«Финансовая грамотность»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе учебной программы Вигдорчика Е.А.,
Липсиц И.В, Корлюговой Ю.Н., Половниковой А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 классы общеобразоват. орг.- М.: ВАКО, 2018.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги,
об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических
отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах.
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» с указанием форм организации и видов деятельности.
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их надо платить.
Какие бывают налоги.
Учимся считать налоги.
Считаем налоги семьи.
Сравниваем налоги граждан разных стран.
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государств.
Как работает налоговая служба.
Учебные мини-проекты «Налоги».
Что такое социальные пособия и какие они бывают.
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
Оформляем социальное пособие.
Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
Социальные пособия.
Функции государства.
Человек и государство: как они взаимодействуют.
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.
Для чего нужны банки.
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
Какие бывают вклады.
Что такое кредиты и надо ли их брать.
Изучаем сайт Центрального банка РФ.
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
Как работает банк.
Банковские услуги для семьи.
Что мы знаем о бизнесе.
Как открыть фирму.
Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
Открываем фирму.
Что такое валюта и для чего она нужна.
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
Валютный коридор.
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.
Итоговое повторение. Финансовая грамотность.
Формы организации деятельности.
Занятия учебной группы проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
- практико – ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы; учебные экскурсии.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини – группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся.
- решение познавательных задач;
- мини - исследование;
- защита презентаций
- участие в олимпиаде;
- знакомство с научно – популярной литературной по теме;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, группах, творческие работы.
Тематическое планирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Модуль/тема |
Количество часов |
|
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют 16ч |
|||
1 |
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. |
1 |
|
2 |
Что такое налоги и почему их надо платить. |
1 |
|
3 |
Какие бывают налоги. |
1 |
|
4 |
Учимся считать налоги. |
1 |
|
5 |
Считаем налоги семьи. |
1 |
|
6 |
Сравниваем налоги граждан разных стран. |
1 |
|
7 |
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. |
1 |
|
8 |
Как работает налоговая служба. |
1 |
|
9 |
Учебные мини-проекты «Налоги». |
1 |
|
10 |
Что такое социальные пособия и какие они бывают. |
1 |
|
11 |
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. |
1 |
|
12 |
Оформляем социальное пособие. |
1 |
|
13 |
Исследуем, какие социальные пособия получают люди. |
1 |
|
14 |
Социальные пособия. |
1 |
|
15 |
Функции государства. |
1 |
|
16 |
Человек и государство: как они взаимодействуют. |
1 |
|
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. 17ч |
|
||
17 |
Для чего нужны банки. |
1 |
|
18 |
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. |
1 |
|
19 |
Какие бывают вклады. |
1 |
|
20 |
Что такое кредиты и надо ли их брать. |
1 |
|
21 |
Изучаем сайт Центрального банка РФ. |
1 |
|
22 |
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. |
1 |
|
23 |
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. |
1 |
|
24 |
Как работает банк. |
1 |
|
25 |
Банковские услуги для семьи. |
1 |
|
26 |
Что мы знаем о бизнесе. |
1 |
|
27 |
Как открыть фирму. |
1 |
|
28 |
Для чего нужны бизнес-инкубаторы. |
1 |
|
29 |
Открываем фирму. |
1 |
|
30 |
Что такое валюта и для чего она нужна. |
1 |
|
31 |
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. |
1 |
|
32 |
Валютный коридор. |
1 |
|
33 |
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. |
1 |
|
Итоговое повторение. 1ч |
|
||
34 |
Основы финансовой грамотности. |
1 |
|
Тематическое планирование
№ занятия |
Тема модулей |
Количество часов |
1-16 |
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют. |
16 |
17-33 |
Модуль 2 . Услуги финансовых организаций и собственный бизнес |
17 |
34 |
Итоговое повторение. |
1 |
|
Итого |
34 |
Приложение к рабочей программе
по внеурочной деятельности
ООП ООО МАОУ «СОШ № 32»
городского округа г.Стерлитамак РБ,
введенной приказом от ________2019
№_________
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
направление «Духовно-нравственное»
«Финансовая грамотность»
7 (абвгд) класс
2019-2020 учебный год
Составитель: Ахметова Альбина Миниварисовна
учитель истории и обществознания
2019
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема внеурочного занятия |
Дата проведения |
Корректировка даты |
|
Модуль 1. Человек и государство: как они взаимодействуют(16ч). |
||||
1 |
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. |
6.09 |
|
|
2 |
Что такое налоги и почему их надо платить. |
13.09 |
|
|
3 |
Какие бывают налоги. |
20.09 |
|
|
4 |
Учимся считать налоги. |
27.09 |
|
|
5 |
Считаем налоги семьи. |
04.10 |
|
|
6 |
Сравниваем налоги граждан разных стран. |
18.10 |
|
|
7 |
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. |
25.10 |
|
|
8 |
Как работает налоговая служба. |
1.11 |
|
|
9 |
Учебные мини-проекты «Налоги». |
8.11 |
|
|
10 |
Что такое социальные пособия и какие они бывают. |
15.11 |
|
|
11 |
Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. |
29.11 |
|
|
12 |
Оформляем социальное пособие. |
6.12 |
|
|
13 |
Исследуем, какие социальные пособия получают люди. |
13.12 |
|
|
14 |
Социальные пособия. |
20.12 |
|
|
15 |
Функции государства. |
27.12 |
|
|
16 |
Человек и государство: как они взаимодействуют. |
10.01 |
|
|
Модуль 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17ч). |
|
|||
17 |
Для чего нужны банки. |
17.01 |
|
|
18 |
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. |
24.01 |
|
|
19 |
Какие бывают вклады. |
31.01 |
|
|
20 |
Что такое кредиты и надо ли их брать. |
7.02 |
|
|
21 |
Изучаем сайт Центрального банка РФ. |
14.02 |
|
|
22 |
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. |
21.02 |
|
|
23 |
Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. |
6.03 |
|
|
24 |
Как работает банк. |
13.03 |
|
|
25 |
Банковские услуги для семьи. |
20.03 |
|
|
26 |
Что мы знаем о бизнесе. |
27.03 |
|
|
27 |
Как открыть фирму. |
3.04 |
|
|
28 |
Для чего нужны бизнес-инкубаторы. |
17.04 |
|
|
29 |
Открываем фирму. |
24.04 |
|
|
30 |
Что такое валюта и для чего она нужна. |
8.05 |
|
|
31 |
Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях. |
8.05 |
|
|
32 |
Валютный коридор. |
15.05 |
|
|
33 |
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес. |
22.05 |
|
|
Итоговое повторение (1ч) |
|
|||
34 |
Основы финансовой грамотности. |
29.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.