Я – классный руководитель.
Полночь… Не спится… Мысли, мысли, мысли. Перед глазами 25 неугомонных, амбициозных, решительных, добрых, уверенных в себе и так непохожих друг на друга девятиклассников. Середина учебного года, а они не особенно радуют меня… Трудно? Да, нелегко. Да, не всегда все получается, бывают ошибки, порой охватывает отчаяние, но неразрешимых ситуаций не бывает, и мы вместе стараемся двигаться вперед, преодолевая все препятствия. Мои ребята считают себя взрослыми и самостоятельными, готовыми принимать самостоятельные решения и брать на себя решение жизненных ситуаций. А на самом деле они еще дети. Порой наивные, беззащитные и неопытные.
Мысли, мысли, мысли… Задумалась над тем: учитель- это профессия или призвание? Конечно, для многих- профессия. В себе я уверена. Школа- мое призвание. Особенно счастлив в судьбе тот, кто встретил в своей жизни настоящего учителя. Мне повезло, в моей судьбе было много талантливых и замечательных учителей, но самое главное – рядом моя мама – мудрый, добрый человек и учитель от Бога. 35 лет своей жизни она отдала своим ученикам. Она научила меня любить школу, людей, себя, мир вокруг. Она зажгла во мне огонь, который я несу в своем сердце. Я – учитель. А еще – я классный руководитель.
Антуан де Сент Экзюпери говорил : «Детство – огромный край, откуда приходит каждый». И это верно. В детстве формируется характер человека, его мировоззрение, складывается собственный взгляд на окружающую действительность. Мы учимся оценивать себя и своих друзей, учимся любить и ненавидеть.
В школьные годы приходят к нам первые радости и горе, успехи и неудачи, победы и разочарования, дружба и любовь. И в этом удивительном крае побывал каждый. Вспоминая школу, любой из нас говорит не только об уроках, переменах, праздниках, одноклассниках, но и о взрослых, которые помогали нам стать собой, найти себя, об учителях. Если спросить взрослого, умудренного опытом человека о любимом школьном учителе, в девяноста случаях из ста он назовет классного руководителя.
Я хорошо помню первое сентября 2012 года. Начинался не только новый учебный год, а новая веха моего учительства, потому что я – классный руководитель 8 класса. Это шанс еще раз пройти по пути взросления вместе с моими ребятами. Первая встреча с ними добавила красок и эмоций. Широко раскрытые глаза смотрели на меня весело и внимательно, можно сказать, оценивающе. Но самое главное в этих глазах – доверие. Как важно оправдать его! Каждый шаг классного руководителя сродни шагу канатоходца под куполом цирка. Сначала страшно сорваться вниз. Потом на помощь приходит интуиция, что нужно идти именно так. Ну а с опытом приходит уверенность в том, что идешь правильно. Вот уже 2 года мы вместе. Я не только учу ребят честности и порядочности, открытости и воспитанности, но и учусь у них. Они – мои учителя. Я ощущаю это каждый день, каждую минуту, что нахожусь рядом с ними. У них я учусь быть искренней, восхищаться каждой мелочью, удивляться и радоваться.
Мои девятиклассники ждут от меня понимания, сочувствия, душевной теплоты. Каждый день, на каждом уроке, каждую минуту и секунду словом, жестом, взглядом мы учим и учимся сами. Мы решаем большие и маленькие проблемы, разбираемся в перипетиях школьных будней. Познаем окружающий мир, вместе радуемся победам и огорчаемся неудачам. Мы участвуем в конкурсах и спортивных соревнованиях, готовим внеклассные мероприятия и классные часы, ездим на экскурсии и посещаем музеи. Я рада, что именно со мной они спешат поделиться первыми «взрослыми» секретами и взрослыми обидами и переживаниями. Конечно, не все так гладко. Но я точно знаю, что мы переживем трудности и вновь двинемся вперед.
Если бы меня попросили сказать ассоциацию к слову «класс», я бы сказала – подсолнух. Ведь мои ребята яркие, творческие люди. Каждый из них словно маленькое зернышко в соцветии большого солнечного цветка. Без каждого из них это соцветие будет не полным. Вспомнилась старая притча: «Однажды к мудрецу пришел юноша и попросил его совета» «Скажи, как мне жить. Ведь вокруг столько злобы, предательства и лицемерия». Старик подумал и протянул ему зернышко подсолнуха: «Посади это зерно в землю, поливай его и внимательно наблюдай за цветком. Если ты увидишь, как растет этот цветок, поймешь. Как жить в этом мире». Юноша посадил семечко в землю, поливал его, рыхлил почву. И вот однажды из земли пробился росток. Подсолнух рос и тянулся к свету, всегда поворачивался к солнцу. Скоро зернышки его почернели и стали выпадать. Его семенами питались птицы и белки, а из тех черных семечек, что упали глубже, появлялись новые ростки. Юноша удивился и мысленно поблагодарил старика за науку». Не правда ли, в этой простенькой притче есть все, что нужно для работы с классом.
Вот четыре правила моего классного руководства.
· Создавай комфортные условия. Каждому ребенку в классе должно быть тепло и уютно.
· Замечай в ребенке все самое светлое.
· Быть щедрым, не скупись на доброе слово и внимание.
· Удивляйся вместе с ребятами, искренне интересуйся их жизнью.
Следуя этим нехитрым заповедям, легко добиться успеха и стать для ребят «самым классным классным». Знаю, будут еще трудности, конфликты и бессонные ночи, но все это разрешимо. В этом бесконечном движении от «минусов» к «плюсам» вновь учишься быть ребенком и смотреть на мир широко открытыми глазами. Наверное, это и есть учительское счастье.
Скоро настанет утро, новый день. Каким он будет? Будет он днем открытий или просто обыкновенным днем? Отвечу словами педагога и ученого Симона Соловейчика: «Каждое утро повторяю, как молитву, взывая к тому лучшему, что есть во мне. Мне доверен ребенок; это мой гость дорогой; я благодарен ему за то, что он есть».
Учитель, воспитай ученика!
Учи его всегда вперед стремиться,
Чтобы внизу остались облака,
И мог он красоте миров дивиться.
Учитель, воспитай ученика!
Да будет, как художник, он трудиться,
И ты всегда сумеешь на века
В его делах красивых воплотиться…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.