Урок внеклассного чтения В.А.Сухомлинский "Конь убежал"

  • Работа в классе
  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок построен по методике "Развитие критического мышления"
Иконка файла материала Тема урока_В.А.Сухомлинский _Конь убежал_ Урок вн.чтения.docx

Тема урока: « О школьной жизни, об отношениях между людьми. B. А. Сухомлинский « Конь убежал».

Цель урока:

1. Учить учащихся активно думать, составлять предвидение, контролировать собственное понимание текста, различать синтезировать информацию, имеющуюся в тексте, представлять информацию в новой форме, находить связь между фактами, высказывать своё мнение по данной проблеме

2. Совершенствовать навыки чтения. Побуждать у учащихся к размышлению над тем, какое значение для них играет материал, изложенный в тексте, как он повлиял на их мировоззрение .

3. Воспитывать умение жить в коллективе, подчиняться законам жизни в коллективе, искоренять негативные проявления своего характера.

Оборудование: карточки « План урока», плакат с высказываниями выдающихся людей, карточки к пословице, тетради по внеклассному чтению, видеоклип о дружбе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок внеклассного чтения с применением технологии « Развитие критического мышления».

                                      Ход урока.

I. Организация учащихся.

1. Проверить готовность к үроку.

2. Познакомить с планом урока.

3. Психологический настрой на урок.

- Покажите карточкой – смайликом ваше настроение в начале урока.

(выборочная беседа с учениками об их настроении).

II. Актуализация опорных знаний.

1.     Стратегия « Прогнозирование» по пословице:

(на доске выставлены карточки к деформированной пословице)

- Ребята, прежде чем объявить вам тему нашего сегодняшнего урока, я бы хотела, чтобы вы сами сказали мне, о чём мы сегодня будем говорить, составив из данных слов пословицу.

(дети составляют пословицу и объясняют её смысл).

2. Работа над высказываниями:

- Прочитайте высказывания, написанные на плакате, и скажите, какое из них, на ваше усмотрение, больше подходит к теме «Дружба»?

«Достоинства человека определяются только его поступками».

«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

«Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг- другу мелкие недостатки».

(ответы детей)

3. Приём 5-ти минутное  «Эссе»:

- В тетрадях по внеклассному чтению напишите расшифровку понятия

«дружба» в вашем понимании.

(дети пишут самостоятельно, а затем зачитывают свои изложенные мысли). 

III. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и цели урока:

 - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о взаимоотношениях между детьми в коллективе, о дружбе, товариществе. Будем размышлять о том, какое значение лично для вас имеет эта тема. Попробуем высказывать своё мнение о проблеме, изложенной в тексте, с которым мы сегодня познакомимся.

2. Стратегия «Предвидение» по ключевым словам ( работа в группах):

- Ребята, прежде чем начать читать текст В. А. Сухомлинского «Конь убежал», я бы хотела услышать ваши предположения о том, о чём будет идти речь в этом тексте, когда вы прочитаете ключевые слова из текста:

сосредоточенно писали;

упала записка;

на перемене прочтёшь;

давай коня.

( дети в группах составляют мини - рассказ, а затем один из членов группы презентует его)

IV. Усвоение нового материала.

1. Управляемое чтение группами по частям.

1. Чтение первой части (1-я группа).

а) чтение хорошо читающими учащимися;

б) вопросы учителя:

 - Оправдываются ли ваши предположения?

- Как вы думаете, от кого эта записка и что в ней написано?

- Как будут развиваться события дальше?

2. Чтение второй части (2-я группа).

а) чтение учащимися;

б) вопросы учителя: Почему Витя отдал записку учителю?

- Что заставляет вас так думать?

- Ваши предположения относительно дальнейших событий, исходя из прочитанного?

3. Чтение третьей части (3-я группа).

а) чтение учащимися;

б) вопросы учителя:

- Почему Витя покраснел?

- Почему в классе воцарилась тишина?

- Почему во взглядах окружающих он увидел удивление и возмущение?

V.  Физминутка (под музыкальное сопровождение песни о дружбе)

VI. Рефлексия.

1. Метод «Пресс». Обсуждение содержания:

- Как вы думаете, почему В. А. Сухомлинский рассказал нам эту историю?

- На ваш взгляд, Витя и Петрик были друзьями?

2. Метод «Дневник двойных пометок» (работа в тетрадях).

- Заставило ли данное произведение что-то изменить в вашем поведении?

Что именно?

- Запишите в первый столбик черты характера, которыми вы сейчас обладаете, а во второй столбик – черты характера, которыми вы бы хотели обладать в будущем.

Обладаю сейчас

Хочу обладать в будущем

 

 

( заслушивание записей некоторых учащихся)

VII. Итог урока.

1. Ассоциативный куст.

 - Давайте подведём итог нашего урока, соединив слово дружба с соответствующими ему словами из правого и левого столбика.

(Дети по очереди выходят к доске и соединяют слова стрелкой)

Презрение                                                                        уважение 

Равнодушие                           дружба                              ложь

Сопереживание                                                                доверие

Понимание                                                                       порядочность

Насмешки                                                                         поддержка 

Искренность                                                                     предательство

2. Видеоклип о дружбе.

- И закончить наш урок мне бы хотелось песней, которую можно назвать гимном дружбы. Вы дома подготовили отпечаток своей ладошки с написанным на ней высказыванием о дружбе. Сейчас у вас есть возможность подарить своему однокласснику или однокласснице тепло своей ладошки, которое будет исходить от добрых слов, написанных на ней.

( Звучит видеоролик, дети танцуют, поют песню и передают друг - другу ладошку).

3. Оценивание работы детей на уроке учителем, оценивание учащимися работы детей в их группе и самого себя.(Работа в тетради).

VIII. Домашнее задание.

- Составьте продолжение рассказа, начиная его словами: «На следующий день…»

                                                 

                                               Рабочий лист

                                 Тема урока:  Произведения о школьной жизни.

                                                          В.А.Сухомлинский « Конь убежал».                     

                                                 Задания.

1. Стратегия «5-ти минутное «Эссэ».

За 5 минут написать расшифровку понятия «дружба»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Предвидение по ключевым словам.

·        Упала записка.

·        На перемене прочтёшь.

·        Давай коня.

3. «Дневник двойных пометок».

                 Обладаю сейчас

Хочу обладать в будущем

 

 

 

 

 

 

4. «Ассоциативный куст». Соединить стрелочкой слова, приемлимые для слова «дружба».

Презрение                                                              уважение                                                                              
Равнодушие                    дружба                          ложь
Сопереживание                                                     доверие
Понимание                                                             порядочность
Насмешки                                                               поддержка 
Искренность                                                           предательство
                                                                     

 

 

                                              КОНЬ УБЕЖАЛ...

В четвертом классе на уроке мате­матики учитель дал задачи для са­мостоятельной работы. Все склони­лись над тетрадями и сосредоточенно писали.

На последней парте сидел Витя. Он заканчивал решать задачу, как вдруг на парту упала записка.

«Это опять, наверное, от Петрика,— подумал Витя.— Опять просит конь­ки. Что же я ему все время буду да­вать свои коньки?»

— Иван Петрович,— поднялся Витя,— мне кто-то записку бросил... Разве можно на уроке записки писать?

— Записки на уроке писать нельзя,— сказал Иван Петрович.— Но если уж тебе кто-то написал записку, то рас­сказывать о ней учителю — нехоро­шо, Витя. Записка — это же тайна, которая должна быть известна толь­ко тебе и твоему товарищу. А ты рас­крываешь эту тайну. Возьми записку, спрячь, на перемене прочтешь...

Витя покраснел. В классе воцарилась тишина. Время от времени некоторые мальчики поднимали голову, смотре­ли на Витю, и в их взглядах он видел удивление и возмущение.

Витя развернул записку и прочитал. «Витя,— писал Петрик,— я нарисо­вал огнегривого коня. Если хочешь, дам тебе».

На перемене Витя подошел к Пе­трику.

— Давай коня,— сказал Витя.

— Конь убежал... — тихо ответил Пе­трик.

                                                                                                    В.А. Сухомлинский