Фольклор- мудрость народа
Оценка 4.6

Фольклор- мудрость народа

Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
воспитательная работа +2
23.03.2023
Фольклор- мудрость народа
Фрагмент открытого урока о фольклорных традициях.
Фольклор - мудрость народа.docx

                                                                                                                                                                                                                                                             Пустозерова Наталья  Александровна

                                                                                                                                                                                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                                                                                             МБУ «Школа № 18»

                                                                                                                                                                                                                                                                         г.о.Тольятти

                              ФОЛЬКЛОР -МУДРОСТЬ НАРОДА                                                                     

   Учитель. С первой услышанной в детстве песни, былины, сказки, игры, начинается наше знакомство с культурой народа. Эта культура следует за нами во взрослую жизнь.

   В школе на уроках чтения и на различных внеклассных мероприятиях мы продолжаем изучать фольклор, фольклорные традиции народа.

   Что же такое фольклор?

  Уч-ся. Фольклор с перевода с английского языка, означает народная мудрость, народное знание, народная творчество.

  Уч-ль. Какие жанры фольклора вы знаете?

  Уч-ся. Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, песни, прибаутки, потешки, сказки, легенды, былины, частушки!

  Уч-ль. Сегодня на нашем уроке мы немного поговорим о музыкальном фольклоре (песни, частушки, потешки, пестушки).

-В руках у Кати  инструмент. Вы узнали его?

-Да, это флейта.

-Как вы считаете флейта- народный инструмент?

Уч-ся. Флейта (флатус)- дуновение, произошла от пастушечьей дудочки, свирели, поэтому считается народным инструментом.

 

Уч-ль. Послушайте соло флейты с баяном. Это инструментальная песня, русская народная. Догадайтесь как называется эта песня и какие чувства она у вас вызывает (звучит соло на флейте «Во поле береза стояла»).

Уч-ся высказываются, что они представляют себе, например:

образ нежной березки - девушки в белом сарафане с зеленой прической.

Береза- символ нашей Родины, России.

Эта песня нежная, лирическая, хороводная.

Песня вызывает чувство нежности, любви к березке, а значит и к своей родине.

В старину на Троицу березовыми ветками украшали деревенские избы. Это приносило мир, спокойствие и счастье в дом.

Уч-ль. Русский фольклор очень многогранен. Мы прослушали лирическую песню. А сейчас мне хотелось, чтобы вы вспомнили себя малышами, маленькими девочками и мальчиками, когда мамы папы, бабушки рассказывали вам веселые потешки- пестушки. Почему они так называются?

Уч-ся. Пестушки от слова пестовать, нянчить, успокаивать, играть.

Уч – ль. Послушайте забавные пестушки.

        Потягунушки, потягунушки!         

       Потянулись,

       Вместе солнцу улыбнулись,

Здравствуй, солнышко,

                  Колоколнышко!

                               Поперёк толстунушки,

                               А в ножки ходунушки,

                               А в ручки хватунушки,

                               А в роток говорок,

                               А в головку разумок.

                         * * *

Мы проснулись,

       Потянулись,

       Вместе солнцу улыбнулись,

       Здравствуй, солнышко,

       Колоколнышко!

                        * * *

                                   Вода текучая,

                                   Дитя растучее

                                   С гуся вода,

                                   С дитя худоба!

                                   Вода книзу,

                                   А дитя кверху!

                   * * *

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками — топ-топ!

Глазками — хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьёт —

Того забодает, забодает!

* * *

Уч-ль. Спасибо, девочки. Нам всем было очень приятно оказаться в раннем детстве.

Кроме пестушек создавались веселые частушки. Как вы думаете, для чего их придумывали?

Уч-ся: их исполняли на гуляньях, праздниках, веселили народ, поднимали настроение. А также с помощью частушек высмеивали недостатки: лень, жадность, трусость и т.д.

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

***

Эх, раз, еще раз,

Мы поклонимся сейчас,

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас!

***

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Интересно тем послушать,

Кто не знает никаких.

***

Эх, подружка дорогая,

Про нас знает весь народ.

Без тебя никто не спляшет,

Без меня — не запоет.

***

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

***

- Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

- Это ж, братец, кабачок!

***

Вы послушайте меня,

Я частушки буду петь:

Сидит заяц на берёзе,

В бане парится медведь!

***

Чай пила, пила, пила,

Самоварничала.

Всю посуду перебила -

Накухарничала.

***

Я готовила по книжке,

А она закрылася…

Как теперь я угадаю,

Что же там сварилося.

***

Это что же за грибочки

Облепили все пенёчки?

 Повезло же вам, ребята,

Это – дружные опята

Уч-ль. Спасибо, ребята, познакомили со старинными пестушками и частушками.

А теперь порадуйте русской песенкой (шуточной). Но сначала отгадайте загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует

Коноплю ворует.  (Воробей)

Песня так и называется «Воробей». Послушайте, ребята!

Исполняется песня группой ребят

Воробей-простачок,

Воробей-простачок,

Серая манишка

Серая манишка

Собирал червячков

Собирал червячков

Деловой мальчишка...

Деловой мальчишка…

 

Чик-чирик, чик-чирик

Чик-чирик, чик-чирик

Я к удаче привык

Узнать больше

Чик-чирик, чик-чирик

Чик-чирик, чик-чирик

Прыг, да прыг …

Прыг, да прыг …

 

Удалой воробей

Удалой воробей

Целый день трудился

Целый день трудился

И работой своей

И работой своей

Воробей гордился

Воробей гордился

Уч-ль. О чем эта песня? О трудолюбии, конечно!.

Уч-ль. Ребята, заканчивается наш небольшой урок, посвященный фольклору. На уроках мы будем часто возвращаться к жанрам фольклора, потому что в них заключена мудрость нашего народа.

Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

 


 

Пустозерова Наталья Александровна учитель начальных классов

Пустозерова Наталья Александровна учитель начальных классов

Песня вызывает чувство нежности, любви к березке, а значит и к своей родине

Песня вызывает чувство нежности, любви к березке, а значит и к своей родине

Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая,

Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая,

Без тебя никто не спляшет, Без меня — не запоет

Без тебя никто не спляшет, Без меня — не запоет

Повезло же вам, ребята, Это – дружные опята

Повезло же вам, ребята, Это – дружные опята

Удалой воробей Удалой воробей

Удалой воробей Удалой воробей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2023