"Федора әбигә булышу" конспект

  • doc
  • 23.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФЕДОРА ЭБИГЭ БУЛЫШУ конспект урока.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Конспект образовательной деятельности по УМК

 «Поможем бабушке Федоре»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Кадрия Шагитовна Сунгатуллина

 

 

г. Заинск

 

Конспект образовательной деятельности по УМК по татарскому языку «Поможем бабушке Федоре» в старшей группе

 

 

Программные задачи:

 

Обучающие: Расширять словарь детей, закрепить знания детей о цвете.

 

Развивающие: Развивать умение понимать татарскую разговорную речь, умение отвечать на вопросы по-татарски и составлять предложения из 2-3 слов.

 

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к посуде.

 

Основная образовательная область: “Речевое развитие ”.

 

Интегрированные образовательные области: “Познавательное развитие”, “Художественно – эстетическое развитие”.

 

Методы и приемы:

 

Методы: наглядные, словесные, игровые, сюрпризный момент.

 

Приемы: художественное слово, вопросы к детям, дидактические игры, поощрение.

 

Наглядные средства обучения: конверт, презентационный материал для интерактивной доски, раздаточные карточки с рисунками посуды, силуэты посуды.

 

Словарная работа

 

Обогащение словаря: тәлинкә, кашык, чынаяк.

 

Активизация словаря: зәңгәр чынаяк, кызыл тәлинкә, сары кашык.

 

Предварительная работа: Разучивание песни “Зәнгәр чынаяк. ”

 

 

 

 

Ход ООД

Вводная часть (дети сидят на стульчиках)

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар!

 

Дети: Исәнмесез.

 

Воспитатель: Хәлләрегез ничек?

 

Дети: Әйбәт.

- Ребята, вы слышите кто то плачет? Внимательно послушайте! ( Слушают)

·        Это оказывается Федора плакала. А что с ней случилось?

Воспитатель:  Что же делать? Ребята, поможем Федоре?

 

Дети: Әйе. Да, поможем.

 

Воспитатель: Постараемся мы выполнить все задания, чтобы посуда  вернулась к Федоре.

 

Воспитатель: Ну что ж, не будем терять времени.

Задание №1 «Отгадай загадку, назови по- татарски»

 

Воспитатель: Ребята, за этими цветными фигурами спрятана разная посуда. Если вы отгадаете загадки, то сможете увидеть эти предметы. Итак, внимание.

Какого цвета фигуру мы расколдуем первой, София А.?

Дети: кызыл – красную.

Тогда слушайте первую загадку.

 

Если б не было ее. (Әгәр бездә ул булмаса.)

Было б кушать тяжело.( Ашавы авыр булыр)

Некуда и суп ложить ( Ашны кая саласы?)

И котлету положить.( кәтлитне кая куясы?)

 

Дети: тарелка – тәлинкә.

 

Воспитатель: Согласна. Какого цвета фигуру мы расколдуем второй, Полина Сафронова?

 

Дети: яшел – зеленый.

 

Воспитатель: Тогда слушайте вторую загадку.

 

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

 

Дети: Ложка-кашык.

 

Воспитатель: Молодцы. Какого цвета фигуру мы расколдуем третьей, Андрей?

 

Дети: сары – желтый.

 

Воспитатель: Тогда слушайте третью загадку.

 

Я красива и тонка,

Разукрашены бока,

А гостей встречаю,

Чаем угощаю.

 

Дети: Чашка – чынаяк.

 

Воспитатель: Молодцы.

 

Задание № 2 “ Собери посуду ” (Лулли) .

 

Воспитатаель: Ребята, следующее задание. Но сначала скажите, что изображено на круги?(Посуда).

-Надо подбирать чашку к тарелки. Какую тарелку ты выберешь, Андрей?

-Зур чынаяк ничә?( Саный)

-Ничә кечкенә тәлинкә ?

 

Задание № 3 «Посчитай по татарски». Внимание на экран. ( Шкаф)

 

Воспитатель: Федора разбила не только чашку, но и много другой посуды. Такая она неаккуратная. Давайте посчитаем, сколько у нее осталось посуды. (Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты).

·        Сколько у неё осталось чашек?(Аның ничә чынаягы калган?)( Балалар җавабы).

·        Ничә тәлинкә? (Балалар җавабы).

·        Ничә кашык? (Балалар җавабы).

·        Ничә яшел савыт-саба?

 

Воспитатель: Молодцы! Все справились. Слушайте следующее задание.

 

Задание №4 «Скажи наоборот» (с мячом)

 

Воспитатель: Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

 

Ложка чистая – ложка грязная. (Чиста кашык- пычырак кашык)

Чашка большая – чашка маленькая (Зур чынаяк- кечкенә чынаяк).

Чиста тәлинкә- пычырак тәлинкә.

Кечкенә чынаяк- зур чынаяк.

пычырак кашык -чиста кашык

Кечкенә тәлинкә- зур тәлинкә...(Һәрбер бала белән уйнала).

 

5. “Что лишние”

Булдырдыгыз. Экранга карагыз әле, балалар.  Ребята, посмотрете на экран  посуда побежала по лесам по полям от Федоры. Смотрете, а что здесь лешнего?  ( Игра “Что лишней ?” на экране)

 

6.Воспитатель: Ребята, давайте сейчас отдохнем и споем песню “Зәңгәр чынаяк” (дети встают полукругом).

 

Зәңгәр-зәңгәр чынаяк (ладошки в виде чашки, покачивания)

 

Зәңгәр-зәңгәр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)

 

Әйе шул, әйе шул (наклон вперёд)

 

Матур, чиста чынаяк. (потираем руки – моем их)

 

Әйе шул, әйе шул, (наклон вперёд)

 

Зәңгәр, зәңгәр чынаяк. (ладошки в виде чашки, покачивания)

 

Задание №7«Укрась посуду татарским орнаментом».( Экранда үрнәк )

 

Воспитатель: Посмотрите, когда посуда бежала от Федоры, шёл сильный дождь и с посуды смыло весь рисунок. Давайте, украсим посуду, чтобы она стала такой же красивой как прежде. (Аппликация )

(Дети клеят  на силуэтах посуды татарский орнамент.)Мы украсим посуду татарским орнаментым. Проходите, садитесь.

 

Воспитатель: Все справились с заданием?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получилась.

 

Воспитатель: А вы, хотети узнать посуда вернулось к Федоре?( Ответ детей)Давайте, посмотрим. Молодцы, ребята!

 

8. Итоговая часть занятия.

Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается. Что мы, сегодня с вами сделали доброго ? ( Балаларның җавабы.)

-Кто к нам сегодня приходил? Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили (о посуде). Какие цвета мы с вами вспомнили? Вам понравилось сегодняшнее занятие? Молодцы.

- Вы, сегодня очень хорошо занимались, были активными.  И Федора  вам передала угощение. До свидания - Сау булыгыз, балалар!

 

(Под весёлую музыку уходят).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1. Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».

 

2. Использованная образовательная программа: «Региональная программа дошкольного образования» Р. К. Шаехова, Казань 2012

 

3. Г. З. Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

 

4.«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку» Казань, 2012г.

 

5.«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г