1.Назначение КИМ
Контрольные измерительные материалы предназначены для определения уровня теоретических знаний и практических умений учащихся 5 класса по предмету ОДНКНР. Результаты мониторинга используются для определения уровня знаний обучающихся по итогам изучения курса ОДНКНР в течение года по пройденным разделам.
2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Контрольная работа состоит из заданий базового и повышенного уровня сложности.
Работа позволит измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений по итогам изучения разделов курса ОДНКНР в 5 классе.
Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:
• Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05 2021 г.№287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарт основного общего образования (с изменениями и дополнениями)»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07 2022 г №568 «О внесении изменений в федеральных государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2023 № 287»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»; • Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс / Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. – 3-е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф, 2021.
3. Структура КИМ – контрольная работа с элементами тестирования.
В контрольную работу по ОДНКНР включено 10 вопросов в форме теста по каждому разделу. Все представленные вопросы и задания четырех типов: с выбором одного ответа; с выбором двух или нескольких ответов; задание на установление соответствия; задание кратким или развернутым ответом. 4. Критерии оценивания тестовых работ.
Оценка за контроль ключевых компетенций учащихся производится по пятибалльной системе.
При выполнении заданий ставится отметка:
«3» - за 50-70% правильно выполненных заданий,
«4» - за 70-80% правильно выполненных заданий,
«5» - за правильное выполнение более 80% заданий.
5. Распределение ответов в тестах:
Тема раздела |
№ вопроса |
Ключ к заданию |
Баллы |
«В мире культуры» ТЕСТ № 1 |
1 |
А |
1 |
2 |
В |
1 |
|
3 |
Б |
1 |
|
4 |
В |
1 |
|
5 |
А – 2 Б – 3 В – 1 |
3 |
|
6 |
А |
1 |
|
7 |
Б, Г, Е, З |
4 |
|
8 |
Свободный ответ |
2 |
|
9 |
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, Л, Н |
10 |
|
|
10 |
А, Б |
2 |
Тема раздела |
№ вопроса |
Ключ к заданию |
Баллы |
«Нравственные ценности народов Российской Федерации» ТЕСТ № 2
|
1 |
А, Б, В |
3 |
2 |
Б |
1 |
|
3 |
Г |
1 |
|
4 |
А |
1 |
|
5 |
Б |
1 |
|
6 |
А – 3 Б – 4 В – 2 Г – 1 |
4 |
|
7 |
Б |
1 |
|
8 |
А – не погибает; Б – держится; В – семьей живет; Г – ни горя не знать. |
4 |
|
9 |
Б |
1 |
|
10 |
Г |
1 |
Тема раздела |
№ вопроса |
Ключ к заданию |
Баллы |
«Культурные и религиозные традиции народов Российской Федерации» ТЕСТ № 3
|
1 |
Б |
1 |
2 |
Б |
1 |
|
3 |
Б |
1 |
|
4 |
В |
1 |
|
5 |
В |
1 |
|
6 |
Г |
1 |
|
7 |
Г |
1 |
|
8 |
В |
1 |
|
9 |
Б |
1 |
|
10 |
В |
1 |
Тема раздела |
№ вопроса |
Ключ к заданию |
Баллы |
«Как сохранить духовные ценности» ТЕСТ № 4
|
1 |
Б |
1 |
2 |
А, Б, Г |
3 |
|
3 |
А |
1 |
|
4 |
А, Б, В, Г |
4 |
|
5 |
А, Б, В |
3 |
|
6 |
А, В, Г |
3 |
|
7 |
В |
1 |
|
8 |
Свободный ответ |
2 |
|
9 |
Свободный ответ |
2 |
|
10 |
А, Г |
2 |
Тема раздела |
№ вопроса |
Ключ к заданию |
Баллы |
«Твой духовный мир» ТЕСТ № 5
|
1 |
Г |
1 |
2 |
А, Б, В, Г |
4 |
|
3 |
В |
1 |
|
4 |
Б |
1 |
|
|
5 |
Б, Г |
2 |
6 |
Г |
1 |
|
7 |
А – 2 Б – 1 В – 4 Г – 3 |
4 |
|
8 |
А, В, Г, Е |
4 |
|
9 |
А – 4 Б – 1 В – 2 Г – 3 |
4 |
|
10 |
А, Б, В, Г |
4 |
7. Условия проведения:
Контрольная работа в виде теста выполняется непосредственно в бланке с текстами заданий.
В заданиях с выбором ответа ученик отмечает тот ответ, который считает верным.
В заданиях на соотнесение, в которых устанавливается соответствие между рассматриваемыми объектами для каждой цифры подбирает соответствующую букву.
В заданиях со свободным ответом ученик записывает ответ в виде законченного высказывания. Задания с выбором нескольких ответов считаются выполненными, если выбранные учащимися номера ответов совпадают с верными ответами.
За выполнение проверочной работы выставляются оценки, набранные баллы переводятся в соответствующий уровень. Переводная шкала приведена в таблице.
Переводная шкала:
Количество набранных баллов в тесте №1 |
Уровень |
Оценка |
22 – 26 |
Высокий уровень |
«5» |
17 - 21 |
Повышенный уровень |
«4» |
12 - 16 |
Базовый уровень |
«3» |
Менее 12 |
Ниже базового |
«2» |
Количество набранных баллов в тесте №2 |
Уровень |
Оценка |
15 – 18 |
Высокий уровень |
«5» |
11 - 14 |
Повышенный уровень |
«4» |
7 - 10 |
Базовый уровень |
«3» |
Менее 7 |
Ниже базового |
«2» |
Количество набранных баллов в тесте №3 |
Уровень |
Оценка |
9 – 10 |
Высокий уровень |
«5» |
7 - 8 |
Повышенный уровень |
«4» |
5 - 6 |
Базовый уровень |
«3» |
Менее 6 |
Ниже базового |
«2» |
Количество набранных баллов в тесте №4 |
Уровень |
Оценка |
19 – 22 |
Высокий уровень |
«5» |
15 - 18 |
Повышенный уровень |
«4» |
11 - 14 |
Базовый уровень |
«3» |
Менее 11 |
Ниже базового |
«2» |
Количество набранных баллов в тесте №5 |
Уровень |
Оценка |
22 – 26 |
Высокий уровень |
«5» |
17 - 21 |
Повышенный уровень |
«4» |
12 - 16 |
Базовый уровень |
«3» |
Менее 12 |
Ниже базового |
«2» |
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы) обведите в кружок.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу или соедините линией.
4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10. Желаем удачи!
ТЕСТ № 1 1. Кто из знаменитых людей работал в области астрономии?
А) К. Станиславский. Б) И. Репин.
В) М. Ломоносов. Г) Р. Гамзатов.
2. Кто из знаменитых людей писал музыку?
А) И. Кулибин. Б) К. Брюллов. В) Д. Шостакович. Г) А. Пушкин.
3. Кто самый известный иконописец в России?
А) И. Репин. Б) А. Рублев.
В) К. Брюллов. Г) С. Коненков.
4. Известный башкирский поэт, со дня рождения которому исполнится 100 лет в 2019 году:
А) Мажит Гафури. Б) Назар Наджми.
В) Мустай Карим. Г) Рами Гарипов.
5. Найди соответствие пословиц: А) Рана от языка не заживает.
Б) Не ройся на дне мешка - не вспоминай прежних обид.
В) Не тот друг, кто на празднике гуляет, о тот, кто в беде помогает.
1.Настоящий друг не ждет, когда его на помощь позовут – сам приходит.
2. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
3.Кто старое помянет- тому глаз вон.
Буква |
Цифра |
|
|
|
|
|
|
6.В какой пословице заложено нравственное качество «справедливость»: А) Суди о человеке по его труду.
Б) Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
В) Песня любит хорошего исполнителя, а человек – справедливого ценителя.
7.Выбери качества нравственного человека:
А) корысть; Б) милосердие; В) мстительность; Г) бескорыстие;
Д) жадность; Е) всепрощение; Ж) злоба; З) патриотизм;
8. Приведи один пример пословицы по теме на выбор: «Доброта», «Справедливость» или «Честность»:
________________________________________________________________
9. Какие народы проживают в нашей республике:
А) латыши; Б) татары; В) удмурты; Г) русские; Д) немцы; Е) евреи; Ж) чуваши; З) марийцы; И) чехи; К) словаки; Л) башкиры; М) ненцы; Н) узбеки; О) китайцы.
10. Нравственный человек – это человек, поступающий:
А) по совести; Б) по уму;
В) по желанию; Г) по примеру других.
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы) обведите в кружок.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу или соедините линией.
4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10. Желаем удачи!
1. Выбери литературного героя, который защищает Родину:
А) Алеша Попович. Б) Никита Кожемяка.
В) Урал – батыр. Г) Соловей-разбойник.
2. Сергий Радонежский благословил полководца:
А) Александра Невского. Б) Дмитрия Донского.
Г) Иллариона Кутузова. Г) Александра Суворова.
3. Назови имя женщины, которая приняла участия в сражениях с Наполеоном: А) Галина Уланова. Б) Софья Ковалевская.
Г) Надежда Дурова. Г) Елизавета Романова.
4. Выбери сказку о труде:
А) «Двенадцать месяцев» С. Маршак.
Б) «Аленький цветочек» А. Аксаков.
В) «Гадкий утенок» Г. Андерсен.
Г) «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкин.
5. Продолжи предложение. Пророк Мухаммад всю свою жизнь много…:
А) просил милостыню; Б) занимался физическим трудом;
В) занимался переводом иностранной литературы; Г) читал.
6. Соотнесите трудовой подвиг героев:
А) Харитон Лаптев. 1) Исследования в физике.
Б) Гомбоджаб Цыбиков. 2) Основоположник космонавтики.
В) Константин Циолковский. 3) Исследователь севера Сибири.
Г) Пётр Капица. 4) Исследователь культуры и языка тибетских народов.
7. Кто из государственных деятелей подписал указы, в которых запрещается самовольная вырубка леса?
А) Екатерина II. Б) Петр I.
В) Николай II. Г) Павел I.
8. Продолжи пословицы о семье: А) Кто мать и отца почитает, тот вовеки ___________________________ (Татарская пословица)
Б) Семья на стариках____________________________________________ (Удмуртская пословица)
В) Добро по миру не рекой течёт, а ________________________________ (Русская пословица)
Г) Добрую жену взять, ни скуки, ни _______________________________ (Башкирская пословица)
9. Эта книга о семейных ценностях:
А) «Книга о здоровой и вкусной пище». Б) «Домострой».
В) «Книга садовода». Г) «Азбука здоровья».
10. О какой семейной ценности повествует история Петра и Февронии:
А) терпение; Б) сострадание;
В) забота; Г) любовь.
Раздел «Культурные и религиозные традиции народов»
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы) обведите в кружок.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу или соедините линией.
4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10. Желаем удачи!
ТЕСТ № 3 1. На Руси христианство распространялась под влиянием:
А) Франции. Б) Византии.
В) Аравии. Г) Китая.
2. Христианство пришло на Русь:
А) 1088 г. Б) 988 г.
В) 910 г. Г) 1200 г.
3. Христианство пришло на Русь во время правления:
А) кн. Ольги: Б) кн. Владимира;
В) св. Стефана; Г) кн. Ярослава.
4. Славянский алфавит создали:
А) Ярослав Мудрый. Б) Стефан Пермский.
В) Кирилл и Мефодий. Г) Антоний Печерский.
5. Вид колокольного звона «Благовест» – это:
А) погребальный звон; Б) мерные удары в каждый колокол; В) мерные удары в один из больших колоколов; Г) звон во все колокола.
6. Где возник Ислам?
А) на Крымском полуострове; Б) на Камчатском полуострове;
В) на Командорских островах; Г) на Аравийском полуострове.
7. В мечетях преобладают украшения, изображающие:
А) человека; Б) животное;
В) растения; Г) орнамент.
8. Тора- главная книга:
А) Христианства; Б) Буддизма;
В) Иудаизма; Г) Ислама.
9. Где Буддизм зародился?
А) в России; Б) в Индии; В) в Египте; Г) в Бурятии.
10. Танка- традиционное искусство:
А) христиан; Б) мусульман;
В) буддистов; Г) иудеев.
Раздел «Как сохранить духовные ценности»
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы) обведите в кружок.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу или соедините линией.
4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10. Желаем удачи!
1. Что относится к духовным ценностям?
А) взаимопомощь, зависть, соперничество;
Б) доброта, милосердие, отзывчивость; В) сострадание, равнодушие, взаимовыгода;
Г) благополучие, любовь, деньги.
2. Выберите, как возрождаются в России и Башкортостане духовные ценности?
А) восстанавливаются памятники духовного наследия;
Б) строятся новые храмы;
В) закрываются религиозные храмы;
Г) разрешают исповедовать любую религию.
3. Храм Христа Спасателя построен в честь победы:
А) в Отечественной войне 1812г.;
Б) в честь победы над татаро - монголами; В) в честь Отечественной войны 1941-1945гг.;
Г) в честь ледового побоища.
4. Люди какой религии жертвовали средства на восстановление храма Христа Спасителя:
А) христиане; Б) мусульмане;
В) иудеи; Г) буддисты.
5. Кто должен заботиться о сохранении духовных ценностей? Выберите:
А) государство; Б) общество;
В) каждый человек; Г) работники культуры.
6. Хранить память предков – это значит:
А) уважать труд наших предков;
Б) помнить тех, кто лично тебе сделал добро;
В) помнить обычаи и традиции предков;
Г) уважать могилы предков.
7. Оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается, называется:
А) благополучием; Б) благодарностью;
В) благотворительностью; Г) благословением.
8. Действующие благотворительные фонды в России в настоящее время:
________________________________________________________________
9. Действующие благотворительные фонды в Башкортостане в настоящее время: ________________________________________________________________
10. Выберите известных меценатов России:
А) Павел Третьяков; Б) Дмитрий Лихачев;
В) Федор Шаляпин; Г) Савва Мамонтов.
Раздел «Твой духовный мир»
Прежде чем приступить к выполнению заданий внимательно ознакомьтесь с инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на ваш взгляд, ответ (ответы) обведите в кружок.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу или соедините линией.
4. Время на выполнение теста – 45 мин.
5. За каждый верный ответ Вы получаете 1 балл, за неверный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10. Желаем удачи!
1. Свои собственные интересы, симпатии, убеждения и взгляды составляют наш:
А) культурный мир; Б) нравственный мир;
В) образовательный уровень; Г) духовный мир.
2. Что дает человеку образование? Выберите:
А) знания; Б) опыт;
В) развитие личности; Г) приобщение к культуре.
3. С давних времен приобщиться к культурным ценностям, использовать опыт прошлого, познавать все новое люди могли с помощью:
А) интернета; Б) телевидения;
В) книги; Г) радио.
4. Собрание древних книг, по предположению историков, было велено замуровать в подземном тайнике:
А) Софьей Палеолог; Б) Иваном IV Грозным;
В) Иваном III; Г) Василием III.
5. На культуру человека положительно влияют:
А) увлечение компьютерными играми; Б) занятие музыкой;
В) тусовки с друзьями; Г) театральный кружок.
6. Общепринятые правила поведения в обществе это:
А) культура; Б) образование;
В) манеры; Г) этикет.
7. Соотнесите вид этикета с предложенными правилами:
А - Деловой |
1 - уважение к старшим. |
Б - Семейный |
2 - пунктуальность. |
В - Телефонного общения |
3 - необходимо указывать дату написания и от кого адресовано. |
Г - Письма |
4 - не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека. |
Ответ: __________________________________________________________
8. Выберите нравственные качества человека:
А) трудолюбие; Б) нетерпимость; В) справедливость;
Г) веротерпимость; Д) зависть; Е) совестливость.
9. Сопоставьте понятия из левой колонки с определениями данных в правой колонке:
А - Этикет |
1 - Собственные убеждения и взгляды на мир, на людей и на самих себя. |
Б - Духовный мир |
2 - Оказание безвозмездной помощи тем, кто в ней нуждается. |
В - Благотворительность |
3 - Моральные нормы и принципы. |
Г - Нравственные качества |
4 - Культура поведения. |
Ответ:___________________________________________________________
10. Какие религии учат нравственному поведению? Выберите:
А) Христианство; Б) Буддизм;
В) Ислам; Г) Иудаизм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.