УПРАВЛЕНИЕ
КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ИСКУССТВ № 2 Г. ДОНЕЦКА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЕ ЕГО»
Методическая работа
преподавателя I категории
хорового отделения муниципального
бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Школа искусств № 2 г. Донецка»
Калининой Татьяны Владимировны
Донецк - 2024
План
I. Введение.
II. Сценическое волнение, его виды и формы.
2.1. Причины сценического волнения.
2.2. Взаимосвязь темперамента личности и сценического волнения
III. Методы работы по снижению концертного волнения.
3.1. Упражнения для снижения волнения на сцене.
3.2. Дополнительные меры для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения
IV. Заключение.
V. Список литературы.
I. ВВЕДЕНИЕ
Проблема адекватного поведения на сцене актуальна и значима для множества исполнителей, педагогов и учеников. Проблема волнения касается всех, чья деятельность связана с выходом на публику. Волнуются лекторы, педагоги во время открытого урока, ученики музыкальных школ и даже признанные мастера-исполнители.
Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту. Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна их важнейших в музыкально-исполнительском искусстве. Нет артиста, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения.
Для любого человека боязнь потерпеть неудачу или услышать негативный отзыв о своих действиях часто является причиной страха выступления перед аудиторией. Но человек, в процессе своей социализации, развился до такой степени, что проводит публичные выступления. Выходит к большой группе людей и пытается доказать что-то, показать. Люди, зрители могут осудить, и мы можем им не понравиться. И тут волнение - как ограничитель наших возможностей.
II. СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОЛНЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ
Проблема адекватного поведения на сцене напрямую связана с непосредственной исполнительской практикой. В среде музыкантов- профессионалов эта проблема рассматривается с конца XVII века. Она включена многими методистами в свои работы о воспитании музыканта. Сегодня эта проблема по-прежнему значима для множества исполнителей на различных инструментах, педагогов, учеников, т.к. именно психологические подходы к ее решению недостаточно разработаны и не систематизированы.
По мнению ученых, сценическое волнение может рассматриваться как реакция организма человека на стрессовую ситуацию. Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для описания "адаптационного синдрома" к усложнённым условиям жизни и труда. Считается, что экстремальные условия присутствуют лишь в "опасных" профессиях, где труд связан с серьёзными физическими нагрузками и риском для жизни. Однако сценические переживания музыкантов на физиологическом и психологическом уровнях обнаруживают сходство с переживаниями человека в экстремальной ситуации. Потеют и дрожат руки, учащённо бьётся сердце, прерывается дыхание. Сценическое волнение может обнаруживаться в виде страхов, панического состояния, может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы.
Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки зависит не только от умений или одарённости ученика, но и от того, что происходит с ним до начала исполнения, от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым фактором. Трудный путь от начала знакомства с конкретным музыкальным произведение и до концертного выступления на сцене, либо в экзаменационном классе детской музыкальной школы, ученик проходит со своим педагогом-наставником, роль которого в процессе изучения и подготовки к концертному исполнению музыкального произведения трудно переоценить. В связи с особой сложностью решения задач по преодолению сценического волнения у юного музыканта в процессе концертного исполнения, преподаватель музыкальной школы, еще на начальной стадии изучения и разбора музыкального произведения, должен уделить особое внимание работе над психологической подготовкой к концертному выступлению.
2.1. ПРИЧИНЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ
Существует целый комплекс причин сценического волнения. Причем индивидуальные соотношения в этом комплексе всегда неодинаковы, всегда различны. Чаще всего волнение навевается мыслями (или бессознательными ощущениями) типа: «Что обо мне скажут?», «Понравлюсь ли я?» и т.д.
Надо сказать, что преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только лишь повышает планку волнения и усугубляет тем самым положение исполнителя. Но при этом важно и то, что отсутствие волнения еще более нежелательно для исполнителя, нежели присутствие его в чрезмерных формах. Н. В. Трулль замечает по этому поводу: «Если человек не волнуется перед выходом на сцену, – он не артист, и на сцене ему делать нечего. Волнение – это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы физические и психические; человек равнодушный, – продолжает он, – не волнующийся ничего интересного и значительного на концертной эстраде не сотворит».
Молодых исполнителей надо подготавливать к выходу на сцену – и подготавливать не только в профессионально-исполнительском плане, но и психологическом. Важно воспитывать в начинающих музыкантах чувство самоконтроля на сцене, который у них, как правило, не развит. Зачастую они не знают, как надо выйти на сцену, как встать, какими внутренними приемами можно несколько успокоить себя. Эти и другие аналогичные вопросы должны находиться в поле зрения преподавателя, на своем опыте освоившего тактику сценического поведения.
Музыканты-исполнители, располагающие достаточно большим опытом выступления, знают, что одна из первопричин сценического волнения – боязнь забыть текст. Волнуются, исполняя произведения публично, потому что боятся забыть; забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Психологические корни этих явлений достаточно очевидны и не составляют секрета для высококвалифицированных педагогов-музыкантов. Парадокс заключается в том, что провалы в памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточного знания текста. И, тем не менее, произведение должно быть выучено не на 100, а на 150%; само по себе ощущение «чистой совести» исполнителя («я все выучил с предельной тщательностью») принесет ему уверенность в себе – и наоборот.
Анализируя проблему сценического волнения, педагоги-музыканты, обращают внимание, что многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной системы.
2.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ
И СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ
Учет педагогом индивидуальных особенностей ребенка, обучающегося игре на музыкальном инструменте или пению, необходим для понимания его эмоционального состояния во время публичного выступления на сцене, а также возможности корректировки негативных факторов, которые могут возникнуть во время концертного выступления.
Реакция зависит от личности человека. Существует пять основных типов реакции на стрессовую ситуацию.
Напряжённый тип.
В стрессовой ситуации сковывается, кусает губы, сжимает руки. Проявляется напряжённость и импульсивность действий. На уроке можно наблюдать, как напряжены дети, пытаясь выполнить весь комплекс стоящих перед ними исполнительских задач. В процессе работы навыки совершенствуются, многие действия выполняются автоматически, появляется уверенность. Данный тип реагирования заменяется более продуктивным.
Трусливый тип.
В стрессовой ситуации впадает в панику. Испытывает сильное чувство страха. Проявляет комплекс реакции по принципу "убежать - замереть - упасть". В крайних случаях пытается спрятаться, полностью "уйти в себя", закрывает глаза, затаивает дыхание. Исполнитель начинает суетиться, ошибаться, механически повторять одно и то же место в произведении. Иногда даже покидает сцену или прекращает играть, оставаясь на месте. Важно понять причины такого поведения. Не слишком ли ученик боится, что педагог его накажет? Уверен ли он в себе как личность и как музыкант?
Тормозной тип.
Движения замедляются, реакции притупляются. Человек как бы находится в ситуации "замедленной съёмки". Учащийся данного типа требует "встряски". Для продуктивной деятельности ему необходим хороший "запас прочности" знаний и навыков. В этом случае исполнитель становится достаточно уверенным на сцене.
Агрессивный тип.
В стрессовой ситуации человек теряет контроль над собой. Проявляет агрессию, "нападая" на всех и всё. Так, например, некоторые маленькие пианисты начинают "наказывать" непослушный инструмент, шлёпая его по клавишам или деке.
Прогрессивный тип.
Представителей этого типа принято называть “экстремалами”. В стрессовой ситуации у них улучшаются показатели деятельности, появляется "боевой задор". Стресс становится толчком для мобилизации эмоциональной силы и творческого подъёма. "Прогрессивный" тип реагирования является идеальным для сценической деятельности. Исполнитель-экстремал не любит "выкладываться" на уроках или репетициях, но всегда превосходно чувствует себя на сцене.
III. МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО СНИЖЕНИЮ КОНЦЕРТНОГО ВОЛНЕНИЯ
Работа по снижению концертного волнения должна вестись педагогом с учётом индивидуальности ученика: его темперамента, типичной реакции в стрессовых условиях, уровня личностной тревожности. Однако наиболее общие рекомендации актуальны для каждого музыканта.
Рациональный подбор репертуара.
Большую роль в стабильности и эмоциональной устойчивости во время выступления играет рациональный подбор репертуара. При выборе песни важно учитывать возможности учащегося. Оптимальный уровень исполнительской сложности - одно из условий успешности выступления. Важное значение при разучивании произведения имеет личная заинтересованность ученика. Педагог должен учитывать его пожелания, увлечь намеченным для ответственного выступления репертуаром, уметь аргументировать свой выбор.
Добросовестная предварительная подготовка.
Очень важно выучить песню не позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта. Музыкальный материал должен “устояться, прижиться”.
Организация домашней работы.
Большую роль в успешности обучения играет сотрудничество педагога с родителями. Важны подробные объяснения, как надо работать дома и контроль со стороны родителей.
Отработка комплекса сценических ритуалов.
В период подготовки к концерту, необходимо репетировать выход, поклон, начало и завершение выступления, уход со сцены. Это позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно и значительно повышает их артистизм. Важно мысленно представить самое начало песни про себя, чтобы вступить в нужном темпе и характере.
Исполнение перед воображаемой аудиторией.
На заключительных этапах работы, когда песня уже готова, она поется целиком от начала до конца с представлением, что выступаешь перед аудиторией. Музыкальное произведение может быть записано на видео. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям, но при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, исполняя песню, как на концерте. Этот приём помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается.
Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния складывается из ощущений эмоционального подъёма, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания петь для других людей и приносить им своим искусством радость. Такого состояния легче добиваться исполнителям экстравертного плана, по сравнению с интровертами, но и у последних эмоциональное состояние может быть оптимизировано. Умение сосредотачивать внимание – одна из основных задач педагога в воспитании исполнителя.
При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек учится справляться со своим волнением.
Одной из драм является то, что те из музыкантов, которые обладают более тонко организованной нервной системой и отличаются впечатлительностью и ранимостью, а, следовательно, и одухотворённостью исполнения, особенно болезненно переживают стресс публичного выступления. Но эти психологические сложности публичного выступления могут быть с успехом устранены, если молодой музыкант будет владеть соответствующими приёмами и способами их преодоления.
Как правило, удачным выступлениям сопутствует приподнятое настроение, желание петь хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Вот несколько приемов, позволяющих преодолевать в себе волнение при подготовке к сценическому выступлению:
1) Медитативное погружение
Погружение в звуковую материю происходит при выполнении упражнений следующих видов:
- пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;
- пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания;
- пропевание про себя (мысленно);
- пропевание вместе с мысленным проигрыванием.
2. Обыгрывание
В этом приеме психологической подготовки музыкант-исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая пением в кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным.
3. Ролевая подготовка
Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного исполнителя, не боящегося публичных выступлений, и начинает петь как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа.
4. Предварительное изучение акустических возможностей сцены
На сцене вокалистам бывает трудно приспособиться к незнакомому сценическому пространству. На репетициях важно адаптироваться к новым слуховым и двигательным ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие качества звучания, как разборчивость, масштабность, гибкость и разнообразие тембра и динамики голоса. Выступление может быть загублено обстоятельствами, связанными с особенностями технического оборудования данной сцены (микрофон, свет, звук). Обо всем нужно заблаговременно позаботиться, включая температуру помещения, где вокалист ожидает своего выступления.
5. Рекомендации для девочек
Высокие каблуки на эстраде противопоказаны. Очень важным со всех точек зрения обстоятельством является одежда, но выбирать ее следует, прежде всего, из соображений удобства, причем в идеале костюм должен быть настолько удобным, чтобы не отвлекать внимание исполнительницы. Выходя на сцену и уходя со сцены, никогда не нужно торопиться. Помимо вокальной подготовки, важно как вы будете выглядеть на сцене. Одежду и украшения выбирайте исходя из стиля исполняемой песни, типа публики, перед которой будете выступать, и обстановки. Мимику, жесты и движения отрабатывайте перед зеркалом. Это тоже очень важная составляющая уверенности исполнения.
3.1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВОЛНЕНИЯ НА СЦЕНЕ
Упражнения для детей младшего возраста.
1. Сильно напрягите свое тело с головы до ног, задерживая дыхание, а потом выдохните и стряхните это напряжение и расслабитесь. Повторите несколько раз.
2. Можно сделать пару упражнений из дыхательной гимнастики Стрельниковых:
- Например, поворот головы – вдох короткий и шумный, поворот головы в другую сторону – выдох. Так 8 раз. Кстати, это упражнение спасает не только от волнения, но ещё и снимает «комок в горле», голосовой спазм.
- «Продувание». Надуваем щёки и «дудим» любое вокальное упражнение либо таким образом продуваем мелодию песни, которую собираемся петь. Это не только поможет снять спазм, но и распоёт ваш голос.
3. Наше тело помнит положительные эмоции связанные с определенными жестами и позитивными фразами. Вспомните, как вы выражаете свой успех или удачу и сделайте это, чтобы отвлечься от негативных мыслей. Например: вскидываете руки вверх с фразой "У меня все получится!" или сжимаете кулаки на уровне плеч с фразой "Это победа!" и тому подобное.
4. «Клин клином вышибаем». Спрашивайте детей: «А что у тебя трясется? Руки?» Значит, трясем руками. Если колени, то коленями. Если ноги, то ногами. Можно попрыгать на месте, размяться, помахать руками, подвигать корпусом и т. д.
5. Потеют ладошки. Растираем руки и хлопаем в ладоши.
6. Холодеют руки. Можно попить не очень горячий чай, надеть перчатки или варежки.
7. Кривляемся, строим рожицы, встаем по кругу, кладём правую руку на плечо соседа и говорим по очереди, а затем вместе: «Ты победишь», обнимаем друг друга.
8. Лучшее отвлечение от волнений перед предстоящим выступлением для детей это игра. Я разрешаю детям поиграть в любую игру, в том числе подвижную, если есть для этого время.
Для детей старшего возраста и подростков.
1. Упражнения на сосредоточение внимания. Попробуйте расслабиться и сконцентрировать свое внимание на запахах. Потом следует постепенно переходить к восприятию своего тела, ощущениям внутри него. Далее нужно переходить к звукам. После этого переходите к окружающим объектам, фокусируясь на их характеристиках (форме, цвете, фактуре и т.д.).
2. Аутогенная тренировка или медитация (рекомендуется принять удобное положение, полностью расслабиться и попытаться абстрагироваться от лишних мыслей и ощущения времени). Особенно удачно делать ее в совокупности с дыхательными упражнениями (после них).
- Сделайте глубокий вдох. Наполните воздухом сначала низ живота, и только потом грудную клетку. Делайте это плавно и медленно. Представьте стакан, в который маленькой струей наливается вода, и вообразите, как он заполняется снизу доверху.
- Закройте глаза, постарайтесь расслабиться, вспомните какие-то приятные моменты из жизни. Вообразите, как свободно и уверенно вы выходите на сцену, поёте.
- Прочувствуйте успех, произносите «Я хорошо подготовлен», «Я здесь, чтобы сделать шоу. И я это могу!»
3. Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы. Также помогают жевательные движения челюстью.
4. Сделайте вдох через нос на раз-два-три, выдох через рот на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов).
5. Если перехватило дыхание, сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной "у". Например: ух, круг, пух…
3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ЗАВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ
Для учащихся с завышенным уровнем сценического волнения используем следующие дополнительные меры.
1) Когда программа достаточно выучена, надо застраховаться от случайных ошибок. Этому помогает игра с помехами. В домашних занятиях, например, предлагаем ученику исполнять программу при включенном на среднюю громкость радио или телевизоре. Это потребует от юного музыканта большой сосредоточенности и концентрации внимания. Или сыграть произведение в медленном темпе с закрытыми глазами. При этом следим за ровностью дыхания и мышечной свободой.
На уроке помехой может послужить психотравмирующее слово-восклицание педагога («ошибка», «кошмар») во время исполнения программы. Ученик при этом не должен ошибиться. Кроме того, в качестве помехи можно использовать неожидаемые исполнителем звуковые шумы: шуршание бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и др.
Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене предлагаем ученику побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять программу. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.
2) С целью повышения самооценки рекомендуется эпизодическое включение учащегося в концертную программу с произведениями заниженного уровня сложности.
3) Пробудить интерес к публичным выступлениям помогает участие в концерте в качестве артиста ансамбля или концертмейстера. Играя в коллективе или имея перед глазами ноты, ученики чувствуют себя гораздо спокойнее.
4) Детям с повышенным уровнем тревожности важно сократить время пребывания в стрессовой ситуации. Этому помогает участие в общей программе в самых первых номерах концерта.
Вышеуказанные способы и меры способствуют формированию положительного отношения учащихся к музыкально-сценической деятельности, что уже само по себе является барьером для стрессовых ситуаций.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концертное выступление является итогом совместной работы, которая проводилась учеником музыкальной школы и его педагогом на протяжении заранее определенного промежутка времени. Такое выступление в наибольшей степени раскрывает индивидуальные особенности каждого конкретного ребенка, изучающего игру на инструменте, и является основой для дальнейшего развития умений и навыков инструментальной игры, продолжения совершенствования исполнительского мастерства.
Воспитание артистических способностей, сценического самочувствия, способности владеть собой в момент концертных выступлений – это сложный и многогранный процесс развития творческой личности, музыкальности, технически совершенной игры. Овладение знанием психофизиологии человека, способами и методами психорегуляции, воспитание творческой увлечённости и творческого внимания, многих других умений и навыков, необходимо для плодотворной творческой деятельности. Существует множество способов и средств воздействия на исполнителя, хотя каждый в праве сам выбирать для себя наиболее подходящий в решении этой проблемы.
Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которую он исполняет. Исполнитель должен выступить посредником между композитором и слушателем. Музыкант должен всю свою работу поставить под творческий контроль. Не только работу над техникой, звуком, стилем, но и работу над владением собой, работу над уверенностью в своих силах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» М.:Музыка,1974.
2. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя // Вопросы психологии. –1975
3. Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся / Г. Вицлавик – М.: Просвещение, 1978.
4. Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 380 с.
5. Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилитационного центра. – Тюмень: «Вектор-Бук», 2000.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.
7. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов – М.: Воронеж, 1996.
8. Коган К. «У врат мастерства» М.: Музыка, 1969
9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации
учения М., Просвещение, 1990г.
10. Мюнш Ш. “Я – дирижёр” Государственное музыкальное издательство,1960.
11. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»: Записки педагога. М.: Классика-XXI, 1999.
13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,94г.
14. Сашинский С.И. Пианист и его работа / С.И. Сашинский. – М.: Советский композитор, 1961.
15. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося в ученических коллективах Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович — М.: 1988.
16. Цагарелли Ю.А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности»: Учебное пособие. С-Петербург: Композитор, 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.