СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 10
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции, которые находятся в сложно переплетенных причинно-следственных связях.
Движущими силами процесса обучения выступают внешние и внутренние противоречия, расчленяющие его на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс развития. Логика процесса обучения не совпадает с логикой научной дисциплины и логикой учебного предмета.
Основными факторами, определяющими логику процесса обучения, выступают элементы содержания образования и соответствующие им способы усвоения.
Таким образом, дать характеристику процессу обучения как целостной системы можно, всего-навсего достаточно отследить эту систему в ее динамике, т.е. определить, как преобразуется ее состав (элементы), структура (связи между элементами) в соответствии с ее функциями. Но необходимо не забывать о том, что имеется ввиду не любая система, а система деятельности и формирующихся, складывающихся в рамках этой системы отношений (например, преобразовательно-активных или созерцательно-исполнительных, потребительско-иждивенческих или действенно- созидательных и т.п.).
Такая система образуется самими людьми и существует не отдельно от них, а реализовывается ими и через них. Что же следует понимать под целостностью, системностью и комплексностью процесса обучения? Какова же характеристика процесса обучения, как целостной системы? Эти вопросы нашли свое дальнейшее рассмотрение в данной работе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.
Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в узком смысле, то есть соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.
Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле относительны и некоторые аспекты их взаимно пересекаются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности[1].
Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, но мировоззрения и нравственности личности.
«Между образованием и воспитанием существует двусторонняя связь: от обучения к воспитанию и от воспитания к обучению. Процесс воспитания при правильной организации тотчас же оказывает благотворное влияние на ход обучения, так как воспитание дисциплинированности и многих других качеств создает условия для более активного и успешного обучения. Собственно говоря, без должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций. Речь идет о единстве, а не о параллельном, независимом их осуществлении»[2]. Единство воспитательной и образовательной функций обучения проявляются в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания - в роли методов стимулирования учения.
Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно и условием активации первопричины. Две из них - образовательная и воспитательная - являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует предыдущие. Вот почему к взаимосвязи этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства - целостности.
В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Это объективное свойство объектов, процессов, однако оно не может быть постоянно им присуще: целостность может возникнуть на одном этапе их развития и исчезнуть на другом. Это положение весьма существенно для педагогической практики. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, целенаправленно конструируется. Диалектика сущего как данного иконструируемого в реальной педагогической действительности проявляется в двух аспектах целостности педагогических объектов.
1. «Целостность – закономерное свойство учебного процесса; оно объективно существует постольку, поскольку существует в обществе школа, сам процесс обучения. Этот аспект находит отражение в инвариантных характеристиках учебного процесса. Например, для процесса обучения, взятого в его абстрактном понимании, такими характеристиками являются единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны этого процесса»[3].
2. В реальной педагогической практике целостность процесса обучения специально и целенаправленно формируется, конструируется. Вариативной, конструируемой характеристикой процесса обучения в данной ситуации выступает уже единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Все три функции находятся в сложных переплетающихся связях. Принцип целостности обучения отражает это единство. Оно реализуется па практике комплексом задач урока, лекции, лабораторно-практического занятия и других форм организации учебной деятельности обучающихся; содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся; сочетанием различных форм, методов и средств обучения и той коррекцией и самокоррекцией его результатов, которая привносится и в деятельность учителя, и в деятельность ученика на основе контроля и самоконтроля за ходом движения процесса обучения от цели к результату. В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков; согласовании процесса обучения и развития; объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с категориями его системности и комплексности.Можно утверждать, что в некотором роде понятие целостности перекрывает системность и комплексность. В литературе система определяется как множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями. «Анализируя обучение в свете такой трактовки системы, легко заметить, что обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся»[4].
Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя-преподавание, деятельность учащихся-учение и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся.
Связь и взаимообусловленность средств обучения как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и сто конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, обладают интегративными свойствами и подчинены общим целям образования – так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.
Цель – это то, чего не существует в настоящем, что предвидится и предвосхищается в будущем; то, что не существует в настоящий момент в самом реальном процессе обучения, но должно существовать. Где же существует эта «цель»? Она существует только в сознании, только в субъекте, но не в объективной реальности. Обдумывание и изобретение средств тоже существует не иначе как в сознании, в познающем субъекте. Только когда поставлена цель и найдены средства, когда выполнены эти два духовных акта субъекта, наступает третий акт реализации, который можно назвать «воплощением идеи», ее материализацией.
«Здесь бытие сознания определяет материальное бытие, а не наоборот. Целесообразное действие предполагает материальное «действующее лицо» субъекта действия, преобразующего и изменяющего объективную реальность. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является совместная предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения. Именно благодаря совместной деятельности преподавания и учения, их единству, множественность и разнотипность, разнокачественность элементов и их связей, образующих целостную систему обучения, приобретает упорядоченность и организованность, без чего она как таковая вообще лишена способности функционировать»[5].
Процесс обучения в дидактике рассматривается как деятельность, и потому в нем четко прослеживаются определенные этапы:
1) анализ исходной ситуации, нахождение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;
2) планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели – предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;
3) исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников (организация и самоорганизация учащихся при усвоении нового учебного материала до оптимального его уровня в данных условиях);
4) организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
5) анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;
6) подготовка и работа учащихся вне стен учебного заведения.
Такова структура процесса обучения в его теоретической представленности, состоящая из целевого, содержательного, операционно-деятельного и результативного компонентов.
Итак, процесс обучения относится к сложным, многофакторным социальным процесса и требует к себе постоянного пристального внимания. Процесс обучения, как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебой и другими видами деятельности и поведения учащихся. Системообразующим понятием процесса обучения, как системы, выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат.
Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Связь средств обучения, как переменных компонентов, с постоянными смыслообразующими компонентами зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое единство и целостность, которые подчинены общим целям воспитания, так называемым глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе.
Основанием единства всех этих компонентов является предметная совместная деятельность преподавания и учения. Благодаря их единству множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она, как таковая вообще лишена смысла и способности функционировать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 2013.
2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение. - 2012. - С. 129-181.
3. Лукин Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2015. - С. 335-351.
4. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 2011. - гл. 20.
5. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2011. - С. 115-141.
6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 199-208.
7. Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 2015.
[1] Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 2013.
[2] Лукин Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2015. - С. 335-351.
[3] Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 2015.
[4] Лукин Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2015. - С. 335-351.
[5] Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. - М., 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.