ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.6

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.6
Педсоветы +2
docx
музыка
Взрослым
11.12.2024
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ  НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ И  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музыка в школе – это тот предмет, в котором нравственные основы закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на детей.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ  НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ И  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Королева Светлана Васильевна

Учитель музыки:

 МБОУ СШ №3,  г. Выкса, Нижегородская область

    Сегодня в нашей стране идет активная работа по патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения.

   Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной России.

   Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России.  Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России, а в школах должны создаваться  все условия для формирования личности гражданина и патриота.

  Глубина патриотического чувства у детей зависит от того, насколько они знают и любят историю своего края,  а также  во многом зависит и от развития эмоциональной сферы учащихся.

   Музыка в школе – это тот предмет, в котором нравственные основы  закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на детей. Чувства и переживания учащегося, вызванные произведениями музыкального искусства, являются основой приобретения таких качеств как: благородство, доброта, порядочность, уважение к старшим, сострадание. На уроках дети приобщаются к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности, учатся коллективизму и сплоченности.

   Считаю, что для развития и воспитания чувства гражданственности необходима работа с учащимися, которая  включает в себя интересный и познавательный материал, различные формы и методы, опирается на индивидуальные и возрастные особенности детей.

   Общеобразовательные программы, разработанные ФГОС по музыке,   включают в себя темы, которые осуществляют идею патриотического воспитания. 

   На уроках изучается история Отечества, символика исторического наследия. Учащиеся знакомятся с народной музыкой, обычаями и традициями народов России, а также изучают основные направления мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки (молитва, кант), произведений композиторов-классиков.

   Идею народности и патриотического настроения можно проследить в творчестве А.П. Бородина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, М.П. Мусоргского и других русских композиторов. Они стремились сделать музыку более близкой и понятной широкой публике, исследовали  фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями и    использовали народные песни в своих сочинениях.

  На уроках музыки учащиеся  знакомятся  со страницами русской истории, отраженной в музыке разных жанров: детские песни, былины, увертюры, симфонии, концерты, оперы.

   В певческий репертуар широко включаю песни, посвященные Родине, городу, семье, дружбе, русской армии, истории, военному времени.  Изучение гимна России, школы, песен о своем родном городе считаю важным и ответственным моментом для учащихся.

    Задача вокально-хоровой работы в том, чтобы каждый ученик, смог понять значимость музыкальных символов, умел с достоинством исполнять.

    Особое внимание нужно обращать к народным песням. Опора на народное музыкальное наследие помогает воспитывать у учащихся активную жизненную позицию и высокие нравственные ориентиры.

    Отсутствие идентичности общества, грозит потерей национальной, прежде всего народной культуры. Человек утрачивает способности к самоосуществлению и созиданию своей исторической судьбы, к жизни, опирающейся на собственные, глубинные, культурно-исторические и  духовно-религиозные начала.

   Содержание, включающееся в русских народных и композиторских песнях патриотической направленности, более убедительно, чем информация, полученная другим способом, поскольку оно основано на эмоциях и чувствах, внутренних переживаниях их создателя, отражающих его отношение к окружающей действительности.

   Песни несут в себе глубокий и содержательный смысл, воздействуют на внутренний духовный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик, чувства, симпатию, понимание.

   Включение таких вокальных произведений в песенный репертуар дает возможность этнической самоидентификации с национальной народной культурой и  традициями.

   Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся совершенствуют на занятиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности.

    Ежегодно учащиеся  нашей школы участвуют в культурно-массовых мероприятиях школы и городских конкурсах, в спортивно-познавательная игре «Зарница», митингах посвященных 9 мая и 23 февраля, фестивале « Поющая поляна» и тд.

    В рамках патриотического воспитания в начальной школе и среди 5-6 классов  проводится  конкурс хоров среди, направленный на  изучение строевых песен и музыки в воинских ритуалах.

    Здесь музыкальный репертуар выполняет воспитательную, организующую и дисциплинирующую роль, эмоционально воздействуя на духовный мир учащихся.

 В школе создан детский певческий  коллектив « Музыкальная капель» 2 часа в неделю,  где ведется дополнительная  вокально-хоровая работа.  

  Музыкальный репертуар для коллектива разнообразен и постоянно обновляется. Он включает в себя песни военных лет («Смуглянка», «Дети Ленинграда», «Баллада о красках», «Поклонимся Великим тем годам»), патриотические песни современных композиторов («Гражданин России», «Россия, мы дети твои», « Моя Россия»), песни воспитывающие уважение к семье, пожилым людям, к школе, к учителям.

   При изучении на уроках музыки и во внеклассной деятельности героико-патриотического репертуара реализуются следующие задачи музыкального искусства:

– эстетическая (формирование у школьников эстетического чувства, суждения, идеала человека – патриота);

– воспитательная (положительное воздействие происходит через поступки героев);

– этическая (формирование высоких морально-нравственных качеств,  на примере нравственного выбора героя песни в принятии судьбоносного для него и для Родины решения);

– познавательная (учащиеся получают знания об истории  России, о жизни и быте русского народа);

– коммуникативная (осуществление сотрудничества взрослых и одноклассников в хоровом пении, формирование коллективного чувства ответственности и уважения в исполнении песен патриотического характера).

   Приобретенные  на уроках  знания  должны стать фундаментом для формирования не только музыкальной культуры, но и для развития патриотических чувств,  осознанного  стремления к выполнению гражданского долга по защите Родины, укрепления единства народов России.


Библиографический список

1.     Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.

2.     Кормишенкова Е.М. Патриотическое воспитание учащихся образовательного учреждения средствами музыки /Е.М. Кормишенкова// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. – №10.- С.72-73


 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Идею народности и патриотического настроения можно проследить в творчестве

Идею народности и патриотического настроения можно проследить в творчестве

Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся совершенствуют на занятиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности

Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся совершенствуют на занятиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности

Приобретенные на уроках знания должны стать фундаментом для формирования не только музыкальной культуры, но и для развития патриотических чувств, осознанного стремления к выполнению гражданского долга…

Приобретенные на уроках знания должны стать фундаментом для формирования не только музыкальной культуры, но и для развития патриотических чувств, осознанного стремления к выполнению гражданского долга…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2024