Анализ сказки А.С.Пушкина " Сказка о царе Салтане"

  • Работа в классе
  • docx
  • 14.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ сказки
Иконка файла материала Анализ сказки.docx

Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Задачи:

            показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции;  

            отметить языковые особенности литературной сказки;

            отметить отличие литературной сказки от народной;

            работать над навыками выразительной речи;

            учить работе с текстом;

            закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция».

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки ,компьютер, интерактивная доска 

Планируемые результаты:

            понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

            эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

            познавательная мотивация учения;

            расширять знания учащихся о жанрах;

            читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием;

            добиваться понимания содержания сказки.

            определять цель учебной деятельности;

            владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений. 

Назовите общие особенности волшебных сказок  

            Есть волшебство

            Странствия, приключения героев

            Кто-то мешает или помогает

            Герой воюет с нечистой силой

            Эпизоды повторяются по 3раза

            Есть зачин, концовка

            Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной

            Повторы

            Общие места

            Строй сказки плавный, напевный

            Сказочник рисует словами образы, как красками

Обратимся к сказке «О царе Салтане».

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

        Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

            В кухне злится повариха (злость)

            Плачет у станка ткачиха,

            И завидуют оне

            Государевой жене (зависть)

            С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

        Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин?

        Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

            Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

            Мысли

        Приведите примеры

            Кабы я была царица, -

            Говорит одна девица, -

            То на весь крещенный мир

            Приготовила б я пир…

            Кабы я была царица, -

            Третья молвила сестрица, -

            Я б для батюшки царя

            Родила б богатыря

        А какие человеческие чувства вы знаете?

            Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

        А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.

        Век тебя я не забуду:

        Отплачу тебе добром,

        Сослужу тебе потом!

            Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

            Пушкин придумывает ход событий

        Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

            Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

            Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

        Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая»

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

            Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

            Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

            Приключения, странствия героев:

            Бочка по морю плывет…

            А ткачиха с поварихой, с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

        Как вы понимаете эту шутку?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

            Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

            А комар-то злится, злится

            И впился комар как раз

            Тетке прямо в правый глаз.

            Повариха побледнела, обмерла и окривела!

            Зажужжал он и как раз

            Тетке сел на левый глаз,

            И ткачиха побледнела:

            «Ай!» - и тут же окривела.

        Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

        Что вы можете сказать о времени и месте действия?

            Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

        Что общим является для сказки литературной и народной?

            Мораль

        Какую мораль можно извлечь из этих слов?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

        Разбежались по углам:

        Их нашли насилу там.

        Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

            Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

        Докажите, что в сказке есть жизненная правда

            Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

            Ветер по морю гуляет…

        Чему учит сказка?

            Учит справедливости , добру, правде

II. Что такое сюжет?

            Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

            В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

        Помогаем приводить примеры

            Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены

III. Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

            Три девицы под окном

            Пряли поздно вечерком…

            В сказке есть концовка:

            Я там был, мед, пиво пил

            Да усы лишь обмочил.

            В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

        Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

            3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV. Особенности языка сказки.

            Синонимы

            Сравнения

            Эпитеты

            Противопоставления

            Ондокоренные слова

            Сложные слова

            Славянизмы

            Определение после определяемого слова стоит

            Уменьшительно-ласкательные суффиксы

            Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

            Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

        Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

        Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

        Бог вас, дети, наградит

            Обращение

            Уменьшительно-ласкательные суффиксы

        Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

            Сложные слова

        Найдите в тексте эпитеты

            Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

        «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

            Противопоставление

V .Рефлексия.

 Давайте подведем итоги. Обратите  внимание на то, как долго писал сказку Пушкин.

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

       


 

Скачано с www.znanio.ru