Этнокультурное образование в ДОУ: традиции и инновационный поиск
Оценка 5

Этнокультурное образование в ДОУ: традиции и инновационный поиск

Оценка 5
doc
07.11.2023
Этнокультурное образование в ДОУ: традиции и инновационный поиск
Семинар-практикум для воспитателей «Музейная педагогика как средство реализации ФГОС ДОУ».doc

Семинар-практикум для воспитателей

«Музейная педагогика как средство реализации этнокультурного компонента в ДОУ по ФГОС ДО»

 

Цель: познакомить воспитателей с технологией организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

познакомить с понятиями музей, мини-музей

закрепить знание основных положений ФГОС

формировать умение организовывать мини-музей в ДОУ

способствовать развитию интереса к организации мини-музеев

формировать эстетическое восприятие окружающего мира

Оборудование: игрушечные лошадки, различные виды часов, ноутбук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание семинара.

Слайд № 1

1.Вводная часть.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всем нам известно, что в дошкольной педагогике в последнее время происходит ряд изменений. Одно из важных изменений – это внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Новый стандарт диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.

Сегодня мы с Вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.

Слайд № 2

2. Теоретическая часть.

Давайте обратимся к теории: заглянув в «Энциклопедический словарь», мы узнаем, что «музей» - это научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Как мы знаем в нашей стране много музеев, но зачастую нам некогда их посещать. А с детьми тем более. К тому же тематика музеев зачастую не понятна и не доступна детям дошкольного возраста.

Именно поэтому в детских садах создаются свои музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музей – это неотъемлемая часть предметно-развивающей среды многих дошкольных образовательных учреждений.

 

Слайд № 3

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

 

 

Слайд № 4

Принципы музейной педагогики:

Наглядность;

Доступность;

Динамичность.

Слайд № 5

Алгоритм создания экспозиции:

Любая экспозиция должна учитывать логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.

Слайд № 6

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.

Заключается в следующем:

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Слайд № 7

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Слайд № 8

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед воспитанниками и родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

Слайд № 9

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

 

 

Слайд № 10

Принципы создания мини - музея:

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

 

Принцип деятельности и интерактивности – мини - музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).

Слайд № 11

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

 

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Слайд № 12

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

Слайд № 13

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини - музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Слайд № 14

Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Слайд № 15

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п.

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальным и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

         Размещение материала на настенных полочках;

         Использование ширм;

         Использование стендов;

        Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению.

Слайд № 16

Формы работы в музее:

1. Мини-беседы с детьми.

2. Экскурсии для детей и родителей.

3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.

4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.

5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.

6. Творческие игры, образовательные путешествия.

7. Чтение художественной литературы.

8. Исследовательская деятельность, экспериментирование.

9. Музицирование, прослушивание аудио – материалов, просмотр мини-презентаций.

Слайд № 17

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии. И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Слайд № 18

Таким образом, мини-музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Различная тематика мини-музеев поможет в освоении образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта. Дошкольникам данный вид работы позволяет развивать и совершенствовать речь, воображение, интеллект, эмоциональную сферу. Организация мини-музеев помогает налаживать контакт с родителями, привлекать их к совместной работе. Мини-музеи могут и должны стать неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды.

3. Практическая часть.

Ну что же, а мы с Вами перейдем от теории к практике. Я предлагаю Вам рассказать о созданных в вашей группе мини – музеях. Вам нужно сказать название вашего мини – музея, к какой из образовательных областей он относится, какие есть экспонаты и т.д. (рассказ воспитателей групп о созданных мини-музеях).

А сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы и попробовать организовать каждой группе свой небольшой мини – музей. На столе перед вами представлены различные предметы и материалы, используя их, выберите тему для Вашего мини – музея, подумайте, к какой из образовательных областей он будет относиться, и для чего вы организуете данный мини – музей. Подберите экспонаты для него, создайте композицию музея.

4. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы с Вами познакомились с организацией мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении, научились их создавать. Надеюсь, что полученные знания Вы будете использовать при организации работы по образовательным областям. А закончить наш семинар хочется словами Пабло Пикассо: «Дайте мне музей, и я заполню его».

Желаю удачи в заполнении Ваших мини-музеев!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Семинар-практикум для воспитателей «Музейная педагогика как средство реализации этнокультурного компонента в

Семинар-практикум для воспитателей «Музейная педагогика как средство реализации этнокультурного компонента в

Содержание семинара. Слайд № 1 1

Содержание семинара. Слайд № 1 1

Слайд № 4 Принципы музейной педагогики:

Слайд № 4 Принципы музейной педагогики:

Слайд № 8 Музей – это особое, специальное организованное пространство

Слайд № 8 Музей – это особое, специальное организованное пространство

Слайд № 10 Принципы создания мини - музея:

Слайд № 10 Принципы создания мини - музея:

Слайд № 15 В любом детском саду существует проблема свободных помещений

Слайд № 15 В любом детском саду существует проблема свободных помещений

Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературы

Пабло Пикассо: «Дайте мне музей, и я заполню его»

Пабло Пикассо: «Дайте мне музей, и я заполню его»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2023