Есенин - народный поэт.
Оценка 4.9

Есенин - народный поэт.

Оценка 4.9
docx
30.12.2020
Есенин - народный поэт.
7 Есенин -народный поэт.docx

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение  "Средняя общеобразовательная школа при  учреждениях уголовно-исполнительной системы"

 

 

 

 

                                 Конспект классного часа в 12 А, 12 Б классах

На тему «Есенин –народный поэт»

 

 

Классный руководитель : Проскурякова О.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кемерово 2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Гуманизм лирики Есенина

Цель: показать предельную искренность и глубокий лиризм его поэзии; учить понимать стихотворение в единстве формы и содержания; развивать речь учащегося; воспитание доброты и любви ко всему живому на земле.

Ход урока.

1.     Вступительное слово учителя

Б. Пастернак  писал о Есенине: «Со времен Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин» Сергей Есенин – народный поэт. Истоки его творчества в народной поэзии.

И роднит его с народно поэзией не только представление о природе и человеке, но – и это главное – отношение к природе и человеку.

Значение его стихов для нас огромно прежде всего потому, что они говорят о великой ценности всего живого на земле.

«Русское поле; леса и река; березка над прудом; «черная, потом пропахшая выть»; золотая роща; красногривый жеребенок, скачущий за паровозом; щенок встречающий поэта заливистым лаем; косари на лугу; пахарь в поле; «крестьянка – мать»; старый дед; «девушка в белом» и «девушка в голубом» - все живое вызывает в сердце Есенина глубокую нежность.

Поэт Ев. Евтушенко считает эту черту самой характерной дарования Есенина:

«Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле,  что мы с тобой так беззащитно любим» («Братская ГЭС»).

2.     Стихотворение «Песнь о собаке»

«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного – заслужено человеком» М.Горький.

Недаром М.Горький особенно любил «Песнь о собаке».

Чтение стихотворения «Песнь о собаке».

- Чем, по вашему мнению, оно могло покорить М.Горького?

(Говорят о доброте автора, его гуманных чувствах, о том, как удивительно просто  написано стихотворение. Противопоставляются материнские чувства собаки черствости, бессердечности, расчетливости ее хозяина)

- Как автор показывает свое отношение к происходящему?

(Есенин сравнивает глаза «плачущей собаки с «золотыми звездами», а хозяина называет «хмурым». Что значит «хмурый», наверное хозяину чужды человеческие чувства и поэтому топить щенят – дело для него обыденное ,или слово «хмурый» говорит о том, что ему это неприятно (может быть в глубине души он ощущает жестокость, бесчеловечность задуманного)?

- То, что о нем трудно говорить – результат внешней безыскусности есенинского стиха.

Благодаря ей до революции в Петербургских салонах Есенина воспринимали как поэта необразованного, мало знающего, но талантливого. Есенин не протестовал, не пытался развеять этот миф, напротив, подчас «подыгрывал» своим покровителям, прикидывался этаким «простачком». Маяковский так вспоминает о первой встречи с ним:

«В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиком. Это было в одной из хороший ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более, что он уже писал нравящиеся стихи, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.

Как человек, уже в свое время относивший и оставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:

- Это что ж для рекламы?

Есенин отвечал мне голосом  таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:

- Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем…. мы уж как-нибудь… по – нашему… в исконной, посконной.

Но малый он был как будто смешной и милый.»

На самом деле Есенин не был ни «простачком», ни образованным человеком. Анна Романовна Изряднова – гражданская жена Есенина (1912-1915) вечерами после работы занималась в народном университете им. А.Л.Шинявского; по её примеру туда же, вольнослушателем на историко-филологическое отделение записался и Есенин. Занимался около 2 лет. Университетские лекции и университетская богатейшая библиотека за год с небольшим изменили эстетические вкусы поэта. Слушание лекций было платное.

Порой Есенину приходилось туго. В письмах к своему другу  Грише Панфилову он жаловался на отсутствие средств, говорил, что не знает, как будет держаться, и все-таки упорно занимался, и особенно поэзией.

Близко знавшие Есенина люди в своих воспоминаниях удивляются его начитанности.

«1923 г. Вечер. За столиком в «Кафе поэтов» Есенин читает:

-Дорогая, сядем рядом….

Я спрашиваю:

- Откуда начало этого стиха? Из частушки или из «Калевала»?

- «Калевала»? Что это такое?

- «Калевала»? Финский народный эпос

- Не знаю. Не читал.

- Да неужели? Притворяемся?

С минуту Есенин разговаривает о каких-то пустяках и затем, улыбаясь, читает наизусть всю первую руну из «Калевалы».» (Белоусов В. «Сергей Есенин»)

3.     И. Рахилло рассказывает, что Есенин любил читать наизусть «Слово о полку Игореве». Поэт знал фундаментальные работы по русскому фольклору – труды Буслаева, Афанасьева, цитировал Гомера, Шекспира, Лонгфелло, Э.По. Большую часть своих знаний Есенин приобрел путем самообразования. Читал он очень много, поначалу без всякой системы, но неизменно руководствовался особенным интересом к истории мировой поэзии.

Стихи Есенина покоряют простотой и искренностью.

- Кажется, что в них вовсе отсутствует поэтическая техника, и это делает особенно трудным их анализ. Но были в поэзии Есенина и традиции русского народного творчества, и влияние русского стиха начала ХХ века, и тщательная оркестровка стиха.

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души»,- утверждал А.Толстой.

- Особое значение у Есенина приобретает эмоциональная окраска каждого слова и всей лексики в целом, иногда выразительность достигается с помощью так называемых «минус-приемов»: важным оказывается отсутствие  привычных средств художественного изображения.

- Как подчеркивается обычность всего происходящего?

(Повествование интонацией, отсутствием метафор и заурядностью эпитетов)

О «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью.

«Собака Качалова».  Конечно же, это стихотворение о любви к женщине, но поэт поверяет саамы сокровенные думы именно Джиму, а не его хозяину или гостям.

В.Рождественский в книге «Страницы жизни», пишет о том, что собаки удивительно понимали Есенина.

- К гуманизму можно прийти различными путями. Есенин пришел к нему от сыновней любви к родной земле. С темой родного края связаны у Есенина стихи о родных. «Письмо матери».

 В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинское произведение, пожалуй, можно назвать самым трогательным признанием в любви к «милой, родной старушке».

Его строки полны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, как искусство, а как сама собой изливающаяся нежность.

Чтение стихотворения наизусть «Письмо матери». М.Романов.

Прочитать воспоминания И.Евдокимова стр. 233 «Русская литература ХХ век» Хрестоматия

- Каким чувством проникнуто это стихотворение?

- Какой характер носит этот стих?

(Исповедальный, покаянный)

Первая строфа начинается с риторического вопроса: «Ты жива еще моя старушка?». Он не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания.

- А какими эмоциями пронизано стихотворение?

(безграничной нежностью и любовью к матери)

- Почему есенинское стихотворение напоминает пушкинскую «Няню»?

(Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновним чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойства родному человеку)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая соя.

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

 

Но вернемся к Есенинскому стихотворению.

4.  Его лирический герой мучается собственными противоречиями, в нем есть и нежность и «мятежная тоска».

Он пережил ранние утраты и усталость. Однако звучит и надежность лирического героя на свое духовное обновление, на излечение от душевных ран материнской любовью.

- Ты одна мне помощь и отрада…..

- Стихотворение построено на противопоставлении.

Что противопоставлено?

(Тихий лад,  связанный с миром матери и родного дома,  и греховной городской жизни героя)

- Какую библейскую легенду напоминает это исповедальное стихотворение?

(Есенинский вариант библейской истории о блудном сыне).

В стихотворении развивается и вечная тема материнства, и тема сыновства.

Образный ряд организован по принципу чередования: мать, мир поэта, опять мать.

Жанр послания позволяет через обращения сына к матери объединить в одно целое и образ матери – утешительности, и образ кающегося сына.

- В этом стихотворении поэт использует свой любимы прием кольцевое оформление.

- Подчеркивает ли кольцевое оформление настроение лирического героя, потерпевшего крушение надежд, утраты, душевную усталость?

Если да, то каким образом?

(Последние строки возвращают к начальным. Но у Есенина замкнутость круга нарушается: в конце речь идет на о бессмысленности ожидания, не о тщетности веры в счастье. Поэт вселяет в сердце матери надежду на скорую встречу).

6. В конце жизни поэт все чаще и чаще задумывается о смерти. 

Этими образами – предчувствиями смерти насыщена лирика последних лет.

В мае 1924 г., потеряв своего близкого друга поэта Александра Ширяевцева Есенин пишет стихотворение «Мы теперь уходим понемногу».

Смысл произведения, по мнению литературоведа Ал. Михайлова… «хотя стихотворение было вызвано переживаниями поэта в связи со смертью его друга гораздо шире, объемнее»

- Какие мысли и чувства характерны для лирического героя?

- В чем гуманность выраженных в стихотворении чувств?

«Гуманная и оптимистичная основа строя чувств выражается в том, как Есенин переходит от личного momento mori (помни о смерти) от ощущения кратковременности бытия и прощального зрелища земной красы к мысли о людях, окружающих поэта «здесь». Горестное чувство увядания и конца как бы обостряет страстное чувство поэта не только к «своей» жизни, к людям, с которыми делишь хлеб и землю.

Пафос есенинской поэзии не в индивидуалистической «жажде жизни», не в том, что «после нас хоть потоп», но в глубоко сочувственном зрелище природы и человеческой судьбы, в любви, нежности и благославлении тому, что «пришло процвесть и умереть».

7. Д/з стр 238 «Хрестоматия» Учебник – практикум.

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину – Человеку. Может быть это и погубило его?

«Гори, звезда моя, не падай….» (1925 г.)

- Как взаимосвязаны мотивы жизни и смерти в этом стихотворении?

- Какое настроение оставляет у вас это стихотворение?

 

 


 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа при учреждениях уголовно-исполнительной системы"

Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа при учреждениях уголовно-исполнительной системы"

Есенин - народный поэт.

Есенин - народный поэт.

Тема: Гуманизм лирики Есенина

Тема: Гуманизм лирики Есенина

Как автор показывает свое отношение к происходящему? (Есенин сравнивает глаза «плачущей собаки с «золотыми звездами», а хозяина называет «хмурым»

Как автор показывает свое отношение к происходящему? (Есенин сравнивает глаза «плачущей собаки с «золотыми звездами», а хозяина называет «хмурым»

Близко знавшие Есенина люди в своих воспоминаниях удивляются его начитанности

Близко знавшие Есенина люди в своих воспоминаниях удивляются его начитанности

В.Рождественский в книге «Страницы жизни», пишет о том, что собаки удивительно понимали

В.Рождественский в книге «Страницы жизни», пишет о том, что собаки удивительно понимали

Что противопоставлено? (Тихий лад, связанный с миром матери и родного дома, и греховной городской жизни героя) -

Что противопоставлено? (Тихий лад, связанный с миром матери и родного дома, и греховной городской жизни героя) -

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020