Факторы, определяющие климат России
Оценка 4.6

Факторы, определяющие климат России

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
14.12.2024
Факторы, определяющие климат России
Выявление причины, по которой влажный воздух не блокируют Уральские горы, находящиеся на пути. Изучение нового материала. Изучение схемы.
8 кл. 26 ур.Факторы, определяющие климат России.docx

                                                     План урока

1.Класс      8                                                           Дата      ___________

2.Тема: Факторы, определяющие климат России.

3.Тип урока: урок освоения новых знаний и умений.

4.Цель урока: сформировать представление о факторах, определяющие климат России.

 5.Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- повышенный интерес к познанию природы России и своего края.

Метапредметные результаты:

анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления

Предметные результаты:

находить, извлекать и использовать информацию об особенностях компонентов природы России из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, фотоизображения) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

6.Ключевые слова: климатообразующие факторы; географическая широта; континентальность климата; солнечная радиация; суммарная радиация, рельеф.

7.Базовые понятия: положение, компонент, фактор, регион, изменение.

8.На уроке предусмотрено использование следующих видов деятельности: Выявляют причину, по которой влажный воздух не блокируют Уральские горы, находящиеся на пути; Изучение нового материала; Изучают схему; Выявляют причину, из-за которой на дне котловины температура воздуха ниже, чем на вершинах; Изучают карту распределение радиационного баланса на территории России; Сравнивают свой ответ с заданным образцом правильного ответа; Определяют в каком из пунктов, обозначенных на карте мира, в июне количество суммарной солнечной радиации на земной поверхности больше; Приводят два довода для обоснования своего ответа.

Блочно-модульное описание урока

1.Мотивирование на учебную деятельность. (Слайд 2)

Выявляют причину, по которой влажный воздух не блокируют Уральские горы, находящиеся на пути. Индивидуальная работа.

   Несмотря на то, что Алтайские горы очень удалены от океана, здесь выпадает достаточно много осадков. Все эти осадки орографического происхождения. Влажный воздух Атлантики, идя на восток под действием западных ветров, практически не встречает на своём пути высоких гор, которые бы заставили его конденсироваться в воду. Алтай же является для него первым серьезным барьером.

Почему этот влажный воздух не блокируют Уральские горы, находящиеся на пути? При необходимости воспользуйтесь физической картой России.

 

Примерный вариант ответа: потому что Уральские горы невысокие и т.п.

 

2. Актуализация опорных знаний. (Слайд 3)

Отвечают на вопросы учителя. Фронтальный опрос.

- Давайте с вами вспомним, что такое климат? (Климат — это многолетний режим

погоды, характерный для определённой местности ).

- А, что такое климатообразующий фактор? (Климатообразующие факторы —

 природные условия, влияющие на климат определённой территории.).

- Какие факторы, влияющие на формирование климата, вы можете назвать?

 

  3. Целеполагание:

ты узнаешь: о влиянии климатообразующих факторов на формирование климата разных областей России.

ты научишься: извлекать и использовать информацию об особенностях компонентов природы России из различных источников географической для решения различных учебных и практико-ориентированных задач.

 

Этап 2. Освоение нового материала. (Слайд 4-18)

Изучение нового материала; Изучают схему; Выявляют причину, из-за которой на дне котловины температура воздуха ниже, чем на вершинах. Индивидуальная работа.

     Климатообразующие факторы: солнечная радиация, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.

Суммарная солнечная радиация  общее количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли: прямой и рассеянной. Она тем больше, чем больше угол падения солнечных лучей и длительность светового дня.

Радиационный баланс  разница между суммарной солнечной радиацией и её потерями на отражение и тепловое излучение Земли. В России в среднем за год он положительный, но зимой  повсеместно отрицательный.

Континентальность климата  свойство климата, которое выражается в увеличении годовой амплитуды температур и засушливости по мере удаления от океанов.

Рельеф определяет различия в выпадении осадков на наветренных и подветренных склонах, образование «полюсов холода» в межгорных котловинах Сибири.

 

Прочитай информацию, рассмотри схему и ответь на вопрос. (Слайд 19)

Тебе известно, что чем выше человек поднимается в горы, тем ниже становится температура воздуха. Однако на представленном изображении можно наблюдать обратную картину — на дне котловины температура воздуха ниже, чем на вершинах. 

Почему так происходит?

Ответ: В случае, когда территория окружена горами, теплый воздух вытесняется из нее более холодным, который «перетекает» через хребты.

2.Проверка первичного закрепления.

Изучают карту распределение радиационного баланса на территории России; Сравнивают свой ответ с заданным образцом правильного ответа. Парная работа.

Изучите распределение радиационного баланса на территории России и выполните задания.

Расположите указанные города в порядке увеличения радиационного баланса за год. (Слайд 20)

1. Москва

2. Мурманск

3. Волгоград

4. Сочи

5. Якутск.

 

А теперь сравни свой ответ с заданным образцом правильного ответа. (Слайд 21)

 

Этап 3. Применение изученного материала.

Определяют в каком из пунктов, обозначенных на карте мира, в июне количество суммарной солнечной радиации на земной поверхности больше; Приводят два довода для обоснования своего ответа. Индивидуальная работа.

Выполнение заданий ГИА. (Слайд 22)

Определите в каком из пунктов, обозначенных на карте мира, в июне количество суммарной солнечной радиации на земной поверхности больше. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

Решение задания и ответ:

1) Суммарная солнечная радиация в июне больше в пункте Б.
2) В июне в районах, прилегающих к Северному тропику выше угол падения солнечных лучей.
3) В июне в северном полушарии больше продолжительность дня, а, следовательно, и суммарная радиация.

 

Этап 4/БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков.

Выполнение тестовых заданий. Индивидуальная работа. (Слайд 23)

1.Выберите тип земной поверхности, обладающий минимальной отражающей способностью:

А) Пески;

Б) Растительность;

В) Чернозем;

Г) Снег.

 

2. Какой океан оказывает наибольшее влияние на формирование климата России?

А) Тихий;

Б) Атлантический;

В) Индийский;

Г) Северный Ледовитый.

 

3. Какое перемещение воздушных масс господствует над территорией нашей страны?

А) Со стороны Тихого и Атлантического океанов поступает морской воздух умеренных широт и морской тропический воздух;

Б) Со стороны Северного Ледовитого океана поступает арктический воздух;

В) Все ответы верны.

 

4.Большое влияние на климат России оказывает _______. Отсутствие гор на севере и западе способствует проникновению арктических и атлантических воздушных масс в глубь страны (вставь пропущенное слово).  Ответ: РЕЛЬЕФ

 

Этап 5/БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание.

1. Рефлексия.           (Слайд 24)                                                                                                                                                               

1. Сегодня я узнал… 
2. Было трудно… 
3. Я понял, что… 
4. Я приобрел… 
5. Я научился… 
6. Меня удивило… 

2. Домашнее задание.

1)Изучить § 26;

 2) Ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа.


 

План урока 1.Класс 8

План урока 1.Класс 8

Отвечают на вопросы учителя. Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя. Фронтальный опрос

Проверка первичного закрепления

Проверка первичного закрепления

Этап 4/ БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4/ БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2024