экзамен эссе

  • docx
  • 16.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Ekzamen_ESSE_VvPP_15-16g_rus.docx

                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                                зав. кафедрой   педагогики

                                                                                протокол №     от  «    »  _____ 2014 г.

                                                                                ___________________Утегенова Б.М

 

Экзаменационные материалы

по дисциплине «Введение в педагогическую профессию»

(для студентов 1 курса всех педагогических специальностей)

                                             Форма экзамена - эссе

 

1.     ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТА

Основные термины

Эссе (от франз. essai – опыт, набросок) – жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением, ориентированным на раскрытие собственных взглядов и убеждений.

Эссе по дисциплине «Введение в педагогическую профессию» – форма контроля уровня усвоения студентом учебного материала по дисциплине, предполагающая самостоятельное письменное изложение студентом собственных рассуждений по предложенной преподавателем теме с опорой на содержание дисциплины.

Время написания эссе: 1 академический час (50 минут)

Объем эссе: 2 – 3страницы рукописного текста на тетрадных листах в линейку

Максимальная оценка эссе: 40 баллов

Минимальная оценка эссе, необходимая для получения положительной оценки по дисциплине: 21 балл.

 

2.     ТРЕБОВАНИЯ К ЭССЕ

Требования к эссе определяются критериями и показателями его оценивания: оценка эс­се в баллах равна сумме баллов, набранных студентом по каждому показателю (табл. 1).

Таблица 1. Система критериев и показателей оценивания эссе

Критерии

Показатели

Требование

Краткая характеристика требования

Оценка в баллах

Логическая структура эссе

Соответствие структуры эссе требованиям

В структуре эссе должны содержаться введение, основная часть и заключение, не разделяемые подзаголовками.

1

Соответствие структурных компонентов эссе требованиям

Во введении (3–6 предложений) ставится проблема, выделяемая студентом для рассмот­рения, и обосновывается ее актуальность и личностная значимость для студента.

Основная часть содержит самостоятельные рассуж­дения студента по теме эссе с опорой на изученный материал и аргументированные промежуточные выводы, раскрывающие авторскую позицию по рассматриваемой теме.

В заключении (3–5 предложений) содержатся обоб­щения и аргументированные итоговые выводы по теме. Заключение подытоживает эссе, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части; должно соответствовать теме эссе (поставленной во введении проблеме).

9

(по 3 балла за соответ-ствие требова-ниям каждого компо-нента эссе)

Логика изложения

Четкое, грамотное и ясное формулирование мыслей, структурирование информации, испо­льзование анализа, выделение причинно-след­ственных связей, иллюстрирование соответст­вующими примерами, аргументированность выводов.

 Четкая взаимосвязь структурных ком­понентов эссе;

соответствие их содержания теме; взаимообусловленность и непротиворечи­вость основных положений, излагаемых авто­ром.

3

Творческий характер

Наличие само­стоятельных рассуждений автора

Наличие самостоятельных рассуждений автора в тексте работы.

3

Наличие само­стоятельных выводов, идей, предложений

Наличие самостоятельных выводов, идей, предложений в тексте работы.

3

Оригинально­сть стиля изложения

Написание текста эссе своеобразным авторским языком, отличающим его от известных ранее работ по аналогичным темам.

3

Научность

Соответствие содержания современной образователь­ной парадигме

Проблема, поставленная в эссе, рассматри­вается в свете современной образовательной парадигмы, т.е. системы взглядов, принятых в образовательном сообществе в данный исторический период времени.

3

Опора на содер­жание дисцип­лины при изложении материала

Рассматривая тему эссе, автор использует теоретический и фактический материал из содержания дисциплины.

3

Ссылки на до­кументы обра­зования и  до­кументы, оп­ределяющие государствен­ную политику в сфере образования

В работе имеют место ссылки на указанные документы, приводимые автором для подтверждения своих мыслей.

3

Образность и афорис­тич­ность

Образность

Автор привлекает многочисленные примеры,

подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации.

2

Афористич­ность

Использование многочисленных средств художественной выразительности: метафор, аллегорических и притчевых образов, символов, сравнений.

2

Ссылки на знаменитых педагогов прошлого и настоящего

Использование (не чрезмерное) фраз, «крылатых слов» известных педагогов для подтверждения (усиления звучания) мыслей автора.

2

Качество оформления работы

Соответствие объема

2 – 3 страницы рукописного текста на тетрадных листах в линейку.

1

Аккуратность и грамотность

Соблюдение полей, абзацных отступов;

понятный почерк;

хорошее качество чернил (достаточно контрастный цвет, равномерное написание линий, ручка «не мажет» и т.п.);

отсутствие исправлений в тексте эссе.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики, правописания, стилистического оформления текста.

2

ИТОГО

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Качество эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих:

1.   Исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме)

2.   Качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы)

3.   Аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание – планирование – написание – проверка – правка.

Поэтому, ознакомившись с примерной тематикой эссе, заранее, до экзамена:

1.       Обдумайте каждую тему: какую проблему вы можете сформулировать, каким должно быть содержание эссе по данной теме в соответствии с требованиями, изложенными в таблице 1? Сделайте наброски примерного плана эссе на черновике.

2.       На этапе планирования следует определить цели, основные идеи, источники информации:

-цель должна определять действия,

-идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными,

-мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов  и т.д.

-аналогии – выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений,

-ассоциации – отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи,

-предположения – утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами,

-рассуждения – формулировка и доказательство мнений,

-аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читающего в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции,

-суждение – фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

-доводы  – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.,

-перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.

-источники – тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотечным ресурсом, интернет-ресурсами, словарями, справочниками.

Используйте материал, собранный при подготовке СРС и СРСП.

Не забывайте использовать документы, определяющие государственную политику Республики Казахстан в сфере образования.

3) Напишите эссе на темы, показавшиеся вам наиболее сложными. При необходимости проработайте, таким образом, все предложенные темы.

Перед экзаменом еще раз просмотрите подготовленный материал.

ПОМНИТЕ: на экзамене нельзя использовать какой-либо вспомогательный материал. С собой иметь только ручку. Листы для написания эссе вам раздадут непосредственно на экзамене.

После того, как эссе будет написано, внимательно проверьте работу перед сдачей экзаменатору.

Строго соблюдайте требования по оформлению эссе.

                            

 4. ТЕМАТИКА ЭССЕ

1.     Я и мой профессиональный выбор.

2.     Мое представление о ценностях педагогической деятельности.

3.     Свое профессиональное будущее я вижу так….

4.     Быть современным учителем значит…..

5.     Мои личностные качества как фактор профессиональной самореализации.

6.     Моя модель современной средней школы.

7.     Мое представление о личности современного учителя.

8.     Мое видение модели личности учителя 21 века.

9.     Педагогическая культура будущего учителя: личностный и профессиональный аспекты.

10.  Педагогическое общение как основа взаимодействия с учащимися.

11.  Мое представление о требованиях современного общества к личности учителя.

12.  Перспективы моего становления как компетентного педагога.

13.  Роль самообразования в деятельности учителя.

14.  Возможности профессионально-педагогического роста учителя.

15.  Культура речи педагога: коммуникативный и этический компоненты.

16.  Проектно исследовательская деятельность как средство моего профессионального становления.

17.  Роль профессионального самовоспитания  в деятельности педагога.

18.  Субъект-субъектное взаимодействие в образовании.

19.  Ключевые компетенции личности в моем профессиональном становлении.

20.  Саморазвитие педагога и его роль в моей будущей профессии.

 

 

5. ОБРАЗЕЦ  ЗАПОЛНЕНИЯ  СЛУЖЕБНЫХ ПОЛЕЙ (ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА) ЭССЕ НА ЭКЗАМЕНЕ

Экзамен: Эссе

Дисциплина: Введение в педагогическую профессию

Студента (ки):___________________________________

                                           (ФИО полностью)

Специальность: ______________

Группа: _____________________

Курс: _______________________

Дата:    «_____»  ______2014г.

Лектор: _________________________________________

                                             (ФИО полностью)