Эпические произведения. сказка "Царевна-лягушка"

  • docx
  • 19.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эпические произведния. Сказка Царевна-лягушка.docx

Тема: Эпические произведения и их особенности. Русская народная сказка «Царевна – лягушка»

Цель: раскрыть особенности волшебных сказок,  развивать умение  анализировать эпические произведения, воспитывать чувства добра, справедливости, любви и взаимовыручки.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Актуализация знаний

3.1 Беседа по вопросам

-Что такое  художественная литература? Какие ее особенности вы можете назвать?

-Что такое фольклор? Как можно его назвать по-другому?

-Назовите отличия   литературного произведения от фольклорного?

3 Изучение нового материала

-Ребята, сейчас вам предстоит вспомнить, что  такое сказка как литературное произведение и к какому литературному роду она относится

3.1 Работа с учебником

Чтение статьи учебника «Об эпических произведениях» СТР. 7

3.2 Работа в тетрадях

Запись определения «Эпические произведения» в тетрадь

4 Изучение русской народной сказки  «Царевна-лягушка»

4.1 Слово учителя

Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда ваши мамы и бабушки были тоже маленькими, им тоже рассказывали сказки взрослые.  Сказки  появились очень давно. Создавались они  самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась надолго и передавалась  «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.

Что такое сказка?

Сказка - это фольклорное или литературное произведение с элементами  вымысла или фантастики.  В сказках всегда назидательный смысл.

Сказка – повествовательное народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с  участием волшебных, фантастических сил..

С древнейших времен  сказки – способ познания мира, возможность передачи культурного опыта народа, отличный воспитатель для ребятишек на все времена.

В стародавние времена  сказка называлась «басень», лот слова «баять» - «говорить». А тех, кто рассказывал сказки, называли «бахари» или «баяны». Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи  от деревни к деревне, от дома к дому и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как сейчас, очень любили сказки.

Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе  много сказочников и щедро награждал баянов за хорошие сказки сапогами да кафтанами узорчатыми. А Иван Грозный без сказки спать вообще не ложился. Возле постели  его сидели  3 слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал. Вот как было.

4.2  Работа по учебнику

Чтение статьи «О народных сказках» Ст. 7-8

                                                  СКАЗКА

                         НАРОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ

Волшебная

-присказка

-концовка

-испытания

-повторы

-герои-помощники

-волшебные предметы

 

О животных

-главные герои- звери

-прозвища

-характеры людей в образах зверей

Бытовая

-о бедных и богатых

-высмеиваются недостатки богатых и показываются достоинства бедных

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.3 Викторина по народным сказкам

А) О какой сказке идет речь, если в ней слова «дед», «бабка», «била-била»? (русская народная  сказка «Курочка – Ряба»)

Б) «Наступило время младшего брата идти стеречь.  Пошел Иван- царевич стеречь отцов сад и даже  присесть боится, не что прилечь. Половина ночи проходит, ему  и чудится: в саду. Светлее и светлее.  Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села  «Жар-птица и клюёт золотые яблоки» (русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк)

В) О какой сказке идет речь, если  в ней есть следующие слова:

«Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:

-Здравствуй, божья старушка! Дайка мне чего – нибудь  поесть.

А старушка  в ответ:

-Вот вам на гвоздике повесь!»? («Каша из топора»)

Г) «В некотором царстве, в некотором государстве жили были старик и старуха, и было у них 3 сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали» («Иван – крестьянский сын»)

Д) «Жили – были Лиса и Заяц. У  Лисы была избенка ледяная, а у Зайчика – лубяная: пришла весна-красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому» («Лиса, заяц и петух»)

5 Комментированное чтение сказки «Царевна-лягушка»

5.1 Чтение  сказки

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Как называется начало сказки?

-Прежде чем мы продолжим комментирование чтение, я предлагаю ознакомиться со словами, трудными для понимания, но необходимыми для сказочного языка. Как вы понимаете их?

5.2 Словарная работа

Боярский двор -  двор боярина, знатного человека на Руси.

Лытать – уклоняться от дела, бегать от работы.

Пытать – проверять  чьи – либо качества.

Кручиниться  – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать.

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо.

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда – нибудь

5.2.  Продолжение чтения сказки

-А  теперь  читаем  до слов «На другой день после свадьбы…»

-Давайте проанализируем  этот эпизод. Могли ли сыновья ослушаться царя? Почему?

-Кому из сыновей проще было исполнить батюшкин наказ? (старшему и среднему)

-К кому полетели их стрелы? А кто достался в жены младшему?? Что заставило него быть таким настойчивым? (исполнение царской воли)

-Мог ли царевич солгать, скрыть, что лягушку видел? (не мог, так как  отцовская воля была для него на первом месте)

-Только ли исполнение отцовской воли удержало царевича? Почему он не уходит? (Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича)

6 Обобщение

- О каком жанре устного народного творчества мы говорили на уроке?

-Что мы должны знать о сказках, чтобы понимать их?

7 Подведение итогов урока

8 Д.З.

А) Прочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца»

Б) Повторить теорию литературы :»литература», «фольклор», «эпос», «сказка», «виды сказок».