Эмоциональный интеллект
Все мы знаем, что такое интеллект.
Это ум и аналитические способности, способности к целеполаганию и управлению
окружающей средой, выстраивание стратегии достижения цели.
Но что же такое эмоциональный интеллект?
Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось в 60-х годах как
реакция на неспособность традиционных IQ-тестов спрогнозировать успешность человека
в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что эффективное
взаимодействие людей основано именно на эмоциональных, а не аналитических связях.
Умение человека управлять своими чувствами и замечать чувства других людей,
навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими
людьми − все это является ключевыми характеристиками эмоционального интеллекта.
Хотя расцвет теории эмоционального интеллекта пришелся на 90-е годы, еще Чарльз
Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у людей и животных» писал, что именно навыки
проявления и восприятия эмоций были ключевыми для выживания человека в
доисторические времена и определяли способность адаптироваться в окружающей среде,
уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.
Первая и основная на данный момент модель − это модель Майера-Саловея-Карузо,
в которой выделено четыре составляющие эмоционального интеллекта.
● Восприятие эмоций, а именно:
− способность распознавать эмоции других людей по их мимике, жестам,
внешнему виду, походке, поведению, голосу и идентифицировать свои
собственные эмоции.
● Понимание эмоций, то есть:
− способность определять причину появления эмоции,
− распознавать связь между мыслями и эмоциями,
− определять переход от одной эмоции к другой,
− предсказывать развитие эмоции со временем,
− способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать
сложные (амбивалентные, неоднозначные) чувства.
● Управление эмоциями:
− способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции
других людей для достижения поставленных целей,
− способность принимать эмоции во внимание при построении логических
цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего
поведения.
● Использование эмоций для стимуляции мышления, то есть:
− способность человека активировать свой мыслительный процесс и
пробуждать в себе креативность, используя эмоции как мотиватор.
В начале 70-х годов стала набирать популярность теория гуманистического
образования, ориентирующаяся на развитие личности ученика и учет его индивидуальных
особенностей.
В рамках этой теории возникло такое определение как эмоциональная
грамотность.
Этот термин был впервые использован Клодом Штайнером, который утверждал, что
эмоциональная грамотность улучшает отношения, создает возможность возникновения
любви между людьми, делает возможной совместную работу и облегчает возникновение
чувства общности.
Чтобы быть эмоционально грамотным, нужно уметь обрабатывать эмоции таким
образом, чтобы улучшить личную силу и качество жизни вокруг.
Эмоциональная грамотность, согласно теории Штайнера, состоит из 5 частей:
1. Осознания своих чувств.
2. Обладания чувством сопереживания.
3. Умения управлять своими эмоциями.
4. Умения работать над эмоциональными проблемами.
5. И так называемой эмоциональной интерактивности. Под «эмоциональной
интерактивностью» Штайнер понимает навык рационального поведения в
ситуациях, сопровождающихся сильными эмоциями.
Модель эмоциональной грамотности Штайнера заключается прежде всего в
конструктивном решении эмоциональных трудностей, с которыми мы сталкиваемся, чтобы
построить надежное будущее.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект?
Английский государственный деятель Джордж Савиль (Сэвил) маркиз Галифакс
говорил: «Тот, кто владеет собой, владеет миром».
Понимание и управление собственными эмоциями, умение распознавать эмоции
окружающих − ключ к взаимопониманию и продуктивному взаимодействию между
людьми.
В мире, в котором на первый план выходит сотрудничество, в котором проекты
становятся настолько сложными и междисциплинарными, что их никогда не сможет
выполнить группа узких профессионалов, умение понимать и договариваться становится
бесценным.
Именно поэтому, по версии Международного экономического форума, навык
эмоционального интеллекта входит в первую десятку и находится на шестом месте в
рейтинге “навыков будущего”, которые будут наиболее востребованы в современном мире
в ближайшие 10 лет.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Есть много упражнений на развитие эмоционального интеллекта, которые вы
можете использовать для себя и в работе с детьми. Давайте рассмотрим несколько из них.
1. Упражнение для развития «осознанности»
Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь
увидеть все детали. Как только картинка станет «ярче», вы заметите то, на что не обращали
внимания раньше.
Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы
подсознательно концентрируемся на зоне не более полутора метров вокруг себя.
«Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы, которых не замечали до этого.
Закройте глаза и уши одновременно. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует
с окружающим миром − например, почувствуйте тепло, холод, биение вашего сердца.
Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы ваши способности
распознавать голосовые интонации и нюансы мимики собеседников стали выше. Это
позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное,
собственную реакцию на них, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию,
как оно переживает эмоции.
2. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее.
Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте
их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим
образом передаст то или иное занятие.
По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет
прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать
и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.
Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти словдействий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста − того, что вы можете
дать миру.
Одним из лучших способов развить эмоциональный интеллект является творчество,
занятия искусством: музыкой, актерским мастерством, живописью.
Чтобы прочувствовать образ, заложенный писателем или композитором, вы
погружаетесь в себя и пропускаете через себя эмоции и чувства героя или образа.
3. Отмечайте присутствие ваших собственных эмоций в книгах, фильмах, в
музыке, в театральных постановках.
Внимательное изучение близких вам героев и их эмоций способно научить вас
многому относительно себя самого. Тот же процесс происходит, когда вы приходите в
хороший театр или слушаете хороший концерт: вы погружаетесь в образ и это тоже
тренирует ваш эмоциональный интеллект, развивает навыки внимания и восприятия, о
которых мы поговорим подробнее в следующих темах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.