Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 6 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на часов: 35 часов в 6 классе.
Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:
• удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
№ раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» |
4 |
2 |
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ |
15 |
3 |
МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ |
16 |
|
ИТОГО |
35 |
1. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева;
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
2. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
3. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В, Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
4. Вигдорчик Е.А, Липсиц И.В, Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
5. Вигдорчик Е.А, Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половнико- ва А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
6. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
7. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
8. Думная Н.Н., Рябова О.А, Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
9. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99105. 10. Иванова В.А, Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.kgau.ru
11. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
12. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин.
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
13. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru
14. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность:
контрольные измерительные материалы. 5-7 кл. об- щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
15. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.
16. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
17. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
18. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя.
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
19. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа:
http://www.hse.ru
20. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа:
http://project.1september.ru
21. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru 22. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://e-lib.gasu.ru 23. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru
1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.twirpx.com
2. Думная И.И, Рыбаков С.И, Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.
3. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТ-Астрель; Хранитель, 2006. 351 с.
4. Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.
5. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. /
Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40
с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
6. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
7. Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.
8. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания / пер.
с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.
9. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.
1. https://www.rbc.ru - информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru - информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru - сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru - сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru - портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru - сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.
7. www.cbr.ru - Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com - портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru - портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru - Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
11. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru - портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru - сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни».
14. www.koshelek.org - портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru - сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
16. www.o-strahovanie.ru - сайт «Всё о страховании».
17. www.rasxodam.net - сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18. www.smb.gov.ru - портал малого и среднего предпринимательства.
19. www.subsidii.net - портал «Всё о пособиях».
20. www.taxru.com - сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru - сайт журнала «Работа и зарплата».
22. www.znanium.com - электронная библиотечная система Znanium.com
23. вашифинансы.рф - проект Минфина России «Дружи с финансами».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.