ФИЛОСОФИЯ

  • pptx
  • 09.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Онтология. Раздаточный материал для студентов 33 слайда.pptx

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Согукпинар Д.А.

Тема 4. ОНТОЛОГИЯ
– философия бытия




Онтология

«ontos» (бытие) + «logos» (слово)
Учение о бытии
Раздел философии, стремящийся составить наиболее общее представление об устройстве мира и его закономерностях

Бытие

Основная категория онтологии
Все существующее, сущее как таковое
Мир в целом (потенциальное и актуальное бытие)
Бытие реальность, действительность, существование
Бытие самодостаточно

Формы бытия

Понятие «бытие»

Ввел в философию Парменид (VI-V в. до н.э.)
Платон (V в. до н.э.) разделил бытие на мир идей и мир вещей («теней»)
Разделение на идеальное и материальное бытие сохраняется в идеалистической и материалистической философии.
Неклассическая философия – попытки заменить или отменить это понятие как наиболее фундаментальное для философии

Парменид – древнегреческий философ

Элейская школа философии
Различал два уровня познания: рациональное (истина) и чувственное (мнение)
Бытие умозрительно
Бытие едино и неподвижно
Противопоставил бытие небытию.

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Родовое имя – Аристокл, поэт и спортсмен
Ученик Сократа
Основал Академию
Создатель первой системы объективного идеализма

Идеализм

Идеализм – философское учение, исходящее из первичности идеального начало по отношению к материальному

Объективный идеализм исходит из объективно (вне человеческого сознания) существующего идеального начала (Бог, Брахман и т.д.)

Платон (продолжение)

«Мир вещей» - лишь «подражание» «миру идей (эйдосов)»
Бытие – это «мир эйдосов»: мир идеальных, вечных, неизменных сущностей (гипер-урания)
«Мир эйдосов» - результат философской рефлексии над античной мифологией

Аристотель (384 – 322 гг до н. э.)

Ученик Платона
Создал Лицей
Учитель Александра Македонского
Вершина развития античной философии.
Критиковал Платона: мира идей не существует: бытие едино (актуальное + потенциальное бытие)

Теоцентризм – главная черта философии средних веков

Бытие – это Бог
Бог – главная тема философских размышлений, фокус всех проблем.

Наследие Платона: патристика

Патристика – учение первых христианских мыслителей (2-8 вв.)
Ориентация на Платона, мистицизм
Наиболее видный представитель – Августин Аврелий (Блаженный)
Бытие – это Бог

Наследие Аристотеля: схоластика

Схоластика – второй этап развития, характеризующийся наличием множества школ и интересом к формально-логической стороне проблем.
Ориентация на Аристотеля, рационализм
Фома Аквинский
Бытие актуальное и потенциальное: бог и природа

Философия Нового времени

В рационализации социально-экономической жизни (капитализм, индустриальное общество);
Десакрализация культуры;
Зарождение современной науки, ее лидируюшее место в общественном сознании.

Деизм – ведущая философская и теологическая концепция Нового времени

Деизм: бог создал мир и больше в дела мира не вмешивается.
Мир существует по установленным законам

Механистическая картина мира

Мир (от атомов – до звезд) – неизменный, раз и навсегда созданный механизм, в котором все материальные объекты перемещаются, не претерпевая изменений, в абсолютном пространстве и времени, подчиняясь законам механики и строгой причинности.

Антионтологизм философии ХХ века.

Отказ от построения онтологических концепций.
Критика классического понимания бытия:
Замена другими понятиями как более фундаментальными (жизнь, реальность, экзистенция, ничто);
Иррациональное понимание «бытия»

М. Хайдеггер (1889-1976)

История философии, начиная с Сократа и Платона – история «забвения» бытия.
Бытие редуцировано к предметно-сущему.
Мифопоэтическое понимание бытия.
Бытие звучит и осуществляется через человека.
Человек – «пастух бытия», его ближайший сосед.
Основная работа: «Бытие и время»

Жан Поль Сартр (1905-1980)

Экзистенциалист
«Бытие и Ничто»
«бытие-в-себе» (материя),
«бытие-для-себя» (сознание, ничто, отрицание материи),
«бытие для другого».

Проблема субстанции

Субстанция – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-либо постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.