Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Задачи:
• показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции;
• отметить языковые особенности литературной сказки;
• отметить отличие литературной сказки от народной;
• работать над навыками выразительной речи;
• учить работе с текстом;
• закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция».
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки ,компьютер, интерактивная доска
Планируемые результаты:
• понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
• эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
• познавательная мотивация учения;
• расширять знания учащихся о жанрах;
• читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием;
• добиваться понимания содержания сказки.
• определять цель учебной деятельности;
• владеть диалогической формой речи.
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Назовите общие особенности волшебных сказок
• Есть волшебство
• Странствия, приключения героев
• Кто-то мешает или помогает
• Герой воюет с нечистой силой
• Эпизоды повторяются по 3раза
• Есть зачин, концовка
• Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной
• Повторы
• Общие места
• Строй сказки плавный, напевный
• Сказочник рисует словами образы, как красками
Обратимся к сказке «О царе Салтане».
Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки
Приведите примеры героев, где был бы показан его характер
• В кухне злится повариха (злость)
• Плачет у станка ткачиха,
• И завидуют оне
• Государевой жене (зависть)
• С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин?
Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
• Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
• Мысли
Приведите примеры
• Кабы я была царица, -
• Говорит одна девица, -
• То на весь крещенный мир
• Приготовила б я пир…
• Кабы я была царица, -
• Третья молвила сестрица, -
• Я б для батюшки царя
• Родила б богатыря
А какие человеческие чувства вы знаете?
• Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…
А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.
Век тебя я не забуду:
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом!
• Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
• Пушкин придумывает ход событий
Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»
• Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
• Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.
Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая»
Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?
• Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
• Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок
• Приключения, странствия героев:
• Бочка по морю плывет…
• А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
• Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
• А комар-то злится, злится
• И впился комар как раз
• Тетке прямо в правый глаз.
• Повариха побледнела, обмерла и окривела!
• Зажужжал он и как раз
• Тетке сел на левый глаз,
• И ткачиха побледнела:
• «Ай!» - и тут же окривела.
Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы можете сказать о времени и месте действия?
• Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…
Что общим является для сказки литературной и народной?
• Мораль
Какую мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Повинились, разрыдались
• Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать
Докажите, что в сказке есть жизненная правда
• Царь для радости такой отпустил всех трех домой…
• Ветер по морю гуляет…
Чему учит сказка?
• Учит справедливости , добру, правде
II. Что такое сюжет?
• Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
• В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем приводить примеры
• Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены
III. Что такое композиция?
Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)
• Три девицы под окном
• Пряли поздно вечерком…
• В сказке есть концовка:
• Я там был, мед, пиво пил
• Да усы лишь обмочил.
• В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли
Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.
• 3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.
IV. Особенности языка сказки.
• Синонимы
• Сравнения
• Эпитеты
• Противопоставления
• Ондокоренные слова
• Сложные слова
• Славянизмы
• Определение после определяемого слова стоит
• Уменьшительно-ласкательные суффиксы
• Усилительные частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями
• Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь
Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Бог вас, дети, наградит
• Обращение
• Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
• Сложные слова
Найдите в тексте эпитеты
• Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь
«Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»
• Противопоставление
V .Рефлексия.
Давайте подведем итоги. Обратите внимание на то, как долго писал сказку Пушкин.
Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.