Содержание
1 Паспорт фонда оценочных средств……………………………………………..4
2. Формы текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по учебной дисциплине…………………………………………………………………….…..5
3. Комплект оценочных средств текущего контроля ………………………......6
4. Комплект оценочных средств промежуточной аттестации …………….….19
5. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания………..23
6.Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для текущей и промежуточной аттестации…………………………..26
1 Паспорт фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Социальная психология».
ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля.
Формой аттестации по дисциплине является дифференцированный зачёт.
1.1 Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знания |
|
З1 - ключевые понятия и принципы социальной психологии; З2 - предметные области социальной психологии; З3 - методы, методики и технологии, применяемые в социальной психологии; З4- основные вехи в развитии социальной психологии, а также классические и современные социально-психологические теории и школы; З5- механизмы мышления и поведения людей в социальных группах. |
Устный и письменный опрос Тестирование Дифференцированный зачет |
умения |
|
У1 -использовать положения и категории социальной психологии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; У2 -активно участвовать в обсуждении вынесенных на занятие вопросов, делать и выступать с сообщением; У3 -формировать и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам социальной психологии. |
Практическая работа Устный и письменный опрос Тестирование Дифференцированный зачет |
1.2 Реализуемые общие и профессиональные компетенции
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
2. Формы текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Разделы и темы учебной дисциплины |
Формы текущего контроля |
Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии |
|
Тема 1.1 Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии |
Устный и письменный опрос Самостоятельная работа |
Тема 1.2. История становления и развития социальной психологии |
Устный и письменный опрос Самостоятельная работа |
Раздел 2. Социальная психология общения и взаимодействия людей |
|
Тема 2.1 Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения |
Устный и письменный опрос Самостоятельная работа Тестирование |
Тема 2.2 Закономерности процесса общения. Структура общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения |
Устный и письменный опрос Практическая работа |
Тема 2.3 Психология воздействия в общении |
Устный и письменный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
Раздел 3. Психология социальных сообществ |
|
Тема 3.1 Группа как социально-психологический феномен |
Устный и письменный опрос Тестирование
|
Тема 3.2 Социальная психология малых групп |
Устный и письменный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
Тема 3.3 Психология межгрупповых отношений |
Устный и письменный опрос Практическая работа |
Раздел 4. Социальная психология личности |
|
Тема 4.1 Социально-психологический портрет личности |
Устный и письменный опрос Самостоятельная работа |
Тема 4.2 Социализация личности |
Устный и письменный опрос |
Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии |
|
Тема 5.1 Социальная психология конфликта |
Устный и письменный опрос Тестирование Самостоятельная работа Практическая работа Контрольная работа |
3 Комплект оценочных средств текущего контроля
Раздел 1 Теоретико-методологические основы социальной психологии
Тема 1.1 Объект, предмет, задачи и методы социальной психологии
Проверяемые результаты обучения: ОК1-ОК9;З2; З1; З3
Теоретические вопросы
1. Место социальной психологии в системе научного знания.
2. Дискуссии о предмете социальной психологии.
3. Социологический и психологический акценты в социальной психологии.
4. Точки зрения на предмет социальной психологии.
5. Современные представления о предмете социальной психологии.
6. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей.
7. Личность и группа как объекты изучения в социальной психологии.
8. Основные разделы исследования современной социальной психологии.
9. Психология общения.
10. Проблематика больших и малых социальных групп.
11. Социально-психологические проблемы личности.
12. Межгрупповое взаимодействие.
13. Личность в ее взаимоотношениях с социальной средой.
14. Место в системе гуманитарных наук.
15. Социальная психология и социальная практика.
16. Типология методов социальной психологии.
17. Методы сбора и анализа информации.
18. Наблюдение, анализ документов, опросы.
19. Методы психодиагностики.
20. Тесты в социальной психологии: стандартизованные и проективные.
21. Личностные тесты.
22. Групповые методы исследования: социометрия.
23. Методы психотерапии и психокоррекции.
24. Социально-психологические тренинги.
25. Игровые методы.
26. Экспериментальные методы исследования и социальный эксперимент.
Тема 1.2 История становления и развития социальной психологии
Проверяемые результаты обучения: ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4
Теоретические вопросы
1. Становление отечественной социальной психологии (Н.К.Михайловский).
2. Определение предмета социальной психологии в России в 20-е годы (К.Н.Корнилов, П.П.Блонский, В.М.Бехтерев).
3. Марксистский период развития отечественной социальной психологии.
4. Развитие отечественной социальной психологии в 60 –90 годы.
5. Исследование социальной психологии личности (И.С.Кон, В.Б.Ольшанский, Ю.А.Замошкин, В.С.Мерлин).
6. Психология групп и коллективов (А.В.Петровский, Г.Г.Дилигенский, А.И.Донцов, А.А.Бодалев).
7. Разработка проблем методологии социальной психологии (Г.М.Андреева, Е.В.Шорохова).
8. Проблемы и перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований в российской социальной психологии.
9. Современное состояние отечественной социальной психологии.
Раздел 2. Социальная психология общения и взаимодействия людей
Тема 2.1Социальная психология общения. Содержание, функции и
виды общения
Проверяемые результаты обучения: ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4
Теоретические вопросы
1. Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений.
2. Специфика социально-психологического подхода к общению.
3. Значение общения для развития индивида и социальных общностей.
4. Общение и деятельность.
5. Оптимизация совместной деятельности через воздействие на процессы общения.
6. Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
7. Полифункциональность общения.
8. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое
Тестирование
Выбрать правильный ответ:
1. Приемы вербального общения наиболее эффективны в общении:
а) всех людей;
б) упрямых холериков и меланхоликов;
в) живых, энергичных сангвиников;
г) работников, с которыми у руководителя установились добрые, доверительные отношения.
2. Видеть комическое, находить противоречия в поведении, остроумно высмеивать их:
а) показатель зрелости руководителя;
б) кривляние, недостойное воспитание человека;
в) допустимо только в свободное время;
г) все ответы неверны.
3. Приемы интерактивного общения:
а) формируют идейно-политические взгляды;
б) позволяют корректировать мировоззрение;
в) формируют навыки и привычки;
г) все ответы верны.
4. Умение ориентироваться в сложных производственных ситуациях зависит от:
а) логического мышления и опыта;
б) от знания и умения применять многочисленные приемы воздействия;
в) от такта и умения подбирать оптимальные способы общения;
г) все ответы верны.
5. «Парадокс» дает желаемый результат потому, что:
а) смех товарищей страшен для человека, он боится стать объектом насмешек;
б) у людей возрастает стремление к самоутверждению, и умение парировать выходку нравится и вызывает интерес к руководителю;
в) намеченная программа действий потерпела крах, а выработать новую некогда, да и желание пропадает;
г) все ответы верны.
6. Дисциплина в коллективе зависит от:
а) общей дисциплины;
б) от требовательности администрации;
в) только от самого руководителя;
г) от положения в городе, стране.
Ключ к тестированию
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
а |
в |
в |
в |
б |
а |
Тема 2.2Закономерности процесса общения. Структура общения:
коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения
Проверяемые результаты обучения: ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4; У1; У2; У3
Теоретические вопросы
1. Коммуникативная сторона общения.
2. Общение как обмен информацией.
3. Специфика коммуникативного процесса между людьми.
4. Единство деятельности, общения и познания в коммуникативном процессе.
5. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения.
6. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения.
7. Речь как средство коммуникации.
8. Диалог как форма общения.
9. Виды и техники слушания партнера по общению.
10. Интерактивная сторона общения.
11. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами.
12. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.
13. Перцептивная сторона общения.
14. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению.
15. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей. Механизмы социальной перцепции: идентификация и рефлексия.
16. Роль эмпатии в этих процессах.
17. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др.
Практическая работа: «Выбор стратегии общения»
Задание 1: подготовить сообщения на предложенные темы
Задание 2: разбор ситуаций
Форма контроля:
- защита сообщений
- анализ ситуаций
Тема 2.3 Психология воздействия в общении
Проверяемые результаты обучения: ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4
Теоретические вопросы
1. Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения.
2. Убеждение как метод сознательного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок.
3. Условия эффективности и технологии убеждающего воздействия.
4. Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации.
5. Условия эффективности внушения. Внушение и убеждение.
6. Психологическое заражение как способ группового воздействия.
7. Основа заражения - бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям.
8. Использование способов убеждающего воздействия в деловой беседе.
9. Психологические основы ведения деловых переговоров.
Тестирование
Задание 1Вставить пропущенные слова:
1. … - особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных друг с другом отношениями.
2. … - процесс продвижения и разрешения проблем путем составления, столкновения, ассимиляции, взаимоотношения предметных позиций участников.
3. … метод ведение переговоров - состоит в том, что партнерам предлагаются для обсуждения предварительно разработанные варианты соглашения в зависимости от конкретных ситуаций.
4. … - перестройка личности под влиянием сильных эмоций.- психологический прием убеждения.
5. … - означает объединение усилий нескольких сторон с целью оказания давления (метод психологических игр.)
Варианты ответов:
1) взрыв;
2) деловые переговоры;
3) дискуссия;
4) блокировка;
5) вариационный;
6) деловое общение.
Ответы: 1-6, 2-4, 3-3, 4-1, 5-4
Задание 2 Классифицировать виды общения по признакам:
По содержанию общения |
Цели общения |
1 |
2 |
1, 4, 5, 7, 8, 9 |
2,3,6 |
1. Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.
2. Деловое – общение, включенное в какую-либо деятельность людей.
3. Целевое – общение, служащее средством удовлетворения специфической потребности.
4. Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
5. Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
6. Личностное – общение, сосредоточенное в основном кругу внутренних психологических проблем.
7. Когнитивное – обмен знаниями.
8. Кондиционное – обмен психологическими и фразеологическими состояниями.
9. Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Задание 3 Соединить определения и термины стрелками:
1. Общение |
|
1. Способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа к другому |
2. Деловое общение |
2. Взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера |
|
3. Средства общения |
3. Имеет силу приказа |
|
4. Категорическое требование |
4. Служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности |
|
5. Совет |
5. Прием убеждения, эффективен, если подчиненный относится к руководителю с доверием |
Ответы: 1-2, 2-4, 3-1, 4-3, 5-5
Задание 4 Раскрыть содержание афоризмов:
1. Ни с кем так не приятно общаться, как с одиночеством.
2. Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми.
3. В общении надо чувствовать грань: перейти ее – значит унизить себя, не дойти до нее – себя обеднить.
4. Говорить – значит делиться, это искусство, требующее сотрудничества.
5. Говорить можно с каждым, а поговорить, почитай, и не с кем.
Раздел 3 Психология социальных сообществ
Тема 3.1 Группа как социально-психологический феномен
Проверяемые результаты обучения: З2; З1; З3; З4
Теоретические вопросы
1. Типы и формы социальных объединений.
2. Социальная структура и неструктурированная общность.
3. Группа как социально-психологический феномен.
4. Роль социальной группы в воздействии общества на личность.
5. Группа как субъект деятельности.
6. Деятельность как основной интегрирующий фактор и главный признак социальной группы.
7. Участие индивидов в совместной групповой деятельности как условие формирования психологической общности между ними.
8. Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели.
9. «Мы — чувство» как индикатор осознания принадлежности личности к группе.
10. Феномен группового сознания.
11. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе.
12. Принципы классификации и виды групп.
Тестирование
1 Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других:
а) личность;
б) индивидуальность;
в) индивид;
г) субъект.
2 Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению:
а) коммуникация;
б) перцепция;
в) интеракция;
г) взаимовлияние;
д) сопереживание.
3 Процесс коммуникации определяется как процесс:
а) обмена информацией;
б) взаимодействия;
в) самовосприятия;
г) взаимопонимания.
4 Тип взаимодействия, при котором происходит координация сил участников.
а) кооперация;
б) конкуренция;
в) конфликт;
г) инцидент.
5 Типы взаимодействия:
а) кооперация;
б) конкуренция;
в) конфликт
г) конфронтация;
д) нет правильного ответа;
е) все ответы верны.
6 Процесс отождествления (уподобления) себя с другим человеком:
а) эмпатия;
б) идентификация;
в) рефлексия;
г) аффективное понимание.
7 Воспроизведение индивидом образцов чьего-либо поведения в условиях общения в стихийной группе получило название:
а) заражение;
б) внушение;
в) подражание.
8 Феномен конформизма и феномен группового давления:
а) являются разными динамическими процессами;
б) отражают специфику одного и того же процесса групповой жизни.
9 Выберите утверждения, характеризующие стереотипы:
а) представляют собой обобщение нашего личного опыта;
б) укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны;
в) всегда являются предубеждением;
г) являются результатом родительского внушения.
10 Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему - это:
а) каузальная атрибуция;
б) рефлексия;
в) фрустрация;
г) эмпатия.
Ключ к тестированию
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
б |
б |
а |
а |
а, б |
б |
в |
а |
а, в |
г |
Тема 3.2 Социальная психология малых групп
Проверяемые результаты обучения: ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4
Теоретические вопросы
1. Понятие малой группы.
2. Границы малой группы.
3. Классификация малых групп.
4. Динамические процессы в малой группе.
5. Феномен группового давления.
6. Явление конформизма в группе.
7. Групповая сплоченность.
8. Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в условиях совместной деятельности.
9. Уровни групповой сплоченности.
10. Лидерство и руководство в малых группах.
11. Лидер и руководитель.
12. Типы лидерства.
13. Принятие лидера группой.
14. Стиль лидерства и его влияние на сплоченность группы, организованность и эффективность групповой деятельности.
15. Методики выявления лидеров в малой группе.
16. Формы групповых дискуссий: «брейнсторминг», «синектика» и др.
17. Развитие малой группы.
18. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения.
19. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития.
20. Совместная деятельность как основание развития социальной группы.
Тестирование
1 Большие социальные группы:
а) толпа;
б) друзья;
в) этнос;
г) семья;
д) класс
е) соседи.
2 Малые социальные группы;
а) семья;
б) масса;
в) публика;
г) школьный класс;
д) рабочая бригада.
3 Воспроизведение индивидом образцов чьего-либо поведения в условиях общения в стихийной группе получило название:
а) заражение;
б) внушение;
в) подражание.
4 Феномен конформизма и феномен группового давления:
а) являются разными динамическими процессами;
б) отражают специфику одного и того же процесса групповой жизни.
5 Процесс социализации состоит в следующем:
а)привитии ребенку нравственных норм;
б) усвоении ребенком общекультурного опыта;
в) воспроизводстве ребенком социальных норм и правил;
г)познании действительности.
6 Человека можно считать сложившейся личностью, если:
а) в его мотивах есть иерархия;
б) у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением;
в) у него есть нравственные ценности;
г) он является творческим субъектом.
7Социальнаядезадаптация личности выражается:
а) в усугублении, усилении трудностей существования, неприятных переживаний;
б) в сложности при установлении социальных контактов с окружающими людьми;
в) в формировании патологических черт характера;
г) в усвоении асоциальных норм поведения.
8 Выберите утверждения, характеризующие стереотипы:
а) представляют собой обобщение нашего личного опыта;
б) укрепляются при тесном общении с группой людей, относительно которой они выработаны;
в) всегда являются предубеждением;
г) являются результатом родительского внушения.
9 Локус контроля личности – это:
а) склонность приписывать другим людям мотивы поведения, внутренние характеристики;
б) склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям;
в) мотивы личности, которые выражают ее специальную направленность и определяют склонность к конкретным видам деятельности;
г) психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение.
10 Эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, сопереживание ему - это:
а) каузальная атрибуция; б) рефлексия; в) фрустрация; г) эмпатия.
Ключ к тестированию
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
а, в,д |
а, г, д |
в |
а |
в |
б |
б |
а, в |
а |
г |
Тема 3.3 Психология межгрупповых отношений
Проверяемые результаты обучения: ОК1-ОК9;З2; З1; З3; З4; У1-У3
Теоретические вопросы
1. Межгрупповые отношения как объект исследования в социальной психологии.
2. Деятельностный подход к исследованию межгрупповых отношений.
3. Межгрупповое восприятие как социально-психологический предмет исследования межгрупповых отношений.
4. Зависимость межгруппового восприятия от характера совместной деятельности.
5. Значение параметров успеха и неуспеха в совместной деятельности для межгруппового восприятия.
6. Роль стереотипов впроцессе межгруппового восприятия.
7. Неадекватность межгруппового восприятия.
8. Влияние характера межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы.
9. Возрастные аспекты межгрупповых отношений.
Практическая работа: «Определение лидерства. Деловая игра»
Задание 1: выполнить упражнения
Задание 2: ответить на вопросы
Форма контроля:
- презентация решения упражнений
- письменные ответы на вопросы
Раздел 4 Социальная психология личности
Тема 4.1Социально-психологический портрет личности
Проверяемые результаты обучения: З2; З1; З3; З4
Теоретические вопросы
1. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
2. Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействий с социальным окружением.
3. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии.
4. Критерии выделения социально-психологических типов личности.
5. Типы личности: операционалисты, тактики, стратеги (Е.С.Кузьмии), актуализаторы и манипуляторы (Э.Шостром).
6. Социально-психологические качества личности.
7. Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических качеств личности.
Тема 4.2 Социализация личности
Проверяемые результаты обучения: З2; З1; З3; З4
Теоретические вопросы
1. Понятие социализации.
2. Теории социализации и развития личности.
3. Процесс социализации как процесс становления личности.
4. Три сферы становления личности: деятельность, общение, сознание.
5. Стадии и институты процесса социализации.
6. Социально-психологические механизмы социализации.
7. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии.
8. Трудности адаптации в условиях социального кризиса.
9. Соотношение процессов социализации и развития личности.
10. Социальная установка и реальное поведение.
Раздел 5 Прикладные отрасли социальной психологии
Тема 5.1Социальная психология конфликта
Проверяемые результаты обучения: ОК1-ОК9, З1; З3; З4; У1-У3
Теоретические вопросы
1. Конфликт как феномен социальной и духовой жизни человека.
2. Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление.
3. Сущностные свойства конфликта.
4. Основные элементы структуры конфликта.
5. Типология конфликтов.
6. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта.
7. Функции и динамика конфликта.
8. Причины конфликтов в организациях.
9. Социально-психологический портрет конфликтной личности и психолого-педагогическая тактика воздействия на неё.
10. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов.
11. Роль посредничества в урегулировании конфликтов.
12. Процедуры посредничества.
13. Переговоры как универсальный способ разрешения конфликтов.
14. Стратегии конфликтного взаимодействия.
15. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.
Тестирование
Задание 1. Вставить пропущенные слова:
а) … - неизбежное явление общественной жизни, которое вытекает из человеческой природы и ее агрессивности.
Б) Решение конфликта путем взаимных уступок – это … .
в) … - активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы деятельности другой стороны.
Г) Психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели – это … .
д) … - попытка совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон.
1. Повод
2. Сотрудничество
3. Конфликт
4. Стресс
5. Фрустрация
6. Компромисс
Ответы: а-5, б-6, в-3, г-4, д-2
Задание 2. Классифицировать понятия
1 Признаки здорового стресса |
2 Признаки избыточного стресса |
1,5,6,9 |
2,4,7,8,10 |
1. Отсутствие собранности
2. Эмоциональные взрывы
3. Высокое положение в компании
4. Постоянная раздражительность
5. Четкое мышление
6. Соблюдение сроков
7. Потеря заказов
8. Перегрузки или неполная нагрузка
9. Область принятия решений
10. Серьезные ошибки
Задание 3. Соединить стрелками термины и определения
1. Конфликт |
|
а) Столкновение противоположно направленных целей, позиций, взглядов сторон |
2. Конфликтная ситуация |
|
б) Графическое отображение составляющих конфликта, анализ поведения участников, формулирование ожиданий и опасений |
3. Повод |
|
в) Противоречащие позиции сторон по какому-либо поводу |
4. Картография |
|
г) Психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели |
5. Фрустрация |
|
д) Активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет интересы деятельности другой стороны |
Ответы: 1-в, 2-а, 3-д, 4-б, 5-г
Задание 4. Выбрать правильный вариант ответа.
1.Является «толчком» к конфликту ….
А) картография
б) фрустрация
в) конфликт
г) повод
2. Попытка выхода из стресса, когда человек активно или пассивно сопротивляется, делает это подсознательно-…
а) рационализация
б) негативизм
в) регрессия
г) компенсация
3. Причина конфликта с системой ценностей или применяемыми методами-…
а) роли
б) интересы в отношении работы
в) преданность целям организации
г) корпоративная культура
4. Высокий уровень мотивации, серьезный интерес к бизнесу и работе-…
а) признаки здорового стресса
б) характеристики самой работы
в) признаки избыточного стресса
г) индивидуальные характеристики
6. Решение конфликта путем односторонних уступок – стратегия управления конфликтом-…
а) сотрудничество
б) приспособление
в) компромисс
г) игнорирование
Ответы: 1-г, 2-в, 3-в, 4-б, 5-в
Задание 5 Согласны ли Вы с утверждением? /да-нет/
1. Конфликт – это несогласием между двумя или более сторонами
2. Межличностный конфликт – это несогласие с личными потребностями и ценностями
3. Возможность конфликта увеличивается, если увеличивается специализация структурных подразделений
4. Различие в манере поведения и жизненном опыте – это есть одна из причин возникновения конфликта
5. Функциональный конфликт ведет к снижению производительности труда, а дисфункциональный – к повышению производительности труда
6. Конфликтное поведение направлено на косвенное блокирование действий противоположной стороны
7. В последствия функциональных конфликтов входит снижение производительности труда
8. В последствия дисфункционального конфликта входит увеличение враждебности между группами
9. Отсрочка конфликта заключается в воспитательных мероприятиях и в разрешении реальных противоречий
10. Твои интересы при пассивных действиях выигрывают, а интересы партнера проигрывают.
11. Конфликт – это столкновение противоположных тенденций
12. Существует 3 основных типа конфликта – внутриличностный, межличностный, межгрупповой
13. Внутриличностный конфликт проявляется в столкновении взглядов личностей.
14. Различия в представлениях, решения поставленных целей. Объективно оценивать ситуацию должно каждое структурное подразделение и различия в ценностях – это весьма распространенная причина конфликта
15. Схема конфликта зависит от двух факторов: физическая сила; время и деньги
16. Существует 4 структурных метода разрешения конфликта: разъяснение требований подчиненным; использование интеграционных механизмов; установление комплексных целей; использование системы вознаграждений
17. Решением межличностных конфликтов является уклонение; принуждение; сглаживание; компромисс; решение проблемы
18. Дисфункциональный конфликт повышает производительность труда и эффективность организации
19. Одним из пунктов решения проблем является сведение к минимуму проявления гнева и угроз
20. Последствия дисфункционального конфликта – это рост текучести кадров и снижение производительности труда
Практическая работа: «Решение конфликтных ситуаций»
Задание 1: решение ситуаций
Задание 2: письменно ответить на вопросы
Форма контроля: 1) анализ предложенных ситуаций; 2) ответы на вопросы
4 Комплект оценочных средств промежуточного контроля
Проверяемые результаты обучения: ОК1-ОК9; З1- З5; У1-У3
Перечень вопросов дифференцированного зачета
1. Место социальной психологии в системе научного знания.
2. Дискуссии о предмете социальной психологии.
3. Социологический и психологический акценты в социальной психологии.
4. Точки зрения на предмет социальной психологии.
5. Современные представления о предмете социальной психологии.
6. Социальная психология как изучение закономерностей поведения и деятельности людей.
7. Личность и группа как объекты изучения в социальной психологии.
8. Основные разделы исследования современной социальной психологии.
9. Психология общения.
10. Проблематика больших и малых социальных групп.
11. Социально-психологические проблемы личности.
12. Межгрупповое взаимодействие.
13. Личность в ее взаимоотношениях с социальной средой.
14. Место в системе гуманитарных наук.
15. Социальная психология и социальная практика.
16. Типология методов социальной психологии.
17. Методы сбора и анализа информации.
18. Наблюдение, анализ документов, опросы.
19. Методы психодиагностики.
20. Тесты в социальной психологии: стандартизованные и проективные.
21. Личностные тесты.
22. Групповые методы исследования: социометрия.
23. Методы психотерапии и психокоррекции.
24. Социально-психологические тренинги.
25. Игровые методы.
26. Экспериментальные методы исследования и социальный эксперимент.
27. Становление отечественной социальной психологии (Н.К.Михайловский).
28. Определение предмета социальной психологии в России в 20-е годы (К.Н.Корнилов, П.П.Блонский, В.М.Бехтерев).
29. Марксистский период развития отечественной социальной психологии.
30. Развитие отечественной социальной психологии в 60 –90 годы.
31. Исследование социальной психологии личности (И.С.Кон, В.Б.Ольшанский, Ю.А.Замошкин, В.С.Мерлин).
32. Психология групп и коллективов (А.В.Петровский, Г.Г.Дилигенский, А.И.Донцов, А.А.Бодалев).
33. Разработка проблем методологии социальной психологии (Г.М.Андреева, Е.В.Шорохова).
34. Проблемы и перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований в российской социальной психологии.
35. Современное состояние отечественной социальной психологии.
36. Общение как форма реализации системы общественных и межличностных отношений.
37. Специфика социально-психологического подхода к общению.
38. Значение общения для развития индивида и социальных общностей.
39. Общение и деятельность.
40. Оптимизация совместной деятельности через воздействие на процессы общения.
41. Содержание общения: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
42. Полифункциональность общения.
43. Виды общения: императивное, манипулятивное, диалогическое
44. Коммуникативная сторона общения.
45. Общение как обмен информацией.
46. Специфика коммуникативного процесса между людьми.
47. Единство деятельности, общения и познания в коммуникативном процессе.
48. Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения.
49. Понятие о вербальных и невербальных средствах общения.
50. Речь как средство коммуникации.
51. Диалог как форма общения.
52. Виды и техники слушания партнера по общению.
53. Интерактивная сторона общения.
54. Общение как организация взаимодействия между общающимися индивидами.
55. Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.
56. Перцептивная сторона общения.
57. Общение как восприятие и понимание друг друга партнерами по общению.
58. Межличностное восприятие как основа для взаимопознания и взаимопонимания людей.
59. Механизмы социальной перцепции: идентификация и рефлексия.
60. Роль эмпатии в этих процессах.
61. Эффекты межличностного восприятия: проекции, «ореола», стереотипизации, доминирующей потребности и др.
62. Убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание как способы или социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения.
63. Убеждение как метод сознательного воздействия на индивида или группу, связанный с формированием, закреплением или изменением их социальных установок.
64. Условия эффективности и технологии убеждающего воздействия.
65. Внушение как целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации.
66. Условия эффективности внушения.
67. Внушение и убеждение.
68. Психологическое заражение как способ группового воздействия.
69. Основа заражения - бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям.
70. Использование способов убеждающего воздействия в деловой беседе.
71. Психологические основы ведения деловых переговоров.
72. Типы и формы социальных объединений.
73. Социальная структура и неструктурированная общность.
74. Группа как социально-психологический феномен.
75. Роль социальной группы в воздействии общества на личность.
76. Группа как субъект деятельности.
77. Деятельность как основной интегрирующий фактор и главный признак социальной группы.
78. Участие индивидов в совместной групповой деятельности как условие формирования психологической общности между ними.
79. Психологические характеристики группы: групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели.
80. «Мы — чувство» как индикатор осознания принадлежности личности к группе.
81. Феномен группового сознания.
82. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе.
83. Принципы классификации и виды групп.
84. Понятие малой группы.
85. Границы малой группы.
86. Классификация малых групп.
87. Динамические процессы в малой группе.
88. Феномен группового давления.
89. Явление конформизма в группе.
90. Групповая сплоченность.
91. Ценностно-ориентационное единство как показатель групповой сплоченности в условиях совместной деятельности.
92. Уровни групповой сплоченности.
93. Лидерство и руководство в малых группах.
94. Лидер и руководитель.
95. Типы лидерства.
96. Принятие лидера группой.
97. Стиль лидерства и его влияние на сплоченность группы, организованность и эффективность групповой деятельности.
98. Методики выявления лидеров в малой группе.
99. Формы групповых дискуссий: «брейнсторминг», «синектика» и др.
100. Развитие малой группы.
101. Стадии и периоды развития группы и критерии их выделения.
102. Изменение связей и отношений в группе как критерий ее развития.
103. Совместная деятельность как основание развития социальной группы.
104. Межгрупповые отношения как объект исследования в социальной психологии.
105. Деятельностный подход к исследованию межгрупповых отношений.
106. Межгрупповое восприятие как социально-психологический предмет исследования межгрупповых отношений.
107. Зависимость межгруппового восприятия от характера совместной деятельности.
108. Значение параметров успеха и неуспеха в совместной деятельности для межгруппового восприятия.
109. Роль стереотипов впроцессе межгруппового восприятия.
110. Неадекватность межгруппового восприятия.
111. Влияние характера межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы.
112. Возрастные аспекты межгрупповых отношений.
113. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.
114. Личность как системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением.
115. Взаимоотношения личности с группой как главный ориентир в исследовании личности в социальной психологии.
116. Критерии выделения социально-психологических типов личности.
117. Типы личности: операционалисты, тактики, стратеги (Е.С.Кузьмин), актуализаторы и манипуляторы (Э.Шостром).
118. Социально-психологические качества личности.
119. Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических качеств личности.
120. Понятие социализации.
121. Теории социализации и развития личности.
122. Процесс социализации как процесс становления личности.
123. Три сферы становления личности: деятельность, общение, сознание.
124. Стадии и институты процесса социализации.
125. Социально-психологические механизмы социализации.
126. Адаптация как составная часть социализации, ее механизмы и стадии.
127. Трудности адаптации в условиях социального кризиса.
128. Соотношение процессов социализации и развития личности.
129. Социальная установка и реальное поведение.
130. Конфликт как феномен социальной и духовой жизни человека.
131. Конфликт как многоуровневое, многомерное и многофункциональное социально-психологическое явление.
132. Сущностные свойства конфликта.
133. Основные элементы структуры конфликта.
134. Типология конфликтов.
135. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта.
136. Функции и динамика конфликта.
137. Причины конфликтов в организациях.
138. Социально-психологический портрет конфликтной личности и психолого-педагогическая тактика воздействия на неё.
139. Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов.
140. Роль посредничества в урегулировании конфликтов.
141. Процедуры посредничества.
142. Переговоры как универсальный способ разрешения конфликтов.
143. Стратегии конфликтного взаимодействия.
144. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.
5. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные по дисциплине «Социальная психология» учебной программой.
В процессе изучения дисциплины предусмотрены следующие формы контроля: текущий, промежуточный контроль (дифференцированный зачет), контроль самостоятельной работы студентов, оценка практических занятий.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по всем видам работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины, осуществляется преподавателем.
Текущий контроль успеваемости проводится в следующих формах:
- устная (устный опрос, отчет по результатам самостоятельной работы и т.д.);
- письменная (письменный опрос);
- тестовая (письменное, компьютерное тестирование);
- оценка практических работ (отчет);
- оценка самостоятельных работ (защита сообщений).
Результаты текущего контроля успеваемости фиксируются в журнале занятий с соблюдением требований по его ведению.
Промежуточная аттестация – это элемент образовательного процесса, призванный определить соответствие уровня и качества знаний, умений и навыков обучающихся, установленным требованиям рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация по дисциплине определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины, проводится в форме дифференцированного зачета – итогового тестирования.
Формы и методы оценивания
Устный ответ.
«Отлично», если студент:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
- умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.
«Хорошо», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
«Удовлетворительно» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
- студент не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
«Неудовлетворительно» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Письменный ответ
«Отлично», если студент:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов преподавателя.
«Хорошо», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.
«Удовлетворительно» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме.
«Неудовлетворительно» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов преподавателя.
Тестирование
Оценка «5» - 100 – 90% правильных ответов
Оценка «4» - 89 - 80% правильных ответов
Оценка «3» - 79 – 70% правильных ответов
Оценка «2» - 69% и менее правильных ответов
Практические занятия.
Выполнение практически всей работы должно быть не менее 80%.
Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся обстоятельно, с достаточной полнотой излагает программный материал, дает правильные формулировки, точные определения ключевых понятий, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести примеры, демонстрирует самостоятельность мышления, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся демонстрирует знание и понимание основных положений программного материала, но при этом допускает неточности в формулировке правил или определений, излагает материал недостаточно связно и последовательно.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает незнание большей части программного материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми запинками, перерывами.
6. Перечень материалов, оборудования и информационных
источников, используемых для текущей и промежуточной
аттестации
6.1 Оборудование учебного кабинета
- комплекс учебно-наглядных пособий по дисциплине «Социальная психология»;
- технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.
6.2 Рекомендуемая литература
Основные источники:
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология (СПО). – М., 2016 /электронный ресурс/
2. Козьяков Р.Ф. Социальная психология. – М.: Директ-Медиа, 2014 /электронный ресурс/
3. Ридецкая О.Г. Социальная психология. – М., 2014/электронный ресурс/
Дополнительные источники:
1. Социальная психология труда. — М., 2010.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. — М., 2010.
3. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2011.
4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М., 2011.
5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголына В.М. Межличностное общение. – СПб., 2011.
6. Социальная психология. / Авторы-составители Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. М. -Новосибирск, 2011.
Интернет-ресурсы:
портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
http://flogiston.ru/library
http://psylib.org.ua/index.html
http://www.psychology.ru/ library/
http://hpsy/ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.