Экономика. Тема: "Спрос и предложение"

  • ppt
  • 25.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Спрос и предложение.ppt

Рынок и рыночный механизм

Ключевые вопросы:

Рынок и рыночная конъюнктура. Типы рыночных структур.
Спрос. Детерминанты спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
Предложение. Детерминанты предложения. Эластичность предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Рынок
представляет собой способ взаимодействия производителей и потребителей товаров и услуг, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
В общее понятие «рынок» мы включаем совокупность взаимосвязанных рынков, различающихся по характеру обращающихся товаров, составу продавцов и покупателей, механизмам формирования цен, широте охвата и т.д.

Основные субъекты рынка

Конъюнктура рынка


Совокупность экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг на рынке в каждый данный момент времени

Конкуренция

Борьба за лучшие условия продаж и покупок, доступ к экономическим ресурсам.

Виды конкуренции (формы структуры рынка) определяются в зависимости от:
Равенства сил экономических агентов, что определяется возможностью продавцов и покупателей влиять на цены и условия продаж
Степени однородности продукта
Наличия барьеров входа на рынок и выхода с него

1. Совершенная (атомистическая) конкуренции

Однородность продукции (обезличенность рынка)
Малость и множественность
Свобода входа и выхода, отсутствие барьеров
Совершенная информированность
Теоретическая модель, аналоги которой в реальной экономической жизни подобрать трудно

2. Монополистическая конкуренция

Множество фирм и покупателей
Выпускаемая продукция дифференцирована, реально или мнимо отличается рядом потребительских свойств, в то же время товары имеют близкие субституты
Воздействие продавца на цену, возможно в ограниченных пределах, в которых сохраняется лояльность покупателя привычной марке
Вход и выход из отрасли свободен, за исключением барьеров, создаваемых приверженностью потребителя марке
Информация о состоянии рынка относительно доступна продавцам и покупателям

Наиболее распространенная в реальности
модель конкуренции

3. Олигополия

Множество покупателей и малое число фирм, которые могут воздействовать как на цену, так и на объемы продаж
Выпускаемая продукция может быть как дифференцирована (автомобили, стиральные порошки), так и однородна (металлы, бензин и т.д.)
Высокие барьеры входа на рынок. (Высокие разовые финансовые затраты при входе на рынок, ограничения в доступе к ресурсам, патенты и т.д.)

Широко распространена в реальности

4. Монополия

Множество покупателей и единственный производитель товара, не имеющего на рынке близких субститутов
Барьеры входа на рынок непреодолимы для остальных участников.

Причины появления монополии:
Статусная монополия (законодательные ограничения, патенты)
Ситуационная монополия (Уникальность природных ресурсов, высокие транспортные издержки)
Естественная монополия (При существующем спросе в отрасли эффективен только один производитель)

Сравнительная характеристика рыночных структур

Спрос

Спрос – это потребность в товаре, выраженная в денежной форме.
Спросом называется связь между количеством товара и ценой по которой данное количество товара хотят купить, то есть спрос – это перечень.
Количество товара, которое покупатели хотят купить по данной цене называется величиной (объемом) спроса.

Детерминанты спроса

Величина спроса зависит в первую очередь от цены товара

На спрос воздействуют неценовые факторы, изменяющие характер связи между ценой и величиной спроса:
Предпочтения потребителей
Доходы потребителей
Цены на товары заменители и товары сопряженного спроса
Структура населения
Ожидания ценовых изменений
Налоги и субсидии

Спрос может быть представлен:

В табличной форме:

Цена (P),руб.

Количество (Q), кг.

10

20

30

2,5

15

10

20

7,5

25

5

35

40

45

12,5

17,5

15

В графической форме:

Р

Q

0

D

В аналитической форме:

Q=25-0,5P

Закон спроса. Величина спроса на товар увеличивается со снижением цены этого товара, и наоборот, снижается с ростом его цены.

Эффект замены
Любой товар имеет заменители (субституты). Рост цен заставляет потребителя переходить к относительно более дешевым заменителям, понижение – наоборот, замещать в потреблении данным товаром другие
Эффект дохода
Снижение цены ведет к росту дохода данного потребителя и подключению к рыночному спросу на данный товар менее обеспеченных покупателей

Изменение спроса

Изменение неценовых параметров ведет к изменению функции спроса, что на графике отражается не движением вдоль кривой, а сдвигом всей кривой спроса.
Пример:
Потребителей убедили, что маргарин полезнее масла

Р

Q

0

D1

D2

Р

Q

0

D1

D2

Спрос на маргарин

Спрос на масло

Эластичность –
Реакция изменения одной переменной на изменение другой переменной, причем изменение обеих переменных измеряется в процентах.
Коэффициент эластичности – отношение относительного изменения зависимой переменной к относительному изменению независимой переменной.

Ценовая эластичность спроса

Ценовая эластичность спроса – мера реакции спроса на изменение цены




Е<1 – спрос неэластичный, жесткий
Е=1 – спрос единичной эластичности
Е>1 – спрос эластичный
Эластичность спроса зависит от времени приспособления потребителя к повышению цены. В длительном периоде эластичность спроса выше

Эластичность спроса

Абсолютно жесткий спрос

Р

Q

0

D

Абсолютно эластичный спрос

Р

Q

0

D

Неценовая эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса



Если Е>0 – товары-заменители (субституты)
Если E<0 – товары сопряженного спроса (дополняющие)
Если Е = 0 – независимые товары

Неценовая эластичность спроса

Эластичность спроса по доходу



Если E<0 – товар низкокачественный
Если Е>0 – товар нормальный:
0 < Е < 1 – товары первой необходимости
Е = 1 – нормальные товары («второй необходимости»)
Е > 1 – предметы роскоши

Предложение

Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Предложением называется связь между количеством товара и ценой по которой данное количество товара хотят продать, то есть предложение – это перечень.
Величина (объем) предложения – это то количество товара, которое производители хотят продать по данной цене.

Детерминанты предложения

Величина предложения зависит в первую очередь от цены товара

На предложение воздействуют неценовые факторы, изменяющие характер связи между ценой товара и объемом его предложения:
Цены на ресурсы
Применяемые технологии
Налоги и субсидии
Численность производителей
Ожидания ценовых изменений

Предложение может быть представлено:

В табличной форме:

Цена (P),руб.

Количество (Q), кг.

10

2,5

30

20

15

12,5

20

15

25

17,5

35

40

45

10

5

7,5

В графической форме:

Р

Q

0

S

В аналитической форме:

Q=0,5P-2,5

Как правило, величина предложения товара растет с ростом его цены и сокращается с ее снижением.

Рост цены на продаваемый товар ведет к тому, что:
производитель готов нести повышенные издержки, чтобы поставить товар на рынок  он готов увеличивать дополнительно привлекаемые ресурсы, даже при растущих ценах на них
Отрасль становится привлекательной для вложений, растет число производителей и увеличивается выпуск за счет замещения выпуска менее выгодных товаров

Изменение предложения

Изменение неценовых параметров ведет к изменению функции предложения, что на графике отражается не движением вдоль кривой, а сдвигом всей кривой предложения.

Р

Q

0

S1

S2

Р

Q

0

S 1

S 2

Внедрение новой технологии, понижающей издержки

Рост цен на применяемое сырье

Эластичность предложения

Эластичность предложения – мера реакции предложения на изменение цены




Е<1 – предложение неэластичное
Е>1 – предложение эластичное

Эластичность предложения зависит от технологии производства и времени, необходимого поставщикам для перераспределения ресурсов в пользу производства того или иного товара

Эластичность предложения

Абсолютно неэластичное предложение

Р

Q

0

S

Абсолютно эластичное предложение

Р

Q

0

S

Рыночное равновесие

Кто определяет ситуацию на рынке: покупатели или продавцы?
Зависит ли уровень цены на товар только от продавца?

Введение в курс национальной экономики

Ошибочно полагать что продавцы обладают большей рыночной властью чем покупатели.
Решение на рынке принимают и покупатели и продавцы. Каждый из них преследует собственные экономические цели.
Продавцы так же зависят от покупателей, как покупатели от продавцов.

Введение в курс национальной экономики

Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению равновесной или рыночной цены.
Рыночная цена – это та цена, при которой товар может быть обменян на деньги.





Введение в курс национальной экономики

Введение в курс национальной экономики

Е – точка рыночного равновесия
В ней совпадают интересы покупателей и продавцов.
Количество товара, которые готовы купить покупатели по цене Pe равно количеству товара, которое готовы продать продавцы

Равновесная цена – это цена при которой величина спроса равна величине предложения.

Введение в курс национальной экономики

Равновесная выручка

Введение в курс национальной экономики

Выручка изображается площадью прямоугольника

Введение в курс национальной экономики

Причинами нарушения рыночного равновесия могут быть:
Изменение спроса
Изменение предложения
Введения ограничения цен или количество продаж (квот)

Введение в курс национальной экономики

Введение в курс национальной экономики

Например покупатели теряют интерес к товару и он перестает пользоваться спросом

Введение в курс национальной экономики

Например появился новый производитель
Овощи и фрукты в летний период времени

Введение в курс национальной экономики

Введение в курс национальной экономики

Введение в курс национальной экономики

Введение в курс национальной экономики

Предположим, что первоначальным толчком последовавшим рыночным переменам стало увеличение цен на корма для коров.

Введение в курс национальной экономики

Вследствие этого произойдет снижение предложения мяса говядины, что затронет как ряд близлежащих рынков к рынку говядины, так и более отдаленных, но связанных рынков.
Снижение предложения говядины вызвало рост равновесной цены на говяжье мясо, что заставило покупателей переключиться на покупку относительно более дешевое мясо птицы, как товара-заменителя. Это привело к росту спроса на куриное мясо и увеличение равновесного количества.
Большее количество продаваемого мяса птицы имело своим следствием увеличение предложения пуха и снижение равновесной цены на пух.

Введение в курс национальной экономики

Последнее событие заинтересовало производителей пуховых одеял и сделало возможным увеличение производства и предложения на рынке пуховых одеял.
Что в свою очередь потребовало дополнительного количества атласных тканей, используемых для изготовления пуховых одеял. На рынке атласных тканей это нашло отражение в сдвиге кривой спроса вправо и увеличение равновесной цены.

Введение в курс национальной экономики

Задачи

Введение в курс национальной экономики