Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • pptx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебная презентация к уроку русского языка в 1 классе
Иконка файла материала Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов.pptx

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов

1 класс

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Горка»

Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Что вы видите? Сейчас мы попробуем изобразить эти картинки с помощью нашего рта и языка.

(Согласный. Мы спотыкаемся, звук встречает преграду и не тянется.)

Второе упражнение называется «Иголочка».

Откройте рот и выдвините узкий язычок вперёд. Покажите острую иголочку. Произнесите звуки [л], [л’]. Это гласные или согласные звуки? Чем они похожи, а чем отличаются?

— Что ещё вы знаете про согласные звуки?
(Не тянутся, не поются, бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.)

— А как называются звуки, противоположные согласным?

(Гласные.)

Гласные

— Что вы знаете про гласные звуки?
(Они тянутся, поются, бывают ударными и безударными.)

— Давайте выполним следующее упражнение и посмотрим на разницу между гласными и согласными звуками. «Горка». Откройте рот, спрячьте кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднимите вверх.
Покажите крутую горку. И теперь давайте попищим, как комарики: «Иииии».

НА НИ

АН ИН

— Что получится, если соединить вместе гласный и согласный звук?

(Слог.)

Нина

Нана

— Посмотрите, какие схемы составил Гриша. Как вы думаете, он выбрал правильные карточки или ошибся?
— Чем похожи схемы? Чем отличаются? Что поможет сделать правильный выбор?

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов

Различать гласные и согласные звуки Анализировать звуко-буквенный состав слова

Составлять звуковые модели слов

— Посмотрите внимательно на каждую картинку и попробуйте мысленно её услышать. Со всеми картинками это получилось?

А теперь озвучьте картинки сами с помощью звуков так, чтобы было понятно, какую картинку вы изображаете.

— Что мы сейчас произносили?

(Звуки.)

— Вспомните, что такое звуки?
На какие две группы делятся звуки?

— Что обозначается одним синим квадратом? Приведите пример

(Твёрдый согласный звук. Например, [н].)

— Что обозначается одним зелёным квадратом? Приведите пример.

(Мягкий согласный звук. Например, [н’].)

— Что обозначается одним красным квадратом?

Гласный звук. Например, [а].)

Как обозначается слог-слияние?

Каким цветом могут быть обозначены согласные звуки? А гласный звук?

Как вы думаете, что на них изображено?
Как можно назвать каждую картинку одним словом?

Знаете, откуда берётся пар?

А что такое «пир»?

Соответствуют схемы словам? Почему? Докажите.

пар

пир

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов

Различать гласные и согласные звуки Анализировать звуко-буквенный состав слова

Составлять звуковые модели слов

Игра
«Эхо»

Поднимите руку, кто из вас хоть раз слышал эхо? Опишите это явление природы.

Эхо почти всегда повторяет за нами последнюю букву, слог или слово нашей фразы.

Я называю слово, а следующий участник внимательно слушает последний слог и придумывает слово, которое будет начинаться с этого слога.
Например, я говорю: «Красота». Какой последний слог в этом слове?
(Слог «та».)
Какие можно придумать слова на «та»?

— Гриша получил задание составить схемы к словам. Он весь вечер усердно рисовал каждую схему и был уверен, что выполнил задание на «отлично». Но утром так сильно торопился в школу, что пролил на схемы воду, и некоторые краски стёрлись. Ребята, посмотрите на картинки и на схемы к ним. Как вы думаете, что нам нужно сделать?

Надо помочь Грише восстановить схемы.

— Что ещё необходимо показать на схемах?

(Деление на слоги, ударение в многосложных словах.)

лупа

книги

окно

«Класс!»— показать «класс» соседу по парте.

«Приглашение»

«Зайчики»—

«Кулачки»

Пальчиковая гимнастика

«Очки»

Объятия»

Физкультминутка

— Давайте теперь разомнёмся с Гришей.
— Дотроньтесь правой рукой до носа.
— Дотроньтесь левой рукой до правого уха.
— Положите ладонь левой руки на голову.
— Дотроньтесь правой рукой до подбородка.
— Положите ладонь правой руки на живот.
— Положите ладонь левой руки на правое плечо.
— Дотроньтесь левой рукой до носа.
— Дотроньтесь правой рукой до левого уха.

Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Чётко проговорите вслух, прислушайтесь к каждому звуку. Для чего использовался этот предмет? А где его можно увидеть сейчас?

Составьте звуковую схему слова «шлем»

Чётко проговорите вслух, прислушайтесь к каждому звуку.
Для чего используется этот предмет?

Составьте звуковую схему слова «маска»

— Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?

тюлени

— Давайте теперь поработаем в парах. Каждый из вас должен придумать для соседа по парте 3 слова. Вы можете нарисовать небольшие картинки загаданных слов в тетради одноклассника или озвучить само слово. Важное условие: первое слово должно состоять из одного слога, второе — из двух слогов, и третье — из трёх слогов. Для того, чтобы не запутаться, на доске вы видите один, два и три поднятых пальца. Задавайте только те слова, в которых уверены сами!

*скрин рабочего листа во всю белую область*

*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*

*скрин рабочего листа во всю белую область*

*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*

*скрин рабочего листа во всю белую область*

*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*

*скрин рабочего листа во всю белую область*

*скрин с ответом рабочего листа во всю белую область*

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов

Различать гласные и согласные звуки Анализировать звуко-буквенный состав слова

Составлять звуковые модели слов

Звуковой анализ слов, работа со звуковыми моделями слов

Различать гласные и согласные звуки Анализировать звуко-буквенный состав слова

Составлять звуковые модели слов