«Влияние проблемных ситуаций на мышление школьника в условиях освоения учебного материала по дисциплинам «Русский язык» и «Литература».

  • Занимательные материалы
  • Исследовательские работы
  • Работа в классе
  • docx
  • 15.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа посвящена актуальной теме в современной школе, автор делится своим опытом проведения уроков, мастер-классов по предмету русский язык и литература. Данная методика позволяет обучающимся лучше понять тему урока, развивает у них критическое мышление, умение синтезировать свои знания по предмету и что немаловажно, применить их на практике.
Иконка файла материала 81999 Мой педагогич опыт Бакиева А.А. Инфоурок.docx

КГУ «Средняя школа имени Н. Крупской»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Влияние проблемных ситуаций на мышление школьника в условиях освоения учебного материала по дисциплинам «Русский язык» и «Литература».

 

 

https://i0.wp.com/fb.ru/misc/i/gallery/13153/103654.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы:

Бакиева Алиябви Ахметовна

 

 

 

 

2025г.

 

Информационный лист:

 

- Тема опыта: «Влияние проблемных ситуаций на мышление школьника в условиях освоения учебного материала по дисциплинам «Русский язык» и «Литература».

- Бакиева Алиябви Ахметовна, 17.10. 1971г.р.;

 

Образование:

 

- Казахский Национальный педагогический университет, квалификация «психолог»; специальность «психолог-практик». Май 2004г.

- Омская гуманитарная академия – июль 2021г. Педагогическое образование, «Русский язык», «Литература»; специальность «учитель русского языка и литературы».

Адрес: РК, Жетысуская обл., Панфиловский район, г. Жаркент, ул. Ибраймолдаева, д.46. Конт. Телефон: +77027023633; e-mail; box4aliya@mail.ru

Квалифицированная категория – модератор.                                                                                                                                                                       

Образовательное учреждение: КГУ «Средняя школа имени Н. Крупской»

Специальность: учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж: 12 лет

Период формирования и функционирования опыта: с апреля 2019 г. – март 2025г.

3. Педагогическая цель инновационного поиска:

 Формировать желания и умения учиться, развивать инициативность и самостоятельность. Совершенствовать методы и формы обучения.

4. Информация об опыте: технологии проблемного обучения начала внедрять с 2019 по 2025 годы.

4.1. Технология реализации идеи. Главными аспектами технологии проблемного обучения являются:

– создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;

4.2. Полученный в опыте педагогический результат.

При использовании технологий проблемного обучения выявлены следующие результаты:

ü Повышение мотивации к обучению

ü Появление уверенности в себе

ü Активность во внеурочной деятельности

ü Развитие коммуникативных способностей

ü Рост качества знаний

ü Готовность и желание выполнять дополнительные задания

ü Принятие правил сотрудничества и взаимопомощи

ü Успешное выполнение заданий, требующих классификации, обобщения, систематизации материала

5. Методическая разработанность опыта (приложения) «Влияние проблемных ситуаций на мышление школьника в условиях освоения учебного материала по дисциплинам «Русский язык» и «Литература».

6. Советы пользователям. Для использования в работе необходимо:

1. Использовать материалы приёмов и методов.

2. Учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Предмет: методика применения проблемного метода на уроках дисциплин «Русский язык» и «Литература».

Цель: разработать методику проведения занятий с использованием проблемного метода обучения и проблемных ситуаций по дисциплинам «Русский язык» и «Литература».

Задачи исследования:

1.     Анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

2.     Разработать     методику   проведения занятий     с        использованием проблемного метода;

3.     Разработать     проблемные        ситуации    для    занятий      по предметам «Русский язык» и «Литература»;

Гипотеза: предполагается, что использование проблемных ситуаций на занятиях по предметам «Русский язык» и «Литература» способствует лучшему усвоению материала и повышению познавательной активности учащихся.

Практическая значимость заключается в том, что материалы могут быть успешно использованы на занятиях по дисциплинам «Русский язык» и «Литературе». Результаты исследования будут полезны для педагогов при ознакомлении с темой и для составления учебных программ.

Методология исследования: в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения опиралась на работы ученых: Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин, И.А. Зимняя и другие.

База исследования: КГУ «Средняя школа имени Н. Крупской».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью (обобщение педагогического опыта)

«Влияние проблемных ситуаций на мышление школьника в условиях освоения учебного материала по дисциплинам «Русский язык» и «Литература» учителя русского языка и литературы

Бакиевой Алиябви Ахметовны

 

Работа посвящена актуальной теме в современной школе, автор делится своим опытом проведения уроков, мастер-классов по предмету русский язык и литература. Данная методика позволяет обучающимся лучше понять тему урока, развивает у них критическое мышление6 умение синтезировать свои знания по предмету и что немаловажно, применить их на практике.

Актуальность темы не требует лишних доказательств, что внедрение этих технологий в учебном процессе несомненно поможет нашим учащимся глубже понять тему урока, применить свои навыки, умения и знания не только в ходе обучения, но и жизни. Например, урок по теме «Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» - «Век нынешний и век, минувший». Автор творчески подходит к проблеме обучения в нравственном аспекте. Это можно проследить на примере урока по творчеству Паустовского «Телеграмма». Поставленные проблемные вопросы, решение проблемных ситуаций заставляют учеников по-новому взглянуть на проблему «отцов и детей».

Оценивая работу в общем, можно отметить, что автор систематизировал материал, обобщил его, провел большую исследовательскую работу. Всё содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников. Содержание статьи позволяет сделать вывод, что она является исследовательским трудом, выполненным автором самостоятельно. Материал изложен логически последовательно и структурно выдержан.

 

Рецензент                                                        Ш.А. Жумабаева

                                                                         учитель высшей категории

                                                                        педагогический стаж – 41 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация:

Біздің заманауи динамикалық әлеміміз үнемі қозғалыста және жаңаруда! Өзгерістер адам өмірінің барлық салаларына, соның ішінде білім беру жүйесіне де әсер етті. Білім беру жүйесіндегі оқыту әдістері. Әлемнің барлық мұғалімдер белсенді түрде қолданады. Педагогикалық мақсатқа жетуге бағытталған мұғалімдер мен оқушиларға арасындағы мәдениет аралық қарым-қатынасты ұйымдастыру жүйесі – оқыту әдісі. Шығармашылық және интегралды тұлғаны қалыптастыру үшін оқытудың көптеген әдістері қолданылады, олардың бірі проблемалық оқыту болып табылады.

         Проблемалық оқыту технологиясы жаңа емес. Бұл үшін құрылған проблемалық жағдаяттардағы тапсырмаларды, теориялық және практикалық есептерді шешу арқылы оқушылардың жаңа білім алуы, осының барлығы проблемалық оқытудың негізі болып табылады. Білім беру тәжірибесінде проблемалық оқыту идеялары 20 ғасырда қарқынды дамып, тарады. Ең жоғары дәрежеде ойлаудың даму процесі проблемалық тапсырмаларды шешу арқылы жеңілдетіледі. Проблемалық оқыту технологиясы одан шығудың жолын іздеуге және табуға үйретеді, ал қазіргі өмір жағдайында проблемалық мәселелерді шешу өмірлік қажетті дағдыға айналып.

 

Аннотация:

Наш современный динамичный мир находится в постоянном движении и обновлении! Изменения коснулись всех сфер жизнедеятельности человека, образовательная система в том числе подверглась влиянию нововведений. Методы обучения в образовательной системе используются активно всеми учителями мира. Метод обучения - ссистема для организации межкультурных взаимоотношений учителя и учащихся направленных на достижение педагогических целей. Для формирования творческой и цельной личности используются множество методов обучения, одно из них проблемное обучение.

         Технология проблемного обучения не нова. Получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях все это основа проблемного обучения. В образовательной практике идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в XX столетии. В максимальной степени процессу развития мышления способствует решение проблемных задач. Искать и находить выход учит технология проблемного обучения, а решение проблемных задач в современных жизненных условиях становится жизненно необходимым умением.

 

Annotation:

Our modern dynamic world is in constant motion and renewal! The changes affected all spheres of human life, including the educational system. All teachers in the world actively use teaching methods in the educational system. A system for organizing intercultural relationships between teachers and students aimed at achieving pedagogical goals - a teaching method. For the formation of a creative and integral personality, many teaching methods are used; one of them is problem-based learning.

         Problem-based learning technology is not new. Obtaining new knowledge by students by solving theoretical and practical problems, tasks in the problem situations created for this, all this is the basis of problem-based learning. In educational practice, the ideas of problem-based learning were intensively developed and spread in the 20th century. To the maximum extent, the process of development of thinking is facilitated[П1] [P2]  by the solution of problematic tasks. The technology of problem-based learning teaches to look for and find a way out, and solving problematic problems in modern living conditions becomes a vital skill.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

 

 

1. Информационный лист …………………………………………….2 стр.

2. Рецензия……………………………………………………...……...5 стр.

3. Аннотация…………………………………………………...………6 стр.

4. Введение……………………………………………………...……...9 стр.

5. Мой педагогический опыт……………………………………....…10 стр.

6. Примеры этапов постановки учебной проблемы на уроке………13 стр.

6. Выводы ……………………………………………………………...18 стр..

7. Литература……………………………………………….…………..19 стр.

8. Ссылки на сайты………………………..……………………………20 стр.

9. Приложение ………………………………………………………21-26 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

XXI век ознаменован стремительным развивитием прогресса. Мы живем в эпоху активного использования цифровых технологий, которые внесли большие корректировки в жизнедеятельность современного человека. Всех сфер коснулась цифровизация, в том числе и сферу образования. Совершенствуются педагогические методы, появляются новые идеи, методы и приемы нами применяемые в учебном процессе все актуальны и действенны. Фундаментальные научные методы и приемы в обучении остаются, но в свете перемен они облекаются в новые формы. Каждый день мы решаем разные вопросы и задачи.  Но как решать познавательные задачи? Человеку свойственно природомышление. Как отмечал С.Л. Рубинштейн: «Мышление исходит из проблемной ситуации». [1]  Наш современный динамичный мир находится в постоянном движении и обновлении! Метод обучения — это система для организации межкультурных действий учителя и учащихся, направленных на достижение педагогических целей. Для формирования творческой и цельной личности используются множество методов обучения, одно из них проблемное обучение. Д. Пойа писал: «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». [2] Я с ним согласна. Что такое педагогическое мастерство? Педагогическое мастерство – это творческий поиск учителя, оттачивание своего мастерства, учитель видит плоды своих трудов – высокие и качественные знания своих учащихся. Практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, повышение мастерства учителя, где его работа дает хороший, наилучший результат – педагогический опыт. Это результат творческих поисков педагога. Педагогический опыт вбирает в себя: перспективность, целенаправленность, системность, диагностичность. Все эти составляющие педагогического опыта есть во всех методах, применяемых в обучении учителями.

 

 

 

Мой педагогический опыт

 

Каждый учитель в своей работе старается повысить уровень качества знания на более высокий уровень, я не исключение. Приступая к своим обязанностям, всегда присматриваешься к работе коллег, имеющих большой опыт в работе. Они как маяк светят и освещает твой путь профессиональный, помогают и поддерживают тебя и помогают советом и делом. Читаешь много литературы и опираешься на труды и методические пособия, в которых для себя черпаешь много нужной информации, учишься. Я готова учиться, я открыта миру и мир открывается мне.

            В своей педагогической практике я убедилась в том, что все методы, применяемые в образовательной сфере, они все работают.     Мне как педагогу нужно было найти ключ к обучающимся, формировать самостоятельность, повысить их мотивацию, поднять их уверенность в себе, а самое главное научить их любить читать литературу, вызвать стремление учиться, быть грамотным и овладеть литературным русским языком.

         Анализируя свою практическую деятельность, я определила для себя, что при применении одного из методов обучения, а именно метода проблемного обучения, мы получим хороший результат повышения качества знаний у учащихся. Применяя данные технологии проблемного обучения в школе мы можем увидеть результат, повышения качества знания у учащихся. Они с большим интересом включались в работу и показывали хороший результат в учебе, активно работают над выданными заданиями как в группе, так и самостоятельно. Анализ моего педагогического опыта показал мои ошибки в работе. В первую очередь я стремилась дать обучающимся много информации и хваталась за все и сразу. Но необходимо во всем знать меру и давать дозированно задания, учитывать, что данный объем усвоен и обучающие поняли и закрепили материал. Я стала экспериментировать и отбирать методы которые наиболее ярко проявляются в образовательном процессе и дают хорошие результаты. Мне необходимо было развивать мотивацию к обучению, научить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. На своих уроках я применяла активные методы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Мы часто составляли таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал», метод «Шесть шляп мышления», «Прием незаконченные предложения», «Тонкие и толстые вопросы», приём "Ассоциативный ряд" (Синквейн), «Кластер» и другие методы.

         Задача учителя выстроить противоречие между тем, что знает ученик, и отсутствием необходимых знаний или умений для решаемой задачи, так как учебный материал не дается в готовом виде, учащиеся должны сами прийти к верному знанию. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями технологий проблемного обучения.

         В своей практике я акцентировала внимание на использовании технологий проблемного метода обучения и проблемных ситуаций по дисциплинам «Русский язык» и «Литература». Проблемное обучение развивает познавательную активность, а познание — это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы, влияет на мышление обучающихся. Проблемное обучение формирует у школьников логическое мышление, положительную мотивацию, развивает потребность в развитии творческих способностей. И уже при применении на практике технологий проблемного обучения я увидела, что данные технологии они реально действенны и результаты как говорится «на лицо». Ставя перед обучающими проблемный вопрос, на который они должны ответить и при этом сами самостоятельно или в группе путем сотрудничества, слаженной работы, в единстве найти ответ. Тут задействованы методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И.Я. Лернера):

Ø объяснительный метод — состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;

Ø репродуктивный метод — применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;

Ø практический метод — является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;

Ø частично-поисковый метод — является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

Ø исследовательский метод — представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей её решения.

На практике применяла активные методы, такие как: групповая и парная работа, обучение через деятельность, деловые игры,  «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, уверенности, успеха, метод эвристических вопросов. Но из всех на мой взгляд самый действенный конечно же метод проблемного урока.  Данный метод обучения помогает - развивать мотивацию к обучению и выявляет наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Я ставлю задачу и задаю проблемный вопрос, на который обучающиеся должны ответить работа может быть командной (групповой), парной, индивидуальной. Обучающие работают с толковыми словарями, используют интернет ресурсы, активно работают с текстом, обязательно для обоснования своего ответа опираться на текст, зачитывать отрывки из текста, активно работать с текстом.  Проблемный метод обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. Проблемное обучение заставляет обучающихся заняться активной познавательной деятельностью, они в своей учебной деятельности стоят в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явлений, закономерностей. Так при проведении урока литературы в 8 классе на тему «Алые паруса» А. Грина обучающиеся давали ответы на проблемный вопрос: «Нужно ли человеку мечтать, помогает ли мечта человеку или наоборот. Нужно ли человеку стремиться к мечте?» учащиеся давали свои ответы рассуждали, обосновывали опираясь на текст свои ответы. Выражали свои умозаключения в форме решения заданий, построенного в соответствии с законами формальной логики, развивалась при этом познавательная активность обучающихся. Или урок русского языка в 5 классе тема: «Современные виды транспорта. Правописание НЕ с прилагательными». Вам необходимо из слов, записанных на доске определить в каких случаях мы пишем НЕ с прилагательными раздельно? Составьте алгоритм написания НЕ с прилагательными. Составьте предложения используя НЕ с прилагательными.

 Заполнить таблицу ниже. Закрепление темы: Объяснительный диктант.  Недобрый взгляд; небольшая заминка; ненавистный враг; он вовсе не плохой человек; непрерывный шум; необходимая мелочь; неизвестный автор; недорогой подарок; не дорогой, а дешевый; необыкновенное чудо; небольшая птичка; далеко не большое расстояние; ничуть не расстроен; невзрачный на вид; неизвестный художник; небрежный почерк; неглубокая речонка.

Слитно

Раздельно

1. Если слово не употребляется без НЕ

2. Если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением

1. Если в предложении есть противопоставление с союзом А

2. Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

 

 

 

 

Активизируют познавательную деятельность, развивают мышление, воображение - проблемные ситуации на уроках. На уроках учитель должен намеренно усложнять и ставит трудности на пути ученика, лишь в ходе их преодоления он сможет сформировать свои умственные способности.  На уроке литературы в 7 классе «Телеграмма» К.Г. Паустовского использовала метод "Интеллектуальный штурм". Он используется для поиска нетрадиционных путей решения возникшей проблемы. Обучающиеся отвечали на проблемный вопрос: «А важна ли семья в жизни человека? Почему мы должны хранить и оберегать семейные ценности?» обучающиеся опираясь на текст доказывали, рассуждали и обосновывали, вели диалог. При этом они развивали коммуникативные навыки, при этом проявлялась познавательная активность. Формирования коммуникативных умений, необходимые для общения в учебно-трудовой сфере, способствует познанию достижений семейных ценностей, развивает способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля, а также совершенствует такие нравственные качества, как взаимопомощь, толерантность, сотрудничество.

На уроке литературы в 9-м классе «М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Обучающиеся отвечали на вопросы проблемные: «Что значит для вас свобода? Можно ли назвать Мцыри сильным и смелым человеком? Каков основной посыл автора к читателю?». Обучающиеся рассуждают на философские темы, выражают свою мысль, отстаивают свою идею. Метод проблемного обучения стимулирует личностную активность учеников, активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, мы получаем положительный результат в обучении и воспитании.

         В 9-м классе на уроке литературы, Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Класс делится на команду общества Фамусова и команду сторонников Чацкого. Учащиеся должны доказать правоту свою, используя в качестве аргументов текст комедии. Они поочередно высказывают свое мнение. Каждая противоборствующая сторона доказывает свою точку зрения. Обе команды отвечают на вопрос: «Век нынешний и век минувший. Чей век минул, а чей век настает?». Заполняют таблицу цитатами из текста. В конце обучающие формулируют свою точку зрения. В споре рождается истина, учащиеся совместно обсуждают поставленные задачи, отвечают на проблемные вопросы и принимают решение.

Таблица для заполненная с опорой на текст обучающимися во время урока.

Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

 

Характеристики

Век нынешний (Сторонники Чацкого)

Век минувший (Фамусовское общество)

Отношение к богатству, к чинам

«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…»

«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»

Отношение к службе

 

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; и нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…»

«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

Отношение к иностранному

«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья.»

«Дверь отперта для званных и незваных, особенно для иностранных.»

Отношение к образованию

«Что, нынче так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле? нам каждого велят признать историком и географом.»

«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»

Отношение к крепостному праву

«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!»

Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению

«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?»

«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»

Отношение к кумовству, протекции

«А судьи кто? - За древности лет к свободной жизни их вражда непримирима…»

“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”

Отношение к свободе суждений

«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?»

Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем, когда, безумных развелось людей и дел, и мнений

Отношение к любви

Искренность чувства

«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»

Идеалы

Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.

Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники пополдничать»

 

Примеры этапов постановки учебной проблемы на уроке русского языка и литературы:

 

Пример № 1.

Урок литературы в 7 классе «Телеграмма» К.Г.Паустовского.

 

Учитель:

Ученик:

1

(Этап постановки учебной проблемы на уроке русской литературы в 7 классе по теме:

«Телеграмма» К.Г.Паустовского.)

- Кто главная героиня произведения «Телеграмма» К.Г.Паустовского?

- Катерина Петровна.

- Какие человеческие ценности духовные мы определили для себя при чтении рассказа?

- Главная духовная ценность для всех – это семья и взаимоотношения в ней.

 

– Какие качества вы определили в простой деревенской девочке по имени Манюшка? Обоснуйте свой ответ опираясь на текст Найдите в тексте этот эпизод прочитайте его.

- Манюшка — дочь соседа, сапожника. Она носила Катерине Петровне колодезную воду, ставила самовар, подметала полы. и. Она просто по доброте душевной помогала женщине, стараясь облегчить ей одинокую старость. Манюшка до конца не покидает Катерину Петровну. Оставшись одна с остывающим телом, она смотрела, не отрываясь, на покойницу и тряслась.

- Как вы охарактеризуете Настю?

 

- Живёт в Ленинграде, работает в Союзе художников. Ей некогда навещать мать: она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами.

- Какие чувства испытала бы Настя успей она при жизни навестить маму и поговорить с ней? Почему? Обоснуйте ответ свой.

Настя едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых. Если бы она приехала при жизни Катерину Петровну она не винила бы себя всю жизнь что не дала тепла и внимание матери своей.

- Как вы думаете, чему нас учит рассказ? Он актуален в наши дни?

- Да рассказ актуален в наши дни, он учит беречь семейные ценности, быть рядом со своими родными, ценить время и стараться уделить родным свое внимание, нежность и заботу. Старость должна быть счастливой!

 

 

Пример № 2.

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 9 классе по теме: «Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными».

 

Учитель:

Ученик:

1

(Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 9 классе по теме:

«Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными».)

- запишите предложение, расставьте знаки препинания и составьте схему предложения: «Я смотрела на широко распахнутое окно, думая, весна пришла, что я подобно облаку лечу по небу и что я легка и невесома».

Ученик у доски составляет схему: [- =, -∙-+, (что =), (что - =), и (что= -).

Теперь сравните свои схемы с моей. Схема учителя:

[- =, -∙-+, (что =), (что - =) и (что= -).

- Вы справились с заданием?

- Нет, так как поставили запятую после второго придаточного предложения.

-Каким правилом вы руководствовались?

- Придаточные предложения в составе сложноподчинённого отделяются друг от друга запятой.

- Что нам сегодня предстоит узнать?

- Почему в данном предложении запятая перед и не нужна?

 

 

Пример № 3.

Урок литературы в 7 классе «Кавказский пленник».

 

Учитель:

Ученик:

1

(Этап постановки учебной проблемы на уроке русской литературы в 7 классе по теме:

«Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.)

- Кто же из героев произведения «Кавказский пленник» называется кавказским пленником?

Учащиеся в ходе работы с текстом находят ответ на проблемный вопрос.

- а что поможет нам решить этот вопрос, что же мы должны будем сделать?

- Нам необходимо работать над текстом и обосновать свои мысли опираясь на текст.

Работа с текстом. Стратегия «Инсерт»

–Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар (найти цитаты). Найдите в тексте этот эпизод прочитайте его.

- Жилин прямо глядел на татар, отвечал смело и давал им понять, что выкупа за него не дадут большого, а Костылин сразу начал писать письмо родным с просьбой отправить им сумму, требуемую.

- Как вы охарактеризуете Костылина?

- А какова характеристика главного героя Жилина? Сравните их.

- Жилин все подмечал и проявлял свой бесстрашный характер, трудолюбивый, смелый и сноровистый. Костылин был слаб духом и телом, плакал и ждал помощи и выкупа от родных.

- Как вы думаете не случайно ли автор подобрал такие фамилии своим героям?

- фамилии героев пр-я говорят сами за себя, Костылин от слова костыль - палка, служащая опорой для хромых, безногих, людей с больными ногами. Он ищет опору в трудных ситуациях, а Жилин от слова жила -  сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый двужильный- крепкий, сильный, выносливый человек. Он самостоятельно решает проблемы и ищет путь спасения, путь к свободе.

 

 

 

Пример №4.

Урок русской литературы в 9 классе «Ю. М. Лермонтов «Мцыри».

 

Учитель:

Ученик:

1

(Этап постановки учебной проблемы на уроке русской литературы в 9 классе по теме:

«Мцыри» М.Ю. Лермонтов.)

- Кто главный герой произведения М .Ю. Лермонтов? Что обозначает слово «Мцыри»?

- Мцыри. «Мцыри» означает «послушник», «не служащий монах».  Но существует также второе значение этого слова. Мцыри в переводе с грузинского это также «чужеземец», «пришелец», одиночка, человек, не имеющий близких.

- а что поможет нам решить этот вопрос, что же мы должны будем сделать?

- Нам необходимо работать над текстом и обосновать свои мысли опираясь на текст.

-Зачем сбежал Мцыри из плена?

- Юноша томим мечтой увидеть свою родину и хотя бы на миг прикоснуться ко всему тому, чего его лишили. Он решается на побег, отчетливо понимая, что рискует всем, ведь за пределами монастыря его никто не ждет. И все же, очутившись на свободе, Мцыри наслаждается жизнью, как только может.

- Почему героя рассказа МЦЫРИ можно отнести к «сильным и смелым людям»?

- Мцыри борется с судьбой и жизненными невзгодами, не обращая внимания ни на какие преграды. -

- Какие чувства он испытывал в неволе?

- Он вырос в плену, мать не пела над ним колыбельных, а сверстники не звали играть. Это было одинокое детство, вот и Мцыри получился – «душой дитя, судьбой монах»

- Чему учит нас данное произведение?

Мцыри – герой поэмы Лермонтова, символом несгибаемой воли и мужества, благодаря которым человек может осуществить свою мечту, не обращая внимания ни на что.

 

 

 

Пример №4.

Урок русской литературы в 9 классе

«Ю. М. Лермонтов «Мцыри».

 

Учитель:

Ученик:

1

(Этап постановки учебной проблемы на уроке русской литературы в 9 классе по теме:

«Мцыри» М.Ю. Лермонтов.)

- Кто главный герой произведения М.Ю .Лермонтов? Что обозначает слово «Мцыри»?

- Мцыри. «Мцыри» означает «послушник», «не служащий монах».  Но существует также второе значение этого слова. Мцыри в переводе с грузинского это также «чужеземец», «пришелец», одиночка, человек, не имеющий близких.

- а что поможет нам решить этот вопрос, что же мы должны будем сделать?

- Нам необходимо работать над текстом и обосновать свои мысли опираясь на текст.

-Зачем сбежал Мцыри из плена?

- Юноша томим мечтой увидеть свою родину и хотя бы на миг прикоснуться ко всему тому, чего его лишили. Он решается на побег, отчетливо понимая, что рискует всем, ведь за пределами монастыря его никто не ждет. И все же, очутившись на свободе, Мцыри наслаждается жизнью, как только может.

- Почему героя рассказа МЦЫРИ можно отнести к «сильным и смелым людям»?

- Мцыри борется с судьбой и жизненными невзгодами, не обращая внимания ни на какие преграды. -

- Какие чувства он испытывал в неволе?

- Он вырос в плену, мать не пела над ним колыбельных, а сверстники не звали играть. Это было одинокое детство, вот и Мцыри получился – «душой дитя, судьбой монах»

- Чему учит нас данное произведение?

Мцыри – герой поэмы Лермонтова, символом несгибаемой воли и мужества, благодаря которым человек может осуществить свою мечту, не обращая внимания ни на что.

 

 

Пример №5.

Урок русской литературы в 9 классе Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

 

Учитель:

Ученик:

1

(Этап постановки учебной проблемы на уроке русской литературы в 9 классе по теме:

Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума»).

- Главные герои комедии?

Павел Афанасьевич Фамусов, Чацкий, Скалозуб, Молчалин,

- Какой вопрос поднимается в комедии?

Противоречия между Фастовским обществом и Чацким. Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он смеет “своё суждение иметь” обо всём. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным.

- Как вы охарактеризуете общества Фамусова? Охарактеризуйте особенности характера людей фастовского общества.

Людей этого круга также характеризует безразличное отношение к делам. Еще одна черта, объединившая всех «отцов», — преклонение перед всем западным, в частности, французским. Они считают, что нет в мире лучше края, чем Франция, искренне верят, что им «нет спасенья» без иностранцев. Все свое время они проводят в светских развлечениях. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают, лицемерят друг перед другом. Они низкопоклонники и дельцы, льстецы и подхалимы.

- Чацкий герой одиночка?

Да, он один идет против ненавистного общества Фастовского.

- «Век нынешний и век минувший» Чей век минул, а чей век настает?»

Век минувший – общество Фамусова, а век нынешний – Чацкий.

Выводы:

На основе своей практики определила преимуществами проблемного обучения являются:

Ø развития у обучающихся внимания, наблюдательности, активного мышления и творческих возможностей;

Ø развитие нестандартного мышления и самостоятельности, инициативности и ответственности.

Ø  повышение мотивации к обучению, появление уверенности в себе

Ø Развитие коммуникативных способностей, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

Ø Рост качества знаний. Успешное выполнение заданий, требующих классификации, обобщения, систематизации материала.

Приведённые конкретные примеры использования методов и способов проблемного обучения на различных этапах и звеньях урока показали свою действенное влияние на мышление обучающихся. Проблемное обучение – фактор интеллектуального развития школьников и один из путей повышения познавательной активности учащихся. Технология проблемного обучения, способствует развитию познавательной активности, коммуникативных навыков, навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждений, доказательств лежит умозаключение в форме решения заданий, построенного в соответствии с законами формальной логики. Метод проблемного обучения стимулирует личностную активность учеников, активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, мы получаем положительный результат в обучении и воспитании. В учебно-воспитательном процессе проблемного подхода в обучении русского языка и литературы является одним из важнейших направлений для развития познавательной активности и повышения мотивации, а отсюда и успеваемости учащихся.  Технологии проблемного обучения востребованы и актуальны.

 

Литература:

 

1. Арапов, К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников/ К. А. Арапов // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — 414с. 4.

2. Алексюк А. Н., Бабанский Ю. К., Харьковская В. Ф. \Выбор методов обучения в средней школе [Текст] / [] под ред. [и с предисл.] Ю. К. Бабанского. - Москва: Педагогика, 1981. - 176 с.

3. Анциферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.
4. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
6. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 1983.
7. Баксанский О.Е., Чистова М.В. Проблемное обучение: обоснование и реализация /   О.Е. Баксанский, М. В. Чистова // Наука и школа. - 2000. - №1. - С. 19-8.

8. Баронин, С.А. Основные проблемные ситуации высшего образования / С.А. Баронин, К.С. Сюзев // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – С. 19 -25.

9. Брушлинский Л.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.

10. Джамалдинова, Ш.О. Теоретические основы проблемного обучения и необходимость их использования в школьном литературном образовании // Наука, образование и культура. – 2022. – №2. – С. 40-42.

11.    Дискуссия «Проблемное обучение - понятие и содержание» // Вестник высшей школы. -1976-1983.

12. Разыкова, Л.Т. Проблемные технологии обучения в литературном образовании // Наука, образование и культура. – 2022. – №2. – С. 42-45.

13. Селевко, Г.К. Проблемное обучение / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2006. – № 2. – С. 61-65.

14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А. М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972.- 168 с.

15.Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе/М. И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

Ссылки на сайты:

 

https://moluch.ru/archive/43/4806/

https://pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia

https://journals.indexcopernicus.com/api/file/viewByFileId/1073971.pdf

https://studme.org/188502/pedagogika/metody_priemy_problemnogo_obucheniya

http://school11sp.ru/data/uploads/docs/v_pomosch_uchitely/7.pdf

https://citl.illinois.edu/citl-101/teaching-learning/resources/teaching-strategies/problem-based-learning

(pbl)#:~:text=Problem%2DBased%20Learning%20(PBL)%20is%20a%20teaching%20method%20in,presentation%20of%20facts%20and%20concepts

https://courses.lumenlearning.com/educationx92x1/chapter/problem-based-learning/

https://www.hunschool.org/resources/problem-based-learning#:~:text=For%20example%2C%20a%20problem%2Dbased,of%20classmates%20and%20community%20leaders.

https://www.routledge.com/The-Challenge-of-Problem-based-Learning/Boud-Feletti/p/book/9780749425609https://www.educatorstechnology.com/2021/02/another-good-tool-to-enhance-teachers.html

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

 

Приложение 5

 

 

 

Методы проблемного обучения.

 

ФУ – формулировка условия

ФВ – формулировка вопроса

ОПР – организация поиска решения

 

 

 

Приложение 6

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru


 [П1]

 [P2]