Формирование и развитие финансовой грамотности учащихся на уроках музыки

  • Работа в классе
  • docx
  • 20.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современному человеку необходимо быть финансово грамотным. В статье приводятся примеры заданий, которые можно использовать в рамках урока музыки для формирования и развития финансовой грамотности.
Иконка файла материала финансовая грамотность на уроке музыки.docx

 

Формирование и развитие финансовой грамотности

учащихся на уроках музыки

Современный мир без элементарной финансовой грамотности уже невозможно представить. Все чаще можно встретить в магазинах детей, самостоятельно покупающих себе разных «вкусняшек», старательно пересчитывающих  монетки, чтобы определить хватить ли им денег на все, что хочется купить в данный момент.

В настоящее время все больше разговоров о том, что в школьную программу необходимо включать изучение финансовой грамотности. Необходимость этого диктует наша современность.

 Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах. Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.

С ранних лет мы обучаем детей всему: писать, читать, считать, но сейчас кроме этих умений, мы строим уроки так, чтобы развивать финансовую грамотность на уроках, в том числе и музыки.

Вот примеры заданий, которые можно использовать в рамках урока музыки для формирования и развития финансовой грамотности.

1. Игра «Самостоятельная покупка». При прохождении темы «Театр. Опера. Балет.» мы виртуально посетили театр оперы и балета. Как и в настоящем театре у нас тоже был антракт. Было предложено меню. На 2 детей мама дала 500 рублей (каждому ребенку поровну). Что можно купить на эту сумму.

Цель: Научить планировать и считать деньги.

 

Наименование

Стоимость

1

пирожное

75 рублей

2

сок

60 рублей

3

маленькая плитка шоколада

45 рублей

4

пирожок

55 рублей

5

лимонад

55 рублей

6

мороженное

75 рублей

7

хот-дог

110 рублей

 

Аня купила пирожок - 55 руб., сок - 60 руб., пирожное - 75 руб., шоколад — 45 руб. = 235 рублей (остаток 15 рублей)

Ваня купил Лимонад- 55 руб, хот-дог- 110 руб, сахарная вата- 100 руб. =265руб.

Вывод: При обсуждении мы выяснили, что Ваня купил на большую сумму, т.к перед покупкой Ваня не просчитал стоимость покупаемого товара.

 

2. Подобную форму работы можно использовать при изучении балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского.  Тема урока «Ярмарка в искусстве» в 4 классе. На ярмарке представлены различные товары и нам предстоит потратить определенную сумму.

А для раскрытия смысла понятий «расход, доход, прибыль» можно использовать такую задачу: «По ярмарке ходит богатый купец. Он купил товар за 100 рублей (расход), а продал его за 150 рублей (доход). Скажите ребята, какая у купца прибыль?» 

3. Проектная деятельность для создания афиши к балету  «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Цель: Осознание взаимосвязи понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта

зависит от его качества.

Дети делятся на группы задание «Создать афишу к балету «Щелкунчик».

По окончанию работы дети представляют свою рекламу и предлагают стоимость своих услуг.

Проводим голосование в классе.

Вывод: от качества работы зависит стоимость.

В конце урока мы с ребятами составляем финансовый словарик, в который вносим термины.

 Деньги (купюра, монета)

 Скидка

 Товар

 Цена

 Остаток

 Наличный расчет

 Экономия

Итак, на уроке музыки, с помощью выше описанных приёмов, можно успешно формировать и  развивать финансовую грамотность учащихся.  Грамотное отношение к собственным деньгам очень важно в современном мире, ведь оно открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию человека.