Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов»
Сценарий
проведения эколого-биологического эрудициона «Цветы - земной красы начало»
Категории и группы участников: учащиеся любой формы обучения в возрасте от 11до15 лет.
Составители: Еремина Галина Владимировна, Кадочникова Елена Николаевна.
Нижний Тагил
Эрудицион «Цветы - земной красы начало»
посвящен одним из самых удивительных и совершенных творений природы, которые заставляют человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем…. Эрудицион посвящен празднику, который всегда с нами, а именно цветам! Цветы…. Сколько восторженных, трепетных строк сложили о них поэты! Сколько прекрасных, нестареющих полотен посвятили им художники…. Цветы нужны людям и в праздники, и в будни. Нет ничего прекраснее цветка, в нем воплощена вся красота земли. Цветы делают нашу жизнь радостней, пробуждают в человеке любовь к добру. Цветы – сама жизнь. Под Санкт - Петербургом установлен монумент названный Цветком жизни – в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся, на пятнадцатиметровом стебле большими буквами написано «Пусть всегда будет солнце!». Цветы имеют свое значение, свой «язык». Они могут рассказать об обычаях народа, о его культуре. Цветам принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека. Они снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды, смягчают производственный шум, уменьшают запыленность, участвуют в процессе почвообразования, регуляции климата, служат биологической основой существования жизни на Земле. Оказывают и благотворное эмоциональное воздействие. Сколь бедны оказались бы мы, не будь на Земле цветов! Сколь мрачным и строгим, и почти печальным, было бы тогда все живое на Земле, и не мог бы, наверное, человек называться человеком, не умел бы чувствовать и любить, радоваться и страдать, потому что и само сердце его осталось бы пустынным и черствым, не ведающим подлинной красоты. Для того, чтобы не оскудела, не меркла, а расцветала и крепла земная краса, необходимо не только любоваться цветами, знать их название, систематическое положение, сохранять их, но и уметь выращивать и ухаживать за ними. Эрудицион поможет вам сберечь, вырастить, вылепить волшебное царство флоры – Земной красы начало. Эрудицион проходит в пять туров.
I тур «Праздник, который всегда с нами»
(или немного из истории самого бесценного дара природы)
Первые сведения о декоративных растениях относятся:
1. К 5 -6 тысячелетиям до нашей эры.
2. К 3 - 4 тысячелетиям до нашей эры.
3. К 1 – 2 тысячелетию до нашей эры.
Стали использовать вазы для цветов:
1. В каменном веке.
2. В железном веке.
3. В бронзовом веке.
Первые сады были разбиты:
1. В 20 веке до нашей эры.
2. В средние века.
3. В новое время.
Огромный поток новых цветочных растений хлынул в Европу:
1. В эпоху возрождения.
2. В эпоху великих географических открытий.
3. В эпоху просвещения.
Большую роль в сборе и выращивании новых цветочных растений в Европе наряду с ботаническими садами сыграли:
1. Парки.
2. Пейзажные сады.
3. Монастырские сады.
Большая часть экзотических декоративных растений пришла из Европы в Россию:
1. В начале 18 века.
2. В середине 19 века.
3. В 19 веке.
Первые ботанические сады, называемые Аптекарскими огородами для лекарственных растений, были основаны во времена:
1. Ивана Грозного.
2. А.М. Романова.
3. Петра первого.
Самым старым ботаническим садом нашей страны считается:
1. Сад Ботанического института В.Л.Комарова в Санкт-Петербурге.
2. Ботанический сад МГУ.
3. Ботанический сад г. Екатеринбурга.
Селекцией цветов человек начал заниматься:
1. В 5 веке до нашей эры.
2. В прошлом веке.
3. В начале нашего столетия.
История возникновения букета начинается:
1. С эпохи Возрождения.
2.В средние века.
3. В новое время.
Самыми первыми популярными букетами в России в основном были:
1. Букеты для украшения жилищ.
2. Букеты для подношения.
3. Букеты для награждения.
Комнатные цветы появились:
1. Более тысячи лет назад.
2. Более двух тысяч лет назад.
3. Более трех с половиной тысяч лет назад.
Большой вклад в развитие цветоводства внесли селекционеры нашей страны. Весь мир знает имя цветовода – любителя, создавшего первые отечественные сорта сирени. Международным обществом цветоводов ему присуждена «Золотая ветка сирени». Кто это?
1. Колесников Л.А.
2. Иванов С.А.
3. Васильев П.С.
В изданиях Королевского общества садоводов Великобритании, Общества лилиеводов Америки, во французских, чешских, немецких журналах упоминаются сорта и гибриды, полученные русским селекционером, который более пятидесяти лет занимался выведением превосходных гибридов лилии. Кто этот селекционер?
1. Смирнов А.П.
2. Орехов В.П.
3. Букин М.Л.
2 Тур. «О цветах, которые живут рядом с нами – в саду, в парке, в комнате….»
Задание: прочитать ребусы.
3 Тур «О цветах, что радуют нас в поле, на лугу, в лесу…..»
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли,
Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета Земли
Он то красный, то синий,
То сиреневый, то золотой!
В.Солоухин
Задание: разгадать загадки
1.Скатерть кругла,
Как снег бела,
Зубцы вокруг,
Шита без рук,
А на скатерти той-
Каравай золотой.
2.Розовый цветочек
За свой запах ценится,
Бурый корешочек -
Лишь за то, что пенится.
3.Листочки – парные,
Цветки – янтарные,
Плоды – коварные:
И лечат, и калечат.
4.Балерина вышла:
юбочка пышна,
сборки да оборки,
складки да подкладки...
Имя у артистки -
небесной прописки.
5.Вот так ромашки:
цветные рубашки,
листики-как нитки,
ростом очень прытки.
6.На шесте флаги,
под шестом – шпаги.
7.Стоят стебли - прутки,
а на стеблях цветки:
со звериной пастью,
да с медовой сластью.
8.Табака сестричка,
ростом - невеличка,
а цветки - воронками
крупными и тонкими.
9.На клумбе у окошка,
Посажена картошка,
цветки ее огромные,
светлые, и темные.
10.Он на клумбе расцветает,
Каждый дачник его знает
Его имя нитки носят.
Отвечайте, вас ведь просят.
11.Коготок короток,
А сквозь землю прошёл-
Шапку золота нашёл.
12.Из Голландии приехал,
И мороз наш не помеха!
Меж цветов он «знатный пан»,
Колпачком цветёт ...
13.Стебли – дынные,
Тонкие, длинные;
А под зелёным щитом-
Цветки, как атласные:
Жёлтые, красные.
14.Под тенью сосновой
Цветок есть лиловый,
А плодик – тройчатка-
Как будто взрывчатка.
4 Тур «О цветах родного края, которые нужно охранять»
Задание 1.
Необходимо прочитать названия охраняемых цветов! Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
1.МБЕДОУБГОНВГИВКЦАК
2.АГДБПЕЖКЖКИДАЕОГБН
3.БЯАГТДРЗЫДЗШБНИАКГ
4.ХЭЮАГВДЯГОВЮЭНЯИХС
5.СБГИЖШНГКЮШРКХРЖАБ
6.ЯГЩБВЕХОЩЗХБДЕИЯКА
Задание 2.
Перечислите охраняемые цветочные растения родного края.
5 Тур «Как вырастить цветы»
Задание 1. Технология выращивания цветов.
Расположить в нужном порядке описание действий по технологии выращивания цветов, посеве и посадке цветочных растений, заготовке посадочного материала.
«Посев и посадка растений».
-Определение сроков посева или посадки.
-Посев или посадка в бороздки или лунки.
-Прикрытие землей корней растений.
-Выборка рассады.
-Плотное прижимание землей корней растений.
-Подготовка бороздок или лунок требуемой глубины.
-Мульчирование лунок или бороздок слоем сухой земли, торфом, или перегноем.
-Определение площади питания.
-Полив рассады перед выбором для посадки.
-Обильный полив бороздок и лунок.
-Расправление корней растений в лунке или бороздке.
«Выращивание цветочной рассады».
-Подготовка земляной смеси к посеву.
-Заготовка инвентаря, используемого для заготовки земли, набивки сосудов и ухода за рассадой.
-Обработка от болезней и вредителей посуды для посева.
-Создание условий для прорастания семян.
-Пикировка.
-Подготовка сосудов для посева семян.
-Высадка цветочной рассады в открытый грунт.
-Посев протравленных (намоченных) семян.
-Подготовка сосудов с землей.
-Обработка сосудов с землей от болезней и вредителей.
-Подготовка субстрата для посева семян.
«Сбор и заготовка цветочных семян для размножения».
-Выбор погоды для сбора семян.
-Подсушка семян.
-Молотьба собранных плодов.
-Высыпание семян в пакеты.
-Выбор срока сбора семян.
-Хранение посадочного материала.
-Выбор способа уборки семян.
-Сбор спелых семян. Плодов.
-Очистка семян.
-Этикирование пакетов.
-Подсушка плодов или целых растений
Задание 2. «Цветы в озеленении»
Необходимо придумать продолжение к заданному вопросу.
А).Небольшие цветники различной геометрической формы (могут быть круглыми, квадратными, треугольными…), устраиваемые на газоне, заасфальтированной или любой другой площадке с твердым покрытием называются………
Б).Цветники, представляющие собой сравнительно узкие полосы из цветов (ширина обычно от 40-50 до 150 см.), длина произвольная, поверхность ровная, изредка в центре чуть выпуклая называются………
В).Узкие сплошные полосы шириной от 10 до 40 см, окаймляющие газоны, рабатки, клумбы, площадки, или отдельные детали цветника, составленные из одного вида низкорослых растений называются………
Г).Одиночные посадки цветочных видов, с крупными цветами или соцветиями. Позволяющие разнообразить горизонтальные пространства, называют……..
Д).Сложные цветники, включенные в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, а также фонтаны. Скульптуры, вазы, бассейн, являются….
Е).Смешанные посадки красиво цветущих и декоративно-лиственных растений. Размещенных группами в несколько рядов на удлиненной полосе земли в в виде рабатки с нечеткими контурами, в которые чаще всего высаживают последовательно цветущие растения, называют……...
Ж).Посадки свободных, живописных очертаний, состоящие из нескольких экземпляров растений, чаще всего одного вида или сорта, являются……
З).Цветники, площадью 500-1000 метров квадратных и более, создаваемые на больших полянах и опушках рощ, на некотором расстоянии от дорог, при устройстве которых обычно используют многолетники, называют……..
И).Садово-парковую постройку, состоящую из ряда декоративных столбов из камня или дерева, соединенных между собой, размещаемую вдоль дорожки, иногда с двух ее сторон (между столбами высаживают вьющиеся растения и крепят их на шпалеры),…. Называют….
Мир окружающих нас цветов многообразен и удивителен. Будем же беречь волшебное царство флоры. «Не замедляй шагов, не рви цветов, чтоб сохранить их» завещал Рабиндранат Тагор. - « Иди вперед – цветы будут цвести на всем пути твоем….».
Ответы:
I тур «Праздник, который всегда с нами»
(или немного из истории самого бесценного дара природы)
-Первые сведения о декоративных растениях относятся:
К 5 -6 тысячелетиям до нашей эры.
-Стали использовать вазы для цветов:
В бронзовом веке.
- Первые сады были разбиты:
В 20 веке до нашей эры.
- Огромный поток новых цветочных растений хлынул в Европу:
В эпоху великих географических открытий.
- Большую роль в сборе и выращивании новых цветочных растений в Европе наряду с ботаническими садами сыграли:
Монастырские сады.
- Большая часть экзотических декоративных растений пришла из Европы в Россию:
В начале 18 века.
-Первые ботанические сады, называемые Аптекарскими огородами для лекарственных растений, были основаны во времена:
Петра первого.
-Самым старым ботаническим садом нашей страны считается:
Ботанический сад МГУ.
-Селекцией цветов человек начал заниматься:
В 5 веке до нашей эры.
-История возникновения букета начинается:
С эпохи Возрождения.
-Самыми первыми популярными букетами в России в основном были:
Букеты для подношения.
-Комнатные цветы появились:
Более трех с половиной тысяч лет назад.
-Большой вклад в развитие цветоводства внесли селекционеры нашей страны. Весь мир знает имя цветовода – любителя, создавшего первые отечественные сорта сирени. Международным обществом цветоводов ему присуждена «Золотая ветка сирени». Кто это?
Колесников Л.А.
-В изданиях Королевского общества садоводов Великобритании, Общества лилиеводов Америки, во французских, чешских, немецких журналах упоминаются сорта и гибриды, полученные русским селекционером, который более пятидесяти лет занимался выведением превосходных гибридов лилии. Кто этот селекционер?
Орехов В.П.
2 Тур. «О цветах, которые живут рядом с нами – в саду, в парке, в комнате….»
1.Роза
2.Сальвия
3.Кактус
4.Гвоздика
5.Абутилон
6.Петуния
7.Пион
8.Юкка
9.Хризантема
10.Астра
11.Тюльпан
12.Настурция
13.Сирень
14.Лилия
15.Азалия
16.Лобелия
17.Бегония
18.Нарцисс
19.Ландыш
20.Гладиолус
21.Шиповник
22.Бархатцы
23.Колокольчик
24.Акроклиниум
25.Дельфиниум
26.Василек
27.Мальва
28.Наперстянка
3 Тур «О цветах, что радуют нас в поле, на лугу, в лесу…..»
1.Ромашка
2.Мыльнянка
3.Зверобой
4.Астра
5.Космея
6.Гладиолус
7.Львиный зев
8.Петуния
9.Георгин
10.Ирис
11.Календула
12.Тюльпан
13.Настурция
14.Фиалка
4 Тур «О цветах родного края, которые нужно охранять»
Задание 1.
1.Медуница
2.Пион
3.Ятрышник
4.Адонис
5.Синюха
6.Гвоздика
Задание 2.
Лилия кудреватая, ветреница уральская, любка двулистная, хохлатка Галлера, кувшинка белая, калужница болотная, кубышка желтая, венерин башмачок настоящий, прострел раскрытый и др.
5 Тур «Как вырастить цветы»
Задание 1. Технология выращивания цветов.
«Посев и посадка растений».
1.Определение сроков посева или посадки.
2.Определение площади питания.
3.Полив рассады перед выбором для посадки.
4.Подготовка бороздок или лунок требуемой глубины.
5.Обильный полив бороздок и лунок.
6.Выборка рассады.
7.Посев или посадка в бороздки или лунки.
8.Расправление корней растений в лунке или бороздке.
9.Прикрытие землей корней растений.
10.Плотное прижимание землей корней растений.
11.Мульчирование лунок или бороздок слоем сухой земли, торфом, или перегноем.
«Выращивание цветочной рассады».
1.Подготовка субстрата для посева семян.
2.Подготовка земляной смеси к посеву.
3.Подготовка сосудов для посева семян.
4.Заготовка инвентаря, используемого для заготовки земли, набивки сосудов и ухода за рассадой.
5.Обработка от болезней и вредителей посуды для посева.
6.Подготовка сосудов с землей.
7. Обработка сосудов с землей от болезней и вредителей.
8.Посев протравленных (намоченных) семян.
9.Создание условий для прорастания семян.
10.Пикировка.
11.Высадка цветочной рассады в открытый грунт.
«Сбор и заготовка цветочных семян для размножения».
1.Выбор срока сбора семян.
2.Выбор погоды для сбора семян.
3.Выбор способа уборки семян.
4.Сбор спелых семян. Плодов.
5.Подсушка плодов или целых растений
6.Молотьба собранных плодов.
7.Очистка семян.
8.Подсушка семян.
9.Высыпание семян в пакеты.
10.Этикирование пакетов.
11.Хранение посадочного материала.
Задание 2. «Цветы в озеленении»
А). клумбами.
Б). рабатками.
В). бордюрами.
Г). солитерами.
Д). партерами.
Е). миксбордерами, или смешанными рабатками
Ж). группами.
З). массивами.
И). перголой.
Список литературы.
1.Верзилин Н. М. Учитель ботаники. Л: Детская литература. 1984
2.Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения. Тула:
Арктус. 1997
3.Кивотов С.А. Загадки о растениях. М: Просвещение. 1993
4.Стороженко Л.Н. Как вырастить цветы.М.Просвещение.1997
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.