ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Королева Светлана Васильевна
Учитель музыки:
МБОУ СШ №3, г. Выкса, Нижегородская
область
Сегодня в нашей стране идет активная работа по патриотическому и гражданственному воспитанию подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной России.
Его цель заключается в формировании патриотических чувств и сознания, готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины, упрочении единства и дружбы народов России. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России, а в школах должны создаваться все условия для формирования личности гражданина и патриота.
Глубина патриотического чувства у детей зависит от того, насколько они знают и любят историю своего края, а также во многом зависит и от развития эмоциональной сферы учащихся.
Музыка в школе – это тот предмет, в котором нравственные основы закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на детей. Чувства и переживания учащегося, вызванные произведениями музыкального искусства, являются основой приобретения таких качеств как: благородство, доброта, порядочность, уважение к старшим, сострадание. На уроках дети приобщаются к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности, учатся коллективизму и сплоченности.
Считаю, что для развития и воспитания чувства гражданственности необходима работа с учащимися, которая включает в себя интересный и познавательный материал, различные формы и методы, опирается на индивидуальные и возрастные особенности детей.
Общеобразовательные программы, разработанные ФГОС по музыке, включают в себя темы, которые осуществляют идею патриотического воспитания.
На уроках изучается история Отечества, символика исторического наследия. Учащиеся знакомятся с народной музыкой, обычаями и традициями народов России, а также изучают основные направления мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки (молитва, кант), произведений композиторов-классиков.
Идею народности и патриотического настроения можно проследить в творчестве А.П. Бородина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого, М.П. Мусоргского и других русских композиторов. Они стремились сделать музыку более близкой и понятной широкой публике, исследовали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями и использовали народные песни в своих сочинениях.
На уроках музыки учащиеся знакомятся со страницами русской истории, отраженной в музыке разных жанров: детские песни, былины, увертюры, симфонии, концерты, оперы.
В певческий репертуар широко включаю песни, посвященные Родине, городу, семье, дружбе, русской армии, истории, военному времени. Изучение гимна России, школы, песен о своем родном городе считаю важным и ответственным моментом для учащихся.
Задача вокально-хоровой работы в том, чтобы каждый ученик, смог понять значимость музыкальных символов, умел с достоинством исполнять.
Особое внимание нужно обращать к народным песням. Опора на народное музыкальное наследие помогает воспитывать у учащихся активную жизненную позицию и высокие нравственные ориентиры.
Отсутствие идентичности общества, грозит потерей национальной, прежде всего народной культуры. Человек утрачивает способности к самоосуществлению и созиданию своей исторической судьбы, к жизни, опирающейся на собственные, глубинные, культурно-исторические и духовно-религиозные начала.
Содержание, включающееся в русских народных и композиторских песнях патриотической направленности, более убедительно, чем информация, полученная другим способом, поскольку оно основано на эмоциях и чувствах, внутренних переживаниях их создателя, отражающих его отношение к окружающей действительности.
Песни несут в себе глубокий и содержательный смысл, воздействуют на внутренний духовный мир человека, вызывают сильный эмоциональный отклик, чувства, симпатию, понимание.
Включение таких вокальных произведений в песенный репертуар дает возможность этнической самоидентификации с национальной народной культурой и традициями.
Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся совершенствуют на занятиях дополнительного образования и во внеурочной деятельности.
Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в культурно-массовых мероприятиях школы и городских конкурсах, в спортивно-познавательная игре «Зарница», митингах посвященных 9 мая и 23 февраля, фестивале « Поющая поляна» и тд.
В рамках патриотического воспитания в начальной школе и среди 5-6 классов проводится конкурс хоров среди, направленный на изучение строевых песен и музыки в воинских ритуалах.
Здесь музыкальный репертуар выполняет воспитательную, организующую и дисциплинирующую роль, эмоционально воздействуя на духовный мир учащихся.
В школе создан детский певческий коллектив « Музыкальная капель» 2 часа в неделю, где ведется дополнительная вокально-хоровая работа.
Музыкальный репертуар для коллектива разнообразен и постоянно обновляется. Он включает в себя песни военных лет («Смуглянка», «Дети Ленинграда», «Баллада о красках», «Поклонимся Великим тем годам»), патриотические песни современных композиторов («Гражданин России», «Россия, мы дети твои», « Моя Россия»), песни воспитывающие уважение к семье, пожилым людям, к школе, к учителям.
При изучении на уроках музыки и во внеклассной деятельности героико-патриотического репертуара реализуются следующие задачи музыкального искусства:
– эстетическая (формирование у школьников эстетического чувства, суждения, идеала человека – патриота);
– воспитательная (положительное воздействие происходит через поступки героев);
– этическая (формирование высоких морально-нравственных качеств, на примере нравственного выбора героя песни в принятии судьбоносного для него и для Родины решения);
– познавательная (учащиеся получают знания об истории России, о жизни и быте русского народа);
– коммуникативная (осуществление сотрудничества взрослых и одноклассников в хоровом пении, формирование коллективного чувства ответственности и уважения в исполнении песен патриотического характера).
Приобретенные на уроках знания должны стать фундаментом для формирования не только музыкальной культуры, но и для развития патриотических чувств, осознанного стремления к выполнению гражданского долга по защите Родины, укрепления единства народов России.
Библиографический список
1. Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.
2. Кормишенкова Е.М. Патриотическое воспитание учащихся образовательного учреждения средствами музыки /Е.М. Кормишенкова// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. – №10.- С.72-73
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.