Электронный букварь, 1 класс
Оценка 4.9

Электронный букварь, 1 класс

Оценка 4.9
pdf
17.01.2021
Электронный букварь, 1 класс
букварь 1 класс.pdf

Планета знаний

Т.М. Андрианова

Букварь

Для 1 класса четырёхлетней начальной школы

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

АСТ • Астрель Москва • 2011


УДК 372.3/.4

Все права защищены.

ББК 74.902

Воспроизведение в целом или какой-либо части без

Аб5

разрешения правообладателя преследуется по закону

Комплект учебников для начальной школы «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» издается под общей редакцией И. А. Петровой

Условные обозначения

                         Инвариантная часть                                Вариативная часть

Работа в пареДифференцированные задания

Творческие работыИнтеллектуальный марафон

Информационный поиск

Звук

Твёрдый согласныЙ звук

ГЛасный звук

МЯГКИй согласный звук

[3.1.23 Звуковая схема слова

 Граница слога и знак ударения

• а • а

Буквенная схема слова с пропущенными буквами

             Схема предложения

                           Текст заданий читает учитель.

 Андрианова Т.М., 2003

© Петрова И. А. и др., разработка структуры учебника и типовых заданий, 2003

С) ООО «Издательство Астрель», 2009

                           ъеЂСТВУй, школ4 г

Листьям время опадать.

                         Птицам           время улетать...

                         Солнцу          сп4нуть,

                         Тучам          литься,

Нам с тобой идти учиться.

Цифры с буквами писать,

По слогам букварь читать.

Мы теперь не просто дети,

Ничто

Никогда

Не выходит Само.

Само

Не приходит К нам на дом Письмо...

Само

Н умеет Свариться Варенье.

Само

Не напишется

Стихотворенье.

Мы делать всё это

Обязаны

Сами

Своей головой

И своими руками!

4

мы теперь ученики!



 

Предмет и слово

 

 

Предложение. Знаки препинания

во

Слоги

 

Звуки речи.

Ударение

 

 

Звуки и буквы

Мы живём в России.

Наш общий язык           русский.

*             Знаешь ли ты игры, в которых нужно произносить слова? Поиграем?

*             Передай жестами соседу по парте следующие сообщения: «тебе жарко», «тебе холодно».

 Покажите друг другу мимикой состояние радости, грусти.

ОРО)КДАЛ2С6

Очень-очень давно древние люди не умели разговаривать. Как же они общались между собой? Может быть так?

способом?

 Сообщи товарищу, не используя речь, как ты провёл вчерашний день.

10


*                      Кто изображён          • Что изображено на рисунке?       на рисунке?

Рассмотри рисунок. Что хотел сообщить нам художник?

*                      Ты произнёс предложение.


Его можно написать словами: Нарисовать: Изобразить схемой: Ёжик увидел гриб.

*                      1. Сколько слов в этом предложении?

2. Придумай предложения к этой схеме.

З. К каким рисункам может подойти эта схема предложения?

«Прочитай» одно и то же предложение с разной интонацией.

Я с ленивым незнайкой без дела грущу, С почемучкой     волшебник и маг:

Я ответ хоть на дне, хоть в огне отыщу Вот каков вопросительный знак!


А когда вместе с вами я к цели пробьюсь

И ответ нам блеснёт, как маяк,

Я от радости вмиг

Разогнусь, распрямлюсь

Превращусь в восклицательный знак!

 1. Найди в стихотворении восклицательные знаки. Сколько их?

2. Какие ещё знаки препинания тебе встретились? Назови их.

З. Прочитай стихотворение выразительно. Помни, что знаки препинания показывают, где нужно при чтении сделать небольшую остановку (паузу).



О Кого зовут дети? Как они это делают?


Назови нарисованные предметы. Произнеси слова, обозначающие эти предметы, по частям (по слогам). Сколько слогов в каждом слове?

*                Как зовут твоего соседа? Произнеси его имя по слогам.


Что за ЛИ?Но едва шепнут: что за МОН? «ли-мон»,

В звуках нету

Сразу станет

смысла.

кисло.

ют животные?

*                Понаблюдай перед зеркалом, как ты произносишь разные звуки.

ГЛАСНЫЕ тянутся

А СОГЛАСНЫЕ

В песенке звонкой.

Согласны

Могут заплакать

Шелестеть, шептать,

И закричать,

Свистеть,

В тёмном лесу

Даже фыркать

Звать и аукать.

И скрипеть.

Но не желают

Но не хочется им

Свистеть и ворчать.

Петь.

*                Назови какой-либо звук, а твой друг пусть определит, гласный этот звук или согласный.

Какие звуки обозначены в схемах слов красными и синими квадратами?

*                Назови нарисованные предметы. Сравни их названия попарно. Объясни появление в схеме слова зелёного квадрата.

кит и кот

• Назови нарисованные предметы.

Названиям каких предметов соответствуют данные схемы слов? Сравни в словах первые звуки.

Назови нарисованных животных. Произнеси мягкие согласные звуки в словах, обозначающих названия животных.

*                Произнеси имя своего товарища. Есть ли в этом слове мягкие согласные звуки?

Назови ударные слоги.

 сад:о

*     Назови нарисованных животных, выделяя голосом ударный слог. мы для пильщика подставка, МЫ для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка Нам другое ударенье — Осторожней будешь с нами:

 

 

 

 

Забодаем мы рогами.

 

 

 

 

 

*     1. Сравни схемы слов-отгадок.

2. Назови в словах ударные слоги.

З. Найди в тексте объяснение значения слова-отгадки.

1. Рассмотри три группы букв. Какая из них тебе знакома?

2. Найди знакомые буквы и назови их.

З. Найди среди слов знакомое и прочитай его.

• Пусть твой друг произнесёт какой-либо звук, а ты запиши в тетрадь соответствующую букву (если умеешь).

Тема «Наша речь»

 

П5ЗБ

История возникновения      Буквы письменной речи. разных алфавитов.

Источники информации

Посещение музеев            Познавательная и экскурсии.         литература.

Проекты по теме «Наша речь»

Театр           Напиши другу мимики и жеста. рисуночное письмо.

Передача устной речи

Как можно сохранять и передавать

на расстоянии.

устную и письменную речь.

 

фильмы

Беседа

 

 

и видеозаписи.

со взрослыми.

 

 

БУК8Ы

Сделай буквы Придумай из различных материалов. свой проект.


А ЯФАВИ

KHWOrPAA


Назови нарисованные предметы одним словом.

Какой предмет «лишний»? Какое слово «лишнее»?

*     Прочитай предложения. Ответь на вопрос.


Какие звуки издают другие животные? Поиграй с другом. Пусть один из

*    


Каким словом можно дополнить эти предложения? Прочитай их.

Обычные буквы — специальные знаки.

*     Знаешь ли ты, что означают эти буквы-знаки?

...С буквы А — арбуз и аист.


(Мы запомнить постарались). С буквы У у нас, ребята, Ухо, удочка, утята.

*     1. Прочитай выделенные буквы.

2.   Прочитай слова, начинающиеся с буквы а и с буквы у.

3.   Прочитай всё четверостишие.


ам                        ма          му         На!


* 


Прочитай. Найди двусложные слова и сравни их написание.

ма

ан

на

 

ма

ма

на

 

на

му

мама

Анна

Наум

умнА

маму

*  Прочитай текст. Найди в нём одинаковые по написанию слова. Чем они различаются? зо



му   ма   лим на


на

*  Дополни слоги до слов.

Обычные буквы

Я всегда его узнаю

И не спутаю ни с чем: Погляди, над ним сияет Знак метро   большая

ан сос


специальные знаки.


«м»!

Это «АН», а это «ТУ» Набирают высоту.

Чуть не двести пассажиров Поднимают на борту.


Найди и прочитай в тексте выделенные буквы.

2. Прочитай одно из этих стихотворений.

З. Как ты думаешь, что означают буквы на самолётах?

ам

ма

ан

 

она

мама

Анна

ом

мо

он

но

оно

Нонна


Схема каких слов здесь записана?

ра                       ло           ла                    ры


эму эму

Вот потеха!

Обезьянка это эхо!

Это эхо каждый раз Передразнивает нас!

                  5 6            он       она      оно

*    Соотнеси рисунки и слова.

*    Пусть твой друг называет любые предметы, а ты скажи соответствующее слово: он, она, оно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•zatzav,

 

 

 

 

 

 

Чистоговорка.

Мо-эн-на-ом — в тихой речке жил-был сом. Ну-эм-но-ма — Вася стал ловить сома.

Му-ан-ма-но — хитрый сом ушёл на дно.

*    1. Прочитай слоги.

2. Сравни звучание подчёркнутых слогов с последним словом в предложении.

З. Прочитай всю чистоговорку. за

                 Ма • а            Ан • он          • ама

    НОМ  л • мон   • уна

но • а               анана•        


    Догадайся, какие слова здесь зашифрованы. Прочитай их.

ра      сы    ра    му о а      э сы ист   то

    1. Прочитай первые слоги.

2. Составь слова. Прочитай их.

З. Назови слова, в которых вторые слоги одинаковы.


эм  ара мама     рано      Анна эн      рама     нора Рбма эр эра рана      Нбра     Роман У Наума =$n.

       У Романа                   .

Прослушай стихотворение. Почему его можно назвать скороговоркой?

 Рома мал? Рома мал?  Мал.      Рома!

 Сравни диалоги (разговор двух людей). Прочитай их по-разному.

Ар-ур-эр-ор вышла детвора во двор, Ру-ол-ро-ра — прятки лучшая игра. Ра-ро-ра-ру — разбегайтесь по двору !

1.   Прочитай слоги.

2.   Найди в чистоговорке схожие по звучанию слоги и слова.

З. Прочитай всю чистоговорку.

ла мал Алла лом луна лу мала Элла ломал ЛАра ло мало Эмма наломал Лбра

*                  Найди слова, которые различаются одной буквой.

У Романа ара.

Он мал.

Роман наломал

*                  На, ара, на!

*                  Выбери из текста предложение к данной схеме.

*                 
Есть ли у тебя какое-либо животное? Расскажи, как ты ухаживаешь за ним.

МАЛО!

Малб!

Подбери к каждому рисунку соответствующее предложение.

рама репка рожь колобок Марина лис рожки игла жарко Алина

*                  Прочитай слова. Замени в одних словах букву «р» на «л», а в других — букву «л» на «р».

                      лом       эму        мэр       мал        ара       мул

Прочитай. Сравни записи в каждом столбике. Какой буквой они различаются? А каким звуком?

*                  Рассмотри рисунки. Названиям каких предметов соответствуют эти схемы слов?

Краткое имя

Рома

Лара

 

Алла

Полное имя

Роман

 

Анна

 

*                  Назови краткое и полное имя своего товарища.

Слово в слове.

                                   Лара        Наум        наломал

Зоопарк в букваре.

    лама                   мул                манул            марал

Кто мне скажет,

Где бы мог

Поселиться осьмирб г?

Кто покажет носонбга?

Про него я слышал много.

*                  1. Послушай стихотворение. О каких животных идёт речь? Знаешь ли ты их?

        2. Назови животных правильно. Объясни, почему их так назвали.                                      (ё)

З. Прочитай стихотворение правильно.

• ЛОН а • ула • ОРО на ор • л • аран • омар  ОРОН

 Расшифруй слова, которые обозначают названия животных.

              ара          оно         Анна         Алла

мала

умы

мыл

ныла

норы

малы

умна

м ыла

уныл

норы

мало

умны

м ыло

уныло

Нбра

рыла нору.           рыл нору.

*    Прочитай. Ответь на вопрос.

*    Сравни рисунки. Сравни схемы слов. Чем они различаются?

мы

ры

мыл

лианы

Мирбн

ми

ри

мил

лимон

Римма

лы

 

мыли

малина

мила

ли

ни

милы

лилии

Ирина

*    1. Дополни слоги до слов.

2. Найди в словах четвёртого столбика общий слог.

З. Найди в словах пятого столбика общий звук.

обозначена их мягкость на письме?

Мама мыла мылом Милу. Мила мыло уронила.

  Прочитай скороговорку. Выучи и повтори её.

  Придумай свои варианты этой скороговорки.

На полу скребётся мышка,

Спит в берлоге бурый мишка, Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

  1. Названиям каких предметов соответствуют схемы слов?

2. Сравни в стихотворении последние слова каждой строчки. З. Прочитай стихотворение.

                                           мыл                        лил

              МЫЛ ЛИЛ

              МЫЛ о • ЛИЛ МЫЛ       . . .лил

«Расшифруй» записи. Прочитай слова. Придумай предложение с одним из этих слов.

Зоопарк в букваре.

             лини                   лани                    луни

              1. Прочитай слова.

2. Сравни названия животных.

З. Назови одно животное из каждой пары нарисованных животных.

Один

мул

 

лама

 

6 му

Много

мулы

орлы

 

налимы

 

Индюк надутый всем знаком, Но дружат с ним едва ли.

Не важничай, чтоб индюком Тебя не называли.

*                   Послушай стихотворение. Определи главные строчки стихотворения. Изобрази человека, который «надулся», как индюк.

 

 

иод

 

малыйлунный (...) милыйлимонный (...) умныйорлиный

У Марины малина и лимоны. Марина мыла лимон.

На, мама, лимон!

Марина, мой малину!

*                   Выбери из текста предложение, которое соответствует данной схеме.

Мой лимон!  Мой лимон! коз

Почему эти герои сказок появились на этой странице? Имена каких героев ты можешь объяснить?

Произнеси эти слова по-разному.

2. Прочитай всё четверостишие.

З. Попробуй повторить стихотворение, не заглядывая в книгу.

Аф№ьный заа

1. ам

ор

УР

эр

ил

ай

 

ан

ол

 

эл

ир

ой

 

ал

ом

 

эм

ин

эй

 

ар

он

УЛ

эн

 

ый

 

 

 

ру

ло

ла

Ий

 

мы

но

ры

ла

 

 

 

мо

 

ри

лы

ро

ЛО

 

 

 

ро

ли

ми

ры

 

эм

 

эр ра

лу эл

ай

ми ой

 

 

му

мо

мы

ми

мэ

 

мал

мул

мол

мыл

мил

мэр

 

мо

ра

ло

ла

ми

ро

 

мой

рай ми

лом

лай

ли

мир

мы

рой

 

мал

мил

 

лил

мыл

 

 

малы

милы

лили

мыли

 

 

малый

милый

лилии

мылил

6.

мои

мама

нора

Алла

 

мой

лама

рана

мыло         Эмма

 

мной

рама

луна

рули

7. малина лилии луЪн|ныЙ лимоны линии налимы молнии

 

                  рна

рло

      мра         мно

 

мни                

рлы

        мла            рни

 

мна            рны

рли

      нра          рлу

 

ГИНЬ!                    рно

рла

      лна          лма

9.

ЛУнина А|лА На

 

Нилина Марина

 

Минин Наум

 

Инина ЛАра

 

ЛАрина Арина

 

Манина Нина

 

Малинин Роман

 

Маринина Ира

10.                                                        Марина мыла лимоны?   Мыла!

 У Аллы и Нины лилии?      Лилии и алоэ.  малину?    Уронила!

              ЛАра мирила РомАна и                                     Мирила!

11.                                                        Мама мыла мылом Милу.

Милу мама мыла мылом. Мыла мылом мама Милу.

Мылом Милу мыла мама.

бэ бал брал бубнил бар бы был убрал бранил баран би бил набрал бурлил барабан


Был у бабы баран.

Бил баран в барабан.

Лбом бил баран в барабан.

Бум-бар{м! Бум-барАм! Бум-бар;м!

*                  Какие предложения в тексте можно озвучить, не используя речь? Разыграй их.

пэ

пой

пол

пила

лил

пы

пол

полол

пилил

полил

 

пил

полола

пилила

полила

Полина пила молоко.                         У папы пила.


*                  Прочитай предложения. Найди одинаковые слова. Объясни их значения.

У папы Полины пила.

Папа пилой пилил сосну.

Полина мала, но помогала. Папа похвалил Полину.

*                  За что можно похвалить человека?

А за что тебя можно похвалить?

бру пры упр пни бло пло бор про бры пра бра апр бри пла бал

Прочитай. Найди в столбиках слова, значение которых можно объяснить.

полныи старыи

Зоопарк в букваре.

           павлин                   пони                     пума

*                  Назови пару таких животных.

Барашки! Барашки!

Барашки на речке!

Какие барашки?

Сказали овечки.

Какие барашки?

Ну где они, где? Барашки не могут Ходить по воде...

*                  1. Найди в тексте слово с буквой П. Прочитай его.

(4 2. Прочитай вопросительные предложения. З. Прочитай весь текст.

4. Какие значения имеет слово «барашки»?

бой бил бар бобь1 — боб гриб пой пил пар лбы — лоб грипп

бли пил пробили бан      при буб пру бро пал разбили

  Дополни слоги до слов.

 

вв

 

вэ вы вы лов ловили ва вам Вам улов наловили ви вас Вас ловил выловили

  Сравни записи одинаковых слов.

РЫБОЛОВЫ

Вова и Иван были на пруду. Они ловили рыбу. С ними был кот Барсик. Он лапой ловил рыбу, но упал в воду. Вова вынул кота. А Иван дал Барсику рыбку.

Воробей клевал крошки.

Рыба хорошо клевала. Витя клевал носом.

Сравни предложения. В каких случаях так говорят?

  Разыграй с другом последнюю ситуацию.

Слово в слове.

                          вынули       ловили        наливали

 

 

Век живи

век учись.

 

Фф

 

 

бэ

фа

финики

фамилии

пэ

ФАРЫ

фиАлки

филин

вэ

фон

фазАн

Филина

эф

фонари

фЙлин

Филинов

ФОМА

Филипп

Фрол

Филимон

Прочитай имена. Образуй от них женские фамилии, а твой друг пусть назовёт мужские фамилии.

Сегодня

Записывали в класс.

 Васенька И заявил тотчас:

Есть у меня фамилия! Я Вася ЧиЦтя|ков. вмиг Василия

В число учеников.

Да, имя и фамилия Не пара пуЦтя|ков!

1.   Прочитай слова с буквой ф.

2.   Найди в стихотворении имена и прочитай их.

З. Прочитай последнее двустишие. Как ты его понимаешь?

4. Прочитай всё стихотворение.

Знаешь ли ты происхождение своей фамилии? Узнай у взрослых.

3

        У всякого Федорки          свои отговорки.

бой

выл

вои

были

вымыла — мыла

вой

вил

вол

выли

вылила — лила

рой

вол

вон

вили

вырыла — рыла

мой

вал

воз

вилы

вынула  

*    Понаблюдай, как изменяются слова в столбиках.

Хочет ветерок упрямый поиграть с моим воланом.

*    Какие значения имеет слово «волан»?

...Кто играет проводами,

Поднимает пыль кругами? Ветер!

Кто к земле деревья клонит? Кто волну морскую гонит? Ветер!

Я достал свою тетрадь. Как же мне нарисовать Ветер?

*    1. Сколько предложений в стихотворении?

(В) 2. Прочитай последнее предложение. Как ты ответишь на вопрос? З. Прочитай всё стихотворение.

              1 2 3 5 4            2 1 3             1

(Э             ВОЛАН           ВЫБОР          А р ФА

кус кон фор фо фла фар нарь жок тук

1.  Прочитай первые слоги слов.

2.  Составь слова и прочитай их.

З. С одним из слов составь предложение.

ВЫЛИЛ

вымыл

набрАл

выбил

пролил

промыл

выбрал

прибЙл

ловил

варил

рубЙл

 

наловил

наварил

вырубил

 

ВЫЛОВИЛ

поварил

нарубАл

 

АУ,ольный заа

 

ла

ви

ап

вы

ву

ро

пы

фу

пи

он

вы

эн

по

эф

эр

му

фи

эм

 

вэ

фы

бор

фон

 

вол

 

пир

вон

пар

миф

 

бал

 

рой

бар

лом

вар

 

лоб

 

ров

пол

бла

пли

 

бли

 

вла

пло

пру

фру

 

пра

 

фри

вра

вни

рвы

 

вро

 

плу

пры

фра

фро

 

фла

 

рви

блу

лбы

бру

 

вли

 

пни

фло

бро

вну

 

бра

 

вло

плы

лил

 

мыл

 

брал

бил

налил

 

умыл

 

убрАл

вбил

6.

рыба

липа                барАн

бобрь'|

 

606”

пила                   обрыв

брбви

 

ива

лапы               рубли

696ны

 

плов

ПОЛЫ                        форма

вАфли

7.

блины

банАн              волан

ворона

 

фирма

вобла           рулон

барабАн

 

волна

ливни             повар

Варвара

8.

бранил

поломали

выпиливали

бубнил бурлил бродил


9.                                      Бараны били в барабаны?     Били.

           Бэлла была на балу?             На балу!

*           Бобрь'| и барАны были в бору? — В бору.

*           У Ббри были бубны и барабаны?  Были.

10.                                Повар Иван варил плов?   Плов.

*           Папа пилил пилой?     Пилил.

*           Нина поливала пионы и лилии?  Нина.

11.                                Ворон и ворона ловили воблу.

Вова и Варвара проворонили улов.

Иван ловил налима, а выловил воблу.

   гэ          гол            гора             рога   грибнбй

ги

пол

нора

роса

главный (...)

гу

пой

нога

коса

В БОРУ

В бору грибов полне"м-полнб. Галина и Григорий набрали много боровикбв. БоровЙк самый главный гриб!

А красивый красный гриб — опасный!

Галина и Григорий прошли мимо. Лукошко пблно! Пора и домой!

Какие грибы ты собирал сам? Названия каких грибов ты можешь объяснить?  Кто вы?

Мы лисички,

Дружные сестрички.

Ну а вы-то кто же?

Мы лисички тоже.

Как, с одной-то лапкой?  Нет, ещё со шляпкой.

1. Послушай стихотворение. О ком идёт в нём речь?

З. Кто задал первый вопрос: грибы или лисицы?

вэ кино корм аквАриум эф книга кормил украсили гэ краски купил красивый ка буквы покормил ракУшка

 Какое слово «лишнее» в третьем столбике?

АКВАРИУМ

Папа купил КирЙллу аквариум с рыбками. А мама купила сыну книгу про рыб. Как он был рад этим подаркам!

Кк


Кирилл пригласил друга Владика. Они покормйли рыбок, украсили аквариум ракУшками. Дом у рыбок красивый!

аквАриум акварёль акваланг аквалангист

Найди в словах общую часть. Догадайся, что она означает в переводе: человек, рыба или вода. Объясни свой выбор и значение всех слов.

           Оля       Арина       Ира       Лара

но|вый —   гром|кий — круп|ный — правый — роб]кий кис|лый —


  Прочитай слова, а твой друг пусть подберёт к ним слова с противоположным значением. Не забывайте меняться ролями.

рыбакорзина рыбкакорзинка

Прочитай слова. Сравни похожие слова. Почему большие предметы стали маленькими?

  Подбери к нарисованным предметам пары похожих слов. Загадка.

Не куст, а с

Не рубашка, а СШИ|Та.

Не человек, а


гол             год

горка

кол             код

корка

круги — круг

маг

плуги — плуг

мак

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них.


голос кблос

луг лук

Они по знаку моему Являются в нужде.

Зовут их: КАК и ПОЧЕМУ,

КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ.


 1. Прочитай выделенные слова.

2.  Прочитай стихотворение.

3.  Задай вопросы, используя выделенные слова.

дом дуб двор домик дуббк    двбрик дым дубрА ва     дворник дымок   дуббвый (...)      дворбвый

О Найди в словах общую часть.


Назови слова, которые отвечают на вопрос «какой?».

У КОГО КАКОЙ ДОМ

Около пруда росли два дуба. У одного дупло. Это дом совы. Под другим дубом нора. Там дом крота.

На сук дуба Дима и Лида прилАдили домик из планок. А он кому?

кит

полка

автобус

туристы

кот

комод

трам|вай

капитан

тигр

диван

корабли

матросы

*                 Дай общее название каждой группе слов.


Мама, папа и Антон — туристы. Ранним утром они пришли в мор|ской порт. Корабли застыли в ожидании


По трапу папа, мама и Антон прошли на Клубу. Там были матрбсы и капитан.

Доброго вам пути, туристы!

*                 Какие незнакомые тебе слова встретились в тексте?

Какие значения имеет слово «команда»? Озаглавь текст.

Обычные буквы — специальные знаки.

*                 Выбери название к тексту: «Дог», «Вадим и Лорд», «Друзья». А кто твой друг?

*                 Кто кого обидел первый?  Он меня.


он меня.

*                 Кто кого ударил первый?  Он меня.  нет, он меня.

 Вы же раньше так дружили...

*                 Я дружил.

*                 И я дружил.

*                 Что же вы не поделили?

 Я забыл.

*                 И я забыл.

река Москва — деревня Волга столица России Дубки

*                 Прочитай подписи к рисункам. Что ты заметил? Сделай вывод. Города России.


Санкт-Пе|терРУрг, рг,

Владймир, Калу га,

Знаешь ли ты игру

Волгоград раз, Дмитров два,

Владимир          три...

ТУ ла, Самара, Ростбв, ДмЙтров, Нбвгород,

Ворбнеж.

«в города» ?


А четвёртый город сам назови!

*     В чём секрет этой игры?

жужжал

бэ

жарко

 

дружно

 

жАлобно

гэ

жаркий

дружный

спокойно

*     Прочитай. Найди трёхсложные слова.

С одним из них составь предложение.


Жара! Окна дома были открыты. Майский жук заполз в комнату Жанны и попал в банку. Жук жалобно жужжал: «Ж-ж-ж-ж!»

Жалко жука! Жанна наклонила банку, и жук спокойно выполз оттуда. А как бы ты поступил?

            журавлй                   зёбры                      быки

эр

шум

шут

шалун

п Й шут

тэ

шумок

шутка

шалуны

пАшут

эф

шУмно

шутит

шалит

слышат

ша

шумит

шутник

шалости

шуршат

Назови слова, которые отвечают на вопрос «что делает?» и «что делают?».

Шум и шорох возле шалаша.

1. Назови схожие по звучанию слова.

 

2.  Прочитай вопросительные предложения.

3.  Прочитай всё стихотворение.

(8

шлш       шпвнк Шпклк        бкшк

   шшк         шклдк

Скороговорки.

Кукушка кукушонку купила рубашонку.

Тимошка и Трошка крошат крошки в окрошку. У Сани шары, а у Шуры сани.

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлёпнулась, шурша.


Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что ещё в лесу на букву Ш?

Шутка                             минутка,                       заряжает на час.

• Назови нарисованные предметы. Есть ли в их названиях мягкие согласные звуки? Сравни произношение слов с их написанием.

были жили шили

Дома у Саши много машин: самосвалы, грузовики, фургоны. Самый про|стбрный кузов у самосвала.

Саша посадил кота Пушка в машину.

Сиди смирно,

Но кот свалил самосвал на бок. Выпрыгнул оттуда и быстро под диван.

гараж

плывёт У них ушки на макушке, кораблик, У них длинные

       Он плывёт издалека.                      И страшны им только

На кораблике четыре        КОШКИ, Очень храбрых моряка. Только кошки да коты.

зэ зима мороз зоопарк зи зимний (...) морозныйзоосад жи зимовал заморозки зоомагазин

 Найди в словах последнего столбика общую часть. Как ты думаешь, что она означает в переводе: растения, люди или животные. Объясни свой выбор и значения этих слов.

ЗООПАРК


В каникулы мы с классом ходили в зоопарк.

Там зубастый крокодил мирно спал у воды. ГРОЗНЫЙ тигр ласково играл со своими малышами.

Мартышки ловко лазили по канатам и визжали от восторга.

Толстый носорог бродил у изгороди и показывал нам свой рог.

пэ   сила      спорт    старт     празд|ник эр       спор      приз       слабый эс    стоп      класс     строили

*                   Подбери слова с противоположным значением к словам четвёртого столбика.

Около школы дион. Там мы праздник.

рали в футбол.

*                   Озаглавь текст. Какие виды спорта ты знаешь? Каким видом спорта ты занимаешься?

Обычные буквы — специальные знаки.

СЛАДКИЙ УРОЖАЙ

Около старого пруда разбили огромный фруктовый сад. В этом году был урожай слив и груш. Наш класс помогал взроЦлым. Мы снимали плоды и в корзины.

Машины отвозили фрук|ты в город. Будут зимой и у нас, и у горожан соки, фрукты и компоты.

Какие значения имеют слова «разбили» и «сад»?

Кого называют горожанами? Как называют жителей села?

Знаешь ли ты такие «фрукты»?

                   груша                         киви                        яблочко

Загадка. Весной зеленела,

Летом загорала, Осенью надела

Красные кораллы.

За нашим домом забор. Озорник Стасик лазил на забор и оттуда дразнил собак.

Однажды Стасик занозил руки. Он громко заплакал:

*          А-а-а-а! Ма-ма!

Пришла мама, вынула занозы, помазала ранки йодом.

*          Ой-ой-ой! снова зарыдал Стас.  Стыдно! сказала мама.

Тебе когда-нибудь было стыдно? За что?

Если мальчик плачет,

Значит, есть причина.

Если слёзы прячет,

                                                               Значит, он            мужчина.

Объясни, что означают стрелки и слова.

Составь предложения, используя эти слова.

АфАЛЬНЫЙ заа

нез

1.

псы

лбы

сны             два

рвы

бра

 

дно

рты

дни             три

пни

сто

2.

гром

кран

 

слон

край

крот

 

враг

флот

 

краб

трос

груз

 

трон

глаз

 

флаг

сноп

гном

 

друг

стол

 

стул

брат

стук

з.

куст

лист

 

мост

аист

март

 

бокс

болт

 

банк

воск

рост

 

торт

волк

 

лифт

порт

морс

4.

ра

ру

 

ро

ри

 

 

тра

тру

 

тро

три

 

 

стра

стру

 

стро

стри

 

 

стран;

струна

строка

стрижи

 

5.

стрА|жа

стру|нА стрУй|ка

строй|ка стрЙж|ка

 

 

стрАн|ный

стрА|ус

СТРАШ|НЫЙ

 

6.

склад

склон

дрозд

старт

 

вдруг

взрыв

столб

хвост

 

ствол

скрип

спорт

хруст

7.

8.                                      Наш Полкан попал в капкан. У ГлАши    каша, а у Саши

Влас у нас, АфанАс у вас.

У  курт|ка

9.                                      Один Клим колотил клин, колотил, колотил и ВЫКОЛОТИЛ.

Рубили  сырј| дубё| на срубы.

У Антипа росла одна липа.

Краб крАбу подарил грабли.

10.                               Купи кипу пик, кипу пик купи.

В пруду у три плотвы, три карпа.

ОтворЙ, ВарвАра, ворота, у двора коли дрова.

Коси, коса, пока роса.

С горы на гору шла, уток ГлАша гнала.

ёж е ли ёрш ёду ел ездил ёжик ёлка ёршик ёдут ела езжу

 

 

 

 

С какого звука начинаются все эти слова? Сравни слова с их звуковыми схемами.

 

 

 

 

 

И

ё жи к

ЕЖИ

Жили-были два ежа. Один ёж жил в бору под ёлкой. А под водой жила ёж-рьба.

У одного ёжика еда грибы и плоды. А у ёж-рыбы рыбки.

Один ёжик был пугливым и осторожным. А ёж-рыба, наоборот, сама была опасной.

Подумай, почему этих разных животных назвали одинаково? Узнай, чем опасна ёж-рыба. ёршики

 1. Назови нарисованные предметы. Поставь к ним вопросы «кто?» или «что?».

2. Почему предметы каждой пары имеют одинаковые названия?

З. Объясни значение слов «съёжился» и «ершистый».

ни но 60 со ло во мо ли бё сё лё вё мё си бе се ле ве ме

Мамы и дети.

Выбери слова, которые соответствуют этим схемам.

ЖЕРЕБЁНОК

Хвост — косичкой,      ...Выйдет в поле Ножки — спич|ки,        Вот раздолье!

Оттопырил вниз Долго смотрит вдаль — и вдруг

Весь пушистый,                                 Взвизг|нет свинкой,

Золотистый,                                       Вски|нет спинкой,

С белойИ галопом — к маме на лбу...       в луг.


Праздник чудесный!

День новог6дний!

Елочка в гости

Пришла к нам сегодня.

Дети и взрослые,

Мамы и папы, Нежно пожмём ей Зелёные лапы.

Будет у ёлочки Нашей веселье:

Сделаем ей

Из гирл; нд ожерёлье,

Повёсим конфеты,

Шары и хлопушки...

Ведь ёлки, как дети, Любят игрушки!

оооооооо

 Назови буквы, записанные на ёлочных шарах. Составь из них слово.

Гнутся ветки мохнатые

Вниз к головкам детей;

Блещут бусы богатые ПерелЙвом огней;

Шар за шариком прячется, А звезда за звездой, нити светлые катятся, Словно дождь золотой...

Поиграть, позабавиться СобралЙсь дети тут И тебе, ель-красавица, Свою песню поют:

В лесу родилась ёлочка, В лесу она росла, Зимой и летом стройная, Зелёная была...

Знаешь ли ты эту песенку? Спой её вместе с друзьями.

      дети (какие?)       задание (какое?)

*          Серёжа.

*          Семь лет.

 В первом.

 Спасибо! Хорошо!

Восстанови диалог. На какие вопросы можно получить такие ответы? За что люди говорят друг другу «спасибо»?

ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ

       ..И ежели вы                                         ...И ежели вы

Вежливы,Вежливы,


То, сидяТо в разговоре на уроке,с тётей,

Не будетеИ с дедушкой,

С товарищемИ с бабушкой

Трещать,вы их как две сороки.       не перебьёте...

  Вспомните и назовите друг другу вежливые слова, которые вы знаете. Придумайте и разыграйте сценки, используя в них эти слова.

Надуть губы.Совать нос.

Унести ноги. _kiW Задирать нос. Найти общий язык.Повесить нос.

  Замени каждое предложение одним словом.

80


  Послушай стихотворение. Можно ли назвать его скороговоркой? Докажи.

крю...

то...

Аню...

Ито...

то...

трю...

Ло...

брю...

блю...

клю...

  Прочитай. Дополни слоги до слов.


Много разных есть ключей:

Ключ — родник среди камней, Ключ скрипичный, завитбй, И обычный ключ дверной.

1.   Прочитай стихотворение.

2.   Рассмотри рисунки. О каком ключе не говорится в стихотворении?

З. Приведи примеры, когда разные предметы имеют одно название.

Яша      Яна ясли      яблоки ясный Яков    яма ядра      яблони       яркий

 

 

 

 

 

 

я ма

*                 С какого звука начинаются все эти слова?

Сравни слово «яма» с его звуковой схемой. Что ты заметил?

Я иду с миской! А я иду с Мишкой! я       за малиной!

*                 за Мариной!


Найди схожие по звучанию слова. Чем они различаются? Разыграйте стихотворение-диалог по ролям.

Когда-то давно я учил одну девочку читать. И вот однажды, как всегда перед чтением, она поёрзала на стуле, вздохнула и бегло прочитала:

*                 Тёжову дали тЊблоко!

От удивления я даже на стуле подпрыгнул.  Какому Т'жову? Какое т"блоко?

Посмотрел я в букварь, а там чёрным по белому написано...

*                 1. Прочитай восклицательные и вопросительные предложения.

3. Как ты думаешь, какие слова были написаны в букваре?


на   ла лу ня ню ля лю


ра ру та ту ря рю тя тю

Баю-баю-баю-бай,

Спи, Ванюша, засыпай.

Спи, Ванюша, засыпай, Свои глазки закрывай.


Расскажи, как относятся люди к тем, о ком и для кого поют эти песенки.

мал рад лук тук круг мял ряд люк тюк крюк

*    Сравни слова. Сколько звуков обозначают буквы Я и Ю?

ямы ягода каюта стая юрта юноша маяк поют

*    В каких словах слышится звук [й']?

Сколько звуков обозначают буквы Я и Ю в этих словах?

На невё домой полянке,

— Эй, лесные кабаны,

Что от всех сторон

Кабачки вам

в сторонке,

не нужнь'!?

Выбирал баран баранки,

Пятачки не задирайте,


Вброн продавал ворбнки.Доставайте пятачкЙ !

Сорока — сорбчки,У лошадки — ложки, А сова — совбчки.КОИјеЛЬКЙ у КОШКИ, — Налетайте, гуси,У коровы — карава й! Покупайте гусли!Покупай-продавай!..

Ярмарка! Ярмарка! Весёлая, яркая!

Заходи!

Залетай!

Заскакивай!

1.  Прочитай восклицательные предложения.

2.  Прочитай всё стихотворение.

З. Найди два одинаковых слова с разными значениями.

            конь             хорь             галька             банька

*                       Прочитай слова. Назови в них мягкие согласные звуки.

В школе я учусь: читать, думать, дружить...

Проснись пораньше! Встань на лыжи и скорее в зимний лес.

Т-с-с! Видишь, на пеньке лежит камены Рядом стоит большой лось и лижет его. Это не простой камень, а каменная соль.

Животным, как и нам с тобой, соль очень нужна. Вот заботливый лесник и раскладывает это «ла комство» лесным жителям.

*                       Расскажи, что значит быть заботливым человеком. О ком ты проявляешь заботу?

олень голубь медведь ель тбполь снегирь Асень

 Прочитай слова. Распредели их по группам.

семя

перо

солю

суди

полёт

семья        

Пьеро

солью

судьи

польёт

*                       В каких словах слышится звук [61']?

Я полю грядки. Пол покрылся пылью. Я полью грядки. Я мету, но не пылю.

Пошли в лес по ягоды Иван и Марья. Но поднялась буря, загремел гром. Нёгде было спрятаться от НеПОГ6ДЫ.

Встала Марья возле кустика, а Иван загородйл её от дождя и ветра.

 

Ь

 

 

Стихла буря. А на том месте, где были Иван и Марья, поднялась лесная трава с яркими жёлтыми цветами и синими листками. И эти листки, как Иван Марью, прикрывали жёлтые цветы.

                             Дали лесной травке имя              иван-да-марья.

Ббчкам — солёнья.

Борщам — корёнья.

Пёчкам — полёнья. Дётям — варёнье.

• Прочитай двустишия.

Попробуйте сделать из них весёлую путаницу: назови первое слово, а твой друг пусть назовёт второе.


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

ПОД ГРИБОМ

Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок и спрятался под его шляпкой...

А дождь идёт всё сильнее и сильнее... Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу...

 

1. Прочитай начало сказки.

 

2. Продолжи сказку. 3. Назови героев сказки.

(ё)

бельчата     жильё   колья бельё жильцы       кольцо зверьё       крыльцо      стульчик зверьки    крылья стулья

   Какую роль играет мягкий знак в этих словах?

Сколько звуков обозначают в этих словах буквы е и Я?

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит...

О каких сказочных персонажах рассказывает дальше учёный кот?

сел пойдём обедал сесть Сёмка  съел подъём объедал съесть съёмка

   Сравни написание и произношение слов.

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь ПЛОДА, и ты не съешь с них яблочка».


Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

ПИРОГ

                                Кто съел пирог?                  это всё ПТИЦЫ.

                               Мы не ели.                            Они прилетели,

                        То есть мы съели,                           И, если б не мы,

                        Но не хотели.                               Они бы всё съели.

Прочитай текст.

Разыграйте с другом сценку по теме стихотворения.

Хочешь рыбку съесть, надо в воду лезть.

Наша машина ехала, ехала...

a

z

sa

на горку... , с горки... ,              лужу... ,        к дому... .

въезд   съезд   объезд подъезд подъАха|ла

*      Прочитай. Подбери подходящие слова к рисункам.


...Он к подъёмам не привык, Лезет в гору напрямик.

До вершины не добрался:

Всё съезжал да оступался!

Тем, кто знает все приёмы, Одолеть легко подъёмы, Поднимаясь с песенкой

«Елочкой» и «лесенкой».

*      Объясни, почему так назвали подъёмы в гору.

Загадка. Всё лето стояли, ЗИМЫ ожидали.

Дождались поры

Съезжают с горы.

халва вдох хороши хлопок хвала вход шброхи хлопок

*      Прочитай пары слов. Что ты заметил?

КАК НЕЗНАЙКА СОЧИНЯЛ СТИХИ

Незнайка пришёл к поэту Цвётику и

Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэ-

А ты знаешь, что такое рЙфма?

Рифма? Нет, не знаю.

                  Рифма                    это когда два слова оканчиваются оди-

 

 

 

 

 

 

ц е п и

царь мблодец царёвна отец МОЛОДёЦ красАвец цёпи удалёц красАвица

*   Сравни слово «цепи» с его звуковой схемой. Сделай вывод.


...Лёг Иван-царевич спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.

Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:

Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь!..

*   Вспомните, какие задания давала Василиса Премудрая.

На лугу мы увидели первые весенние цветы. Радостные, мы прибежали домой и рассказали маме. Она хЙтро улыбнулась и сказала:

А я вам сейчас покажу другие цветы.

Мама вернулась в комнату с большой корзиной. Мы с нетерпением заглянули в неё...

Там на тоненьких ножках-стебельках качались жёлтые пушистые шарики. Они тихо попйски-вали.

Мы узнали эти «цветы». А вы?

Ответь на вопрос. Какое предложение в тексте помогло тебе ответить?


Если я

Сорву цветок, Если ты Сорвёшь цветок...

Если все:

И я, и ты,

Если мы


Сорвём цветы,

То окажутся пусты И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты. Если только

Если мы

Сорвём цветы...


Прилетели птЙцы:Аисты, ворбны,

Гблуби, КУНИЦЫ,Галки, макарбны,

Мухи и стрижЙ,Комары, кукУшки,

Чибисы, чижЙ,Сбвы и ватрУшки.

*     Назови птиц, о которых говорится в стихотворении.

*     Найди рифмующиеся слова. Подбери к ним другие рифмы.

КулинАки-пулинАки,

КулинАки-пулинАки,

Громко гавкают собаки,

Тихо тикают...

Тихо тикают часы,

Громко гавкают...

Чистят чижики носы.

Чистят чижики...

КулинАки-пулинАки, Чистят чижиков...

Тихо гавкают...

Громко тикают... Придумай варианты этой весёлой путаницы.

хлпшк пдслнх хлднк хрвд мтршк ЦПЛНК цфрблт птнц

*     Какие слова здесь зашифрованы?

Что ты заметил?

БОБИК В ГОСТЯХ У БАРБОСА

А что это у вас за штука на стене висит? спросил Бобик.

                                            Это часы,           ответил Барбос.

А для чего они?

Часы... они ходят...

Как ходят? У них ведь ног нету! Это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

*       Ого! Так они ещё и дерутся? испугался Бобик.

 

 

 

лещ


щука     щётка   вещь     читать чаща      щёлка   лещ считать  Сравни слово «лещ» с его звуковой схемой. Что ты заметил?

В чужой стране,

И целый день в окошко

в чуднбй стране,

Глазкбм глядит картошка.

Где не бывать

Бутылка ГОРЛЫШКОМ поёт,

тебе и мне,Концерты вечером даёт.

Ботинок чёрнымА стул на гнутых

ЯЗЫЧКОМножках

С утра лакает молочко.                 Танцует под гармошку...

— Река-а-а!

*       Прочитайте стихотворение по ролям.

Всю зиму спал ручей под двумя тёплыми одеялами снеговым и ледянь1м. А пришла весна одеяла долбй и бегбм лесную речку будить.

И вот уже ручей журчит, шумит, булькает, гремит и плещет. Сонную речку будит. Брь'вжет, щекочет ТёПЛЫми струями.

Просыпайся, речка, весна пришла! И дальше беги буди озеро!

*       Что делает ручей, чтобы разбудить речку? Найди в словах текста буквы Ж, Ш, Ч, Щ, обозначающие шипящие звуки.

ручей

море

весна

вода

ручеёк

морж

веселье

подвбдник

ручка

моряк

веснушки

водитель

е Найди «лишнее» слово.



Почему кругом загадки, Почему?

В поле, в роще и на грядке, Почему?

Почему весна бывает, Почему? Всех прохожих раздевает, Почему?

Не метёт полы половник, Почему?

Не шипит в саду шиповник, Почему?

Почему лохмата тучка,

А не лает, точно Жучка, Почему я Почемучка, Почему?


 На какие вопросы в тексте стихотворения ты можешь ответить? На какой свой вопрос ты хотел бы получить ответ?

Подружись с книгами и ты всегда сможешь найти ответ на любой вопрос.

                    АЛФАВИТ       

Тридцать три РОДНЫХ сестрицы, Пйсаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, Очень просим всех ребят С ними подружиться!

Прикатили на еже!

Дружно вылезли в окно!

 Оседлали петуха,

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они

Очень плохо жить на свете

аз

буки

Тем, кто с ними не знаком!

 Проверь по алфавиту, о всех ли буквах говорится в стихотворении.

Как называются две первые буквы русского алфавита?

А вот как выглядели и назывались эти буквы раньше.

Объясни, как появилось в русском языке слово «азбука».

ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА «ПРО всё НА СВЕТЕ» С. Маршака Аист с нами прбжил лето, А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот...

«ЖИВАЯ АЗБУКА» Саши Черного Вб рон может жить сто лет.

Волк овцё плохой сосед... Зяблик в роще засвистал, Заяц струсил и удрал...

«МОХНАТАЯ АЗБУКА» Б. Заходера ...Больше всех на суше он.

Очень, очень добрый СЛОН.

Видно, даже у зверей

Тот и больше, кто добрей!

С виду чень грозен ЯК, ведь он большой добряк:

Говорят,

На нём в Тибете мело ездят Даже дети!

Люди научились писать очень давно. Сначала они писали заострёнными палочками их называли писало. Вместо бумаги были восковке дощечки и кора берёз берёста. На смену им пришли гусиные перья и бумага.

Книги в те далёкие времена были рукопЙсными. Написание книги трудная и долгая работа.

Прошло очень много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более четырёхсот лет назад.

Иван Фёдоров выпустил и самый первый на Руси букварик. Книжка была небольшой, чуть больше детской ладошки. Первый букварик был не цветной и почти без картинок. Позже буквари стали издавать со множеством рисунков.

                                        Печатный знак Ивана Фёдорова

Памятник Ивану Фёдорову в Москве


А вот так выглядели страницы первого букваря, Йзданного Иваном Фёдоровым.

 

мфу .

С тех пор были сбзданы десятки различных букварей. Всех их объединяет главное: они учат детей читать, любить и понимать русскую речь.

По букварАм учились твои родители, дедушки и бабушки, знаменитые писатели и учёные, спортсмены и космонавты все, кем гордится наша страна.

Для каждого человека Букварь это первая учебная книга.

 

Досс ,/uzvzc

сорт. р«-ла

n„zuozozu/w пата: пода:

ла-Па                  парь По-ра Поль п№ра По•лл

та п:тигт тесс морги

 

Дала: t;rrw.v, тени

Тема «Алфавит»

Морская Азбука Картотека азбука. Морзе. в поликлинике.

Источники информации

Встречи,     Художественная интервью. и познавательная литература.

Проекты по теме «Алфавит»

Расставь      Театр книги по алфавиту.   живых букв.

Классный

                                                                       Настольная игра                                  Словари и

журнал.

                                                                       «Морской бой».                            записная книжка.

Беседа    со взрослыми.   Посещение

библиотеки.

Придумай свою азбуку на пальцах.    «фруктовая»  Придумай

азбука.

свой проект.

        фольный заа   

N24

лис и мышонок

*           Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

 Землю копал.

 Для чего землю копал?

*           Норку делал.

*           Для чего норку делал?

*           От тебя, Лис, прятаться.

 Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

*           А у меня в норке спаленка.

*           Кушать захочешь вылезешь.

*          


А у меня в норке кладбвочка!

*           Мышонок, Мышонок, я твою норку разрбю!  А я от тебя в отнброчек и был таков!

В. Бианки КТО КАК СПИТ  Ты, Заяц, как спишь?

           Как положено            лёжа.

*           А ты, Тетёрка, как?

*           А я сидя.

*           А ты, Цапля?

 А я стоя.

 Выходит, друзья, что я, Летучая мышь, ловчёе всех вас сплю, удобнее всех отдыхаю!

*           А как же ты, Летучая мышь, СПИШЬ-ОТДЫХаеШЬ? Да вниз головой...

Н. Сладков

ВОЛК И СОВА

*             Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхвАливают, меня клянУт-проклинАют.  А ты, Волк, что еШЬ-ТО?

*             Да всё больше жирных барашков, да КОЗЛА Т, да тел; т...

 Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Похбжи мы с тобой по одёжке, да разные по делам.

                                        Н. Сладков

ЗАЯЦ И ЧЕРЕПАХА

Поспбрили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежЙт. Черепаха трбнулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмёивается:

 СгншЙ, СПеШЙ, черепаха, всё равно я тебя обгоню!

Но пока он так ПОТеШАЛСЯ, черепаха хоть и тихо шла — оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно.

Бегать-то он умел, но не знал того, что, лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

ЛИСЯТА

У охотника жили в доме два маленьких лисёнка. Это были шумные и озорные зверьки. Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню носились по всей комнате до самого утра.

Как-то пришёл охотник домой, а лисят нет. Стал он их искать. За комбдом под кроватью их нет.

И вдруг Пб полу поскакал охотничий сапог. Так и скачет, так и подпрыгивает.

Глядит охотник из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога. Встряхнул сапог и другой лисёнок выскочил. Вот какие ловкачи!

По Е. Чарушину

ЗАЯЦ-БЕЛЯК

Зайчишку в лесу всякий обидеть может. Его только ноги спасают. Бегает он быстро, петлАет по лесу следы запутывает. А врагов у зайца много: и волк, и лисица, и даже филин.

Зимой зайчик надевает белую шубку. Только кончики ушей остаются чёрными. Прижмёт зайка уши к спинке, ляжет под густой ёлочкой на снег  его и не видно. Нет у косого своего дома. Вот и дрожит он от страха всю жизнь.

По И. Соколову-Микитову

Ёж

Ходили ребята Пб лесу, нашли под кустом ежа. акатали его в шапку и домой принесли. Полоили на стол, поставили молочка в поддбнничке. А ёж лежит шариком и не ШеВёЛИТСЯ.

Потом высунулся из колючек чёрный ежйный осик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?

Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть. А потом ребята другим чем-то занялйсь, зазеваись ёжик и удрал к себе обратно в лес.

Е. Чарушин

МЕДВЕЖОНОК

Однажды я собирал в лесу малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь, и сел на пенёк.

Через некоторое время из куста вксунулся чёрный нос и два глаза. Это был медвежонок. Он вылез из куста и обнюхал меня. Облизал ботинок, нашёл пуговицу и стал её сосать.

И тут я услышал, как в малйннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Я хотел встать, а медвежонок ВЦеПЙЛСЯ зубами в пуговицу и не отпускает.

Я скорее пуговицу оторвал и отдал медвежонку, а сам бегбм: медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним захотел.

По Г. Снегирёву

СКАЗКИ В СКАЗКЕ

Идёт как-то Лиса лесом. Видит знакомые поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф дома себе строят. Два брата построили избушки лубянёе, а самый ленивый Ниф-Ниф ледянУ ю.

Остановилась Лиса у этой избушки и запела:

*  Ниф-Ниф! Ниф-Ниф! Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

А из избушки:  Как ВЫСКОЧУ, как ВБ|ПРыгну, полетят КЛОЧКЙ по закоулочкам!

Испугалась Лиса и побежала к следующему домику. Заглянула в окошко и говорит:  Нуф-Нуф! Я тебя съем! А Нуф-Нуф отвечает:

*  Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою.

Да как закричит:

*  Хорошо живу на свете я, Нуф-Нуф!

Оттого пою я эти песни вслух!

Лиса заткнула уши и побежала к третьей избушке. Постучала в дверь и спрашивает:  Кто-кто в теремочке живёт?  я Наф-Наф, а ты кто?

*  ОтопрЙ скорей! ОтворЙ скорей! Это Лиса пришла, молочка принесла.

 Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.

Открыла Лиса дверь, а на порбге Серый Волк:  Ну, Лисавета, здравствуй! Испугалась Лиса и... проснулась! Приснится же такое!

*  Эпизоды каких сказок приснились Лисе?

Загадки

1.           Он зелёный,

Круглый, гладкий, А внутри он — Красный, сладкий.

2.           Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдёт — Сделает наоборот.

З. Я скачу туда-сюда По деревьям ловко. Не пустует никогда У меня кладовка.

4.         То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

ОСТаН6ВИШЬ     горе! Продырявишь море!

5.         Мордочка усатая,  Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается.

6.         На окошке       пруд,

В нём рыбёшки живут. У стеклянных берегов Не бывает рыбаков.

 Если ты правильно отгадал загадки, то из первых букв слов-отгадок можно составить слово.


В «Букваре» использованы отрывки из произведений следующих авторов:

Я. Акима, А. Барто, В. Берестова, В. Бианки, Е. Благининой, О. Блиновой, А. Бродского, И. Гамазк( О. Григорьева, Л. Демьянова, А. Дитриха, Л. Дьяконова, Ь. Заходера, Е. Измайлова, Р. Киплинг; Р. Кудашевой, В. Ланцетти, В. Лифшица, Д. Лукича, В. Лунина, И. Мазнина, С. Маршака, Н. носо| В. Орлова, Л. Пантелеева, В. Пивоварова, И. Пивоваровой, А. Пушкина, Г. Сапгира, Н. Сладков;

Г. Снегирёва, Тим. Собакина, И. Соколова-Микитова, Н. Стожковой, В. Сутеева, И. Токмаковой, Л. То А. Усачёва, Д. Хармса, Е. Чарушина, Саши Чёрного, А. Шевченко, А. Шибаева, М. Яснова

В «букваре» использованы иллюстрации следующих художников:

Т. Абалакиной, А. Аземши, А. Артюха, Е. Безруковой, С. Богачёва, С. Бордюга и Н. Трепено Е. Васильевой, В. Гальдяева, И. Глазова, Е. Ельской, Е. Запесочной, Т. Зебровой,

Т. Корчемкиной, Н. Кудрявцевой, Г. Мацыгина, С. Михайловой, Ю. Молоканова, М. МордвинцеЕ

Т. Морковкиной, С. Острова, К. Павловой, А. Савченко, М. Салтыкова, Д. Скворцова, Л. Степуну

К. Тер-Захарянц, А. Чижикова, А. Шелманова, З. Яриной

Учебное издание

Планета знаний

Андрианова Таисия Михайловна

БУКВАРЬ

Для 1 класса четырёхлетней начальной школы

Учебник предназначен для работы в классе

Редакция «Образовательные проекты»

Редакция «Малыш»

Коллектив художников

Дизайн обложки студии «Дикобраз»

Ответственный редактор М. Циновская. Художественные редакторы М. Тюрина, О. Ведерников

Технический редактор Т. Тимошина. Корректор И. Мокина. Компьютерная вёрстка Е. Безруковой

Подписано в печать с готовых диапозитивов 24.06.2010. Формат 84х108 1/16. Усл. печ. л. 11 76. Бумага офсетна Гарнитура журнально-рубленая. Доп. тираж 10000 экз. Заказ № 25i1

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953005 — литература учебная Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.6О.953.Д.О01683.02.10 от 05.02.2010 г.

ООО «Издательство Астрель». 129085, г. Москва, пр-д Ольминского, д. За

ООО «Издательство АСТ». 141100, РФ, Московская обл., г. Щёлково, ул. Заречная, д. 96

Наши электронные адреса: WWW.AST.RU E-mail: astpub@aha.ru

Отпечатано с электронного носителя в ОАО «Первая Образцовая типография». 115054, Москва, Валовая, 28

По вопросам приобретения книг обращаться по телефонам: (495) 615-53-10, 232-17-04

Андрианова, Т. М.

              Аб5                Букварь : для 1-го кл. четырёхл. нач. шк. / Т. М. Андрианова. — М.: АСТ: Астрель, .

111, [1] с.: ил. — (Планета знаний).

БВГЧ 978-5-17-058220-4 (000 «издательство Аст»)

1SBN 978-5-271-23332-6 (000 «издательство

«Планета знаний» — новый учебно-методический комплект для начальной школы. Осм особенность — единство структуры учебников, сквозных линий ТИПОВЫХ заданий, подходов к ор урочной и внеурочной деятельности. В комплекте с «Букварём» издаются «Прописи» (авт. В. А. рабочая тетрадь (авт. Т. М. Андрианова) и методические пособия. Все пособия рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.

11

«Планета знаний» — комплект новых учебников для начальной школы издательств

«Астрель» и «АСТ»

*       Это первый комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования.

*       Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими,

*       Среди авторов — четыре заслуженных учителя России, школьные методисты и психологи, доктора педагогических наук и преподаватели педагогических вузов.

*       Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует:

*       комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения,  высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой,  формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться,  полноценное соединение знаний и практических навыков,  объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно— воспитательный процесс,  обеспечение реальной социализации учащихся.

В комплект для 1 класса входят учебники:

«Букварь» «Прописи» «Русский язык» «Математика»

<<Литературное чтение»

«Окружающий мир»

«Изобразительное искусство»

«Музыка» «Технология»

Каждый учебник обеспечен рабочими тетрадями для учащихся и методическими пособиями для учителей.

Организационно—методическую подготовку учителей разных регионов для работы с комплектом «Планета знаний» проводит Институт новых образовательных систем (ИНОС).

ISBN 978-5-17-058220-4

                                                                                             www.elkniga.ru

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

Планета з наний Т.М. Андрианова

Планета з наний Т.М. Андрианова

АСТ • Астрель Москва • 2011

АСТ • Астрель Москва • 2011

УДК 372.3/.4 Все права защищены

УДК 372.3/.4 Все права защищены

С) ООО «Издательство Астрель», 2009 • ъеЂСТВУй, школ4 г

С) ООО «Издательство Астрель», 2009 • ъеЂСТВУй, школ4 г

Ничто Никогда Не выходит Само

Ничто Никогда Не выходит Само

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

Предмет и слово

Предмет и слово

Знаешь ли ты игры, в которых нужно произносить слова?

Знаешь ли ты игры, в которых нужно произносить слова?

Передай жестами соседу по парте следующие сообщения: «тебе жарко», «тебе холодно»

Передай жестами соседу по парте следующие сообщения: «тебе жарко», «тебе холодно»

Сообщи товарищу, не используя речь, как ты провёл вчерашний день

Сообщи товарищу, не используя речь, как ты провёл вчерашний день

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

Кто изображён • Что изображено на рисунке? на рисунке?

Кто изображён • Что изображено на рисунке? на рисунке?

Придумай предложения к этой схеме

Придумай предложения к этой схеме

А когда вместе с вами я к цели пробьюсь

А когда вместе с вами я к цели пробьюсь

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

О Кого зовут дети? Как они это делают?

О Кого зовут дети? Как они это делают?

Назови нарисованные предметы.

Назови нарисованные предметы.

Понаблюдай перед зеркалом, как ты произносишь разные звуки

Понаблюдай перед зеркалом, как ты произносишь разные звуки

Назови нарисованные предметы. Сравни их названия попарно

Назови нарисованные предметы. Сравни их названия попарно

Произнеси имя своего товарища.

Произнеси имя своего товарища.

Назови нарисованных животных, выделяя голосом ударный слог

Назови нарисованных животных, выделяя голосом ударный слог

Сравни схемы слов-отгадок. 2

Сравни схемы слов-отгадок. 2

Найди знакомые буквы и назови их

Найди знакомые буквы и назови их

Проекты по теме «Наша речь»

Проекты по теме «Наша речь»

БУК 8 Ы

БУК 8 Ы

А ЯФ АВИ KHWOrPAA

А ЯФ АВИ KHWOrPAA

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

Назови нарисованные предметы одним словом

Назови нарисованные предметы одним словом

Какие звуки издают другие животные?

Какие звуки издают другие животные?

Каким словом можно дополнить эти предложения?

Каким словом можно дополнить эти предложения?

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

ам ма му На!

ам ма му На!

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

Прочитай. Найди двусложные слова и сравни их написание

Прочитай. Найди двусложные слова и сравни их написание

Прочитай текст. Найди в нём одинаковые по написанию слова

Прочитай текст. Найди в нём одинаковые по написанию слова

Это «АН», а это «ТУ» Набирают высоту

Это «АН», а это «ТУ» Набирают высоту

Схема каких слов здесь записана? ра ло ла ры

Схема каких слов здесь записана? ра ло ла ры

Электронный букварь, 1 класс

Электронный букварь, 1 класс

эму

эму

Вот потеха! Обезьянка это эхо!

Вот потеха! Обезьянка это эхо!

Чистоговорка. Мо-эн-на- ом — в тихой речке жил-был сом

Чистоговорка. Мо-эн-на- ом — в тихой речке жил-был сом

Ма • а Ан • он • ама •

Ма • а Ан • он • ама •

Анна эн рама нора

Анна эн рама нора

Алла лом луна лу мала Элла ломал

Алла лом луна лу мала Элла ломал

Есть ли у тебя какое-либо животное?

Есть ли у тебя какое-либо животное?

Прочитай. Сравни записи в каждом столбике

Прочитай. Сравни записи в каждом столбике

Лара Наум наломал

Лара Наум наломал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021