"Любовный треугольник "Грушницкий-Меери-Печорин"

  • Культурные мероприятия
  • Работа в классе
  • docx
  • 16.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий по роману М.Ю,Лермонтова "Герой нашего времени"
Иконка файла материала Сценарий.docx

 

Спектакль «Любовный треугольник «Грушницкий-Мери-Печорин» (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). 9-11 классы

 

Г.В.Просвирова, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Манойлинская СШ»

Клетского муниципального района Волгоградской области

 

Оформление

-портрет М.Ю.Лермонтова;

-даты жизни поэта;

-название урока-спектакля;

- выставка творческих работ (иллюстрации учащихся:

«Грушницкий и Печорин», «Печорин на прогулке с Мери»,

«У источника», «На балу», «Сцена прощания»)

 

В ходе мероприятия звучит вальс Грибоедова А.С., меняется интерьер

 

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 

Действующие лица

 

Княгиня Лиговская, пожилая дама

Княжна Мери, ее дочь, молоденькая дама

Грушницкий

Печорин

Московский франт

Драгунский

Режиссеры-оформители

Костюмеры

Служанки, ответственные за сервировку стола

 


 

    

1-я СЦЕНА «ПЕЧОРИН»

     Печорин (выходит на середину класса.) Знакомьтесь:               Печорин. Вчера приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов. Весело жить в такой земле! Воздух чистый и свежий, солнце яркое, небо синее… Чего бы, кажется больше? Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество.

 

2-я СЦЕНА «ГРУШНИЦКИЙ»

Грушницкий (появляется с другой стороны, прихрамывая, с костылем): Печорин! Давно ли здесь? (Обнимаются) Ранен пулей в ногу. Приехал на воды с неделю прежде тебя.

(Классу) Грушницкий – юнкер. Имею георгиевский солдатский крестик. На вид двадцать пять лет, хотя мне едва ли двадцать один год. Пишу эпиграммы.

Печорин (в сторону) Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Я его также не люблю: чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.

 

3-я СЦЕНА «КНЯГИНЯ ЛИГОВСКАЯ И ЕЁ ДОЧЬ

КНЯЖНА МЕРИ»

(Мимо проходят две дамы в шляпках: одна пожилая, другая молоденькая, стройная. Княжна  оглядывается и улыбается)

 

Грушницкий (Печорину). Вот княгиня Лиговская, с нею дочь её Мери, как она ее называет на английский манер. Они здесь только три дня.

Печорин (Грушницкому). Эта княжна Мери прехорошенькая. У нее такие бархатные глаза, нижние и верхние  ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее глазах. А что, у неё зубы белы?

Грушницкий (с негодованием). Ты говоришь об хорошенькой женщине, как об английской лошади.

 

Печорин. Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.

(Сказал, повернулся и пошел прочь от Грушницкого. Выходит из

класса, останавливается и через открытую дверь наблюдает за происходящим.)

 

4-я СЦЕНА «У ИСТОЧНИКА»

(Княгиня с московским франтом сидит на скамье  в крытой галерее, и оба заняты, кажется, серьезным разговором. Княжна прогуливается, над головой зонтик. В эту минуту Грушницкий

роняет свой стакан и, опираясь на костыль, старается нагнуться, чтоб его поднять. Лицо его изображает страдание.

Княжна Мери быстро подходит к нему, поднимает стакан и подает ему; потом краснеет, оглядывается на галерею и, убедившись, что маменька ничего не видит, успокаивается.)

Грушницкий (заметив Печорина и подойдя к нему). Ты видел? (Крепко пожимая ему руку). Это просто ангел!

Печорин (равнодушно). Видел. Она подняла твой стакан. Если б был тут сторож, то он сделал бы то же самое, надеясь получить на водку. Впрочем, очень понятно, что ей стало тебя жалко: ты сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу…

 

5-я СЦЕНА «»ДВА ДНЯ СПУСТЯ»

Грушницкий. Мой друг, Печорин! Право, что Мери очень мила!..

Печорин (приняв серьезный вид) Да, она недурна... Только берегись, Грушницкий! Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно.

(Грушницкий ударил  по столу кулаком и стал ходить взад  и вперед  по комнате.)

Печорин (в сторону). Явно, что он влюблен. Я стал его рассматривать, и что же?.. мелкими буквами имя Мери было вырезано на внутренней стороне, и рядом – число того дня, когда она подняла знаменитый стакан.

 

6-я СЦЕНА «НА БАЛУ»

Печорин (подходит к княжне и приглашает ее вальсировать)

Мери (приняв совершенно равнодушный и даже строгий вид, небрежно опускает  руку на его плечо, наклонив слегка головку набок) (Вальсируют. Музыка смолкла.)

Мери (шепотом) Благодарю вас, сударь.

Печорин. Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить вашу немилость… что вы меня нашли дерзким… неужели это правда?

Мери. И вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?

Печорин. Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь еще большую дерзость просить у вас прощения... И, право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчет меня ошибались...

Мери. Вам это будет довольно трудно...

Печорин. Отчего же?

Мери. Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться. (После некоторого молчания.) Вы странный человек!

Печорин. Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно.

Мери. Вы напрасно боялись! Они все прескучные...

Печорин. Даже мой друг Грушницкий?

Мери (в некотором сомнении) А он ваш друг?

Печорин. Да.

Мери. Он, конечно, не входит в разряд скучных…

Печорин. Но в разряд несчастных...

Мери. Конечно! А вам смешно? Я б желала, чтоб вы были на его месте…

 

7-я СЦЕНА «ЖЕНЩИНЫ! КТО ИХ ПОЙМЕТ?»

 (Грушницкий, увидев Печорина, подходит к нему)

Грушницкий. Послушай, пожалуйста, не подшучивай над моей любовью, если хочешь остаться моим приятелем… Видишь: я ее люблю до безумия… и я думаю, я надеюсь, она также меня

 

любит…У меня есть до тебя просьба: я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин…. Женщины! Женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам. Вот хоть княжна: вчера ее глаза пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны…

(Увидев Мери, уходит)

Мери (Печорину). У вас очень мало самолюбия! Отчего вы думаете, что мне веселее с Грушницким?

Печорин. Я жертвую счастию приятеля своим удовольствием…

Мери. И моим…

(Мери уходит. Появляется Грушницкий)

Печорин. Как ты думаешь, любит ли она тебя?

Грушницкий. Любит ли? Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия!.. как можно так скоро?.. Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет…

Печорин. Берегись, Грушницкий, она тебя надувает…

 

8-я СЦЕНА «БАЛ»

(Звучит музыка. Грушницкий возле княжны, он что-то говорит;она его рассеянно слушает, смотрит по сторонам, приложив веер к губкам. Печорин подходит сзади, чтоб подслушать разговор)

Грушницкий: Вы меня мучите, княжна! Вы ужасно переменились с тех пор, как я вас не видал…

Мери: Вы также переменились.

Печорин (в сторону): Грушницкий целый вечер преследовал княжну, пожирал ее глазами, вздыхал и надоедал ей мольбами и упреками. После третьей кадрили она его уж ненавидела.

Грушницкий (подойдя к Печорину, с негодованием взял его за руку). Я этого не ожидал от тебя. Ты, говорят, эти дни ужасно волочился за моей княжной. Ты с нею танцуешь мазурку? Она мне призналась…

Печорин (с усмешкой) А разве это секрет?

Грушницкий (сильно волнуясь). Разумеется… Я должен был этого ожидать от девчонки… от   кокетки… Уж я отомщу!

 

 

Печорин. Чем же она виновата, что ты больше ей не нравишься?..

Голос. Господа, просим пройти в залу отужинать

(Кавалеры усаживают дам за стол. Грушницкий уже сидит за столом с драгунским капитаном и о чем-то шепчется.

 Печорин ведет Мери).

Мери. Я дурно буду спать эту ночь.

Печорин. Этому виноват Грушницкий?

Мери (лицо её стало задумчиво, грустно). О нет!..

(Печорин ухаживает за княжной, когда та садится за стол, смотрит на Грушницкого и, желая позлить его, целует Мери руку)

 

9-я СЦЕНА «УЖИН»

(Кавалеры ухаживают за дамами, ведут с ними беседу)

 

10-я СЦЕНА «ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ»

Печорин (в сторону)12 июня во время прогулки на лошадях княжна призналась, что любит меня. Поутру я встретил княжну у колодца.

Мери. Вы больны?

Печорин. Я не спал всю ночь

Мери (ее голос дрожит) И я также... Знайте, что я всем могу пожертвовать для того, которого люблю. Вы меня не презираете, не правда ли? (хватает Печорина за руку)

Печорин. Я вам скажу всю истину, не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков; я вас не люблю.

Мери (едва внятно). Оставьте меня.

 

11-я СЦЕНА «Я ВАС НЕНАВИЖУ»

Печорин (в сторону) Перед отъездом я зашел к княгине проститься.

Княгиня, позвольте мне поговорить с вашей дочерью наедине.

Княгиня (воскликнула, встав со стула): Никогда!

Печорин (собираясь уходить) Как хотите…

(Княгиня задумалась, сделала Печорину знак рукою, чтоб он подождал, и вышла. В дверях появилась Мери. Дойдя до середины

 

комнаты, она пошатнулась, Печорин вскочил, подал ей руку и довел до кресла).

Печорин. Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня. Следственно, вы меня любить не можете...

Мери (желая скрыть слезы, закрывает лицо руками и отворачивается). Боже мой!

Печорин. Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?..

Мери (обернулась). Я вас ненавижу…

(Печорин кланяется и почтительно и выходит)

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Все герои произведений русской литературы. Школьная программа: словарь-справочник. – М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ», 1997.

2.      Вся русская литература в пересказе для школьников / авт-сост. И.Н.Агекян, Н.М.Волчек, Е.В.Высоцкая. – М.: Современный литератор, 2000.

3.      Лермонтов М.Ю. в 2-х тт.- Том второй / Сост. и комм. И.С.Чистовой; ил. В.А.Носкова. – М.: Правда, 1990.


 

Посмотрите также