет).

4.     первичная сукцессия происходит при заселении недавно возникшего вулканического острова. (Да).

5.     с одного пищевого уровня на другой переходит 50% энергии и биомассы. (Нет).

6.     цветением воды называют цветение кувшинок. (Нет).

7.     во всех экосистемах есть продуценты. (Нет).

8.     тропические леса – «легкие планеты». (Нет).

 

 

                        Конкурс «Работаем группой»

(ответы на вопросы учащиеся готовят в группах коллективно).

1. а) перечислите основные экологические факторы; б) почему круговорот веществ в биогоценозе составляет основу жизни;

в) какой термин лишний в ряду: продуценты, консументы, гетеротрофы, редуценты?

2.     а) приведите примеры фотопериодических реакций у растений и животных;

б) какие связи лежат в основе существования биогеоценоза? Приведите примеры.

В) из двух списков выберите пары соответствующих друг другу терминов:

-         абиотческий фактор, биотический фактор, экологическая пирамида;

-         симбиоз, нейтрализм, фотопериодизм, 10% биомассы и энергии.

3.     а) что такое лимитирующий фактор;

  б) что нужно знать для характеристики биогеоценоза;

  в) приведите примеры потребителей органического вещества на разных     трофических уровнях.

4.     а) какова роль ультрафиолетовых и инфракрасных лучей в жизни живых организмов;

б) что называется сукцессией;

в) какая доля запасенной в органических веществах энергии теряется при переходе на следующий трофический уровень?

5.     а) что такое биологический оптимум;

б) какая экологическая закономерность связана с использованием и превращением энергии в цепях питания;

в) какой термин лишний в ряду: симбиоз, хищничество, мутуализм, аменсализм?

6.     а) какова причина анабиоза у животных;

   б) в чем сходство и различие пастбищных и детритных цепей питания;

   в) приведите примеры пищевой цепи из четырёх и пяти звеньев.

7.     назовите 5 лекарственных растений Молдовы. Какие их части при этом используются? Желательно разные органы.

(ромашка – цветы; валерьяна – корень; шиповник – плоды; подорожник – листья; чистотел – сок стебля; и т.д.).

 

 

      Слайд 20          Конкурс – викторина (возможно для зрителей).

 

1.     Создатель Ислама пророк Мухамед утверждал, что эти птицы видят ангелов и пением оповещают людей об их приближении. Назовите их. (Петухи).

 

Слайд 21

2.     Это домашнее животное – единственное не упоминающееся в Библии, но Дюрер и Флорис изобразили его у ног Адама и Евы в раю. А согласно Гиляровскому, охотнорядские купцы в Москве устраивали своеобразное состязание – у кого он упитаннее. (Кошка).

 

Слайд 22

3.     В средневековой Европе эти рыбы имели особое практическое применение: они примерно одинакового размера, поэтому стали своеобразной единицей обмена. (сельдь).

 

 

 

Слайд 23

4.     Во время войны за независимость между Англией и США английский шпион, сумевший устроиться поваром у генерала Вашингтона, приготовил ему блюдо с использованием ядовитых, как тогда считалось, плодов. Написав записку об отравлении Вашингтона, он покончил с собой. Эта записка была найдена только через много лет. Каким же овощем пытался отравить Вашингтона британский агент? (помидорами).

 

Слайд 24

5.     Этот фрукт, употребляемый в сыром виде, признан самым питательным в мире, а испанцы из-за зелёной пупырчатой шкурки прозвали его «аллигаторовой грушей». (авокадо: в 100г – 163 кал.).

 

Слайд 25

6.     Эта рыбка, поедая личинок малярийного комара, помогла превратить город Сочи в курорт. (Гамбузия).

7.     Во время пребывания в Одессе А.С.Пушкин был послан графом Воронцовым собирать сведения об этих насекомых. (Саранча).

 

Слайд 26

8.     А.Гумбольт назвал это африканское дерево «древнейшим органическим памятником нашей планеты». В сухой период оно сбрасывает листву, и тогда кажется, что растет оно вверх корнями. (Баобаб).

9.     По народным приметам, эту красивую степную траву нельзя рвать и собирать в букеты, т.к. она произошла от седых материнских волос. (Ковыль).

10.  Согласно легенде, именно этот цветок вырос на крови прикованного к скале Прометея. (Эдельвейс).

 

                  Конкурс «Черный ящик»

 

1.     В черном ящике ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что это за растение? Где оно используется в настоящее время? (Лавр благородный, листья его используются как приправа, благодаря их пряному аромату).

 

2.     В черном ящике лежит плод, употребляемый в свежем, сушенном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрёстноопыляемое, выдерживает морозы –30С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каком плоде идет речь? (О яблоках).

 

3.     Послушайте отрывок из произведения:

         «Пит подпрыгнул на два аршина, издал воинственный клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешеном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своём невыразимом счастье, а потом опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушения. Тётя Поли как раз вошла в ту минуту, как он, проделав несколько феноменальных сальто-мортале с криком выскочил в открытое окно, увлекая за собой ещё уцелевшие цветочные горшки».

     А) Назовите художественное произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор? О каком домашнем животном идет речь в данном отрывке? («Том Сойер», Марк Твенн. Речь идет о коте).

     Б) В «черном ящике» лежит болеутолитель, которым угостили животное. Что лежит в данном ящике? (находится настойка валерьяны).

 

4.     В «черном ящике» лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном  растении. Его родина Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную».

               Что за лакомство лежит в ящике?  (Семечки. Это плоды подсолнечника).

 

5.     По воспоминаниям советского дипломата И.М.Майского, именно этот нехитрый овощ был лучшим подарком для любой знатной леди в первую военную зиму 1939/40 годов в Великобритании – ведь обычно в метрополию его привозили из Египта.

         В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. А философы древности, разрезая этот овощ поперёк, объясняли ученикам строение Вселенной.

   Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания.

   Что лежит в «черном ящике»?    (Луковица).

 

 

          Конкурс «Домашнее задание»

 

(сочинить и инсценировать песню экологического содержания на какой-нибудь известный мотив).

Команды показывают свои работы.

 

Жюри подводит итоги мероприятия. Награждаются победители.

 

 

Слайд 27


Экология и …… ( межпредметный вечер-конкурс, или урок-конкурс)

Экология и …… ( межпредметный вечер-конкурс, или урок-конкурс)

За полтора столетия, прошедшие после рождения науки экологии, её сфера деятельности значительно расширилась

За полтора столетия, прошедшие после рождения науки экологии, её сфера деятельности значительно расширилась

Этот элемент, содержащийся также в табачном дыме, способен стимулировать развитие практически всех форм рака

Этот элемент, содержащийся также в табачном дыме, способен стимулировать развитие практически всех форм рака

Слайд 14 1. Английский писатель

Слайд 14 1. Английский писатель

ПФ-223. ( краской с первой цифрой 2 нельзя пользоваться для наружных работ)

ПФ-223. ( краской с первой цифрой 2 нельзя пользоваться для наружных работ)

БИОТИЧЕСКИЕ АБИОТИЧЕСКИЕ

БИОТИЧЕСКИЕ АБИОТИЧЕСКИЕ

Б) нейтрализм В) аменсализм 1

Б) нейтрализм В) аменсализм 1

Молдовы. Какие их части при этом используются?

Молдовы. Какие их части при этом используются?

Слайд 23 1. Во время войны за независимость между

Слайд 23 1. Во время войны за независимость между

О каком плоде идет речь? (О яблоках)

О каком плоде идет речь? (О яблоках)

Конкурс «Домашнее задание» (сочинить и инсценировать песню экологического содержания на какой-нибудь известный мотив)

Конкурс «Домашнее задание» (сочинить и инсценировать песню экологического содержания на какой-нибудь известный мотив)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018