Основы Индийской философии
Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы.
При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме
Смысл жизни человека – это освобождение от мира страстей и привязанностей.
Переселение душ, вознаграждение за прошлые поступки, поиск места в духовной иерархии, аскетизм, воздаяние после смерти – все это основные догмы философии Индии
Дхарма
Совокупность норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Принесение жертвоприношений
В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в согласии с устоями дхармы, способны достичь мокши.
Сансара
Круговорот рождения и смерти душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
Майя
Философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией.
Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей
Душа
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни она постоянно эволюционирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Подлинной реальностью обладает только душа (Атман), которая не есть творение внешнего физического мира, она появляется из Брахмана, как искры из огня. Поскольку Атман – творение Брахмана, его частица, то самопознание приближает человека к познанию Абсолюта.
Тот, кто может погрузиться в глубины своего Я, не только осознает свое тождество с Брахманом, но и достигнет бесконечной радости
Йога
на санскрите означает: соединение, порядок, глубокое размышление, сосредоточение. Задача йоги – связать воедино все способности человека, направить их в нужное русло с целью достижения свободы духа от телесной оболочки.
Представление о человеке
Варна – замкнутая группа людей, занимающая строго определенное место в обществе. Варны эндогамны: браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к варне определяется рождением и наследуется.
Джайнизм
Джайнисты – члены старинной секты доведшей учение о ахимсе до крайних пределов. Джина – победитель. Победитель круговорота сансары Они беспощадно подавляют в себе голос плоти. Желания и страсти по закону Кармы вовлекают человека в новые воплощения.
Для освобождения необходимо соблюдения правил «трех жемчужин»
Правильная вера – вера в авторитет праведников. Правильное поведение, смирение, честность, чистота, воздержание, не привязанность к внешнему миру,
Правильное познание, т.е. знание учения
Буддизм
Религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии.
Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни
Будда ⎯ одно из самых легендарных имен в истории человечества, царевич Сиддхартха Гаутама (623 – 544 гг. до Р.Х.).
Когда ему было 29 лет, он увидел серию страданий: смерть, болезнь, страдание и нужду. Это подтолкнуло его оставить родной дом, семью и уйти в лес, чтобы искать в одиноком аскетизме истину.
Описанию причин страдания и пути избавления от него посвящены знаменитые четыре благородные истины
Восьмеричный Благородный Путь
1) Правильные взгляды ⎯ средство преодоления неведения ⎯ коренной причины наших страданий. Это правильное понимание Четырех Благородных Истин.
2) Правильная решимость преобразовать жизнь в соответствии с Истинами: отрешение от всего земного, отказ от дурных намерений и вражды к другим людям.
3) Правильная речь ⎯ воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.
4) Правильное поведение ⎯ отказ от уничтожения живого и воровства.
5) Правильный образ жизни ⎯ честный путь добывания средств к существованию, даже для поддержания жизни.
6) Правильное усилие в постоянном искоренении старых дурных мыслей и препятствие появлению их вновь.
7) Правильное направление мысли о бренной, преходящей и отвратительной природе тела, ума, чувств; изничтожение сожаления по поводу утраты земных вещей.
8) Правильное сосредоточение на осмыслении и исследовании истин.
этика буддизма
1) не разрушай ничьей жизни;
2) не отнимай чужой собственности;
3) не лги;
4) не пей опьяняющих напитков;
5) воздерживайся от незаконных половых сношений;
6) не ешь не вовремя;
7) не носи венка и не умащай себя благовониями;
8) спи на жесткой постели;
9) избегай пляски, музыки и зрелищ;
10) не имей ни золота, ни серебра.
Направления Буддизма
Хинаяна. Основным идеалом считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв
Локаята
Достоверным источником познания является только непосредственное чувственное восприятие. Наш опыт, основанный на чувственном восприятии, говорит о существовании только одного мира материального и телесного.
Бога (или богов) нельзя воспринять с помощью органов чувств, поэтому у нас нет никаких оснований говорить о его существовании.
Все материальные объекты состоят из четырех элементов: воздух, огонь, вода и земля
Нет ничего нематериального, в том числе души. Человеческое сознание является продуктом материи. Оно не может существовать вне тела и без тела, поэтому после смерти тела сознание исчезает, и не остается ничего, что могло бы испытывать страдания или наслаждения.
Отсюда не имеет смысла выполнять какие-либо религиозные обряды в расчете на воздаяние в загробном мире. Не стоит верить ведам и жрецам, которые зарабатывают себе на жизнь, пользуясь доверчивостью людей.
Разумный человек должен стремиться к тому, чтобы получать от земной жизни максимум удовольствий и минимум страданий. Поэтому хорошими поступками считаются те, которые приводят к обретению удовольствий, а плохими — те, которые ведут к страданию.
Важным средством для получения удовольствий является богатство, поэтому к нему стоит стремиться. Но при этом не надо забывать, что богатство является только средством, а не целью.
Итог
философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами;
• окружающий мир и человек взаимосвязаны;
• философские размышления обращены внутрь человека;
• жизненные принципы – аскетизм, самоанализ, самоуглубление;
• учение о карме – сумма злых и добрых дел каждого человека, карма определяет судьбу человека;
• учение о перерождении – сансара – бесконечная цепь перерождений, перемен, вечный круговорот жизни и смерти
Вопросы
Что означают понятия, сансара, карма и мокша, ахимаса, дхарма, майя
Какие представления о человеке существуют в индийской философии?
В чем заключается задача Йоги ?
Что представляют собой правила «трех жемчужин» в джайнизме?
В чем заключаются «четыре благородные истины» Будды?
Какова цель жизни человека в буддизме?
Какова онтология и гносеология в философии чарваков-локаятиков?
Как понимается смысл жизни в философии чарваков?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.