ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1:
Индивидуальная цель _____________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите общую цель занятия.
_________________________________________________________________________________________________________________________
Задание3. Ознакомьтесь с определениями Информации и составьте выводное знание:
Древо Понятия (ДП) ИНФОРМАЦИЯ (лат. Information – разъяснение, изложение) |
|||
|
|||
… – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, устных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.) |
…- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств |
… - это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов |
… - это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события |
Выводное Знание ИНФОРМАЦИЯ – это ____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4. Исследуйте понятие Информация по предложенной схеме и ответьте на поставленные вопросы.
Критерий исследования |
Свойства критерия |
Задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды информации |
По способу восприятия: 1. зрительная (визуальная) 2. звуковая (аудиальная) 3. тактильная (осязание, на ощупь) 4. вкусовая 5. обонятельная
Практически 90%
информации человек получает при помощи органов зрения,
|
Определите виды подучаемой информации в предложенных ситуациях 1. Хищник догоняет добычу, при этом он получает: ____________________ ________________________________________________________________ 2. Вы слушаете радио, при этом вы получаете _________________________ _________________________________________________________________ 3. Когда едите пересоленный суп ____________________________________ ___________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По форме представления: 1.текстовая 2.числовая 3.графическая a. растровая b. векторная 4.звуковая 5.видео
Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. |
1. Опишите форму представления музыкальной информации __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Опишите форму представления записи: (a2+b2)=a2+2ab+b2 __________________________________________________________________ ______________________________________________________ 3. Опишите форму представления информации, указанной на рисунке: ___________________________________________________ ___________________________________________________ 4. Приведите примеры, в которых числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По общественному значению:
1.личная · наследственность · знания, умения, опыт · эмоции, интуиции 2.массовая · обыденная · общественно-политическая · эстетическая 3.специальная · научная · производственная · техническая · управленческая
|
Какой вид информации получает человек в приведенных ситуациях 1. При просмотре передачи Новости _________________________________ __________________________________________________________________ 2. При изучении дисциплины Математика ____________________________ __________________________________________________________________ 3. К какому виду информации можно отнести опыт всего человечества ____ _________________________________________________________________ 4. К какому виду информации можно отнести умение человека разгадывать кроссворды _______________________________________________________ 5. К какому виду информации можно отнести умение человека разбираться в искусстве и моде __________________________________________________ 6. К какому виду информации можно отнести сферу деятельности человека (его профессиональные обязангности) _________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы представления информации - кодирование информации
|
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода, с целью сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.
Для кодирования информации используют: Цифры, Буквы, Знаки, Символы
Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.) Наряду с естественными языками разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.). Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса. Некоторые языки используют в качестве кодов не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др. Для представления в ВТ числовой информации используют системы счисления: позиционную (двоичную, восьмеричную, и т.д) и непозиционную - аддитивную (римскую – набор 7 символов: I=1, V=5,X=10,L=50 C=100,D=500, M=1000). Для кодирования текстовой информации используют ASCII, ISO Универсальная система кодирования - Unicode |
1.Установите соответствие форм представления с примерами
2. Определите, в каком случае используют естественный язык, в каком формальный: a. b. Quidquid latet apparebit. c. d. Японское письмо называется слоговым, там один значок обозначает слог 3. Представьте в математической форме следующее утверждение: Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получится пять ______________________ Какая форма является использует формальный язык, какая естественный?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свойства информации |
Достоверность – не искажает истинного положения дел Адекватность – создает образ объекта определенного уровня соответствия Краткость – не содержит в себе не нужных сведений Актуальность – несет необходимые сведения Полнота – определен уровень достаточности для понимания и принятия решения Ясность – выражена понятным языком для тех, кому она предназначена Своевременность (оперативность) – не потеряла свою значимость Ценность – мера совокупности сведений, которыми располагает потребитель Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию. Объективность/субъективность
|
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации: 1. Друг сообщает тебе: «На улице тепло» _______________________________ 2. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ...не на русском языке. __________________________________________________ 3. На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач. ____________________________________________________ 4. В 1 году - 12 месяцев _________________________________________________ 5. Какая информация является своевременной и одновременно важной: контрольная работа по математике состоится завтра; неделю назад состоялись соревнования по футболу; 6.Приведите пример,в котором есть нарушение свойств информации: __________________________________________________________ __________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы передачи информации |
Сигнал – это физический процесс, имеющий информационное значение
* Мимика * Жесты * Устная речь * Письменное сообщение * Радиоволны * Химическая реакция * Генетический год
Дискретный (прерывистый) сигнал - может принимать конечное число значений в конечное число моментов времени (Цифровой сигнал)
Примером дискретного сигнала является сигнал светофора
Аналоговый – непрерывно меняющийся во времени
Примером аналогового сигнала является снятие кардиограммы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действия над информацией |
Это процесс обработки информации по заданному правилу с помощью инструмента: - Мозг человека -Вычислительная машина Алгоритм обработки информации: 1. сбор информации – накопление информации 2. формализация– приведение в единую форму для сопоставления между собой, повышение уровня доступности 2. фильтрация – отсеивание лишнего 3. сортировка – упорядочение по заданному признаку 4. архивация – хранение в удобной форме 5. защита – комплекс мер по предотвращению утраты 6. преобразование – перевод из одной формы в другую, из одной структуры в другую 7. транспортировка - прием и передача между участниками информационного процесса Информационные процессы – действия, выполняемые с информацией. |
1. Перечислите действия с информацией, которые вы будете выполнять при написании реферата по дисциплине «Информатика»?
2. Приведите примеры ситуаций, в которых информация
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единицы измерения информации |
Прагматическая мера – измеряет ценность информации например, в экономике: как разность между ожидаемым экономическим эффектом при использовании информации, и тем же эффектом, но без ее использования Семантическая мера – смысловое содержание сообщения (сообщение равно нулю, если его сведения уже известны или субъект не в состоянии его понять) Это меры, предназначенные для качественного измерения. Количественная мера – вероятностный подход: i = log2N i – кол-во информации, содержащееся в сообщении, из N равновероятных событий.
Пример 1: В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар? т.к. N = 16 шаров, то I = log2 N = log2 16 = 4 бит.
В этом случае смысл сообщения не играет роли. Информация, которая не имеет смыслового значения называется данными.
1 бит – единичный объем данных 8 бит = 1 байт 1 Кбайт = 1024 байт 1 Мбайт =1024 Кбайт 1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта,
В ВТ при вводе текста 1 символ = 1 байт (один пробел = 1 байт)
1 клетка черно-белого рисунка (2-х цветное изображение) = 1 пиксель = 1 бит. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель Пример 2: Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом: Страница содержит 35 × 50 = 1750 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах): 1750 × 100 = 175 000 байт. 175 000 : 1024 = 170,8984 Кбайт. 170,8984 : 1024 = 0,166893 Мбайт. |
1. Определите объем введенной фразы: Информатика_–_прикладная наука.
Объем равен: __________ 1. Определите объем черно-белого графического объекта. Объем равен: __________ 2. Информационное письмо имеет размер 24576 байт. Его размер в килобайтах равен ___________ 3. Объем текста составляет 984 бита, сколько символов было введено? ________ 4. Укажите сообщения, семантическая мера которых для вас равна нулю: a) Два умноженное на два равно четырем b) Доме́н (фр. domaine) — область; единица структуры. Домен (область) — владения короля либо какого-либо феодала в Средние века. c) d) ДРАЙВЕР (англ. driver — водитель, ведущий) — компьютерная программа, помогающая операционной системе работать с каким-либо устройством (например, управлять устройствами ввода-вывода, клавиатурой, принтером и т. д.).
5. Определить объем информации, содержащийся на 1 странице, если страница содержит 60 строк, на каждой строке по 40 символов Ответ: ____________
6. В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение том, что выпал номер 15? (Подсказка: ответ не зависит от того, какой именно выпал номер)
Ответ: ________________________________________________________
7. Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст?
Ответ: ________________________________________________________
8. Сколько Кб составляет сообщение, содержащее 12288 битов?
Ответ: _______________________________________________________
9. Сколько книг объемом в 350 Кбайт можно разместить на трех дюймовойдискете 1, 44 Мбайта?
Ответ: _____________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Носители информации |
Вещественные объекты: бумага, дерево, камень, оптический диск, кассета и т.д Волны и поля различной природы: акустические, электромагнитные, электростатический заряд, гравитационное поле и т.д. Состояние вещества: температура, давление, объем, концентрация раствора, состояние нервных волокон человеческого мозга и т.д.
|
1. Какой вид носителя дает нам информацию о боли? ____________________________________________________________
2. К какому виду носителей относится светофор? ___________________
____________________________________________________________ 3.
|
Домашнее задание:
1. Подчеркните профессии тех людей, кто получает деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации:
металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, композитор, хирург, бухгалтер, директор, парикмахер, архитектор, художник, дворник, продавец, машинистка, балерина, поэт, программист.
2. Определите методы получения информации (ответ оформите в виде схемы):
3. . Заполните таблицу согласно ситуациям:
ситуация |
Вид информации |
Форма представления |
Способ передачи |
Источник |
Вид носителя информации |
a) |
|
|
|
|
|
b) |
|
|
|
|
|
c) |
|
|
|
|
|
d) |
|
|
|
|
|
a) Общение продавца с покупателем. |
b) Ремонт оборудования |
c) Просмотр телепередачи |
d) Изучение результатов анализа молока при приемки его на молокозаводе |
ФАЙЛОВАЯ СТРУКТУРА (ФС) - функциональная часть
Все операционные системы обеспечивают создание файловой структуры (системы).
Ситуация: Создать текстовый документ и сохраниь его на диске.
Алгоритм работы:
1. Включаем компьютер – при этом ___________________________________________________________________________________________
2. Открываем программу – при этом открывается _______________________________________________________________________________
3. Вводим данные и сохраняем их при этом ____________________________________________________________________________________
Задание 1 Исследуем структуру и приемы расположения информации на внешней памяти.
Объекты файловой структуры
ВИДЫ файлов и каталогов:
1. ___________________________________ 2. ______________________________________ 3. ____________________________________
Задание 2 Исследуем понятие каталога.
КАТАЛОГ
____________________________ __________________________
____________________________ __________________________
_____________ ______________ ______________
__________ ______ ______ ______ _______
Задание 3 Исследуем понятие файла.
ФАЙЛ
Файл – совокупность данных, объединенная общим именем. Это поименованная последовательность байтов произвольной длины. Он может содержать одно слово или занимать все пространство диска.
Имя файла состоит из__________________________________________________________________________________________________
|
README.TXT |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
||||
___________________ ____________________
___________________ _____________________
Собственное имя |
Расширение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4: Запиште имена файлов из предложенной файловой структуры:
E:\ |
|
|
|
|
|
|
Дисциплина |
Информатика |
Темы теории |
темы.mdb |
|
|
|
|
Перечень ЛПЗ |
lpz.Txt |
|
|
Долги |
|
Математика |
Игры |
shariki.exe |
|
|
1 семестр.txt |
|
|
|
|
|
все.mdb |
реферат.xls |
|
|
|
оценки.doc |
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ:
В операционной система WINDOWS |
В операционной системе MS DOS |
имя может содержать до 256 любых символов, кроме: /, \, :, *, ?, “, <, > |
Имя записывается в соответствии с соглашением 8.3: 8 символов на собственное имя и 3 – на расширение и не допускает наличие пробелов и русских букв |
Задание 5. Изучите типы наиболее распроспространенных расширений
.com – командный файл, готовый к выполнению .exe – запускаемый файл (готовый к выполнению – вторая разновидность) . sys – системный файл .bat – командный пакет .bak – копия файла, хранящая предыдущую версию файла .txt – текстовый файл .doc – текстовый, созданный в WORD |
.xls – созданный в EXCEL .bmp – графический, хранящий растровое изображение .wmf – графический, хранящий векторное изображение .mdb – файл баз данных, созданных в ACCESS
– архивные файлы, созданные в разных приложениях
.mp3 - аудио файл |
В операционной системе WINDOWS на тип файла указывают и пиктограммы, расположенные слева от имени файла см рис на стр 26
__________________________ ___________________________________
Задание 6. Выберите номер файлов из таблицы, согласно ситуации:
№ |
|
№ |
|
1. |
Readme238.txt |
2. |
Win.exe |
3. |
Secret.sys |
4. |
Help.bak |
5. |
Немо.txt |
6. |
Win.dll |
7. |
Baza.mdb |
8. |
задача124.xls |
9. |
Aвto.com |
10. |
Studentы.mdb |
11. |
10file.xls |
12. |
Nc.exe |
13. |
Workc.doc |
14. |
Работа.doc |
15. |
125Codecs.bat |
16. |
Nc.sys |
Ситуации |
Номер файла |
1. Какие имена файлов недопустимы в ОС MS DOS? |
|
2. Перечислите системные файлы. |
|
3. Перечислите запускаемые файлы |
|
4. Перечислите текстовые файлы |
|
5. Какие собственные имена разрешены как в ОС WINDOWS так и в ОС MS DOS? |
|
Задание 7. Исследуйте действия с объектами файловой структуры:
1. переименование - ______________________________________
2. удаление - _____________________________________________
3. копирование - __________________________________________
4 . перенос - ______________________________________________
5. поиск - _________________________________________________
6.управление атрибутами - __________________________________
При организации поиска удобнее использовать шаблон - _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
* – начиная с этой позиции в имени или расширении могут стоять любые допустимые знаки
? – означает, что в данной позиции может стоять любой допустимый знак, но только один
Задание 8. Составьте шаблоны для поиска указанных файлов:
kredo.doc, word.doc, flung.doc, install.doc, didi.dll, acc.dll, slim.dll |
runwise.exe, risunok.txt, |
demo.txt, kredo.doc, kredo.exe, dialero.com |
|
|
|
Задание 9. Исследуйте понятияпуть и полное имя файла:
Чтобы облегчить поиск информации на диске (систематизация файловой структуры) применяется древовидная (иерархическая) структура каталогов.
Чтобы получить доступ к файлу необходимо знать путь (адрес) к файлу. Путь – это запись, содержащая имя диска и все каталоги, в которых он находиться. Путь к файлу и его имя образуют полное имя фала.
С:\STUDENT\LEX\DIPLOM\stil.doc
На одном диске могут храниться файлы с одинаковыми именами, но полное имя уникально: C:\STUDENT\LEX\lex1.txt и C:\STUDENT\lex1.txt
Задание 10: Ответьте на вопросы по предложенной файловой структуры:
E:\ |
|
|
|
|
|
|
Дисциплина |
Информатика |
Темы теории |
темы.mdb |
|
|
|
|
Перечень ЛПЗ |
lpz.Txt |
|
|
Долги |
|
Математика |
Игры |
shariki.exe |
|
|
1 семестр.txt |
|
|
|
|
|
все.mdb |
реферат.xls |
|
|
|
оценки.doc |
|
|
|
1.Сколько каталогов на диске? ___________ каталогов (папок), _________файлов
2.Укажите полное имя файла Shariki.exe. ______________________________________________________________________________________
3.Запишите путь к файлу Темы.mdb _______________________________________________________________оценки. doc__________________
4.Какие файлы будут найдены по шаблону *.mdb ______________________________ *.?x? ___________________________________________
5.Можно ли в каталоге Дисциплина создать файл реферат.xls? ___________, почему? ______________________________________________,
а создать файл реферат.doc? ___________, почему?____________________________________________________________________________.
Материал для самостоятельного изучения |
Назначение файловой структуры |
Принцип организации файловой структуры |
Атрибуты файла |
* хранение данных на дисках * размещение файлов на диске * обеспечение доступа к данным * выполнение операций над файлами |
Поверхность диска рассматривается как трехмерная таблица, с измерениями: номер поверхности, цилиндра и сектора. Сектор – наименьшая единица хранения данных. Кластер – группа секторов – наименьшая единица адресации к данным. Его размер зависит от емкости диска |
R/O – только чтение, обеспечивает защиту файла H – скрытый, при просмотре ФС этот файл невидим S – системный файл, его использует ОС A – архивный, хранящий архив |
Домашнее задание
1. Дайте определение предложенных понятий (И. И. Сергеева и др. «Информатика» Стр. 283):
Архиваторы – это специальные программы, которые _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
Архивные файлы – это ____________________________________________________________________________________________________
2. Определите основные функции архиваторов (И. И. Сергеева и др. «Информатика» Стр. 285):
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
3. Укажите основное назначение предложенных архиваторов (И. И. Сергеева и др. «Информатика» Стр. 285 - 293):
Архиватор |
Назначение |
WinZip |
|
WinRar |
|
4. Определите какие, из перечисленных программ, относятся к указанным видам программ: MS DOS, WINDOWS ’95\98, Microsoft Word, язык программирования Microsoft C++, операционная оболочка NORTON COMMANDER, система 1С бухгалтерия, электронные таблицы Microsoft Excel, игровые программы, Драйверы, язык программированияTurbo Pascal, антивирусные программы
Инструментальное ПО |
Системное ПО |
Прикладное ПО |
|
|
|
|
|
|
5. В записи D:\ SLIN\GOLD\DEMO\ list.exe укажите:
Носитель |
Путь |
Собственное имя файла |
Полное имя файла |
расширение |
Имя файла |
Тип файла |
|
|
|
|
|
|
|
6. Жесткий диск разбит на 2 логических диска, какие имена им автоматически присвоит система? _________________, Какое имя будет у дисковода для гибких дисков? _____________, Какое имя при этом будет присвоено дисководу для чтения CD дисков? ____________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.