Ковалева М.И.
Эссе «Образцовый педагог 2022»
« На свете есть много различных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я.».
О.Е. Каночкина
А я работаю учителем начальных классов более 20 лет. В эту профессию я пришла не сразу. Мне всегда нравилась это профессия, но я о ней не мечтала. Проучившись около года в другой совершенно отрасли, решила, что мне скучно и поступила на учителя. Отучившись всего год в педучилище, по стечению обстоятельств меня направили в мое село работать в школу. Оставшуюся учебу я заканчивала заочно. Пришлось учиться на ходу всем премудростям этой нелегкой профессии, так как за плечами был год учебы и практика в целую неделю.
Учитель начальных классов для меня, это особая профессия. Огромная ответственность и большая любовь, любовь ко всему, кто и что тебя окружает. Это прежде всего любовь к детям: вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду: профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни: без оптимизма невозможно испытать радость открытия.
Обучать в начальной школе очень ответственно. Ведь начальная школа является фундаментом ко всей последующей учебе. Кирпичик к кирпичику на каждом уроке и не важно, русский язык это, математика, окружающий мир или технология, учитель дает не только знания, но и показывает, как строить отношения между детьми, между детьми и взрослыми, учит искать пути решения возникающих проблем. И каждый такой кирпичик очень важный в жизни каждого ребенка.
Считаю, что самое главное в любом учителе — это терпение и понимание. Учитель должен быть одновременно добрым и строгим. Самое главное, вырастить из учеников хороших людей. Жизнь учителя — это постоянное самосовершенствование. Прежде чем требовать что-то от других, необходимо начать с себя. Педагог должен не только обладать познаниями в своем предмете, но уметь выходить из спорных ситуаций, подбирать правильные слова, направлять учеников на верный путь решения проблемы, обладать широким словарным запасом, уметь находить общий язык, как с классом, так и с каждым отдельным учеником, разрешать конфликтные ситуации, пресекать жесткое поведение учеников к окружающим.
Я люблю свою профессию, потому что постоянно учусь чему-то новому, прохожу курсы, участвую в конференциях, даю мастер-классы, публикую свои работы. Обязательно что-то новое беру у коллег, перечитываю книги и статьи, учусь даже у детей, которых сама учу. Каждый урок приносит новые открытия не только моим ученикам, но и мне как учителю. Ведь моя работа строится по-разному, и в голове возникает множество способов объяснения того или иного материала, всегда даются примеры на эту же тему с другого класса, придумываются новые игры и упражнения, появляются новые темы, которые необходимо обсудить на уроке.
С чего начинается мой школьный день? С имиджа. Каждый день я должна выглядеть безупречно, чтобы дети, глядя на меня, могли сказать «Вы сегодня хорошо выглядите». Это дает мне силы, настроение, успех на целый день. Чем заканчивается день для меня? Каждый бы ответил «Уроками», но я продолжу «И прощаниями». Дети после уроков, не просто уходят домой и говорят мне «До свидание», они обнимаются со мной, говорят «Спасибо» и уходят. И это стоит увидеть и понять, как это важно, не только для меня, но и для детей. Значит, они мне доверяют, они меня уважают, они меня любят. И это здорово. Это предает мне силы работать дальше, познавать что –то новое.
У меня разнообразная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. В один период, я могу изучать несколько курсов, участвовать в каком- то конкурсе или описывать опыт работы на учебной платформе. И мне не трудно, а очень интересно. Да трудновато, да не всегда хватает времени, но я сама себе всегда говорю «А я справлюсь». И это мне придает силы.
На уроках я доброжелательна, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и слушать высказывания других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение форм, методов и приёмов разных педагогических технологий.
Проводя урок, я преследую цель: ученику должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться и этому я учу своих учеников.
Наверное, нет родителей, которые не мечтали бы о том, чтобы их дети стали успешнее, чем они. Дети разные, но каждый ребёнок неповторим, индивидуален, у кого-то способности проявляются раньше, у кого- то позже.
С целью эффективности образовательного процесса я использую различные формы учебной работы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.
Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики рук; организую музыкальные, танцевальные физминутки; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.
Да, у меня особенная профессия. Я – первый учитель маленького человека, который каждый день и каждую минуту открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому всегда напоминаю своим детям: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Поэтому только от вас зависит, каким человеком вы будете». И помогаю воспитывать в каждом ребёнке положительные нравственные качества через литературу, внеклассные мероприятия, исследовательские проекты, коллективные творческие дела, и особенно собственный пример.
Сегодня я как учитель обязательно использую в образовательном процессе современные информационные средства, инновационные технологии. Свои уроки я провожу с применением компьютерных программ, интерактивных средств обучения. Нужно не бояться экспериментировать, внедрять новое, но и не забывать о том, что слово учителя, его совет, несомненно, оказывают на ребенка мощное воздействие.
Профессиональный успех должен достигаться с помощью «нового» учителя, который научит детей рассуждать, анализировать, доказывать свои мысли, отстаивать в споре своё мнение, научит самостоятельно действовать, научит сотрудничеству, умению общаться и работать в команде – это сейчас для меня приоритетно.
Задача образцового педагога: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты. Развивать самостоятельность, инициативу, не давать знания в готовом виде, а мотивировать детей самих правильно находить информацию. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка, раскрыть его, найти подход к каждому из них.
Образцовый педагог должен быть творческим, инициативным, находчивым, сообразительным, должен постоянно совершенствовать свои знания, заниматься самообразованием, быть исследователем и экспериментатором, должен быть эрудированным и компетентным во всех вопросах.
Образцовый педагог должен ориентироваться в информационном мире, должен правильно использовать и переработать массу информации, а потом ее и преподнести.
Образцовый педагог - это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту.
Образцовый педагог должен плодотворно работать с родителями, привлекать их к совместному процессу воспитания ребенка, а также активно взаимодействовать с профессиональными психологами.
Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. Жить по-другому не хочу и не умею. А когда не остаётся сил, вспоминаю горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.
Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке, бегущие на встречу с распростертыми руками дети, пихающими друг друга, чтобы обнять меня раньше других. Обязательно задавшие мне вопрос «Как у меня дела», и в ответ получить этот же вопрос. А потом стоять рядом со мной и смотреть в глаза и радоваться, что их не отпихнули, а еще и поинтересовались о делах. Но что бы это все было нужно найти время, всех выслушать и понять.
И самое главное: Образцовый педагог должен шагать в ногу со временем. Требования, которые предъявляет наше время – это электронно-дидактические пособия, электронные учебники, образовательные программы и платформы должны широко использоваться на всех занятия педагогом. Использование современных электронных средств обучения на занятиях активизирует внимание и вызывает интерес к излагаемому материалу.
Закончить своё эссе я бы хотела такими словами:
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, -
он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель».
(Лев Николаевич Толстой).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.