Пустозерова Наталья Александровна
учитель начальных классов
МБУ «Школа № 18»
г.о.Тольятти
ФОЛЬКЛОР -МУДРОСТЬ НАРОДА
Учитель. С первой услышанной в детстве песни, былины, сказки, игры, начинается наше знакомство с культурой народа. Эта культура следует за нами во взрослую жизнь.
В школе на уроках чтения и на различных внеклассных мероприятиях мы продолжаем изучать фольклор, фольклорные традиции народа.
Что же такое фольклор?
Уч-ся. Фольклор с перевода с английского языка, означает народная мудрость, народное знание, народная творчество.
Уч-ль. Какие жанры фольклора вы знаете?
Уч-ся. Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, песни, прибаутки, потешки, сказки, легенды, былины, частушки!
Уч-ль. Сегодня на нашем уроке мы немного поговорим о музыкальном фольклоре (песни, частушки, потешки, пестушки).
-В руках у Кати инструмент. Вы узнали его?
-Да, это флейта.
-Как вы считаете флейта- народный инструмент?
Уч-ся. Флейта (флатус)- дуновение, произошла от пастушечьей дудочки, свирели, поэтому считается народным инструментом.
Уч-ль. Послушайте соло флейты с баяном. Это инструментальная песня, русская народная. Догадайтесь как называется эта песня и какие чувства она у вас вызывает (звучит соло на флейте «Во поле береза стояла»).
Уч-ся высказываются, что они представляют себе, например:
образ нежной березки - девушки в белом сарафане с зеленой прической.
Береза- символ нашей Родины, России.
Эта песня нежная, лирическая, хороводная.
Песня вызывает чувство нежности, любви к березке, а значит и к своей родине.
В старину на Троицу березовыми ветками украшали деревенские избы. Это приносило мир, спокойствие и счастье в дом.
Уч-ль. Русский фольклор очень многогранен. Мы прослушали лирическую песню. А сейчас мне хотелось, чтобы вы вспомнили себя малышами, маленькими девочками и мальчиками, когда мамы папы, бабушки рассказывали вам веселые потешки- пестушки. Почему они так называются?
Уч-ся. Пестушки от слова пестовать, нянчить, успокаивать, играть.
Уч – ль. Послушайте забавные пестушки.
Потягунушки, потягунушки!
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись,
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Поперёк толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
* * *
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись,
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
* * *
Вода текучая,
Дитя растучее
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!
* * *
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Молока не пьёт —
Того забодает, забодает!
* * *
Уч-ль. Спасибо, девочки. Нам всем было очень приятно оказаться в раннем детстве.
Кроме пестушек создавались веселые частушки. Как вы думаете, для чего их придумывали?
Уч-ся: их исполняли на гуляньях, праздниках, веселили народ, поднимали настроение. А также с помощью частушек высмеивали недостатки: лень, жадность, трусость и т.д.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
***
Эх, раз, еще раз,
Мы поклонимся сейчас,
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас!
***
Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких.
***
Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.
***
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка — три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
***
- Это что за поросенок,
Где дырявый пятачок,
Почему не слышно визга?
- Это ж, братец, кабачок!
***
Вы послушайте меня,
Я частушки буду петь:
Сидит заяц на берёзе,
В бане парится медведь!
***
Чай пила, пила, пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила -
Накухарничала.
***
Я готовила по книжке,
А она закрылася…
Как теперь я угадаю,
Что же там сварилося.
***
Это что же за грибочки
Облепили все пенёчки?
Повезло же вам, ребята,
Это – дружные опята
Уч-ль. Спасибо, ребята, познакомили со старинными пестушками и частушками.
А теперь порадуйте русской песенкой (шуточной). Но сначала отгадайте загадку.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует
Коноплю ворует. (Воробей)
Песня так и называется «Воробей». Послушайте, ребята!
Исполняется песня группой ребят
Воробей-простачок,
Воробей-простачок,
Серая манишка
Серая манишка
Собирал червячков
Собирал червячков
Деловой мальчишка...
Деловой мальчишка…
Чик-чирик, чик-чирик
Чик-чирик, чик-чирик
Я к удаче привык
Узнать больше
Чик-чирик, чик-чирик
Чик-чирик, чик-чирик
Прыг, да прыг …
Прыг, да прыг …
Удалой воробей
Удалой воробей
Целый день трудился
Целый день трудился
И работой своей
И работой своей
Воробей гордился
Воробей гордился
Уч-ль. О чем эта песня? О трудолюбии, конечно!.
Уч-ль. Ребята, заканчивается наш небольшой урок, посвященный фольклору. На уроках мы будем часто возвращаться к жанрам фольклора, потому что в них заключена мудрость нашего народа.
Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.