Презентация по русскому языку для 6 класса.Состав слова. Суффиксы -ЕК-, -ИК-, -ЕЦ-, -ИЦ- и другие...

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 21.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал рассчитан на повторение состава слова. Суффиксах, их значении в слове. Орфографической зоркости, внимания, памяти и т.д.
Иконка файла материала русский язык 6 класс. Состав слова. Закрепление изученног материала о суффиксах ек-ик. ец- иц.pptx

Составитель:
МАЛЫШЕВА В.Н.

Русский язык. 6 класс. Тема: Состав слова. «Суффиксы: -ИК-, -ЕК-, -ИЦ-, -ЕЦ-»

*** Закрепить знания о корне, приставке, суффиксе, окончании.
*** Познакомиться с написанием слов с суффиксами –ИК-, -ЕК-, -ИЦ-, -ЕЦ-.
*** Вспомнить разные виды суффиксов. *** Развивать орфографическую зоркость, логику, внимание, память.
*** Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку, интерес к своему краю.

Цель. Задачи урока.

Карточки, рисунок с изображением мальчика Суффикса, презентация, листы бумаги А 4.
Доска, проектор, компьютер, тетради, ручки, пенал.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
*** Организационный момент.
*** Вводная часть урока.
*** Какая тема была на предыдущем уроке?
*** Что входит в тему: «Состав слова?
*** Какая часть в слове главная?
*** Что же такое КОРЕНЬ СЛОВА?
*** Какая часть слова стоит перед КОРНЕМ?
*** Какую работу выполняет ПРИСТАВКА?
*** Что такое ОКОНЧАНИЕ в слове?
*** Какая ещё часть бывает в слове?
А что такое СУФФИКС в слове?
Какие СУФФИКСЫ вам знакомы?

О Б О Р У Д О В А Н И Е .

Чтобы речь была красивой, образованию новых слов помогает не только приставка, но и суффикс.
Работа с карточкой №1.
После корня он стоит, перед окончанием.
Его я если заменю, другое слово получу.
Обозначаю уголком. Называю СУФФИКСОМ.
*** Сегодня будем писать на карточки Суффиксы, которые встретятся на уроке и складывать их в корзинку. (Карточки у вас на парте приготовлены).

Содержание урока.

Садовник, посадка, садовый, садик, посадили.
Прочитайте слова.
Что вы можете рассказать по них?
(Однокоренные, одинаковый корень -САД-, похожий смысл.)
САД -ОВ-НИК- (Суф – ОВ-, -НИК-)
ПО – САД- К- А – (Суф – К-)
САД – ОВ-ЫЙ – (Суф –ОВ-)
САД – ИК - (Суф. –ИК -)
ПО – САД – И- Л- И - (Суф. –И-, -Л-)

Содержание урока.

Для чего служит окончание?
(Для связи слов в предложении).
Какие суффиксы встретились?
Бывает ли 2 суффикса в словах?
( Приведите примеры: полковник, шиповник, побелили, заиграл).
*** САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Карточка2.
От слова СЕВЕР образуйте слова с суффиксами –Н-, - -ЯНИН-, -ЯНК-а
*** Какие слова получились? (читают).

Содержание урока.

Какие слова вы сможете образовать с данными суффиксами?
-НИК-,-ЕНЬК-, -К-, -ОВ-, -ИВ-, -Н-, -ИК-, -ОК-.
Запишите эти слова.( 5 – 7 мин).
Читают, не повторяясь, выделяют суффикс.
Напишите 3-4 предложения , используя слова, которые подходят по теме: «Наш город».
Подпишите над словами части речи.
(Взаимопроверка).
Оценивание работы. Самооценка.

Содержание урока.

В одном сказочном городе жили суффиксы. Они учились в школе. Суффикс –ИК- был прилежным учеником, а его друг –ЕК- не хотел учиться прилежно. Он прогуливал уроки, пытался улизнуть. Поэтому –Е в суффиксе –ЕК- считали беглым гласным. Когда изменяют слова с суффиксом –ЕК- по вопросам, гласный –Е всегда выпадает, становится беглым.
Пример: ЗАМОЧЕК- ЗАМОЧКА, ЗАМОЧКУ, ЗАМОЧКОМ.( -Е- выпало).
А вот –ИК- (КОРАБЛИК,КОРАБЛИКА, КОРАБЛИКУ. -И –везде сохранилось.)

Содержание урока.

То же самое происходит с суффиксами -ЕЦ- , -ИЦ-.
Е- теряется, И- остается.
Примеры:
Рожица- рожицы, рожицу.
Братец- братца, братцу.
Работа в паре.
Записать слова, вставляя нужную букву.
Конч…к, куоч…к, горош…к, хлеб…ц, ёж…к, платоч…к, вагонч…к, билет…к, суворов…ц, кресл…це, листоч…к.

Содержание урока.

Составьте словосочетания со словами:
Билет…к, суворов…ц, кресл..це, листоч…к.
Проверим: Орфограммы.
Ценный билетик (НН)
Молодой суворовец (О,О)
Мягкое креслице (Г, [x])
Жёлтый листочек ( Ё,-Е, [О])
Какие орфограммы встретились в словосочетаниях?

Содержание урока.

Какие суффиксы оказались в корзине?
Что нового узнали на уроке, а что повторили?
( ***Разбирали слова по составу.
***Собирали суффиксы.
***Закрепили знания о суффиксах -ЕЦ-, -ИЦ-, - ЕК-, -ИК-.
***Вспомнили, для чего нужны суффиксы, служат для образования новых слов.)
*** Самооценка, оценивание себя на уроке.

ИТОГ УРОКА.

Работа по карточке.
Составить новые слова, используя части некоторых слов.
Приставка слова ЗАЛЕЗ, корень слова ПРИГОТОВИТЬ, Суффикс слов НОЧКА, окончание слова КОСА.
Приставка слова РАСПИСКА, корень слова САДИК, окончание слова ЗВЕЗДА.
Приставка слова ПОЛЁТ, корень слова КРАСКИ, суффикс слова ДОЧКА, окончание слова ЛАПА.
Приставка слова ЗАНОС, корень слова МОРОЗЕЦ, суффикс слова ГОРКА, окончание слова ЛАСТОЧКИ.

Задание на дом.

За-готов-к-а
Рас-сад-а
По-крас-к-а
За-мороз-к-и

Проверочная карточка (дом.зад.)

Спасибо за работу на уроке!!!

У р о к о к о н ч е н.