Элективный курс "Решение генетических задач"
Оценка 5

Элективный курс "Решение генетических задач"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
биология
9 кл—11 кл
23.01.2018
Элективный курс "Решение генетических задач"
Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Он предназначен для обучающихся 9-11 классов , проявляющих интерес к изучению генетики в разделе "Общей биологии". Особенность курса в том, что он дает обучающимся сведения практического характера из области генетики, которые помогут лучше понять основные законы наследственности, дает возможность тренировки логического мышления. Элективный курс рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ, разбор схем и рисунков, самостоятельные работы с учебной информацией, защита проектов.
Решение генетических задач.doc
Муниципальное казенное образовательное учреждение «ВЕРТИКОССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Каргасокского района Томской области Утверждаю «__»_________20___г Зам. Директора по научно-методической работе Ф.И.О. ________________________________ Программа элективного курса по биологии для 9-11 классов «Решение генетических задач» (34 часа) Автор – составитель Г.В. Гардер, учитель биологии МКОУ «Вертикосская СОШ Программа обсуждена и принята за основу на заседании МО учителей естественных наук Вертикосской СОШ, протокол № от 20__г. Вертикос 1 Пояснительная записка. Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одними из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Решение задач, как учебно­методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных,   привлеченных   из   области   частной   генетики   растений,   животных,   человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал. Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса. Курс   позволит   учащимся   усвоить   основные   понятия,   термины   и   законы   генетики, разобраться   в   генетической   символике,   применять   теоретические   знания   на   практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к сдаче ЕГЭ. Цель курса: развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики Задачи курса:  Расширить   представление   учащихся   о   методах   и   приемах   решения  задач   по генетике  Развить интерес к предмету, ликвидировать пробелы в знаниях учащихся  Объяснить основные этапы решения задач  Научить правильному оформлению задач  Показать   практическую   значимость   общей   биологии   для   различных   отраслей производства, селекции, медицины Формы деятельности учащихся: 1. Изучение общих принципов оформления и решения генетических задач. 2. Самостоятельное решение задач. 3. Самоконтроль и взаимоконтроль. 4. Изучение алгоритма составления и анализа родословных. 5. Создание электронной презентации проекта «Родословная моей семьи».   Методы обучения: Лекция, выполнение практических заданий по дидактическим карточкам, разбор схем и рисунков, самостоятельная работа с учебниками, добывание информации в Internet, диалог, защита проектов, демонстрации 2 Учебно–тематический план Тема Всего часов В том числе лекции Практи семинар кум Форма контроля № I 1 Введение Основные понятия генетики II Общие методические рекомендации  по решению генетических задач 1 2 3 Генетическая символика Алгоритм решения генетических задач Оформление задач III Менделеевская генетика 16 1 2 3 4 5 6 Решение   генетических   задач   на применение I и II законов Г. Менделя. Решение   генетических   задач   на наследование признаков человека. Самоконтроль   и   самостоятельное решение задач Определение   генотипа   и   фенотипа потомков   по   генотипу   и   фенотипу родителей. Определение   генотипа   и   фенотипа родителей   по   генотипу   и   фенотипу потомков. Аутосомно­доминантное наследование. 7 8 Полное   доминирование.   Признаки человека,   связанные   с   данным   типом наследования. Определение   вероятности   появления потомства с заданным признаком 9 10 Наследование летальных и сублетальных генов (признаков). 11­12 Аутосомно­рецессивное наследование 13 14 15 Дигибридное скрещивание. задач   на   расщепление Решение   признаков Самоконтроль   и   самостоятельное решение задач 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 схемы (зачет) задачи (зачет) Тезисы, определения (зачет) тест. 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 Полигибридное скрещивание. IY Хромосомная   теория 1 2 3 4 наследственности Закон Моргана. Решение задач Наследование сцепленных признаков. Определение расстояний между генами и   порядка   их   расположения   в хромосоме. Наследование   признаков,   сцепленных   с полом. 5­6 Наследование   ограниченных   полом   и зависимых от пола признаков. 7­8 Взаимодействие неаллельных генов. 9 Множественный аллелизм. 10 Y 1 2 Взаимодействие   аллельных   (кодоминирование). Генетика человека генов Составление родословных Анализ родословных 3­4 Демонстрация презентации проектов ИТОГО: 1 10 4 34 Тема №1.  Введение (1ч.) Содержание курса задачи (зачет) презентации Генетика. Основные понятия генетики: признаки и свойства; аллельные и неаллельные гены,   локус,   геном.   Гомозиготные   и   гетерозиготные   организмы.   Генотип   и   фенотип организма, кариотип, генофонд. Методы генетики, типы скрещиваний.   Тема №2 .  Общие методические рекомендации по решению генетических задач (3ч.) Генетическая   терминология   и   символика.   Доминантные   и   рецессивные   признаки, гаметы,   определение   числа   типов   гамет,   гомологичные   и   негомологичные   хромосомы, анализ генотипа и фенотипа родителей и потомства, символика, используемая при решении генетических   задач,   основные   принципы   оформления   задач,   алгоритм   решения генетических задач.   Тема №3. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем (16ч) Г.   Мендель   –   основоположник   генетики.   Закономерности   наследования, установленные   Г.   Менделем,   их   цитологические   основы.   Законы   Менделя.   Полное   и неполное доминирование. Аутосомно­рецессивное и аутосомно­доминантное наследование. Наследование летальных и сублетальных генов (признаков). 4 Тема №4. Хромосомная теория наследственности (10ч). Закономерности сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности. Закон Т.Моргана. Сцепленное наследование признаков. Группы сцепления генов. Полное и неполное   сцепление   генов,   кроссинговер,   кроссоверные   гаметы,   рекомбинантные хромосомы, морганида. Определение расстояний между генами, расположенными в одной хромосоме. Генетическое   определение   пола,   гомо­   и   гетерогаметный   пол.   Наследование признаков, сцепленных с полом. Определение пола. Типы определения пола.  Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Теория гена. Современные представления о гене и геноме.   Тема №5. Генетика человека (4ч) Методы изучения наследственности человека. Геном человека. Половые хромосомы. Значение генетики для медицины. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на организм человека.   Описание планируемых результатов: Учащиеся   после   окончания   элективного   курса   должны   знать:  основные   термины,   законы   и понятия генетики. Учащиеся должны уметь: * решать и правильно оформлять решение генетических задач разной сложности; * анализировать и оценивать различные этические аспекты современных исследований в биологической науке; *   осуществлять   самостоятельный   поиск   биологической   информации   в   различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно­популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях; *   использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни. Список литературы:   1. Билич, Г.Л., Крыжановский, В.А. Универсальный Атлас. – М.: « Оникс», 2005. 2. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 3. Гончаров, О.В. Генетика, задачи. – Саратов: «Лицей», 2005. 4. Захаров, В.Б., Мамонтов, С.Г., Сонин, Н.И., Биология. Общие закономерности под ред. В.Б. Захарова. 7­е изд. – М.: Дрофа, 2010. 5. Мамонтов, С.Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2006. 6. Рувинский, А.О. Общая биология. – М.: Просвещение, 1993. 7. Соколовская, Б.Х. Сборник задач по генетике. – Новосибирск: Университет,1990. 5 8. Филлипович, Ю.Б. ,Севастьянова, Г.А., Щеголева, Л.И., Упражнения и задачи по  биологической химии. ­ М.: Просвещение, 1986 6

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"

Элективный курс "Решение генетических задач"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018