Тема: Однокоренные слова
Цели: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Планируемые результаты: учащиеся будут знать, что такое однокоренные слова, их признаки; уметь находить однокоренные слова; знать определение корня, уметь выделять его в слове; строить несложные рассуждения; планировать свои действия; участвовать в совместной деятельности; оценивать свою деятельность на уроке.
Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый
Форма деятельности: индивидуальная, Фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы: учебник тетрадь, презентация, карточки с заданиями, проекты, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
1.- Вставьте пропущенные слова:
Имя числительное – это часть ___________. Имена числительные обозначают ______________________________ или ______________________________________________. К ним можно поставить вопросы: ________________________________
2. – Найдите и запишите числительные.
Мы только с парохода,
Мы только из похода.
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
Дал списать я на контрольной
Все задачки Колечке.
И теперь у нас в тетрадках
У обоих двоечки
Овсом его не кормят.
Кнутом его не гонят.
А как пашет –
Семь плугов тащит.
В зоопарке ч стоял,
Обезьянок всё считал.
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А двенадцать спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
— Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?
— А я тоже корень, — отвечает другой.
— Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живёшь?
— А я живу в словах, — ответил второй.
— Ну какой же корень может жить в словах!? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
— Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают ценные кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня лет.
— Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
— А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! — не сдаётся второй.
Услышали их спор люди и говорят:
— Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, от которой все они произошли.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об однокоренных словах.)
— Прочитайте слова. Море, морж, морская.
— Найдите лишнее слово. Докажите. (Морж. Остальные слова однокоренные.)
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
— Сформулируйте тему урока.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 109 (с. 61).
— Прочитайте.
— Докажите, что в правом столбике записаны однокоренные слова.
— Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте однокоренные слова. Назовите корень.
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Какие слова называются однокоренными?
— Как пишется корень в однокоренных словах?
— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило соседу по парте.
Упр. 110 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
2. Игра «Третий лишний»
— Найдите лишнее слово в каждой строке.
1) Желток, железо, жёлтый.
2) Носильщик, нос, носатый.
3) Часовщик, часть, час.
4) Печурка, печать, печник.
5) Циркуль, циркач, цирковая.
— А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть? (Нет.)
— Что у них ещё должно быть? (Общее значение.)
— Послушайте рассказ.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
— Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)
— Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень вод-.)
— Не поможете ли вы ему найти своих родственников? (Водит и т. д.)
, — Составьте список родственников Воды и допишите тех из её родни, кто не пришёл к ней в гости в этот раз. Выделите в словах корень.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 111 (с. 62).
— Прочитайте.
— Разделите слова на группы. Запишите.
(Проверка. Учащиеся читают каждую группу слов, называют корень и часть речи.)
Упр. 112 (с. 62). (Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Назовите синонимы. (Путь - дорожка.)
— Назовите однокоренные слова. (Картошка — картошечка.)
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как её названье, дети? (Картофель.)
— Найдите слово картофель в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со словом картофель, запишите.
— Запомните написание этого слова.
Материал для учителя
Каждый из нас с детских лет помнит стихотворение Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу...
А откуда к нам пришли эти овощи? Поговорим о происхождении названий некоторых из них, прежде всего картошки.
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель, под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и назвали грибным именем — тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель, только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.
VI. Рефлексия
— Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.
1) Бегать, бегун, пробег, беговой.
2) Домашний, домишко, домовой, домик.
3) Светить, светлый, светленький, светильник.
4) Конюшня, конный, конница, коняга.
— Какие слова называются однокоренными?
— Как пишутся корни в однокоренных словах?
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Назовите два признака однокоренных слов.
Домашнее задание
Упр. 111 (с. 62).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.