На сегодняшний день в современном обществе остро стоит проблема его гуманизации, в связи с этим сложно переоценить значение феномена эмпатии. Задача человечества — научиться строить взаимоотношения, основываясь на уважении к индивидуальности каждого индивида. В творчестве, как и повседневной жизни гуманизация отношений между людьми представляет собой не что иное, как сочувствие, сострадание, сопереживание другому человеку, умением понимать и проникаться его горестями и радостями. В психологии эти способности определяются термином «эмпатия». Понятие «эмпатия» в современной психологической науке многозначно. Многозначность термина обусловлена тем, что в психологической литературе понятию «эмпатия» соответствует большое количество уточнений (эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатические способности, эмпатийные отношения). Кроме того, вместо «эмпатии», но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание, сочувствие, сострадание, альтруизм, просоциальное поведение, социальная сензитивность [9].
В определенной степени понятие термина «эмпатия» может быть конкретизировано, если обратиться к истории его становления. В научную психологию термин пришел в начале XX в., словом «эмпатия» Э. Титченер (1909 г.) перевел немецкое слово «Einfuhlung» ― вчуствоваться в…», которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже — и человека [4].
Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический характер, что послужило стимулом для разработки специальных методик для ее изучения [2]. В современном толковом словаре русского языка [10] приводится следующее определение эмпатии: Эмпатия — это способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать. Интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами и мыслями другого человека [1]. Обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии. К настоящему времени проблемы эмпатии разрабатываются в основном для решения практических задач: облегчения взаимодействия людей в группе, адаптации ребенка к миру взрослых, управления социальными группами, усовершенствования техники психотерапии [5].
Ряд отечественных психологов рассматривает эмпатию как процесс, в
котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство
(А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев, Р. Г. Селиванова, А. П. Сопиков, Л. П.
Стрелкова). Специалисты, изучающие феномен эмпатии, выделяют следующие
компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Особый интерес представляют работы, в которых
эмпатические переживания рассматриваются как мотив альтруистического поведения
(В. А. Петровский, В. В. Шпалинский, П. В. Симонов, П. М. Ершов).
В исследованиях, изучающих помогающее поведение и эмпатию, представляет интерес подход, в котором выделяют действенную эмпатию, характеризующуюся активным содействием, помощью другой личности или группе (Н. Н. Обозов, С. А. Тарновский) [5]. По мнению Н. Н. Обозова, «эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой» [8]. Он и считает, что без сопереживания, без оказания взаимной поддержки невозможно не только коллективное, но и индивидуальное бытие. Автор обозначает три формы эмпатии: когнитивную, эмоциональную и действенную. Эти формы эмпатии явились составляющими компонентами иерархической структурно-динамической модели эмпатии, которая включает объект (источник) и субъект эмпатии [5]. Н. Н. Обозов описывает три компонента, соответствующих формам эмпатии. 1) Когнитивный компонент — простейшая форма эмпатии в виде понимания состояний другого без изменения своего состояния. 2) Эмоциональный компонент в виде не только понимания состояний другого, но сопереживания и сочувствия, причем в основе сопереживания лежит потребность в собственном благополучии, а в основе сочувствия — потребность в благополучии другого. 3) Действенный компонент является высшей формой и заключительной фазой эмпатического акта. Он выражается в действии, активной поддержке личностью партнера по общению. Этот компонент является сложнейшим феноменом психофизиологической и социально-психологической деятельности человека [8]. В зарубежной психологии понятие «эмпатия» отмечено К. Роджерсом в контексте психолого-терапевтической работы консультанта с клиентом. Основоположник гуманистического направления писал: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто» [11].
В своих дальнейших исследованиях автор стал опираться на понятие
переживания Е. Гендлина [Gendlin Е., 1962] и пришел к выводу, что эмпатия — это
не состояние, а процесс, одно из базовых условий личностного роста, особые
взаимоотношения [5]. К. Роджерс считал, что эмпатический способ общения с
другой личностью имеет несколько граней: вхождение в личный мир другого и
пребывание в нем, «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся
переживаниям другого, сообщение своих впечатлений о внутреннем мире другого,
обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание
к получаемым ответам. На таком понимании базируется клиент-центрированный
подход в психотерапии, впоследствии распространённый на другие сферы
человеческого общения: ученик-учитель, ребенок-родитель. Эмпатия в
представлении К. Роджерса означает временную жизнь другой жизнью, деликатное
пребывание в ней без оценивания и осуждения, улавливание того, что другой сам
едва осознает. Быть эмпатичным трудно, заключает автор. Это означает быть
ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким [11].
Существуют различные критерии выделения видов и форм эмпатии. Один из них — это
направление эмпатических переживаний. Данный показатель связан с общей
направленность личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию
эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Первое, как считает Т. П.
Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с
потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Второе
основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями
и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем
сочувствие [3].
Л. П. Калининский с соавторами считают, что
при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о
критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной
вовлеченности своего Я во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание
является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической
особенностью как слабость нервной системы, а сочувствие — личностным свойством,
которое формируется в условиях социального обучения [7]. Сегодня уже не
оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя,
так и на другого человека. Форма эмпатии, направленная на себя — это
сопереживание, чувство дискомфорта или личностный дистресс.
Она возникает в тех ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение или собственную фрустрацию. В этом случае человек оказывается эмоционально уязвим. При этом он испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя. Это может проявляться следующим образом: индивид, забегая в будущее, переживает то, что могло бы с ним случиться; или, погружаясь в воспоминания, переживает то, что уже произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют восстановлению психологическое благополучие человека. Они представляют собой охранную функцию. Форма эмпатии, направленная на другого — это сострадание, сочувствие, она проявляется как забота. В сочувствии переживание индивидом неблагополучия другого человека протекает безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда состояние, переживаемое партнером, побуждает индивида проявить свои лучшие нравственные качества, возникает потребность помочь человеку. Эмпатийного человека характеризует умение чувствовать, распознавать и предвидеть эмоциональные состояния других людей, выражать свое сочувствие в действиях, направленных на улучшение благополучия людей. Личностные черты человека, с высоким уровнем эмпатии, проявляются в том, что эмпатичный человек отличается от других людей позитивным видением окружающих, позитивным отношением к ним. У эмпатийного человека преобладает направленность на партнера по общению, он умеет принимать точку зрения другого человека, быстро и без особых затруднений находить общий язык с другими людьми в разнообразных ситуациях.
Литература:
1. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 254–256. — URL https://moluch.ru/archive/43/5271/ (дата обращения: 13.03.2019).
2. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. — Академия, 2006. — 544 с.
3. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф… дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. П. Гаврилова; НИИ общей и педагогической психологии СПН СССР. — М., 1977. — 23 с.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Психологическое консультирование и психотерапия: сборник статей / сост. А. Б. Орлов. — М.: Вопросы психологии, 2004. — С. 37–45.
5. Долгова В. И., Мельник Е. В., Петрова Н. М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 31. — С. 86–90. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95524.htm /(дата обращения: 13.03.2019).
6. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. — М.: Астрель, 2006. — 973 с.
7. Калининский Л. П. О связи некоторых способностей к освоению литературы с общим и специальными факторами // Экспериментальное исследование личности и тамперамента. Пермь, 1971.- Т. 100. Вып. 7. — 140 с.
8. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. — 191 с.
9.
Пономарева, М. А. Психологическая диагностика личности: теория и практика / М.
А. Пономарева. — Минск: Изд-во Грецова, 2008. — 240 с. 10. Психология. Словарь
/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп.
— М.: Политиздат, 1990. — 494 с. 11. RogersС. Empatic: an unappreciated way of being //
Houghton Mifflin Harcourt, 1995. — 395 р.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.