Урок русского языка в 3 классе по программе Школа России "Имя числительное"

  • Работа в классе
  • docx
  • 18.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учащиеся получат возможность познакомиться с новой частью речи, путём создания проблемной ситуации. В разработке используется краеведческий материал. Материал позволяет воспитывать чувство гордости за свой город, за его историческое прошлое.
Иконка файла материала Имя числительное.docx

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме: "Имя числительное"

Цели:

1.Познакомить учеников с новой частью речи.

2.Продолжить работу над различными видами грамматического разбора.

3.Закрепить знания о падежных окончаниях имён существительных.

4.Формировать орфографическую зоркость.

5.Развивать речь, мышление, культуру письма.

6.Совершенствовать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

7.Воспитывать бережное отношение к слову, к высказываниям одноклассников.

8.Воспитывать чувство гордости за свой город, за его историческое прошлое.

Методы обучения: проблемный, словесный, наглядный.

 

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

•        индивидуальная,

•        парная,

•        групповая,

•        коллективная.

 

УУД, формируемые на уроке:

 -личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;

 -коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

 -познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;

 -регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.

 

1.Организационный момент.

– Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Всё ль на месте, всё ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

 

2. Введение в тему урока.

– Наш урок поможет вам приоткрыть тайны родного языка, показать его красоту и богатство. Поэтому девизом нашего урока станут слова великого писателя Н.В.Гоголя:

 

“Дивишься драгоценности нашего языка: что ни слово, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг”.

 

– В чём мудрость этих слов?

– Итак, начнём. Успехов вам в открытии нового.

 

3. Сообщение темы и целей урока.

1) Классификация слов по выделенным признакам.

– На доске предложения. Чему они посвящены?

 

Родной Петропавловский  встречает юбилей. Посёлку  исполняется восемьдесят пять лет.

 

– Все слова этих предложений можно распределить в 4 группы.

– По какому признаку? (по частям речи)

– Докажите, что вы правильно определили части речи.

– Что скажете о четвёртой группе?

– О таких словах и пойдёт речь на нашем уроке. Мы научимся выделять их в речи и правильно употреблять на письме.

 

4. Работа над новой темой.

1) Выбор термина для новой части речи.

– Как можно назвать выделенные слова?

 

2) Запись темы.

“Имя числительное”.

– Запишите слова четвёртой группы.

 

3) Упражнение в выборе слов новой части речи.

– Какие слова могут дополнить эту группу? Выберите из написанных на доске.

 

Двенадцать, ранняя, построен, весна, первый.

 

– Докажите, что они являются именами числительными.

 

4) Обобщение знаний, полученных при наблюдении за словами.

– Выбери правильный ответ.

 

Тест.

Имя числительное – это …

1.Член предложения;

 2.Часть речи;

 3.Часть слова.

 

Обозначает:

1.Предмет;

 2.Признак предмета;

 3.Количество предметов;

 4.Порядок предметов при счёте.

 

Отвечает на вопросы:

1.Кто? Что?

 2.Какой?

 3.Сколько?

 4.Что делает?

 

5) Формулировка правила.

 

 – А теперь сделайте вывод, используя правильные ответы.

 

6) Подтверждение правила по учебнику, страница 59.

 

– Что можно дополнить?

– Приведите свои примеры.

– Где мы встречаемся с числительными? (в записи даты, в математике, при изучении истории, в чтении, при определении времени)

– Найдите ещё одно числительное, которое спряталось на доске и в вашей тетради. (дата)

– Допишите его в наш список числительных.

– Почему мы отнесли его к числительным? Докажите, пользуясь ответами теста.

5.Упражнения в употреблении слов – числительных.

1) Словарная работа.

– Какое слово пропущено?

 

Девять, десять, … , двенадцать. (одиннадцать)

 

– Объясните написание нового слова.

– Как появились в слове две буквы -н-?

– Запишите и выделите опасные места.

 

2) Работа с текстом.

(На доске написан текст).

 

– Прочитайте предложение.

Строительство посёлка  началось в тысяча девятьсот двадцать девятом  году.

– Какие числительные вам встретились? Подойдите к доске и подчеркните.

– Для чего они использованы? (для более точного описания, для достоверного повествования)

– Найдите предложение с числительным – словарным словом. Выпишите.

– Подчеркните новое числительное.

 

Упр.103, 104

Работа с правилом с 60.

9. Итог урока.

 

10. Оценка работы.

 

– Используя памятку, оцените свою работу.

– Какая часть речи поможет нам это сделать точно?

 

Памятка для оценки своей работы на уроке.

 

“5” – работал активно весь урок, отвечал без ошибок, в тетради писал красиво и аккуратно.

“4” – работал активно, но иногда допускал ошибки, в тетради писал аккуратно.

“3” – работал не очень активно, на вопросы отвечал не всегда, в тетради есть исправления и ошибки.

 

– Кто поставил себе “5” – встаньте.

– Кто поставил себе “4” – поднимите руку.

– Кто недоволен своей работой – вздохните. У вас, обязательно, получится.

11. Домашнее задание.

 

Повторить правило и составить пять предложений, используя как можно больше числительных.

 

– Кто услышал числительные в задании?

– Урок окончен. Спасибо всем за урок.