Описание опыта работы
Оценка 4.7

Описание опыта работы

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
музыка
5 кл—11 кл +1
01.11.2023
Описание опыта работы
Хоровое искусство как средство воспитания.doc

 

Хоровое искусство как средство воспитания

«Эффективность воспитательной роли хоровой музыки, а также направленность и характер её социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость хорового искусства и его места в системе духовно-культурных ценностей» (Н.И.Скрябина)

 

 

            Хоровое пение в школе — один из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации, психического и физического здоровья детей. Поэтому в центре внимания должна быть, прежде всего, общеобразовательная школа, поскольку через нее проходят все граждане России.

Программа  "Хоровое пение" организуется по направлению развития личности: духовно-нравственное, общекультурное, художественно - эстетическое, патриотическое. В соответствии со статьей 75 Закона Российской Федерации «Об образовании» дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Настоящая программа «Хоровое пение» разработана на основе следующих нормативных документах:

1.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утвержден Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. №196.

2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

5. Национальный проект «Образование» утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, включающем федеральные проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда».

6. Постановление Главного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи».

7. Конвенция ООН о правах ребенка.

8. Устав МБУ ДО «ДДТ с. Ракитное».

Хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

·           в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

·           участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогать осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

·           работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умении с пользой для себя и для хора;

·           хоровая деятельность, активная и социально - ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

·           в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

·           в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально - воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

·           в хоровом, коллективном пении можно с большей степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться, какие мотивы определяют поведение «верховодов» и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;

·           в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора, самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.

 Итак, хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах – продолжение хоровой работы, проводимой на уроках.

В нашей школе я работаю с одним хоровым коллективом. Это хор из наиболее одаренных и желающих выступать ребят.

Состав хорового кружка, не ограничивается какими - либо рамками и требованиями к участникам. В него, практически, входят все желающие. Моя задача - заинтересовать занятиями всех. Дело это нелегкое; его успех зависит от умения увлечь детей, которые чаще всего не представляют, насколько интересно и увлекательно пение в хоре. Ведь многие приходят из-за любопытства, просто интересно провести время.

Чтобы вырастить хор, необходимо выдержать принципы режима его повседневной деятельности, то есть создать условия для его постоянного роста и развития. Занятия в кружке «Хоровое пение» проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Состав кружка неоднороден по возрасту и уровню развития голоса, поэтому в работе я применяю наставничество по принципу «Ученик-ученик».

Мне приходится работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, я для них учитель, воспитатель и просто друг одновременно. Чрезвычайно сложно было найти такую форму общения с детьми, при которой бы поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам.

Сразу следует отметить, что специфической проблемой в моей работе является то, что поют и "непоющие" дети. Следовательно, требуется грамотная, вдумчивая и неспешная работа во время урока и внеклассных занятий. Я тесно взаимосвязываю классные и внеклассные занятия. Во-первых, использую одни формы и методы, во-вторых, дублирую музыкальный материал, что создаёт возможность достигнуть нужного результата в работе над песней.

Хоровое пение оказывает влияние не только на становление личности ребенка, но и на его умственное развитие. Так воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь является материальной основой мышления. Вокально-хоровое воспитание оказывает благотворное влияние на физическое здоровье детей. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи, обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции.

Очень важно понять, какой результат я должна получить в процессе воспитания с помощью инновационных воспитательных технологий:

1.      игровые технологии обучения: упражнения на умение владеть своим лицом и телом - мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость». Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут развить сценическое движение и сценическую речь, раскрыть в детях творческое воображение, фантазию;

2.      здоровьесберегающие технологии: позволяет укрепить певческое дыхание, артикуляционный аппарат, снять зажатость, эмоциональное напряжение, активизировать работу речевого аппарата. Для этого проводятся различные виды упражнений: дыхательная гимнастика;

3.      метод импровизации и сценического движениякоторый  помогает развивать умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями.

С кем же происходит взаимодействие для достижения результата? Это  в первую очередь родители, мы определяем векторы сотрудничества. Приглашаю их на открытые мероприятия в школе, поддержать детей на выездных концертах и фестивалях. Во- вторых, это педагоги школы, которые своим участием в хоровом пении  мотивируют детей на детей на успешное выступление. Школа сотрудничает с отделами культуры пгт. Лучегорск, пос. Пожарское, пос. Новостройка, г. Уссурийск, г. Владивосток, г. Фокино, г. Арсеньев, г. Хабаровск. С 2021 года с казачьим обществом «Иманская станица».

Результат хорового и вокального пения:

2014, 2015, 2017 год – победители районного фестиваля детских хоровых коллективов; 2016, 2017 год – победители межрайонного фестиваля хоровых коллектив северных районов Приморского  края в номинации «Патриотическая песня», гран-при в районном фестивале «Карнавал талантов» 2017 год.

Вокальное пение: победители городского фестиваля «Звезды Дальнеречья – 2015, 2016» в номинации «Соло», «Дуэт»; лауреаты 2 степени Всероссийского онлайн-конкурса «Восходящая звезда – 2015» в номинации «Соло», «Дуэт»; лауреаты 2,3 степени Международного онлайн-конкурса «Star World – 2016 » в номинации «Соло», «Дуэт»; победители городского фестиваля «Болдинская осень – 2016» в номинации «Соло», «Народная песня»; лауреаты краевого конкурса «Юные таланты Приморья – 2016».

2016  Международный онлайн-конкурс «Artworld», г. Москва, дипломы лауреатов 2,3 степени.

Август 2016 краевой фестиваль «Юные таланты Приморья», дипломы;

02.10.2017 Всероссийский образовательный портал «Просвещение», Всероссийское конкурсное мероприятие по географии, 1 место, диплом;

17-19 мая 2018  Всероссийский патриотический конкурс  «Сыны и Дочери Отечества», дипломы;

Ноябрь 2018 X Всероссийская олимпиада по географии, 1, 2, 3 место, дипломы;

16-18.05.2019 Всероссийский патриотический конкурс  «Сыны и Дочери Отечества», диплом 3 степени;

2019  Всероссийский интернет-конкурс искусств «Восходящая звезда 2019», лауреат 1 степени, диплом;

Июнь 2019 Всероссийский дистанционный заочный конкурс «Векториада – 2019», 1 место, диплом победителя;

Апрель 2019 краевой фестиваль талантов «Достань свою звезду»,  1 место, диплом;

15.02.2020 открытый межмуниципальный конкурс народной и эстрадной песни «Не смолкают песни над Россией», диплом лауреата II степени;

15.02.2020 открытый межмуниципальный конкурс народной  и эстрадной песни «Не смолкают песни над Россией», диплом лауреата I степени;

13.11.2020 межмуниципальный Пушкинский фестиваль искусств «Болдинская осень», номинация «Эстрадный вокал. Дуэт», 1 место, диплом;

Март 2020 краевой фестиваль талантов «Достань свою звезду», ГРАН-ПРИ;

Июнь 2020 краевой детский вокальный онлайн – конкурс, посвященный дню славянской письменности и культуры, диплом лауреата I степени;

Август 2020 III Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества  «Звезда спасения», диплом;

21-23.05. 2020 V Всероссийский патриотический конкурс  «Сыны и Дочери Отечества», два золотых диплома;

12.11.2020 XI всероссийский   конкурс «Таланты России», диплом лауреата 2 степени;

12.11.2020 XI международный конкурс «Таланты России», диплом лауреата 3 степени;

30.01.2021Районный фестиваль детского хорового творчества «Мой город»,  диплом победителя;

 Краевой фестиваль вокального творчества «Достань свою звезду», г. Арсеньев, диплом 1 место;

10.04.2021 Районный фестиваль «Зажги свою звезду» , диплом «Лучший хоровой  коллектив»;

17.04.2021Межмуниципальный фестиваль-конкурс агитбригад «Золотая моя Россия», с. Пожарское,  диплом лауреата 3 степени;

19.09.2021 Vоткрытый краевой фестиваль казачьей культуры «Казачья гора», г. Хабаровск, диплом;

06.10.2021 Открытый городской фестиваль – конкурс «Казачья вольница», г. Фокино, диплом лауреата 3 степени;

03.10.2021  Районный фестиваль детско-юношеского творчества "Живи родник", пос. Новостройка, диплом лауреатов 1 степени.

 19.02.2022 Открытый фестиваль-конкурс народной и эстрадной песни «Не смолкают песни над Россией», номинация эстрадная песня, диплом, лауреата 1 степени.

19.02.2022  Открытый фестиваль-конкурс народной и эстрадной песни «Не смолкают песни над Россией», номинация народная песня, диплом лауреата 3 степени.

 15.03.2022 Краевой фестиваль «Достань свою звезду», г. Арсеньев, гран-при.

09.04.2022 Районный фестиваль «Зажги свою звезду», 1 место.

17.04.2022 Межмуниципальный фестиваль казачьей культуры «Любо!», г. Арсеньев, лауреаты 3 степени.

2022 год, Межмуниципальный фестиваль агитбригад «Золотая моя Россия», пос. Пожарский, лауреаты 2 степени.

30.04.2022 Краевой фестиваль народного творчества «Пасхальная радость», г. Фокино, лауреаты 1 степени.

07.11.2022 Всероссийский телевизионный конкурс «Музыкальный марафон – 2022», г. Москва, лауреат 1 степени

30.12.2022 Региональный этап Всероссийского конкурса хоровых и вокальных коллективов, г. Владивосток,  лауреат 1 степени

25.03.2023 Муниципальный конкурс творческих коллективов «Зажги свою звезду», ДМР, диплом победителя

23.04.2023 Межмуниципальный фестиваль «Пасхальная радость», г. Фокино, гран-при

04.06.2023 Краевой фестиваль казачьей культуры «Любо», г. Арсеньев, лауреат 1 степени

17.07.2023 Международный гражданско-патриотический смотр-конкурс  народного творчества "Мое отечество", лауреат 2 степени

17.07.2023 Международный гражданско-патриотический смотр-конкурс  народного творчества "Мое отечество", лауреат 3 степени

28.09.2023 Всероссийский телевизионный конкурс сельской молодежи «Мы нашли эти таланты», г. Москва, лауреат 1 степени

Вокалисты хорового коллектива школы активные участники всех школьных, районных, городских, краевых и всероссийских  мероприятий.  Гавриляшев Евгений и Золотухина Алина являлись участниками заслуженного коллектива  казачьей песни «Круголет».

Итак, хоровой коллектив в данном ключе служит основой духовно-нравственного и эстетического воспитания, которая проявляется в психологическом комфорте участников, взаимо­дополняемости поющих в  условиях творчества и реализации музыкально-исполнительских спо­собностей каждого и коллектива в целом. Следо­вательно, посредством вокально-хоровой деятель­ности осуществляются, сохраняются, передаются хоровые традиции в форме индивидуального, коллективного вокального исполнительства, а также подразумевается эстетическое, духовное и нравственное воспитание, развивается психоло­гическая устойчивость, эмоциональная вынос­ливость, самопозиционирование себя в хоровом искусстве.

Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать. Музыка воспитывает детей, делая из них Человека. Одухотворенного человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать.

Коллективная форма хорового пения делает его ценным средством общего воспитания школьников. На это обращал особое внимание наш великий педагог К. Д. Ушинский. Именно его словами хочу закончить: «Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они (школы) пошли вперед».


Хоровое искусство как средство воспитания «Эффективность воспитательной роли хоровой музыки, а также направленность и характер её социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость хорового…

Хоровое искусство как средство воспитания «Эффективность воспитательной роли хоровой музыки, а также направленность и характер её социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость хорового…

Итак, хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального воспитания

Итак, хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального воспитания

Мне приходится работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, я для них учитель, воспитатель и просто друг одновременно

Мне приходится работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, я для них учитель, воспитатель и просто друг одновременно

Приморского края в номинации «Патриотическая песня», гран-при в районном фестивале «Карнавал талантов» 2017 год

Приморского края в номинации «Патриотическая песня», гран-при в районном фестивале «Карнавал талантов» 2017 год

V открытый краевой фестиваль казачьей культуры «Казачья гора», г

V открытый краевой фестиваль казачьей культуры «Казачья гора», г

Музыка воспитывает детей, делая из них

Музыка воспитывает детей, делая из них
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2023