EXCEL: Работа с графикой: рисунок, диаграммы
Оценка 5

EXCEL: Работа с графикой: рисунок, диаграммы

Оценка 5
Лабораторные работы
doc
информатика
12.04.2020
EXCEL: Работа с графикой: рисунок, диаграммы
Алгоритм построения диаграммы
Excel_2.doc

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ  № 15

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Информатика                     

ТЕМА: EXCEL: Работа с графикой: рисунок, диаграммы.

ЦЕЛЬ:

1)      Закрепить приемы работы с табличной формой: корректировка, форматирование

2)      Отработать приемы ввода и корректировки данных и формул,

3)      Осознать удобство режима «автозаполнения» при вводе данных и формул.

4)      Закрепить приемы работы с графикой в редакторе EXCEL

5)      Исследовать возможности диалогового окна мастера ДИАГРАММ

6)      Осознать роль программы в обработке числовой информации

 

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

1)       Навыки работы с табличной формой; с данными, формулами

2)       Навыки работы с графикой: рисунком и диаграммой

3)       Навыки работы с клавиатурой и мышкой

СРЕДСТВА: инструкционная карта, теоретический материал, ПК, ТР EXCEL, опыт студента, опыт преподавателя, паспорт рабочего места, критерии осознания темы «Электронные таблицы»

НОРМА ВРЕМЕНИ:  2 часа

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:  

·         трогать разъемы соединительных кабелей,

·         включать и выключать аппаратуру без указания преподавателя,

·         прикасаться к экрану  и тыльной стороне монитора,

·         класть дискеты, книги, тетради, ручки и т.п. на клавиатуру и монитор.

При длительной работе за ПК необходимо соблюдать следующие санитарные правила:

·        при продолжительности работы 1,5 – 2 часа делать перерыв  10 мин. через  каждый час;

·        в случае возникновения у работающего зрительного дискомфорта и других неблагоприятных ощущений целесообразно выполнять комплекс упражнений для глаз и туловища.

1)   При появлении запаха гари немедленно прекратить работу, отключить питание ПК и сообщить об этом преподавателю.

2)   Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.

 Вы отвечаете за сохранность рабочего места.

 

ПЛАН РАБОТЫ:

1.        Подготовительный этап

2.        Исследовательский этап

3.        Практический этап – контрольное задание

4.        Аналитический этап - рефлексия

5.        Домашнее задание

 

ХОД РАБОТЫ:

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: Ответьте устно на вопросы входного контроля

 

1)       Для того чтобы объединить ячейки необходимо выполнить следующие действия:__________________________________________________________.

2)       В EXCEL внутри ячейки текст переход на новую строчку автоматически, если выполнены действия: _____________, иначе, текст пишется без переноса на новую строку. 

3)       Какие записи из предложенных: 15$М, $D$2, K333$,  И$5, 24L, V67, U$4,  Л45 - являются адресами ячеек, какие из них относятся к абсолютным адресам, а какие к относительным?

4)       Правильно ли составлены формулы:

А) = (А5*С2)/Р8      Б) М5-К4   В) =С4*d5      Г) = К4:2+М3  Д)  = Л5+М6 

Е) = к5*м4/с6           Ж)  =С6\К2

5)       Диаграмма – это … представление данных.

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП: Исследуйте приемы работы по предложенному алгоритму:

 

Упражнение 1:

 

1)       Выполните запуск программы EXCEL

2)       Откройте документ, полное имя которого: C: (D:, в зависимости от рабочего диска)\PPP\Курс_2\ ЭТ

3)       Переименуйте лист именем Задание1

4)       Добавьте три стоки перед таблицей

5)       Введите заголовок, выполнив объединение ячеек, согласно образцу:

6)       Добавьте рисунок – аналогично работе с рисунком в текстовом редакторе WORD.

Торговая фирма «АЛЕКС»

Юридический адрес: 610035, г. Киров – Чепецк,

                                                       ул. Ст. Халтурина 8.

№ п/п

Наименование товара

Ед. измерен

Приход

Расход

Остаток

количество

Цена

Количество

сумма

Цена

Количество

Сумма

1

Зефир в шоколаде

Упак.

150,00

15

 

190,00

15

 

 

2

Молоко

Упак.

5,80

32

 

6,40

28

 

 

3

Колбаса «Прима»

Кг

98,90

40

 

100,50

25

 

 

4

Творог

Пачк.

6,40

70

 

7,80

55

 

 

5

Сырки творожные

Пачк.

4,60

55

 

5,8

 42

 

 

итого

 

итого

 

ХХХХХ

Среднее значение

 

 

 

 

Максимальное значение

 

 

 

 

 

7)       Выполните ввод формул для расчета столбцов с именами СУММА, ОСТАТОК КОЛИЧЕСТВО- используйте режим автозаполнения

8)       Выполните расчет ИТОГОВЫХ сумм столбцов СУММА (по Приходу и Расходу) – используйте режим автосуммы

9)       Установите денежный формат в столбцах СУММА и ЦЕНА (по Приходу и Расходу)

10)    Добавьте строки и, используя команду ВСТАВКА – ФУНКЦИИ…, выполните расчет Максимального и Среднего значения

11)    Сохраните документ в личной папке под именем Задание1

 

Исследуем приемы работы с диаграммами:

 

Если столбцы или строки расположены не рядом (не являются смежными), то их выделение осуществляется при нажатой клавише «левый» CTRL;

Если столбцы или строки стоят рядом, то выделение их информации осуществляется без участия клавиши «левый» CTRL.

 

Упражнение 2:

 

1)       Выделите в таблице два столбца: Наименование товара и Цена – Приход:

 

ð  Установите курсор мыши на начало первой строки Зефир в шоколаде и, удерживая нажатой ЛКМ, протяните курсор вниз то пятой строки Сырки творожные – информация первого столбца выделиться.

ð  Нажмите на клавиатуре клавишу «левый» CTRL и, не отпуская ее, выполните выделение записей столбца Цена – Приход, начиная со строки с записью 150,00.

ð  В вашей таблице выделена информация двух не смежных столбцов.

2)   Выполните команду ВСТАВКА – ДИАГРАММА…, или щелкните ЛКМ по пиктограмме

3)   На экране появиться первое диалоговое окно Мастера диаграмм, в котором необходимо выбрать тип и вид диаграммы:

Автоматически программа отрывается на вкладке СТАНДАРТНЫЕ 

выберите:

 

 ТИП диаграммы – Гистограмма,

 

ВИД – Объемный вариант обычной гистограммы

4)   Нажмите кнопку

 

5)   На экране появиться второе диалоговое окно Мастера диаграмм, в котором необходимо подтвердить или уточнить выбранный диапазон ячеек и ввести название рядов

6)   Выполните переход на вкладку РЯД

7)   В строке ИМЯ введите имя Цена

8)   В строке Значение и строке Подписи оси Х программа автоматически проставляет диапазон ячеек по которым строим диаграмму

9)   Нажмите кнопку

 

10)  На экране появляется третье диалоговое окно Мастера диаграмм, в котором необходимо ввести дополнительную информацию к диаграмме.

11)  Автоматически программа открывает окно на вкладке ЗАГОЛОВКИ

12)  В строке Название диаграммы введите Цена по ПРИХОДУ

13)  В строке Ось Х введите Наименование товара

14)  В строке Ось Z  введите Цена в рублях

15)  Перейдите на вкладку ПОДПИСИ ДАННЫХ.

16)  Активизируйте команду 

17)  Перейдите на вкладку ЛЕГЕНДА

18)  Снимите флажок против команды . Обратите внимание как изменилось содержимое вашей диаграммы

19)  Поставьте вновь флажок на команде ДОБАВИТЬ ЛЕГЕНДУ

20)  Измените расположение диаграммы, используя команды:


21)  Перейдите на вкладку ОСИ, используя возможности команд


 

22)  Исследуйте как изменится вид диаграммы, если снять флажки против команд Ось Х и  Ось Z. Установите вновь флажки против указанных команд.

23)  Нажмите кнопку

 

24)  Откроется последнее – четвертое – диалоговое окно Мастера диаграмм, в данном окне необходимо определить местоположение диаграммы

25)  Выполните щелчок ЛКМ по команде отдельном

26)  Текст в строке автоматически выделиться черным цветом – он готов к корректировке

27)  Сразу с клавиатуры введите название листа – ЦЕНА - Диаграмма, на котором будет располагаться диаграмма (Название листа должно отражать суть диаграммы)

28)  Нажмите кнопку ГОТОВО

29)  В документе появиться новый лист.

30)  Сохраните документ в личной папке под именем Диаграмма

 

Исследуем приемы форматирования диаграммы:

 

Каждая диаграмма состоит из элементов:

ð области диаграммы;

ð элементов, определяющие график диаграммы

ð области легенды

ð сопроводительного текста: подписи к осям, название диаграммы

Каждый выделенный элемент можно форматировать: изменить цвет, толщину линий, размер шрифта и т.д. 

Для форматирования необходимо вызвать контекстное меню в области форматируемого элемента и из списка команд выбрать команду ФОРМАТ… конкретного элемента

 

Упражнение 3:

 

Исследуем приемы форматирования цвета и формы объектов диаграммы

 

1.       Выполните щелчок ПКМ по области элементов диаграммы

2.       В появившемся контекстном меню выполните команду Формат рядов данных…

1.       На экране появиться диалоговое окно, в котором на вкладке ВИД можно выбрать новый Цвет заливки, Тип линии и ее цвет и  толщину

2.       Выполните щелчок ЛКМ по кнопке Способы заливки…

3.       На экране появиться диалоговое окно

4.       Выберите команду Два цвета, измените цвета 1 и 2 по - своему усмотрению

5.       Выберите Тип штриховки Диагональная 1

6.       Подтвердите выбор, нажатием на кнопку ОК

7.       Перейдите на вкладку ФИГУРА

8.       Выберите любую форму фигуры

9.       Подтвердите выбор, нажатием на кнопку ОК

10.    Изменим цвет фигур – каждая фигура должна иметь свой цвет

11.    Выполните щелчок ПКМ по Любой фигуре диаграммы – вокруг всех объектов появились квадратики

12.    Не обращая внимание на появившееся контекстное меню, выполните снова щелчок ПКМ по той фигуре, цвет которой вы хотите изменить – квадратики появились только вокруг выбранной фигуры

13.    В контекстном меню выберите команду Формат рядов данных…

14.    Выполните с данным объектом последовательно команды с 4 по 8 включительно описанного выше алгоритма

ПРИМЕЧАНИЕ: Если мы будем печатать на не цветном принтере, то рекомендуется использовать форматирование – Узор.

1.       Перейдите на вкладку Узор

2.       Выберите

Штриховку – черный цвет

Фон – белый

Узор – на свое усмотрение

3.       Подтвердите выбор нажатием кнопки ОК или нажатием клавиши Enter

 

Упражнение 4:

Исследуем приемы форматирования области диаграммы – Стенок

 

1.       Выполните щелчок ПКМ в области задней стенки диаграммы

2.       В появившемся контекстном меню выполните команду Формат стенок…

3.       Откроется диалоговое окно, похожее на окно упражнения 3

4.       Аналогично описанному выше алгоритму измените цвет области диаграммы по – своему усмотрению.

5.       Подтвердите выбор Вида диаграммы нажатием кнопки ОК.

 

Упражнение 5:

Исследуем приемы форматирования ОСИ

 

1.       Выполните щелчок ПКМ по области ОСИ координат

2.       В появившемся контекстном меню выберите команду Формат Оси…

3.       Перейдите на вкладку ШРИФТ

4.       Установите  размер шрифта, равный 8, начертание – курсив

5.       Перейдите на вкладку ВЫРАВНИВАНИЕ

6.       Используя возможности окна, измените наклон надписи как показано на рисунке

7.       Подтвердите выбор нажатием кнопки ОК

8.       Сохраните документ в личной папке под именем Формат

 

Удаление диаграммы:

 

Если диаграмма построена на том же листе, где и таблица:

·        выделите диаграмму щелчком ЛКМ

·        нажмите на клавишу DELETE

Если диаграмма находится на отдельном листе:

·          Выполните щелчок ПКМ по имени листа с диаграммой

·          В появившемся контекстном меню, выполните команду УДАЛИТЬ

·          В появившемся диалоговом окне подтвердите удаление, нажав на кнопку ОК

 

ПРАКТИЧЕСКИ ЭТАП – КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

1.        Постройте диаграмму:

 

На оценку «3»:

диаграмму– График с маркерами - по данным столбцов: НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА и  ОСТАТОК КОЛИЧЕСТВО; Диаграмма  должна иметь название, заголовки оси Х и оси У и легенду. Диаграмму создать на отдельном листе с названием «Остаток»

На оценку «4»:

диаграмма – Гистограмма - обычная - по данным столбцов: НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА и  СУММА – Приход; Диаграмма  должна иметь: подписи данных – значения; название - Приход, соответствующие заголовки оси Х и оси У; без легенды. Должны отсутствовать линии сетки.

Диаграмму создать на отдельном листе под именем «Приход»

На оценку «5»:

диаграмма – Круговая, объемный вид - по данным столбцов: НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА и  КОЛИЧЕСТВО – Расход; Диаграмма  должна иметь: наименование ряда, подписи категорий, подписи значений в ДОЛЯХ, легенду.

Отформатируйте область диаграммы, и измените цвет заливки области графических элементов диаграммы. Диаграмму создать на отдельном листе с именем «Расход»

2.       Сохраните документ в личной папке под именем ДИАГРАММА.

 

 

ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ: Ответьте письменно на вопросы:

 

  1. Выполнит ли программа вычисления, если при вводе формул вы пропустили знак =? Ответ обоснуйте.

2.       При вводе числовых данных вместо десятичной дроби вы получаете данные в формате ДАТА. В чем причина? Ваши действия в этом случае.

3.        Какие действия с данными в ячейке вы можете выполнить при работе в диалоговом окне ФОРМАТ – ЯЧЕЙКА… вкладка ВЫРАВНИВАНИЕ

4.        Имеет ли адрес графический объект, внедренный на лист электронной таблицы?

5.       Будет ли диаграмма иметь свой адрес в рабочей области листа?

 

РЕФЛЕКСИЯ: Ответьте на вопросы:

 

1. Какие вопросы входного и выходного контроля вызвали наибольшее затруднение и почему?

2. Сегодня на занятии у меня получилось:__________________________

                                                      не получилось: __________________________

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

 

Оформить отчет по EXCEL по плану:

1.       Возможности, изученные на практике

2.       Возможности диалогового окна ФОРМАТ – ЯЧЕЙКА…

3.       Пиктограммы, с которыми работали и их назначение

4.       Примеры задач (не менее трех видов), решаемых с помощью EXCEL.


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ

В EXCEL внутри ячейки текст переход на новую строчку автоматически, если выполнены действия: _____________, иначе, текст пишется без переноса на новую строку

В EXCEL внутри ячейки текст переход на новую строчку автоматически, если выполнены действия: _____________, иначе, текст пишется без переноса на новую строку

Выполните расчет ИТОГОВЫХ сумм столбцов

Выполните расчет ИТОГОВЫХ сумм столбцов

Мастера диаграмм , в котором необходимо подтвердить или уточнить выбранный диапазон ячеек и ввести название рядов 2)

Мастера диаграмм , в котором необходимо подтвердить или уточнить выбранный диапазон ячеек и ввести название рядов 2)

Исследуйте как изменится вид диаграммы, если снять флажки против команд

Исследуйте как изменится вид диаграммы, если снять флажки против команд

Цвет заливки, Тип линии и ее цвет и толщину 2

Цвет заливки, Тип линии и ее цвет и толщину 2

Исследуем приемы форматирования

Исследуем приемы форматирования

При вводе числовых данных вместо десятичной дроби вы получаете данные в формате

При вводе числовых данных вместо десятичной дроби вы получаете данные в формате
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020