Рынок
представляет собой способ взаимодействия производителей и потребителей товаров и услуг, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
В общее понятие «рынок» мы включаем совокупность взаимосвязанных рынков, различающихся по характеру обращающихся товаров, составу продавцов и покупателей, механизмам формирования цен, широте охвата и т.д.
Конъюнктура рынка
Совокупность экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг на рынке в каждый данный момент времени
Конкуренция
Борьба за лучшие условия продаж и покупок, доступ к экономическим ресурсам.
Виды конкуренции (формы структуры рынка) определяются в зависимости от:
Равенства сил экономических агентов, что определяется возможностью продавцов и покупателей влиять на цены и условия продаж
Степени однородности продукта
Наличия барьеров входа на рынок и выхода с него
1. Совершенная (атомистическая) конкуренции
Однородность продукции (обезличенность рынка)
Малость и множественность
Свобода входа и выхода, отсутствие барьеров
Совершенная информированность
Теоретическая модель, аналоги которой в реальной экономической жизни подобрать трудно
2. Монополистическая конкуренция
Множество фирм и покупателей
Выпускаемая продукция дифференцирована, реально или мнимо отличается рядом потребительских свойств, в то же время товары имеют близкие субституты
Воздействие продавца на цену, возможно в ограниченных пределах, в которых сохраняется лояльность покупателя привычной марке
Вход и выход из отрасли свободен, за исключением барьеров, создаваемых приверженностью потребителя марке
Информация о состоянии рынка относительно доступна продавцам и покупателям
Наиболее распространенная в реальности
модель конкуренции
3. Олигополия
Множество покупателей и малое число фирм, которые могут воздействовать как на цену, так и на объемы продаж
Выпускаемая продукция может быть как дифференцирована (автомобили, стиральные порошки), так и однородна (металлы, бензин и т.д.)
Высокие барьеры входа на рынок. (Высокие разовые финансовые затраты при входе на рынок, ограничения в доступе к ресурсам, патенты и т.д.)
Широко распространена в реальности
4. Монополия
Множество покупателей и единственный производитель товара, не имеющего на рынке близких субститутов
Барьеры входа на рынок непреодолимы для остальных участников.
Причины появления монополии:
Статусная монополия (законодательные ограничения, патенты)
Ситуационная монополия (Уникальность природных ресурсов, высокие транспортные издержки)
Естественная монополия (При существующем спросе в отрасли эффективен только один производитель)
Спрос
Спрос – это потребность в товаре, выраженная в денежной форме.
Спросом называется связь между количеством товара и ценой по которой данное количество товара хотят купить, то есть спрос – это перечень.
Количество товара, которое покупатели хотят купить по данной цене называется величиной (объемом) спроса.
Детерминанты спроса
Величина спроса зависит в первую очередь от цены товара
На спрос воздействуют неценовые факторы, изменяющие характер связи между ценой и величиной спроса:
Предпочтения потребителей
Доходы потребителей
Цены на товары заменители и товары сопряженного спроса
Структура населения
Ожидания ценовых изменений
Налоги и субсидии
Закон спроса. Величина спроса на товар увеличивается со снижением цены этого товара, и наоборот, снижается с ростом его цены.
Эффект замены
Любой товар имеет заменители (субституты). Рост цен заставляет потребителя переходить к относительно более дешевым заменителям, понижение – наоборот, замещать в потреблении данным товаром другие
Эффект дохода
Снижение цены ведет к росту дохода данного потребителя и подключению к рыночному спросу на данный товар менее обеспеченных покупателей
Изменение спроса
Изменение неценовых параметров ведет к изменению функции спроса, что на графике отражается не движением вдоль кривой, а сдвигом всей кривой спроса.
Пример:
Потребителей убедили, что маргарин полезнее масла
Р
Q
0
D1
D2
Р
Q
0
D1
D2
Спрос на маргарин
Спрос на масло
Эластичность –
Реакция изменения одной переменной на изменение другой переменной, причем изменение обеих переменных измеряется в процентах.
Коэффициент эластичности – отношение относительного изменения зависимой переменной к относительному изменению независимой переменной.
Ценовая эластичность спроса
Ценовая эластичность спроса – мера реакции спроса на изменение цены
Е<1 – спрос неэластичный, жесткий
Е=1 – спрос единичной эластичности
Е>1 – спрос эластичный
Эластичность спроса зависит от времени приспособления потребителя к повышению цены. В длительном периоде эластичность спроса выше
Предложение
Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Предложением называется связь между количеством товара и ценой по которой данное количество товара хотят продать, то есть предложение – это перечень.
Величина (объем) предложения – это то количество товара, которое производители хотят продать по данной цене.
Детерминанты предложения
Величина предложения зависит в первую очередь от цены товара
На предложение воздействуют неценовые факторы, изменяющие характер связи между ценой товара и объемом его предложения:
Цены на ресурсы
Применяемые технологии
Налоги и субсидии
Численность производителей
Ожидания ценовых изменений
Как правило, величина предложения товара растет с ростом его цены и сокращается с ее снижением.
Рост цены на продаваемый товар ведет к тому, что:
производитель готов нести повышенные издержки, чтобы поставить товар на рынок он готов увеличивать дополнительно привлекаемые ресурсы, даже при растущих ценах на них
Отрасль становится привлекательной для вложений, растет число производителей и увеличивается выпуск за счет замещения выпуска менее выгодных товаров
Изменение предложения
Изменение неценовых параметров ведет к изменению функции предложения, что на графике отражается не движением вдоль кривой, а сдвигом всей кривой предложения.
Р
Q
0
S1
S2
Р
Q
0
S 1
S 2
Внедрение новой технологии, понижающей издержки
Рост цен на применяемое сырье
Эластичность предложения
Эластичность предложения – мера реакции предложения на изменение цены
Е<1 – предложение неэластичное
Е>1 – предложение эластичное
Эластичность предложения зависит от технологии производства и времени, необходимого поставщикам для перераспределения ресурсов в пользу производства того или иного товара
Ошибочно полагать что продавцы обладают большей рыночной властью чем покупатели.
Решение на рынке принимают и покупатели и продавцы. Каждый из них преследует собственные экономические цели.
Продавцы так же зависят от покупателей, как покупатели от продавцов.
Введение в курс национальной экономики
Вследствие этого произойдет снижение предложения мяса говядины, что затронет как ряд близлежащих рынков к рынку говядины, так и более отдаленных, но связанных рынков.
Снижение предложения говядины вызвало рост равновесной цены на говяжье мясо, что заставило покупателей переключиться на покупку относительно более дешевое мясо птицы, как товара-заменителя. Это привело к росту спроса на куриное мясо и увеличение равновесного количества.
Большее количество продаваемого мяса птицы имело своим следствием увеличение предложения пуха и снижение равновесной цены на пух.
Введение в курс национальной экономики
Последнее событие заинтересовало производителей пуховых одеял и сделало возможным увеличение производства и предложения на рынке пуховых одеял.
Что в свою очередь потребовало дополнительного количества атласных тканей, используемых для изготовления пуховых одеял. На рынке атласных тканей это нашло отражение в сдвиге кривой спроса вправо и увеличение равновесной цены.
Введение в курс национальной экономики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.