Тема урока: « О школьной жизни, об отношениях между людьми. B. А. Сухомлинский « Конь убежал».
Цель урока:
1. Учить учащихся активно думать, составлять предвидение, контролировать собственное понимание текста, различать синтезировать информацию, имеющуюся в тексте, представлять информацию в новой форме, находить связь между фактами, высказывать своё мнение по данной проблеме
2. Совершенствовать навыки чтения. Побуждать у учащихся к размышлению над тем, какое значение для них играет материал, изложенный в тексте, как он повлиял на их мировоззрение .
3. Воспитывать умение жить в коллективе, подчиняться законам жизни в коллективе, искоренять негативные проявления своего характера.
Оборудование: карточки « План урока», плакат с высказываниями выдающихся людей, карточки к пословице, тетради по внеклассному чтению, видеоклип о дружбе.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Вид урока: урок внеклассного чтения с применением технологии « Развитие критического мышления».
Ход урока.
I. Организация учащихся.
1. Проверить готовность к үроку.
2. Познакомить с планом урока.
3. Психологический настрой на урок.
- Покажите карточкой – смайликом ваше настроение в начале урока.
(выборочная беседа с учениками об их настроении).
II. Актуализация опорных знаний.
1. Стратегия « Прогнозирование» по пословице:
(на доске выставлены карточки к деформированной пословице)
- Ребята, прежде чем объявить вам тему нашего сегодняшнего урока, я бы хотела, чтобы вы сами сказали мне, о чём мы сегодня будем говорить, составив из данных слов пословицу.
(дети составляют пословицу и объясняют её смысл).
2. Работа над высказываниями:
- Прочитайте высказывания, написанные на плакате, и скажите, какое из них, на ваше усмотрение, больше подходит к теме «Дружба»?
«Достоинства человека определяются только его поступками».
«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.
«Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг- другу мелкие недостатки».
(ответы детей)
3. Приём 5-ти минутное «Эссе»:
- В тетрадях по внеклассному чтению напишите расшифровку понятия
«дружба» в вашем понимании.
(дети пишут самостоятельно, а затем зачитывают свои изложенные мысли).
III. Работа по теме урока.
1. Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о взаимоотношениях между детьми в коллективе, о дружбе, товариществе. Будем размышлять о том, какое значение лично для вас имеет эта тема. Попробуем высказывать своё мнение о проблеме, изложенной в тексте, с которым мы сегодня познакомимся.
2. Стратегия «Предвидение» по ключевым словам ( работа в группах):
- Ребята, прежде чем начать читать текст В. А. Сухомлинского «Конь убежал», я бы хотела услышать ваши предположения о том, о чём будет идти речь в этом тексте, когда вы прочитаете ключевые слова из текста:
сосредоточенно писали;
упала записка;
на перемене прочтёшь;
давай коня.
( дети в группах составляют мини - рассказ, а затем один из членов группы презентует его)
IV. Усвоение нового материала.
1. Управляемое чтение группами по частям.
1. Чтение первой части (1-я группа).
а) чтение хорошо читающими учащимися;
б) вопросы учителя:
- Оправдываются ли ваши предположения?
- Как вы думаете, от кого эта записка и что в ней написано?
- Как будут развиваться события дальше?
2. Чтение второй части (2-я группа).
а) чтение учащимися;
б) вопросы учителя: Почему Витя отдал записку учителю?
- Что заставляет вас так думать?
- Ваши предположения относительно дальнейших событий, исходя из прочитанного?
3. Чтение третьей части (3-я группа).
а) чтение учащимися;
б) вопросы учителя:
- Почему Витя покраснел?
- Почему в классе воцарилась тишина?
- Почему во взглядах окружающих он увидел удивление и возмущение?
V. Физминутка (под музыкальное сопровождение песни о дружбе)
VI. Рефлексия.
1. Метод «Пресс». Обсуждение содержания:
- Как вы думаете, почему В. А. Сухомлинский рассказал нам эту историю?
- На ваш взгляд, Витя и Петрик были друзьями?
2. Метод «Дневник двойных пометок» (работа в тетрадях).
- Заставило ли данное произведение что-то изменить в вашем поведении?
Что именно?
- Запишите в первый столбик черты характера, которыми вы сейчас обладаете, а во второй столбик – черты характера, которыми вы бы хотели обладать в будущем.
|
Обладаю сейчас |
Хочу обладать в будущем |
|
|
|
( заслушивание записей некоторых учащихся)
VII. Итог урока.
1. Ассоциативный куст.
- Давайте подведём итог нашего урока, соединив слово дружба с соответствующими ему словами из правого и левого столбика.
(Дети по очереди выходят к доске и соединяют слова стрелкой)
Презрение уважение
Равнодушие дружба ложь
Сопереживание доверие
Понимание порядочность
Насмешки поддержка
Искренность предательство
2. Видеоклип о дружбе.
- И закончить наш урок мне бы хотелось песней, которую можно назвать гимном дружбы. Вы дома подготовили отпечаток своей ладошки с написанным на ней высказыванием о дружбе. Сейчас у вас есть возможность подарить своему однокласснику или однокласснице тепло своей ладошки, которое будет исходить от добрых слов, написанных на ней.
( Звучит видеоролик, дети танцуют, поют песню и передают друг - другу ладошку).
3. Оценивание работы детей на уроке учителем, оценивание учащимися работы детей в их группе и самого себя.(Работа в тетради).
VIII. Домашнее задание.
- Составьте продолжение рассказа, начиная его словами: «На следующий день…»
Рабочий
лист
Тема урока: Произведения о школьной жизни.
В.А.Сухомлинский « Конь убежал».
Задания.
1. Стратегия «5-ти минутное «Эссэ».
За 5 минут написать расшифровку понятия «дружба»:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Предвидение по ключевым словам.
· Упала записка.
· На перемене прочтёшь.
· Давай коня.
3. «Дневник двойных пометок».
|
Обладаю сейчас |
Хочу обладать в будущем |
|
|
|
4. «Ассоциативный куст». Соединить стрелочкой слова, приемлимые для слова «дружба».
Презрение
уважение
Равнодушие дружба ложь
Сопереживание доверие
Понимание
порядочность
Насмешки
поддержка
Искренность предательство
КОНЬ УБЕЖАЛ...
В четвертом классе на уроке математики учитель дал задачи для самостоятельной работы. Все склонились над тетрадями и сосредоточенно писали.
На последней парте сидел Витя. Он заканчивал решать задачу, как вдруг на парту упала записка.
«Это опять, наверное, от Петрика,— подумал Витя.— Опять просит коньки. Что же я ему все время буду давать свои коньки?»
— Иван Петрович,— поднялся Витя,— мне кто-то записку бросил... Разве можно на уроке записки писать?
— Записки на уроке писать нельзя,— сказал Иван Петрович.— Но если уж тебе кто-то написал записку, то рассказывать о ней учителю — нехорошо, Витя. Записка — это же тайна, которая должна быть известна только тебе и твоему товарищу. А ты раскрываешь эту тайну. Возьми записку, спрячь, на перемене прочтешь...
Витя покраснел. В классе воцарилась тишина. Время от времени некоторые мальчики поднимали голову, смотрели на Витю, и в их взглядах он видел удивление и возмущение.
Витя развернул записку и прочитал. «Витя,— писал Петрик,— я нарисовал огнегривого коня. Если хочешь, дам тебе».
На перемене Витя подошел к Петрику.
— Давай коня,— сказал Витя.
— Конь убежал... — тихо ответил Петрик.
В.А. Сухомлинский
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.