Единый государственный экзамен по ФИЗИКЕ
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по физике
подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 2
Спецификация контрольных измерительных материалов
для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ
1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ
Содержание КИМ определяется федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя задания, проверяющие освоение контролируемых элементов содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. Наиболее важные с точки зрения продолжения образования в высших учебных заведениях содержательные элементы контролируются в одном и том же варианте заданиями разных уровней сложности. Количество заданий по тому или иному разделу определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по физике. Различные планы, по которым конструируются экзаменационные варианты, строятся по принципу содержательного дополнения так, что в целом все серии вариантов обеспечивают диагностику освоения всех включённых в кодификатор содержательных элементов.
Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом способов деятельности (с учётом ограничений в условиях массовой письменной проверки знаний и умений экзаменуе3
мых): усвоение понятийного аппарата школьного курса физики, овладение методологическими умениями, применение знаний при объяснении физических явлений и решении задач. Овладение умениями по работе с информацией физического содержания проверяется опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах заданий (графики, таблицы, схемы и схематические рисунки).
Наиболее важным способом деятельности с точки зрения успешного продолжения образования в вузе является решение задач. Каждый вариант включает в себя задачи по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверить умение применять физические законы и формулы как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.
Объективность проверки заданий с развёрнутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания, участием двух независимых экспертов, оценивающих одну работу, возможностью назначения третьего эксперта и наличием процедуры апелляции.
Единый государственный экзамен по физике является экзаменом по выбору выпускников и предназначен для дифференциации при поступлении в высшие учебные заведения. Для этих целей в работу включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов курса физики средней школы и овладение наиболее важными видами деятельности. Минимальное количество баллов ЕГЭ по физике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего общего образования по физике, устанавливается исходя из требований освоения ФК ГОС базового уровня. Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности выпускника к продолжению образования в вузе.
4. Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности
(таблица 1).
Часть 1 содержит 24 задания с кратким ответом. Из них 13 заданий с записью ответа в виде числа, слова или двух чисел, 11 заданий на установление соответствия и множественный выбор, в которых ответы необходимо записать в виде последовательности цифр.
Часть 2 содержит 8 заданий (2 задания с кратким ответом и 6 заданий с развёрнутым ответом), объединённых общим видом деятельности – решением задач.
4
Таблица 1. Распределение заданий экзаменационной работы по частям работы
№ |
Часть работы |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данной части от макси- мального первичного балла за всю работу, равного 53 |
Тип заданий |
1 |
Часть 1 |
24 |
34 |
64 |
с кратким ответом |
2 |
Часть 2 |
8 |
19 |
36 |
с кратким и с развёрнутым ответом |
|
Итого |
32 |
53 |
100 |
|
Всего для формирования КИМ ЕГЭ 2021 г. используется несколько планов. В части 1 для обеспечения более доступного восприятия информации задания 1–21 группируются исходя из тематической принадлежности заданий: механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. В части 2 задания группируются в зависимости от сложности заданий и в соответствии с тематической принадлежностью.
5. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам действий
При разработке содержания КИМ учитывается необходимость проверки усвоения элементов знаний, представленных в разделе 1 кодификатора. В экзаменационной работе контролируются элементы содержания из следующих разделов (тем) курса физики.
1. Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны).
2. Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика).
3. Электродинамика и основы СТО (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика, основы СТО).
4. Квантовая физика и элементы астрофизики (корпускулярноволновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра, элементы астрофизики).
Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе физики.
В таблице 2 дано распределение заданий по разделам. Задания части 2 (задания 29–32) проверяют, как правило, комплексное использование знаний и умений из различных разделов курса физики.
5
Таблица 2. Распределение заданий
по основным содержательным разделам (темам) курса физики
Раздел курса физики, включенный в экзаменационную работу |
Количество заданий |
||
Вся работа |
Часть 1 |
Часть 2 |
|
Механика |
9–11 |
7–9 |
2 |
Молекулярная физика |
7–8 |
5–6 |
2 |
Электродинамика |
9–11 |
6–8 |
3 |
Квантовая физика и элементы астрофизики |
5–6 |
4–5 |
1 |
Итого |
32 |
24 |
8 |
Экзаменационная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки умений и способов действий, отражённых в разделе 2 кодификатора. В таблице 3 приведено распределение заданий по видам умений и способам действий.
Таблица 3. Распределение заданий по видам умений и способам действий
Основные умения и способы действий |
Количество заданий |
||
Вся работа |
Часть 1 |
Часть 2 |
|
Требования 1.1–1.3 Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов |
11 |
11 |
– |
Требования 2.1–2.4 Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел (включая космические объекты), результаты экспериментов; приводить примеры практического использования физических знаний |
11 |
11 |
– |
Требование 2.5 Отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента и т.д. |
2 |
2 |
– |
Требование 2.6 Уметь применять полученные знания при решении физических задач |
8 |
– |
8 |
Требования 3.1–3.2 Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
0–1 |
0–1 |
– |
Итого |
32 |
24 |
8 |
6. Распределение заданий КИМ ЕГЭ по уровню сложности
В экзаменационной работе представлены задания разных уровней сложности: базового, повышенного и высокого.
Задания базового уровня включены в часть 1 работы (21 задание с кратким ответом, из которых 13 заданий с записью ответа в виде числа или слова и 8 заданий с записью ответа в виде последовательности цифр). Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных физических понятий, моделей, явлений и законов, а также знаний о свойствах космических объектов.
Задания повышенного уровня распределены между частями 1 и 2 экзаменационной работы: 3 задания с кратким ответом в части 1, 2 задания с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом в части 2. Эти задания направлены 6
на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать задачи на применение одногодвух законов (формул) по какой-либо из тем школьного курса физики.
Четыре задания части 2 являются заданиями высокого уровня сложности и проверяют умение использовать законы и теории физики в изменённой или новой ситуации. Выполнение таких заданий требует применения знаний сразу из двух-трёх разделов физики, т.е. высокого уровня подготовки. Включение в часть 2 работы сложных заданий разной трудности позволяет дифференцировать учащихся при отборе в вузы с различными требованиями к уровню подготовки.
В таблице 4 представлено распределение заданий по уровню сложности. Таблица 4. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 53 |
Базовый |
21 |
28 |
53 |
Повышенный |
7 |
13 |
24 |
Высокий |
4 |
12 |
23 |
Итого |
32 |
53 |
100 |
7. Продолжительность ЕГЭ по физике
На выполнение всей экзаменационной работы отводится 235 минут.
Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:
1) для каждого задания с кратким ответом – 2–5 минут; 2) для каждого задания с развёрнутым ответом – 5–20 минут.
8. Дополнительные материалы и оборудование
Используется непрограммируемый калькулятор (для каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейка.
Перечень дополнительных устройств и материалов, пользование которыми разрешено на ЕГЭ, утверждён приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора.
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в бланке № 1 ответ совпадает с верным ответом.
Правильные ответы на задания 1–4, 8–10, 13–15, 19, 20, 22 и 23 части 1 и на задания 25 и 26 части 2 оцениваются 1 баллом.
Ответы на задания 5–7, 11, 12, 16–18 и 21 части 1 оцениваются 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущены две ошибки или ответ отсутствует. Если указано более двух элементов (в том числе, воз7
можно, и правильные), то ответ оценивается 0 баллов. Ответ на задание 24 оценивается 2 баллами, если указаны все верные элементы ответа; 1 баллом, если допущена одна ошибка (в том числе указана одна лишняя цифра наряду со всеми верными элементами или не записан один элемент ответа); 0 баллов, если допущены две ошибки или ответ отсутствует. В ответах на задания 5, 11, 16 и 24 порядок записи цифр в ответе не имеет принципиального значения при оценивании.
Оценивание правильности выполнения заданий с кратким ответом осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств.
Выполнение заданий с развёрнутым ответом оценивается экспертами предметной комиссии с учётом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями оценивания развёрнутых ответов. Максимальный первичный балл за выполнение задания с развёрнутым ответом 28 составляет 2 балла, а за выполнение заданий 27 и 29–32 составляет 3 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов – критерии оценивания развёрнутых ответов – в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла. В экзаменационном варианте перед каждым заданием или группой заданий приводится инструкция, в которой сформулированы общие требования к оформлению ответов.
Максимальный первичный балл за всю экзаменационную работу – 53.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. <…> По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенным считается расхождение в 2 или более балла, выставленных экспертами за выполнение любого из заданий 27–32. Третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение.
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
10. Изменения в КИМ ЕГЭ в 2021 году по сравнению с 2020 годом Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
8
Приложение
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2021 года по ФИЗИКЕ
Уровни сложности заданий: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.
Обозначение зада- ния в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Коды элементов содержания по кодификатору элементов содержания |
Коды проверяемых умений |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл за выполнение задания |
Часть 1 |
|||||
1 |
Равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, движение по окружности |
1.1.3–1.1.8
|
1, 2.1– 2.4 |
Б |
1 |
2 |
Законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Гука, сила трения |
1.2.1, 1.2.3–1.2.6, 1.2.8, 1.2.9 |
1, 2.1– 2.4 |
Б |
1 |
3 |
Закон сохранения импульса, кинетическая и потенциальные энергии, работа и мощность силы, закон сохранения механической энергии |
1.4.1–1.4.8
|
1, 2.1– 2.4 |
Б |
1 |
4 |
Условие равновесия твёрдого тела, закон Паскаля, сила Архимеда, математический и пружинный маятники, механические волны, звук |
1.3.1–1.3.5, 1.5.1–1.5.5 |
1, 2.1– 2.4 |
Б |
1 |
5 |
Механика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) |
1.1–1.5 |
2.4 |
П |
2 |
6 |
Механика (изменение физических величин в процессах) |
1.1–1.5 |
2.1 |
Б |
2 |
7 |
Механика (установление соответствия между графиками и физическими величинами, между физическими величинами и формулами) |
1.1–1.5 |
1, 2.4 |
Б |
2 |
8 |
Связь между давлением и средней кинетической энергией, абсолютная температура, связь температуры со средней кинетической энергией, уравнение Менделеева – Клапейрона, изопроцессы |
2.1.6.–2.1.10, 2.1.12
|
1, 2.1– 2.4 |
Б |
1 |
9 |
Работа в термодинамике, первый закон термодинамики, КПД тепловой машины |
2.2.6, 2.2.7, 2.2.9, 2.2.10 |
1, 2.1– 2.4 |
Б |
1 |
10 |
Относительная влажность воздуха, количество теплоты |
2.1.13, 2.1.14, 2.2.1, 2.2.5, 2.2.11 |
1, 2.1– 2.4 |
Б |
1 |
11 |
МКТ, термодинамика (объяснение явлений; интерпретация результатов опытов, представленных в виде таблицы или графиков) |
2.1, 2.2 |
2.4 |
П |
2 |
9 ФИЗИКА, 11 класс 10
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.