Фонд оценочных средств для контроля знаний по дисциплине

  • Контроль знаний
  • docx
  • 21.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Социальная психология». ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля. Формой аттестации по дисциплине является дифференцированный зачёт
Иконка файла материала Жаткина ФОС ИC Соцпсихология19.docx

Содержание

 

1 Паспорт фонда оценочных средств……………………………………………..4

2. Формы текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по учебной дисциплине…………………………………………………………………….…..5

3. Комплект оценочных средств текущего контроля ………………………......6

4. Комплект оценочных средств промежуточной аттестации …………….….19

5. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания………..23

6.Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для  текущей и промежуточной аттестации…………………………..26


 

1 Паспорт фонда оценочных средств

 

Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Социальная психология».

ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля.

Формой аттестации по дисциплине является дифференцированный зачёт.     

 

1.1  Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

 

В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знания

 

З1 - ключевые понятия и принципы социальной психологии;

З2 - предметные области социальной психологии;

З3 - методы, методики и технологии, применяемые в социальной психологии;

З4- основные вехи в развитии социальной психологии, а также классические и современные социально-психологические теории и школы;

З5- механизмы мышления и поведения людей в социальных группах.

Устный и письменный опрос

Тестирование

Дифференцированный зачет

умения

 

У1 -использовать положения и категории социальной психологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;

У2 -активно участвовать в обсуждении вынесенных на занятие вопросов, делать и выступать с сообщением;

У3 -формировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам социальной психологии.

Практическая работа

Устный и письменный опрос

Тестирование

Дифференцированный зачет

 

1.2 Реализуемые общие и профессиональные компетенции

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые ме­тоды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффектив­ность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффек­тивного выполнения профессиональных задач, профес­сионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио­нальной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с колле­гами, руковод­ством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчи­ненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личност­ного разви­тия, заниматься самообразованием, осознанно планиро­вать повыше­ние квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профес­сиональ­ной деятельности.

 

2.  Формы текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по учебной дисциплине

Разделы и темы учебной дисциплины

Формы текущего контроля

Раздел 1. Теоретико-методологические основы со­циальной психологии

Тема 1.1 Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии

Устный и письменный опрос

Самостоятельная работа

Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии

Устный и письменный опрос

Самостоятельная работа

Раздел 2. Социальная   психология   общения и взаимодействия людей

Тема 2.1 Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения

Устный и письменный опрос

Самостоятельная работа

Тестирование

Тема 2.2 Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

Устный и письменный опрос

Практическая работа

Тема 2.3 Психология воздействия в общении

Устный и письменный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

Раздел 3. Психология социальных сообществ

Тема 3.1 Группа как социально-психологический феномен

Устный и письменный опрос

Тестирование

 

Тема 3.2 Социальная психология малых групп

Устный и письменный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

Тема 3.3 Психология межгрупповых отношений

Устный и письменный опрос

Практическая  работа

Раздел 4. Социальная психология личности

Тема 4.1 Социально-психологический портрет личности

Устный и письменный опрос

Самостоятельная работа

Тема 4.2 Социализация личности

Устный и письменный опрос

Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психо­логии

Тема 5.1 Социальная психология конфликта

Устный и письменный опрос

Тестирование

Самостоятельная работа

Практическая работа

Контрольная работа

 

 

3 Комплект оценочных средств текущего контроля

 

Раздел 1 Теоретико-методологические основы со­циальной психологии

Тема 1.1 Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии

 

Проверяемые результаты обучения:   ОК1-ОК9;З2; З1; З3

 

Теоретические вопросы

1.       Место социальной психологии в системе научного знания.

2.       Дискуссии о предмете социальной психологии.

3.       Социологический и психологический  акценты  в  социальной психологии.

4.       Точки зрения на предмет социальной психологии.

5.       Современные представления о предмете социальной психологии.

6.       Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей.

7.       Личность и  группа  как объекты изучения в социальной психологии.

8.       Основные разделы исследования современной социальной психологии.

9.       Психология общения. 

10.   Проблематика больших и малых социальных групп.

11.   Социально-психологические проблемы личности.

12.   Межгрупповое взаимодействие.

13.   Личность в ее взаимоотношениях с социальной средой.

14.   Место в системе гуманитарных наук.

15.   Социальная психология и социальная практика.

16.   Типология методов социальной психологии.

17.   Методы сбора и анализа информации.

18.   Наблюдение, анализ документов, опросы.

19.   Методы психодиагностики.

20.   Тесты в социальной психологии: стандартизованные и проективные. 

21.   Личностные тесты.

22.   Групповые методы исследования: социометрия.

23.   Методы психотерапии и психокоррекции.

24.   Социально-психологические тренинги.

25.   Игровые методы.

26.   Экспериментальные методы исследования и социальный эксперимент.

 

Тема 1.2 История становления и развития социальной психологии

 

Проверяемые результаты обучения:   ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4

 

Теоретические вопросы

1.       Становление отечественной социальной психологии (Н.К.Михайловский).

2.       Определение предмета социальной психологии в Рос­сии в 20-е годы (К.Н.Корнилов, П.П.Блонский, В.М.Бехтерев).

3.       Марксист­ский период развития отечественной социальной психологии. 

4.       Развитие отечественной социальной психологии в 60 –90 годы. 

5.       Исследование социальной психологии личности (И.С.Кон, В.Б.Ольшанский, Ю.А.Замошкин,  В.С.Мерлин).

6.       Психология групп и коллективов (А.В.Петровский, Г.Г.Дилигенский, А.И.Донцов, А.А.Бодалев).

7.       Разработка проблем методологии социальной психологии (Г.М.Андреева, Е.В.Шорохова).

8.       Проблемы и перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований в российской социальной психологии.      

9.       Современное состояние отечественной социальной психологии.

 

Раздел 2. Социальная   психология   общения и взаимодействия людей

Тема 2.1Социальная психология общения. Содержание, функции и

виды общения

 

Проверяемые результаты обучения:   ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4

 

Теоретические вопросы

1.       Общение как форма реализации системы общественных и межлич­ностных отношений.

2.       Специфика социально-психологического подхода к общению.

3.       Значение общения для развития индивида и социальных общно­стей.

4.       Общение и деятельность.

5.       Оптимизация совместной деятельности че­рез воздействие на процессы общения.

6.       Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стра­тегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

7.       Поли­функциональность общения.

8.       Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое

 

Тестирование

 

Выбрать правильный ответ:

1. Приемы вербального общения наиболее эффективны в общении:

а) всех людей;

б) упрямых холериков и меланхоликов;

в) живых, энергичных сангвиников;

г)  работников, с которыми у руководителя установились доб­рые, доверительные отношения.

 

2. Видеть комическое, находить противоречия в поведении, остроумно высмеивать их:

а) показатель зрелости руководителя;

б) кривляние, недостойное воспитание человека;

в) допустимо только в свободное время;

г) все ответы неверны.

 

3. Приемы интерактивного общения:

а) формируют идейно-политические взгляды;

б)  позволяют корректировать мировоззрение;

в) формируют навыки и привычки;

г) все ответы верны.

 

4.  Умение ориентироваться в сложных производственных ситуациях зависит от:

а) логического мышления и опыта;

б) от знания и умения применять многочисленные приемы воздействия;

в)  от такта и умения подбирать оптимальные спо­собы общения;

г) все ответы верны.

 

5. «Парадокс» дает желаемый результат потому, что:

а) смех товарищей страшен для человека, он боится стать объектом насмешек;

б) у людей возрастает стремление к самоутвержде­нию, и умение парировать выходку нравится и вызывает интерес к руководителю;

в) намеченная программа действий потерпела крах, а выра­ботать новую некогда, да и желание пропадает;

г) все ответы верны.

 

6. Дисциплина в коллективе зависит от:

а) общей дисциплины;

б) от требовательности администрации;

в) только от самого руководителя;

г) от положения в городе, стране.

 

Ключ к тестированию

1

2

3

4

5

6

а

в

в

в

б

а

 

Тема 2.2Закономерности процесса общения. Структура общения:

коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения

 

Проверяемые результаты обучения:   ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4; У1; У2; У3

 

Теоретические вопросы

1.       Коммуникативная сторона общения.

2.       Общение как обмен информа­цией.

3.       Специфика коммуникативного процесса между людьми.

4.       Единство деятельности, общения и познания в коммуникативном процессе.

5.       Коммуни­кативные барьеры, социальные и психологические причины их возникнове­ния.

6.       Понятие о вербальных и невербальных средствах общения.

7.       Речь как средство коммуникации.

8.       Диалог как форма общения.

9.       Виды и техники слу­шания партнера по общению.

10.   Интерактивная сторона общения.

11.   Общение как организация взаимо­действия между общающимися индивидами.

12.   Виды социальных взаимодей­ствий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.

13.   Перцептивная сторона общения.

14.   Общение как восприятие и понима­ние друг друга партнерами по общению.

15.   Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы соци­альной перцепции: идентификация и рефлексия.

16.   Роль эмпатии в этих про­цессах.

17.   Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др.

 

Практическая работа: «Выбор стратегии общения»

Задание 1: подготовить сообщения на предложенные темы

Задание 2: разбор ситуаций

Форма контроля:

-        защита сообщений

-        анализ ситуаций

 

Тема 2.3 Психология воздействия в общении

 

Проверяемые результаты обучения:   ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4

 

Теоретические вопросы

1.       Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процес­се общения.

2.       Убеждение как метод сознательного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок.

3.       Условия эффективности и технологии убеждающего воздействия.

4.       Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздейст­вие, основанное на некритическом восприятии информации.

5.       Условия эф­фективности внушения. Внушение и убеждение.

6.       Психологическое заражение как способ группового воздействия.

7.       Ос­нова заражения - бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

8.       Использование способов убеждающего воздействия в деловой беседе.

9.       Психологические основы ведения деловых переговоров.

Тестирование

Задание 1Вставить пропущенные слова:

1. …   - особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных друг с другом отношениями.

2. …    - процесс продвижения и разрешения проблем путем составления, столкновения, ассимиляции, взаимоотношения предметных позиций участников.

3. …  метод ведение переговоров  - состоит в том, что партнерам предлагаются для обсуждения предварительно разработанные варианты соглашения в зависимости от конкретных ситуаций.

4. …   - перестройка личности под влиянием сильных эмоций.- психологический прием убеждения.

5. …   - означает объединение усилий нескольких сторон с целью оказания давления (метод психологических игр.)

Варианты ответов:


1) взрыв;

2) деловые переговоры;

3) дискуссия;

4) блокировка;

5) вариационный;

6) деловое общение.


Ответы: 1-6, 2-4, 3-3, 4-1, 5-4

 

Задание 2 Классифицировать виды общения по признакам:

 

По содержанию общения

Цели общения

1

2

1, 4, 5, 7, 8, 9

2,3,6

 

1.     Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

2.     Деловое – общение, включенное в какую-либо деятельность людей.

3.     Целевое – общение, служащее средством удовлетворения специфической потребности.

4.     Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

5.     Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

6.     Личностное – общение, сосредоточенное в основном кругу внутренних психологических проблем.

7.     Когнитивное – обмен знаниями.

8.     Кондиционное – обмен психологическими и фразеологическими состояниями.

9.     Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

 

 

Задание 3 Соединить определения и термины стрелками:

 

1. Общение

 

 

1. Способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа к другому

2. Деловое общение

2. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера

3. Средства общения

3. Имеет силу приказа

4. Категорическое требование

4. Служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности

5. Совет

5. Прием убеждения, эффективен, если подчиненный относится к руководителю с доверием

Ответы: 1-2, 2-4, 3-1, 4-3, 5-5

 

Задание 4 Раскрыть содержание афоризмов:

1.     Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством.

2.     Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми.

3.     В общении надо чувствовать грань: перейти ее – значит унизить себя, не дойти до нее – себя обеднить.

4.     Говорить – значит делиться, это искусство, требующее сотрудничества.

5.     Говорить можно с каждым, а поговорить, почитай, и не с кем.

 

Раздел 3 Психология социальных сообществ

Тема 3.1 Группа как социально-психологический феномен

 

Проверяемые результаты обучения:   З2; З1; З3; З4

 

Теоретические вопросы

1.       Типы и формы социальных объединений.

2.       Социальная структура и неструктурированная общность.

3.       Группа как социально-психологический феномен.

4.       Роль социальной группы в воздействии общества на личность.

5.       Группа как субъект деятельности.

6.       Деятельность как основной интегрирую­щий фактор и главный признак социальной группы.

7.       Участие индивидов в совместной групповой деятельности как условие формирования психологи­ческой общности между ними.

8.       Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели.

9.       «Мы — чувство» как индикатор осознания принадлежности личности к группе.

10.   Феномен группового сознания.

11.   Социально-психологические характеристики положения индивида в группе.

12.   Принципы классификации и виды групп.

 

Тестирование

1 Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других:


а) личность;

б) индивидуальность;

в) индивид;

г) субъект.


 

2 Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению:


а) коммуникация;

б) перцепция;

в) интеракция;

г) взаимовлияние;

д) сопереживание.


 

3 Процесс коммуникации определяется как процесс:


а) обмена информацией;

б) взаимодействия;

в) самовосприятия;

г) взаимопонимания.


 

4 Тип взаимодействия, при котором происходит координация сил участников.


а) кооперация;

б) конкуренция;

в) конфликт;

г) инцидент.


 

5 Типы взаимодействия:


а) кооперация;

б) конкуренция;

в) конфликт

г) конфронтация;

д) нет правильного ответа;

е) все ответы верны.


 

6 Процесс отождествления (уподобления) себя с другим человеком:


а) эмпатия;

б) идентификация;

в) рефлексия;

г) аффективное понимание.


 

7 Воспроизведение индивидом образцов чьего-либо поведения в условиях общения в стихийной группе получило название:


а) заражение;

б) внушение;

в) подражание.


 

8 Феномен конформизма и феномен группового давления:

а) являются разными динамическими процессами;

б) отражают специфику одного и того же процесса групповой жизни.

 

9 Выберите утверждения, характеризующие стереотипы:

а) представляют собой обобщение нашего личного опыта;

б) укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны;

в) всегда являются предубеждением;

г) являются результатом родительского внушения.

 

10 Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему - это:


а) каузальная атрибуция;

б) рефлексия;

в) фрустрация;

г) эмпатия.


 

Ключ к тестированию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

а

а

а, б

б

в

а

а, в

г

 

Тема 3.2 Социальная психология малых групп

 

Проверяемые результаты обучения:   ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4

 

Теоретические вопросы

1.       Понятие малой группы.

2.       Границы малой группы.

3.       Классификация малых групп.

4.       Динамические процессы в малой группе.

5.       Феномен группового давления.

6.       Явление конформизма в группе.

7.       Групповая сплоченность.

8.       Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в условиях совместной деятельности.

9.       Уровни групповой сплоченности.

10.   Лидерство и руководство в малых группах.

11.   Лидер и руководитель.

12.   Типы лидерства.

13.   Принятие лидера группой.

14.   Стиль лидерства и его влияние на сплоченность группы, организованность и эффективность групповой деятельности.

15.   Методики выявления лидеров в малой группе.

16.   Формы групповых дискус­сий: «брейнсторминг», «синектика» и др.

17.   Развитие малой группы.

18.   Стадии и периоды развития группы и крите­рии их выделения.

19.   Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития.

20.   Совместная деятельность как основание развития социальной группы.

 

Тестирование

1 Большие социальные группы:


а) толпа;

б) друзья;

в) этнос;

г) семья;

д) класс

е) соседи.


 

2 Малые социальные группы;


а) семья;

б) масса;

в) публика;

г) школьный класс;

д) рабочая бригада.


 

3 Воспроизведение индивидом образцов чьего-либо поведения в условиях общения в стихийной группе получило название:


а) заражение;

б) внушение;

в) подражание.


 

4 Феномен конформизма и феномен группового давления:

а) являются разными динамическими процессами;

б) отражают специфику одного и того же процесса групповой жизни.

 

5 Процесс социализации состоит в следующем:

а)привитии ребенку нравственных норм;

б) усвоении ребенком общекультурного опыта;

в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил;

г)познании действительности.

 

6 Человека можно считать сложившейся личностью, если:

а) в его мотивах есть иерархия;

б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением;

в) у него есть нравственные ценности;

г) он является творческим субъектом.

 

7Социальнаядезадаптация личности выражается:

а) в усугублении, усилении трудностей существования, неприятных переживаний;

б) в сложности при установлении социальных контактов с окружающими людьми;

в) в формировании патологических черт характера;

г) в усвоении асоциальных норм поведения.

 

8 Выберите утверждения, характеризующие стереотипы:

а) представляют собой обобщение нашего личного опыта;

б) укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны;

в) всегда являются предубеждением;

г) являются результатом родительского внушения.

 

9 Локус контроля личности – это:

а) склонность приписывать другим людям мотивы поведения, внутренние характеристики;

б) склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям;

в) мотивы личности, которые выражают ее специальную направленность и определяют склонность к конкретным видам деятельности;

г) психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение.

 

10 Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему - это:


а) каузальная атрибуция;  б) рефлексия;   в) фрустрация;   г) эмпатия.


 

Ключ к тестированию

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а, в,д

а, г, д

в

а

в

б

б

а, в

а

г

 

Тема 3.3 Психология межгрупповых отношений

 

Проверяемые результаты обучения:   ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4; У1-У3

 

Теоретические вопросы

1.   Межгрупповые отношения как объект исследования в социальной психологии.

2.   Деятельностный подход к исследованию межгрупповых отно­шений.

3.   Межгрупповое восприятие как социально-психологический предмет исследования межгрупповых отношений.

4.   Зависимость межгруппового вос­приятия от характера совместной деятельности.

5.   Значение параметров успеха и неуспеха в совместной деятельности для межгруппового восприятия.

6.   Роль стереотипов впроцессе межгруппового восприятия.

7.   Неадекватность межгруппового восприятия.

8.   Влияние харак­тера межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы.

9.   Воз­растные аспекты межгрупповых отношений.

 

Практическая работа: «Определение лидерства. Деловая игра»

Задание 1: выполнить упражнения

Задание 2: ответить на вопросы

Форма контроля:

-       презентация решения упражнений

-       письменные ответы на вопросы

 

Раздел 4 Социальная психология личности

 

Тема 4.1Социально-психологический портрет личности

 

Проверяемые результаты обучения:   З2; З1; З3; З4

 

Теоретические вопросы

1.       Специфика социально-психологического подхода к пониманию лич­ности.

 

2.       Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействий с социальным окружением.

3.       Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии.

4.       Критерии выделения социально-психологических типов личности.

5.       Типы личности: операционалисты, тактики, стратеги (Е.С.Кузьмии), актуализаторы и мани­пуляторы (Э.Шостром).

6.       Социально-психологические качества личности.

7.       Социально-психологический тренинг как способ развития  социально-психологических качеств личности.

 

Тема 4.2 Социализация личности

 

Проверяемые результаты обучения:   З2; З1; З3; З4

 

Теоретические вопросы

1.       Понятие социализации.

2.       Теории социализации и развития личности.

3.       Процесс социализации как процесс становления личности.

4.       Три сферы становления личности: деятельность, общение, сознание.

5.       Стадии и институты процесса социализации.

6.       Социально-психологические механизмы социализации.

7.       Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии.

8.       Трудности адап­тации в условиях социального кризиса.

9.       Соотношение процессов социализа­ции и развития личности.

10.   Социальная установка и реальное поведение.

 

Раздел 5 Прикладные отрасли социальной психо­логии

Тема 5.1Социальная психология конфликта

 

Проверяемые результаты обучения:  ОК1-ОК9, З1; З3; З4; У1-У3

 

Теоретические вопросы

1.     Конфликт как феномен социальной и духовой жизни человека.

2.     Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональ­ное социально-психологическое явление.

3.     Сущностные свойства конфликта.

4.     Основные элементы структуры конфликта.

5.     Типология конфликтов.

6.     Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта.

7.     Функции и динамика конфликта.

8.     Причины конфликтов в организациях.

9.     Социально-психологический портрет кон­фликтной личности и психолого-педагогическая тактика воздействия на неё.

10. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов.

11. Роль по­средничества в урегулировании конфликтов.

12. Процедуры посредничества.

13. Переговоры как универсальный способ разрешения конфликтов.

14. Стратегии конфликтного взаимодействия.

15. Кодекс конструктивного поведения в кон­фликте и табу в конфликтной ситуации.

 

Тестирование

Задание 1.  Вставить пропущенные слова:

а)  … - неизбежное явление общественной жизни, которое вытекает из человеческой природы и ее агрессивности.

Б) Решение конфликта путем взаимных уступок – это …   .

в) … - активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы деятельности другой стороны.

Г) Психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели – это …  .

д) …  - попытка совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон.


1. Повод

2. Сотрудничество

3. Конфликт

4. Стресс

5. Фрустрация

6. Компромисс


Ответы: а-5, б-6, в-3, г-4, д-2

 

Задание 2. Классифицировать понятия

1 Признаки здорового стресса

2 Признаки избыточного стресса

1,5,6,9

2,4,7,8,10

 


1. Отсутствие собранности

2. Эмоциональные взрывы

3. Высокое положение в компании

4. Постоянная раздражительность

5. Четкое мышление

6. Соблюдение сроков

7. Потеря заказов

8. Перегрузки или неполная нагрузка

9. Область принятия решений

10. Серьезные ошибки


 

Задание 3.  Соединить стрелками термины и определения

1. Конфликт

 

а) Столкновение противоположно направленных целей, позиций, взглядов сторон

2. Конфликтная

    ситуация

 

б) Графическое отображение составляющих конфликта, анализ поведения участников, формулирование ожиданий и опасений

3. Повод

 

в) Противоречащие позиции сторон по какому-либо поводу

4. Картография

 

г) Психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели

5. Фрустрация

 

д) Активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы деятельности другой стороны

Ответы: 1-в, 2-а, 3-д, 4-б, 5-г

Задание 4.  Выбрать правильный вариант ответа.

1.Является «толчком» к конфликту ….


А) картография

б) фрустрация

в) конфликт

г) повод


 

2. Попытка выхода из стресса, когда человек активно или пассивно сопротивляется, делает это подсознательно-…


а) рационализация

б) негативизм

в) регрессия

г) компенсация


 

3. Причина конфликта с системой ценностей или применяемыми методами-…

а) роли

б) интересы в отношении работы

в) преданность целям организации

г) корпоративная культура

 

4. Высокий уровень мотивации, серьезный интерес к бизнесу и работе-…


а) признаки здорового стресса

б) характеристики самой работы

в) признаки избыточного стресса

г) индивидуальные характеристики


 

6.     Решение конфликта путем односторонних уступок – стратегия управления конфликтом-…


а) сотрудничество

б) приспособление

в) компромисс

г) игнорирование


Ответы: 1-г, 2-в, 3-в, 4-б, 5-в

 

Задание 5 Согласны ли Вы с утверждением? /да-нет/

1.        Конфликт – это несогласием между двумя или более сторонами

2.        Межличностный конфликт – это несогласие с личными потребностями и ценностями

3.        Возможность конфликта увеличивается, если увеличивается специализация структурных подразделений

4.        Различие в манере поведения и жизненном опыте – это есть одна из причин возникновения конфликта

5.        Функциональный конфликт ведет к снижению производительности труда, а дисфункциональный – к повышению производительности труда

6.        Конфликтное поведение направлено на косвенное блокирование действий противоположной стороны

7.        В последствия функциональных конфликтов входит снижение производительности труда

8.        В последствия дисфункционального конфликта входит увеличение враждебности между группами

9.        Отсрочка конфликта заключается  в воспитательных мероприятиях и в разрешении реальных противоречий

10.    Твои интересы при пассивных действиях выигрывают, а интересы партнера проигрывают.

11.    Конфликт – это столкновение противоположных тенденций

12.    Существует 3 основных типа конфликта – внутриличностный, межличностный, межгрупповой

13.    Внутриличностный конфликт проявляется  в столкновении взглядов личностей.

14.    Различия в представлениях, решения поставленных целей. Объективно оценивать ситуацию должно каждое структурное подразделение и различия в ценностях – это весьма распространенная причина конфликта

15.    Схема конфликта зависит от двух факторов: физическая сила; время и деньги

16.    Существует 4 структурных метода разрешения конфликта: разъяснение требований подчиненным; использование интеграционных механизмов; установление комплексных целей; использование системы вознаграждений

17.    Решением межличностных конфликтов является уклонение; принуждение; сглаживание; компромисс; решение проблемы

18.    Дисфункциональный конфликт повышает производительность труда и эффективность организации

19.    Одним из пунктов решения проблем является сведение к минимуму проявления гнева и угроз

20.   Последствия дисфункционального конфликта – это рост текучести кадров и снижение производительности труда


 

Практическая работа: «Решение конфликтных ситуаций»

Задание 1: решение ситуаций

Задание 2: письменно ответить на вопросы

Форма контроля: 1) анализ предложенных ситуаций; 2) ответы на вопросы

 

4 Комплект оценочных средств промежуточного контроля

 

Проверяемые результаты обучения:   ОК1-ОК9; З1- З5; У1-У3

 

Перечень вопросов дифференцированного зачета

1.   Место социальной психологии в системе научного знания.

2.   Дискуссии о предмете социальной психологии.

3.   Социологический и психологический  акценты  в  социальной психологии.

4.   Точки зрения на предмет социальной психологии.

5.   Современные представления о предмете социальной психологии.

6.   Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей.

7.   Личность и  группа  как объекты изучения в социальной психологии.

8.   Основные разделы исследования современной социальной психологии.

9.   Психология общения. 

10.   Проблематика больших и малых социальных групп.

11.   Социально-психологические проблемы личности.

12.   Межгрупповое взаимодействие.

13.   Личность в ее взаимоотношениях с социальной средой.

14.   Место в системе гуманитарных наук.

15.   Социальная психология и социальная практика.

 

16.   Типология методов социальной психологии.

17.   Методы сбора и анализа информации.

18.   Наблюдение, анализ документов, опросы.

19.   Методы психодиагностики.

20.   Тесты в социальной психологии: стандартизованные и проективные. 

21.   Личностные тесты.

22.   Групповые методы исследования: социометрия.

23.   Методы психотерапии и психокоррекции.

24.   Социально-психологические тренинги.

25.   Игровые методы.

26.   Экспериментальные методы исследования и социальный эксперимент.

27.   Становление отечественной социальной психологии (Н.К.Михайловский).

28.   Определение предмета социальной психологии в Рос­сии в 20-е годы (К.Н.Корнилов, П.П.Блонский, В.М.Бехтерев).

29.   Марксист­ский период развития отечественной социальной психологии. 

30.   Развитие отечественной социальной психологии в 60 –90 годы. 

31.   Исследование социальной психологии личности (И.С.Кон, В.Б.Ольшанский, Ю.А.Замошкин,  В.С.Мерлин).

32.   Психология групп и коллективов (А.В.Петровский, Г.Г.Дилигенский, А.И.Донцов, А.А.Бодалев).

33.   Разработка проблем методологии социальной психологии (Г.М.Андреева, Е.В.Шорохова).

34.   Проблемы и перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований в российской социальной психологии.      

35.   Современное состояние отечественной социальной психологии.

36.   Общение как форма реализации системы общественных и межлич­ностных отношений.

37.   Специфика социально-психологического подхода к общению.

38.   Значение общения для развития индивида и социальных общно­стей.

39.   Общение и деятельность.

40.   Оптимизация совместной деятельности че­рез воздействие на процессы общения.

41.   Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стра­тегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

42.   Поли­функциональность общения.

43.   Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое

44.   Коммуникативная сторона общения.

45.   Общение как обмен информа­цией.

46.   Специфика коммуникативного процесса между людьми.

47.   Единство деятельности, общения и познания в коммуникативном процессе.

48.   Коммуни­кативные барьеры, социальные и психологические причины их возникнове­ния.

49.   Понятие о вербальных и невербальных средствах общения.

50.   Речь как средство коммуникации.

51.   Диалог как форма общения.

52.   Виды и техники слу­шания партнера по общению.

53.   Интерактивная сторона общения.

54.   Общение как организация взаимо­действия между общающимися индивидами.

55.   Виды социальных взаимодей­ствий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.

56.   Перцептивная сторона общения.

57.   Общение как восприятие и понима­ние друг друга партнерами по общению.

58.   Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей.

59.   Механизмы соци­альной перцепции: идентификация и рефлексия.

60.   Роль эмпатии в этих про­цессах.

61.   Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др.

62.   Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процес­се общения.

63.   Убеждение как метод сознательного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок.

64.   Условия эффективности и технологии убеждающего воздействия.

65.   Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздейст­вие, основанное на некритическом восприятии информации.

66.   Условия эф­фективности внушения.

67.   Внушение и убеждение.

68.   Психологическое заражение как способ группового воздействия.

69.   Ос­нова заражения - бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

70.   Использование способов убеждающего воздействия в деловой беседе.

71.   Психологические основы ведения деловых переговоров.

72.   Типы и формы социальных объединений.

73.   Социальная структура и неструктурированная общность.

74.   Группа как социально-психологический феномен.

75.   Роль социальной группы в воздействии общества на личность.

76.   Группа как субъект деятельности.

77.   Деятельность как основной интегрирую­щий фактор и главный признак социальной группы.

78.   Участие индивидов в совместной групповой деятельности как условие формирования психологи­ческой общности между ними.

79.   Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели.

80.   «Мы — чувство» как индикатор осознания принадлежности личности к группе.

81.   Феномен группового сознания.

82.   Социально-психологические характеристики положения индивида в группе.

83.   Принципы классификации и виды групп.

84.   Понятие малой группы.

85.   Границы малой группы.

86.   Классификация малых групп.

87.   Динамические процессы в малой группе.

88.   Феномен группового давления.

89.   Явление конформизма в группе.

90.   Групповая сплоченность.

91.   Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в условиях совместной деятельности.

92.   Уровни групповой сплоченности.

93.   Лидерство и руководство в малых группах.

94.   Лидер и руководитель.

95.   Типы лидерства.

96.   Принятие лидера группой.

97.   Стиль лидерства и его влияние на сплоченность группы, организованность и эффективность групповой деятельности.

98.   Методики выявления лидеров в малой группе.

99.   Формы групповых дискус­сий: «брейнсторминг», «синектика» и др.

100.       Развитие малой группы.

101.       Стадии и периоды развития группы и крите­рии их выделения.

102.       Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития.

103.       Совместная деятельность как основание развития социальной группы.

104.       Межгрупповые отношения как объект исследования в социальной психологии.

105.       Деятельностный подход к исследованию межгрупповых отно­шений.

106.       Межгрупповое восприятие как социально-психологический предмет исследования межгрупповых отношений.

107.       Зависимость межгруппового вос­приятия от характера совместной деятельности.

108.       Значение параметров успеха и неуспеха в совместной деятельности для межгруппового восприятия.

109.       Роль стереотипов впроцессе межгруппового восприятия.

110.       Неадекватность межгруппового восприятия.

111.       Влияние харак­тера межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы.

112.       Воз­растные аспекты межгрупповых отношений.

113.       Специфика социально-психологического подхода к пониманию лич­ности.

114.       Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением.

115.       Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии.

116.       Критерии выделения социально-психологических типов личности.

117.       Типы личности: операционалисты, тактики, стратеги (Е.С.Кузьмин), актуализаторы и мани­пуляторы (Э.Шостром).

118.       Социально-психологические качества личности.

119.       Социально-психологический тренинг как способ развития  социально-психологических качеств личности.

120.       Понятие социализации.

121.       Теории социализации и развития личности.

122.       Процесс социализации как процесс становления личности.

123.       Три сферы становления личности: деятельность, общение, сознание.

124.       Стадии и институты процесса социализации.

125.       Социально-психологические механизмы социализации.

126.       Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии.

127.       Трудности адап­тации в условиях социального кризиса.

128.       Соотношение процессов социализа­ции и развития личности.

129.       Социальная установка и реальное поведение.

130.       Конфликт как феномен социальной и духовой жизни человека.

131.       Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональ­ное социально-психологическое явление.

132.       Сущностные свойства конфликта.

133.       Основные элементы структуры конфликта.

134.       Типология конфликтов.

135.       Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта.

136.       Функции и динамика конфликта.

137.       Причины конфликтов в организациях.

138.       Социально-психологический портрет кон­фликтной личности и психолого-педагогическая тактика воздействия на неё.

139.       Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов.

140.       Роль по­средничества в урегулировании конфликтов.

141.       Процедуры посредничества.

142.       Переговоры как универсальный способ разрешения конфликтов.

143.       Стратегии конфликтного взаимодействия.

144.       Кодекс конструктивного поведения в кон­фликте и табу в конфликтной ситуации.

 

5. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания

 

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные по дисциплине «Социальная психология» учебной программой.

В процессе изучения дисциплины предусмотрены следующие формы контроля: текущий, промежуточный контроль (дифференцированный зачет), контроль самостоятельной работы студентов, оценка практических занятий.

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по всем видам работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины, осуществляется преподавателем.

Текущий контроль успеваемости проводится в следующих формах:

-     устная (устный опрос, отчет по результатам самостоятельной работы и т.д.);

-     письменная (письменный опрос);

-     тестовая (письменное, компьютерное тестирование);

-     оценка практических работ (отчет);

-     оценка самостоятельных работ (защита сообщений).

Результаты текущего контроля успеваемости фиксируются в журнале занятий с соблюдением требований по его ведению.

Промежуточная аттестация – это элемент образовательного процесса, призванный определить соответствие уровня и качества знаний, умений и навыков обучающихся, установленным требованиям рабочей программе дисциплины.

Промежуточная аттестация по дисциплине определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины, проводится в форме дифференцированного зачета – итогового тестирования.

 

Формы и методы оценивания

Устный ответ.

«Отлично», если студент:

-     полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

-     изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

-     умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполне­нии практического задания;

-     продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

-     отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.

«Хорошо», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-     в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

-     допущены один – два недочета при освещении основного содержа­ния ответа, исправленные по замечанию преподавателя;

-     допущены ошибка или более двух недочетов при освещении вто­ростепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.

«Удовлетворительно» ставится в следующих случаях:

-     неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

-     имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;

-     студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.

«Неудовлетворительно» ставится в следующих случаях:

-     не раскрыто основное содержание учебного материала;

-     обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-     допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.

 

Письменный ответ

«Отлично», если студент:

-     полно раскрыл содержание матери­ала в объеме, предусмотренном про­граммой и учебником;

-     изложил материал грамотным язы­ком в определенной логической после­довательности, точно используя терминологию;

-     показал умение иллюстрировать тео­ретические положения конкретными примерами;

-     продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость ис­пользуемых при отработке умений и навыков;

-     отвечал самостоятельно без наводя­щих вопросов преподавателя.

 «Хорошо», если он удовлетворяет в основ­ном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-     в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

-     допущены один – два недочета при освещении основного содержа­ния от­вета, исправленные по замечанию пре­подавателя;

-     допущены ошибка или более двух недочетов при освещении вто­росте­пенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.

«Удовлетворительно» ставится в сле­дующих случаях:

-     неполно или непоследовательно рас­крыто содержание материала, но пока­зано общее понимание вопроса и про­демонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программ­ного материала;

-     имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, ис­пользовании терминологии, исправ­ленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;

-     ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполне­нии практического задания, но выпол­нил задания обязательного уровня сложности по данной теме.

«Неудовлетворительно» ставится в следующих случаях:

-     не раскрыто основное содержание учебного материала;

-     обнаружено незнание или непонима­ние учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-     допущены ошибки в определении понятий, при использовании термино­логии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов пре­подавателя.

 

Тестирование

Оценка «5» - 100 – 90% правильных ответов

Оценка «4» - 89 - 80% правильных ответов

Оценка «3» - 79 – 70% правильных ответов

Оценка «2» - 69% и менее правильных ответов

 

Практические занятия.

Выполнение практически всей работы должно быть не менее 80%.

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, точные определения ключевых понятий, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести примеры, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке правил или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, перерывами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Перечень материалов, оборудования и информационных

источников, используемых для  текущей и промежуточной

аттестации

 

6.1 Оборудование учебного кабинета

-       комплекс учебно-наглядных пособий по дисциплине «Социальная психология»;

-       технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.

6.2 Рекомендуемая литература

Основные источники:

1.     Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология (СПО). – М., 2016 /электронный ресурс/

2.     Козьяков Р.Ф. Социальная психология. – М.: Директ-Медиа, 2014 /электронный ресурс/

3.     Ридецкая О.Г. Социальная психология. – М., 2014/электронный ресурс/

Дополнительные источники:

1.   Социальная психология труда. — М., 2010.

2.   Андриенко Е.В. Социальная психология. — М., 2010.

3.   Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2011.

4.   Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М., 2011.

5.   Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголына В.М. Межличностное общение. – СПб., 2011.

6.   Социальная психология. / Авторы-составители Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева.  М. -Новосибирск, 2011.

 

Интернет-ресурсы:

портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

http://flogiston.ru/library

http://psylib.org.ua/index.html

http://www.psychology.ru/ library/

http://hpsy/ru