Финансовая грамотность Программа Курса 6 класс
Оценка 4.7

Финансовая грамотность Программа Курса 6 класс

Оценка 4.7
pdf
05.03.2023
Финансовая грамотность Программа Курса 6 класс
6КлВнДФГЗайцева.pdf

Программа внеурочных занятий по предмету «Финансовая грамотность» для 6 класса

 

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 6 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на часов: 35 часов в 6 классе.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

              удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;

              приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

              воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

              осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

              овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:

сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

              проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

              умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

              понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные

              использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

              умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

              выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

              установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;

              построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

              умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

              владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

              анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;

              самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

              проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

              контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;

              применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

              умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;

              работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

              умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

              умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;

              умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

 

раздела

Тема урока

Кол-во часов

1

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

4

2

МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ

15

3

МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ

16

 

ИТОГО 

35

 

 

Литература

1.           Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева;

М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.

2.           Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru

3.           Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В, Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

4.           Вигдорчик      Е.А,     Липсиц           И.В,     Корлюгова     Ю.Н.   Финансовая   грамотность:

методические рекомендации для учителя. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

5.           Вигдорчик Е.А, Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половнико- ва А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

6.           Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

7.           Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.

8.           Думная Н.Н., Рябова О.А, Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.

9.           Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99105. 10. Иванова В.А, Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.kgau.ru

11.         Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru

12.         Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин.

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.

13.         Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru

14.         Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность:

контрольные измерительные материалы. 5-7 кл. об- щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

15.         Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Владос, 2003. 256 с.

16.         Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)

17.         Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.

18.         Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя.

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

19.         Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим доступа:

http://www.hse.ru

20.         Ступницкая   М.А.    Что      такое   учебный         проект?          Режим             доступа:

http://project.1september.ru

21.         Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru 22. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://e-lib.gasu.ru 23. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://basic.economicus.ru

Дополнительная литература

1.           Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.twirpx.com

2.           Думная И.И, Рыбаков С.И, Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.

3.           Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТ-Астрель; Хранитель, 2006. 351 с.

4.           Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.

5.           Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы общеобразоват. орг. /

Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018. — 40

с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

6.           Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.

7.           Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.

8.           Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания / пер.

с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.

9.           Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.

 

Интернет-источники

1.           https://www.rbc.ru - информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

2.           https://ria.ru - информационное агентство «РИА Новости».

3.           www.7budget.ru - сайт журнала «Семейный бюджет».

4.           www.banki.ru - сайт «Финансовый информационный портал».

5.           www.bs-life.ru - портал «Деловая жизнь».

6.           www.casemethod.ru - сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.

7.           www.cbr.ru - Центральный банк Российской Федерации.

8.           www.finagram.com - портал финансовой грамотности.

9.           www.fin-site.ru - портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».

10.         www.fmc.hse.ru - Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

11.         www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

12.         www.kcbux.ru - портал «Краткий справочник бухгалтера».

13.         www.kolesovgb.ru - сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни».

14.         www.koshelek.org - портал «Семейный бюджет».

15.         www.muzey-factov.ru - сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».

16.         www.o-strahovanie.ru - сайт «Всё о страховании».

17.         www.rasxodam.net - сайт об экономии денег в повседневной жизни.

18.         www.smb.gov.ru - портал малого и среднего предпринимательства.

19.         www.subsidii.net - портал «Всё о пособиях».

20.         www.taxru.com - сайт «Налоги России».

21.         www.zarplata-i-rabota.ru - сайт журнала «Работа и зарплата».

22.         www.znanium.com - электронная библиотечная система Znanium.com

23.         вашифинансы.рф - проект Минфина России «Дружи с финансами».

 

Программа внеурочных занятий по предмету «Финансовая грамотность» для 6 класса

Программа внеурочных занятий по предмету «Финансовая грамотность» для 6 класса

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Коммуникативные • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении…

Коммуникативные • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении…

Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В, Корлюгова

Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В, Корлюгова

Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе

Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе

Финансовый информационный портал»

Финансовый информационный портал»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2023