Факультативный курс по русскому языку и литературе
«Поэзия малой Родины»
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.
Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.
С.Я.Маршак
На сегодняшний день очень часто приходится сталкиваться с проблемой прочтения художественного произведения школьниками, с проблемой их приобщения к миру литературных произведений, с достаточно низким уровнем читательского развития и интереса.
В общеобразовательных учебных заведениях необходимы факультативные курсы, направленные на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к чтению, формирование читательской культуры, а также организации самостоятельного чтения.
Принципы внеклассной работы по литературе те же, которыми руководствуется учитель в течение урока, однако необходимо учитывать особенность проведения внеурочных мероприятий, а именно: добровольность, повышенный интерес учащихся к предмету, а также самостоятельность учащихся.
Темы занятий факультативного курса подобраны с учётом возрастных особенностей учащихся .
Особенностями читательского восприятия учащихся являются:
- активность сопереживания героям;
- развитое, богатое воображение;
- стремление в разных формах проявить себя.
В продолжение разговора о прочитанном рассказе или стихотворении, учащиеся просмотрят наиболее яркие моменты мультипликационного фильма или ярких презентаций и сравнят их с оригинальным текстом.
На занятии учащиеся освоят некоторые литературоведческие термины и понятия, поработают с литературоведческими словарями.
С общеобразовательной целью программой факультатива предусмотрено время для разговора об авторах, писавших под псевдонимами, о людях, являющихся прототипами героев известных произведений.
Работа данного факультативного курса должна существенно помочь учащимся наилучшим образом воспринимать предлагаемые тексты, а впоследствии правильно подойти к оценке самостоятельно прочитанного, развивая свои читательские способности. А также внеклассная деятельность факультатива способствует расширению лингвистического кругозора учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую языковую культуру учащихся.
В завершение изучения литературных произведений предусмотрены уроки развития речи.
Значительное место во внеклассной работе занимают конкурсы, викторины, литературные игры, которые должны помочь расширению круга чтения учащихся, углублению прочтения шедевров казахской литературы, избранной учителем для внеклассных занятий. Игровая форма занятий является немаловажным фактором в поддержании интереса учащихся к литературе, способствует развитию у учащихся эстетического вкуса.
Программа адресована учащимся 5 класса общеобразовательной школы.
Работа факультативных занятий рассчитана на годичный курс с одним уроком в неделю(34 урока в год).
Основная направленность программы – нравственно-эстетическая направленность.
Основными типами уроков предполагаются: традиционный урок, урок-лекция, урок-беседа, урок-викторина, урок-игра, уроки развития речи.
Основные виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Задачи программы
1. Обучающие:
формирование читательского интереса у учащихся и навыков восприятия печатного текста;
- ознакомление с некоторыми литературоведческими терминами.
2. Развивающие:
- развитие усидчивости, дисциплинированности;
- развитие внимания;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие умения находить эмоциональный лейтмотив и основную проблематику сюжета;
- развитие умения следить за развитием сюжета в произведении;
- развитие умения сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и различие авторских позиций;
- развитие умения обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- развитие умения сопоставлять жизненный материал и сюжет литературного произведения.
3. Воспитательные:
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
- воспитание интереса и уважения к культуре своего и других народов;
- стимуляция роста личности учащихся.
Цели программы
1. Развитие и поддержка интереса к чтению.
2. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.
3. Формирование читательской культуры.
4. Использование чтения как инструмента познания мира и самопознания.
5. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
6. Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей.
7. Развитие любви к чтению.
8. Повышение уровня чтения.
Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческой самостоятельности учащихся.
Чтение является одним из самых полезных видов работы на данном этапе обучения. Вдумчивое чтение (при изучении драматического произведения можно ввести чтение по лицам), передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают учащимся должным образом понять внутренний мир героев, соотнести их поступки со своим мироощущением.
Разнообразные формы чтения (выразительное чтение, чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение) помогают учащимся глубже понять прочитанное, одновременно совершенствуя навыки чтения, обогащают устную речь учащихся.
Литературное творчество
– это создание учащимися словесных, устных и письменных художественных произведений. При этом формируются речевые, читательские умения, активизируется речевая деятельность учащихся, стимулируется развитие речевых умений. Основой для литературного творчества является изучаемое произведение или жанр, фольклорный или литературный. Целью является активизация литературно-творческой деятельности учащихся при работе с литературным произведением, достижение более точного понимания замысла автора, смысла отдельных образов и произведения в целом.
Метод реализуется при помощи таких приёмов, как сочинение-отзыв о прочитанном произведении, сочинение на тему изученного произведения, сочинение в заданном жанре. Для выполнения этих видов работ предусмотрены уроки развития речи.
Словесное рисование
Учащиеся перечитывают отдельные фрагменты художественного произведения, нумеруя события, объединяют более мелкие действия в более крупные. Затем описывают образы или картины, которые возникают в сознании при чтении литературного произведения.
Этот приём направлен на развитие способностей к конкретизации словесных образов и воображения.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя проводится с целью оживить облик писателя, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, сомнениям, идеалам. Учитель обращает внимание учащихся на то, что личность писателя неотделима от его исторической эпохи, от тех исторических событий, участником которых он был.
На уроке для просмотра используются наиболее яркие эпизоды, помогающие лучше понять изучаемое литературное произведение, учащиеся сопоставляют фрагменты экранизации и оригинальный текст. При этом сопоставлении проводится коллективное обсуждение изучаемого материала. Этот вид работы призван научить учащихся оценивать экранизацию с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссёров с авторским замыслом, осмысливать роль планов, музыки, цвета.
Работа с аудиокассетой позволяет сформировать культуру чтения художественных произведений. Учащиеся должны услышать и прочувствовать те языковые особенности, которые отличают данный художественный текст. Исполнение актёров помогает услышать особенности языка, которым автор написал своё произведение.
Также будет полезным привлечение музыки на факультативные занятия, что является одним из важнейших аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, росту их эстетического развития.
Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяет объём знаний и умений учащихся. Музыка воздействует на чувства, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углублённого понимания литературного произведения. Музыка не способна передать конкретные представления и понятия, но она может глубоко и непосредственно отобразить переживания человека, отразить его внутренний мир способом, который сходен с интонациями человеческой речи.
Включение прослушивания музыкальных произведений в уроки литературы заметно оживляют их, заражают учащихся общим настроением. Полезно одновременное прослушивание музыкальных записей при анализе литературного произведения, что способствует эмоциональному восприятию учащимися текста и прояснению особенностей авторской позиции.
Основная задача использования музыкальных произведений – развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки.
Из всех видов изобразительного искусства наиболее близка литературе графика, которая изображает действительность средствами рисунка. Условность средств живописи позволяет выразить впечатление от предметов при минимальной предметности самого изображения, что особенно ярко проявляется в художественной иллюстрации. Иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, истолковывать, пояснять его в зрительных образах. Именно эта особенность художественной иллюстрации представляет особую ценность на уроках изучения литературного произведения.
Художник-иллюстратор является помощником читателя: он переводит словесные образы писателя в образы рисунка, которые помогают объяснить литературный текст, подчёркивают какие-то стороны композиции и сюжета произведения, обращают внимание читающего на протекающее действие и на облик персонажей произведения.
Сопоставление литературного произведения с иллюстрацией к нему является толчком для создания проблемной ситуации на занятии и подталкивает учащихся к анализу художественного текста для прояснения собственных впечатлений и представлений. Взаимодействие читательской деятельности со зрительской деятельностью в процессе сопоставительного анализа становится средством повышения качества восприятия художественного текста. Этот приём направлен на активизацию внимания учащихся и способствует развитию читательского воображения и формирования умений анализировать композицию эпизода и образы персонажей, видеть приёмы выражения авторского отношения к героям и понимать его, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения художника, понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.
Беседа требует для своего проведения достаточно большое количество учебного времени, а при довольно небольшом составе группы занимающихся открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся, создаётся обстановка гораздо большей, в сравнении с уроками, непосредственности общения преподавателя с учениками. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер. Она фрагментарно может быть включена в лекцию, может стать разновидностью практических занятий. В процессе беседы применяется эвристический метод, проблемные задания, что повышает познавательную активность учащихся и эффективность процесса обучения. Также подобная форма работы является наиболее плодотворной для развития диалогической речи учащихся.
Лекция учителя содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал. В лекции освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания, готовности и умения слушать.
Наличие в программе факультативных занятий игровых моментов призвано способствовать развитию у учащихся эстетического вкуса и творческого воображения.
Календарное планирование факультативного курса
5 класс
№ |
Тема |
К-во часов |
Сроки |
1 |
Введение. Знакомство с писателями и поэтами Восточного Казахстана. |
1 |
|
2 |
Разнообразие художественных жанров в творчестве писателей |
1 |
|
3 |
Абай Кунанбаев. Осень |
1 |
|
4 |
Абай Кунанбаев. Зима |
1 |
|
5 |
Абай Кунанбаев. Весна |
1 |
|
6-7 |
Мухтар Ауэзов. «Возвращение» |
2 |
|
8-9 |
Мухтар Ауэзов. «Сирота» |
2 |
|
10 |
Шакарим Кудайбердиев «О себе» |
1 |
|
11 |
Шакарим Кудайбердиев «Чаша жемчуга» |
1 |
|
12-13 |
Г.Д. Гребенщиков «Ханство Батырбека» |
2 |
|
14-15 |
Г.Д. Гребенщиков «Большая семья» |
2 |
|
16 |
П.Н. Васильев «Иртыш» |
1 |
|
17-18 |
Виктор Астафьев. «Калапуха» |
2 |
|
19-20 |
Александр Волков «Волшебник Изумрудного города» |
2 |
|
21-22 |
Александр Волков «Волшебник Изумрудного города» |
2 |
|
23 |
Презентация творческого наследия Мухтара Магауина |
1 |
|
24-25 |
М.Магауин. Рассказ «Без хозяина» |
2 |
|
26 |
С.Торайгыров «Я стану человеком» |
1 |
|
27 |
С.Торайгыров «Моя мечта» |
1 |
|
28 |
С.Торайгыров «Родному народу» |
1 |
|
29-30 |
Человек – легенда К. Кайсенов «Детство, опаленное войной» |
2 |
|
31-32 |
К. Кайсенов «Мальчик в тылу врага» |
2 |
|
33 |
Турнир знатоков |
1 |
|
34 |
Итоговый урок. Повторение |
1 |
|
Результаты:
- овладение новой литературоведческой терминологией;
- умение проанализировать текст художественного произведения;
- умение проследить за развитием сюжета и проанализировать образы героев литературного произведения;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- повышение мотивации к чтению;
- развитие читательской культуры учащихся.
Проверка результатов работы учащихся проводится в течение занятия, в ходе выполнения ими творческих заданий, в процессе участия в литературных конкурсах, играх, викторинах.
Литература
1. Абдрахманова Т. Радость,сб.стихов,Изд.Жазушы, 1985г.
2. Ауэзов М.А. Путь Абая. Роман
3. Кайсенов К. «Партизанской тропой», Изд. Жазушы, 1994г.
4. Кайсенов К. «В тылу врага», Изд. Жазушы, 1994г.
5. Кайсенов К. «Мальчик в тылу врага», Изд. Жазушы, 1994г.
6. Нуршаихов А.Песня любви,Изд.Жазушы
7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.
8. Сборник рассказов казахских писателей. Утренняя роса., Изд. Жазушы,1981 г.
9. Сборник стихотворений молодых казахских поэтов.Разбег., Изд. Жалын, 1986г.
10. Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2002-2009 г.г.
11. Чернова Н. Только о любви. сб.стихотворений,
12. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
13. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.
Портреты поэтов и писателей
Раздаточный материал по темам курса
Репродукции картин художников
ПК, мультимедийный проектр
Интернет-ресурсы
Книжный фонд библиотеки
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.