Содержание
1 Паспорт фонда оценочных средств………………………………………….....4
2. Формы текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по учебной дисциплине………………….……………………………………………….…….6
3. Комплект оценочных средств текущего контроля ..…………………….…....7
4. Комплект оценочных средств промежуточной аттестации…………….……26
5. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания …..……..28
6.Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для текущей и промежуточной аттестации.…………………………….29
1 Паспорт фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств (далее ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Экономика отрасли».
ФОС включает контрольные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля.
Формой аттестации по дисциплине является экзамен.
1.1 Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знания |
|
З1 - действующее законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность; З2 - методики расчёта основных технико-экономических показателей деятельности организации; З3 - материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), показатели их эффективного использования; З4 - механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; З5 - методику разработки бизнес-плана; З6 - основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения; З7 - основы организации работы коллектива исполнителей; З8 - основы планирования, финансирования и кредитования организации; З9 - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; З10 - производственную и организационную структуру организации. |
Устный и письменный опрос Тестирование Курсовая работа Экзамен |
умения |
|
У1 - рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации); У2 - оформлять первичные документы по учёту рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев; У3 - разрабатывать бизнес-план |
Практическая работа Устный и письменный опрос Тестирование Курсовая работа Экзамен |
1.2. Реализуемые общие и профессиональные компетенции:
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результаты выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1 |
Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы |
ПК 1.2 |
Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности |
ПК 1.6 |
Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы |
ПК 1.7 |
Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ |
ПК 1.8 |
Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы |
ПК 1.9 |
Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией |
ПК 1.10 |
Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции |
ПК 2.1 |
Участвовать в разработке технического задания |
ПК 2.2 |
Программировать в соответствии с требованиями технического задания |
ПК 2.3 |
Применять методики тестирования разрабатываемых приложений |
ПК 2.4 |
Формировать отчетную документацию по результатам работ |
ПК 2.5 |
Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами |
ПК 2.6 |
Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы |
2. Формы текущего контроля знаний и
промежуточной аттестации по учебной дисциплине
Разделы и темы учебной дисциплины |
Формы контроля |
Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка |
|
Тема 1.1 Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике |
Устный и письменный опрос |
Тема 1.2Организационно-правовые формы организаций (предприятий) |
Устный и письменный опрос, тестирование |
Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия) |
Устный и письменный опрос |
Тема 1.4 Основы логистики организации (предприятия) |
Устный и письменный опрос |
Раздел 2. Производственная структура организации (предприятия) |
|
Тема 2.1 Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), показатели их эффективного использования |
Устный и письменный опрос Практическое занятие |
Тема 2.2 Оборотный капитал |
Устный и письменный опрос Практическое занятие
|
Тема 2.3 Капитальные вложения и их эффективность |
Устный и письменный опрос |
Тема 2.4 Нематериальные активы |
Устный и письменный опрос, тестирование |
Раздел 3. Экономические ресурсы организации |
|
Тема 3.1 Имущество и капитал |
Устный и письменный опрос |
Тема 3.2 Основные средства организации (предприятия) |
Устный и письменный опрос Курсовая работа
|
Тема 3.3 Оборотные средства организации (предприятия) |
Устный и письменный опрос Курсовая работа
|
Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда |
Устный и письменный опрос Практическая работа Курсовая работа
|
Раздел 4. Маркетинговая деятельность организации |
|
Тема 4.1. Маркетинг: его основы и концепции |
Устный и письменный опрос |
Тема 4.2. Функции маркетинга и этапы его организации |
Устный и письменный опрос |
Тема 4.3. Реклама |
Устный и письменный опрос |
Тема 4.4. Качество и конкурентоспособность продукции |
Устный и письменный опрос |
Тема 4.5. Инновационная и инвестиционная политика организации (предприятия)
|
Устный и письменный опрос |
Раздел 5. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели деятельности организации (предприятия) |
|
Тема 5.1. Издержки производства и реализации продукции, себестоимость продукции |
Устный и письменный опрос Практическое занятие Курсовая работа
|
Тема 5.2. Ценообразование |
Устный и письменный опрос Практическое занятие Курсовая работа |
Тема 5.3. Прибыль и рентабельность |
Устный и письменный опрос Курсовая работа |
Раздел 6. Планирование деятельности организации (предприятия) |
|
Тема 6.1 Бизнес-планирование |
Устный и письменный опрос Практическое занятие Курсовая работа |
Тема 6.2 Финансы организации (предприятия) |
Устный и письменный опрос Курсовая работа |
Тема 6.3 Методика расчета основных технико-экономических показателей работы предприятия |
Устный и письменный опрос Практическое занятие Курсовая работа |
Раздел 7. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия) |
|
Тема 7.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке |
Устный и письменный опрос Тестирование |
3 Комплект оценочных средств
Задания текущего контроля учебной дисциплины
Раздел 1. Организация (предприятие) в условиях рынка
Тема 1.1. Отраслевые особенности организации (предприятия) в рыночной экономике
Проверяемые результаты обучения: З1, З9
Теоретические вопросы
1. Назовите отраслевые особенности организации (предприятия)
1. Какие особенности предприятия влияют на формирование ее экономического потенциала?
2. Каков механизм функционирования предприятия?
3. Назовите отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники.
Тема 1.2. Организационно-правовые формы организаций (предприятий)
Проверяемые результаты обучения: З1,З9, ОК2, ОК3
Теоретические вопросы
1. Дайте характеристику организации как хозяйствующий субъект в рыночной экономике.
2. Какие вы знаете организационно-правовые формы хозяйствования?
3. В чем особенности функционирования хозяйственных обществ?
4. ……………… производственных кооперативов?
5. …………….. государственных и муниципальных унитарных предприятий?
6. Назовите основные характеристики отдельных форма предприятий.
7. Каковы принципы функционирования отдельных форма предприятий?
Тестирование
Вариант 1
1. Юридическим лицом признается организация, которая:
а) имеет в собственном ведении обособленное имущество;
б) отвечает по своим обязательствам имуществом,
в) может от своего имени приобретать или осуществлять права, нести обязанности,
г) является истцом и ответчиком в суде
д) все перечисленное.
2. Признаками отраслевой принадлежности предприятия служат:
а) характер сырья, потребляемого при изготовлении продукции;
б) назначение и характер готового продукта;
в) техническая и технологическая общность производства;
г) время работы в течение года
д) все перечисленное.
3. По характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся на предприятия:
а) сельскохозяйственной промышленности
б) добывающей промышленности
в) обрабатывающей промышленности
г) горной промышленности.
4. По назначению готовой продукции все предприятия делятся на группы:
а) производящие средства производства
б) производящие предметы потребления;
в) верно и то, и другое.
5. По признаку технологической общности различают предприятия с ….. и … процессами производства, с преобладанием механических и химических процессов производства:
а) динамичным и дискретным б) с непрерывным и дискретным
6. По размерам предприятия делятся на:
а) суперкрупные,
б) крупные
в) средние
г) мелкие
д) очень мелкие.
7. По признаку деятельности различают следующие предприятия:
а) промышленные,
б) торговые,
в) инвестиционные,
г) транспортные,
д) все верно
8. В зависимости от того, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношении юридических лиц или их имущества, юридические лица могут быть разделены на группы - юридические лица:
а) имеющие обязательственные права
б) имеющие право собственности;
в) не имеющие никаких имущественных прав
г) все верно
9. В зависимости от целей деятельности любое юридическое лицо относится к одной из категорий:
а) общественные
б) коммерческие организации;
в) некоммерческие организации.
10. Юридические лица должны иметь:
а) имущество;
б) самостоятельный баланс
в) обязательства
г) смету
11. Некоммерческие организации имеют своей целью:
а) выполнение общественных задач
б) получение прибыли и распределение ее между участниками.
12. Предприятие— самостоятельный хозяйствующий субъект, который:
а) производит продукцию,
б) выполняет работы
в) оказывает услуги
г) все перечисленное
13. К числу юридических лиц, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся:
а) хозяйственные товарищества и общества,
б) производственные и потребительские кооперативы;
в) и то, и другое верно
14. Признаки юридических лиц:
а) отраслевая принадлежность;
б) размеры;
в) степень специализации
г) масштабы производства однотипной продукции;
д) методы организации производства
е) степень механизации и автоматизации;
ж) организационно-правовым формам
з) все перечисленное
15. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители (участники) имеют право собственности:
а) государственные унитарные предприятия,
б) дочерние предприятия,
в) финансируемые собственником учреждения;
г) все верно
16. Целью предпринимательской деятельности является:
а) превышение результатов над затратами,
б) получение морального удовлетворения
в) достижение возможно большей прибыли
г) выполнение общественных задач
17. Факторы, влияющие на эффективность работы предприятия:
а) позитивные
б) негативные
в) внутренние
г) внешние
д) все верно
18. Внутренние факторы связанны с:
а) личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
б) ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;
в) совершенствованием организации производства и труда;
г) организационно-правовой формой хозяйствования;
д) созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
е) со спецификой производства и отрасли;
ж) качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
з) амортизационной и инвестиционной политикой
и) все перечисленное.
19. Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие:
а) выполнение общественных задач
б) извлечение прибыли
20. К внешним факторам, влияющим на эффективность работы предприятия, относят:
а) связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка;
б) связанные с изменениями политической обстановки внутри страны;
в) связанные с инфляционными процессами;
г) связанные с деятельностью государства;
д) все перечисленное.
21. К некоммерческие организации могут относиться потребительские кооперативы, …. и…. объединения, благотворительные и иные фонды и другие организации, предусмотренные законом:
а) политические и религиозные б) общественные и религиозные
22. Юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных) являются:
а) общественные организации (объединения),
б) религиозные организации (объединения),
в) благотворительные и иные фонды,
г) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
д) все перечисленное.
23. Коммерческие организации могут создаваться в форме:
а) фондов;
б) товариществ и обществ,
в) производственных кооперативов,
г) частных предприятий
д) государственных и муниципальных предприятий.
Вариант 2
1. Предприятие — это учреждение в форме (фабрики), (организации), которое выполняет одни или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг.
2. Предприятие может выступать в качестве:
а) изготовителя
б) товаропроизводителя,
в) посредника
г) все перечисленное
3. Предприятие решает задачи:
а) получение прибыли,
б) обеспечение потребителей продукцией,
в) выполнение обязательств перед государством,
г) соблюдение стандартов, нормативов
д) все перечисленное
4. Предприятие имеет следующие признаки:
а) организационное единство,
б) определенный комплекс средств производства;
в) обособленное имущество;
г) имущественную ответственность;
д) предполагает единоначалие;
е) выступает в хозяйственном обороте от собственного имени;
ж) экономически самостоятельно и обособленно
з) все верно.
5. Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, называются:
а) государственными
б) общественными
в) коммерческими
г) все верно.
6. Цели, задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании:
а) Конституцией РФ
б) КоАП
в) Гражданским кодексом РФ.
7. Субъекты хозяйствования различаются по сфере деятельности, т.е. бывают в сфере:
а) материального и нематериального производства.
б) промышленности,
в) сельского хозяйства,
г) транспорта,
д) строительства
е) все перечисленное.
8. Профессиональная посредническая деятельностью позволяет:
а) сократить издержки,
б) повысить прибыль,
в) уменьшить затраты потребителей на поиск нужных товаров
г) все верно.
9. По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия:
а) промышленности
б) сельского хозяйства
в) оба варианта
10. По характеру воздействия на предметы труда субъекты хозяйствования делятся на:
а) добывающие
б) перерабатывающие
в) и то, и другое
11. По типу производства выделяют субъекты хозяйствования:
а) единичного производства,
б) серийного производства
в) массового производства
г) все перечисленное.
12. Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукция в:
а) максимальных количествах
б) больших количествах
13. Отличительной особенностью субъектов хозяйствования сферы нематериального производства является то, что они:
а) обеспечивают услугами
б) создают особые продукты-услуги
14. Предприятие — это сложная экономическая система, объединяющая производственные и людские резервы, имеющая общие цели в достижении:
а) результатов производства
б) прибыли.
15. При превышении предприятием оптимальных размеров:
а) нарушается производственное единство,
б) снижается уровень управляемости,
в) наблюдается невыполнение финансовых результатов
г) все перечисленное.
16. Предприятие является:
а) хозяйственной единицей,
б) юридическим лицом
в) оба варианта.
17. Предприятие экономически самостоятельно и обособленно, это значит, что оно имеет конкретного:
а) кредитора;
б) собственника
18. Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой, являются:
а) количество участников данного хозяйственного объединения;
б) форма управления субъекта хозяйствования;
в) способ распределения прибылей и убытков;
г) источники имущества, составляющего материальную основу субъекта;
д) собственник применяемого капитала;
е) пределы имущественной ответственности
ж) все перечисленное.
19. Российское законодательство:
а) индивидуальное предпринимательство;
б) государственные субъекты хозяйствования,
в) негосударственные организационно-правовые формы предприятий
+г) все перечисленное.
20. Субъектами хозяйствования могут быть:
а) физические,
б) юридические лица;
в) оба варианта.
21. Основными признаками юридического лица являются:
а) право вступать в хозяйственные отношения с другими юридическими лицами;
б) право защищать свои имущественные интересы;
в) полная имущественная ответственность перед контрагентами;
г) наличие регистрационного свидетельства и лицензии;
д) наличие утвержденного в установленном порядке устава
е) все перечисленное.
22. Предприятие имеет обособленное имущество, что значит предприятие:
а) имеет собственное имущество,
б) самостоятельно использует имущество в определенных целях
в) оба варианта.
23. Имущественная ответственность предприятия значит, что оно:
а) распоряжается всем своим имуществом
б) несет полную ответственность всем своим имуществом по обязательствам
КЛЮЧ К ТЕСТИРОВАНИЮ
Вариант 1 |
Вариант 2 |
||||||||||||||||||
1 |
д |
6 |
б,в,г |
11 |
а |
16 |
а,в |
21 |
б |
1 |
|
6 |
в |
11 |
г |
16 |
в |
21 |
е |
2 |
д |
7 |
д |
12 |
г |
17 |
д |
22 |
д |
2 |
г |
7 |
е |
12 |
б |
17 |
б |
22 |
в |
3 |
в |
8 |
г |
13 |
в |
18 |
и |
23 |
б,в,д |
3 |
д |
8 |
г |
13 |
б |
18 |
ж |
23 |
б |
4 |
в |
9 |
б,в |
14 |
з |
19 |
б |
|
|
4 |
з |
9 |
в |
14 |
а |
19 |
г |
|
|
5 |
б |
10 |
б,в |
15 |
г |
20 |
д |
|
|
5 |
в |
10 |
в |
15 |
г |
20 |
в |
|
|
Тема 1.3 Производственная структура организаций (предприятия)
Проверяемые результаты обучения: З6, З10, ОК2-ОК5
Теоретические вопросы
1. Что понимают под производственной структура организации?
2. Назовите элементы производственной структуры.
3. В чем состоит сущность совершенствования производственной структуры организации в условиях рынка?
Тема 1.4 Основы логистики организации (предприятия)
Проверяемые результаты обучения: ОК2, ОК5, ПК 1.2, ПК 2.1,ПК 2.3
Теоретические вопросы
1. Дайте определение понятию логистики организации.
2. Какова роль логистики в управлении материальными потоками?
3. Какие вы знаете принципы логистики?
4. Назовите задачи и функции логистики.
Раздел 2.Производственная структура организации (предприятия)
Тема 2.1. Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации (предприятия), показатели их эффективного использования
Проверяемые результаты обучения: З3, ОК2, ОК5, ПК 1.2, ПК 2.1
Теоретические вопросы
1. Что такое основной капитал?
2. В чем проявляется сущность основного капитала?
3. Каково значение основного капитала?
4. По каким признакам классифицируются элементы основного капитала?
5. Какова структура основного капитала?
6. Назовите показатели эффективности использования основных ресурсов.
7. Как осуществляется оценка основного капитала?
8. Каков порядок начисления амортизация основного капитала?
9. Назовите показатели основного капитала.
10. Что такое износ основного капитала?
11. Что относят к трудовым ресурсам предприятия?
Тема 2.2 Оборотный капитал
Проверяемые результаты обучения: З3, ОК2, ОК5, ПК 1.1, ПК1.2, ПК 1.6 – ПК1.10, ПК 2.1
Теоретические вопросы
1. Дайте определение понятию оборотный капитал?
2. Каков состав оборотного капитала?
3. Что включает в себя структура оборотного капитала?
4. По каким признакам классифицируется оборотный капитал?
5. Как определяют потребность в оборотном капитале?
6. Назовите методы оценки эффективности применения оборотных средств.
Тема 2.3 Капитальные вложения и их эффективность
Проверяемые результаты обучения: З3, ОК2, ОК5, ПК 1.2, ПК 2.1
Теоретические вопросы
1. Что понимают под капитальными вложениями?
2. Какова структура капитальных вложений?
3. Назовите показатели эффективности капитальных вложений.
4. Какова методика расчета показателей эффективности использования капитальных вложений?
Тема 2.4 Нематериальные активы
Проверяемые результаты обучения: З3, ОК2, ОК5, ПК 1.1, ПК1.2, ПК 2.1, ПК2.6
Теоретические вопросы
1. Что понимают под нематериальными активами?
2. Какова сущность нематериальных активов?
3. Каково значение нематериальных активов?
4. Что включено в состав нематериальных активов?
5. Как осуществляется оценка нематериальных активов?
6. Как начисляется амортизация нематериальных активов?
Тестирование
1. Для осуществления любой предпринимательской деятельности необходимо обладать:
а) капиталом б) ресурсами в) оборудованием
2. Производственные здания, оборудование, сырье, транспорт в экономической практике их называют:
а) фондами б) ресурсами в) капиталом.
3. Каждый из «элементов» капитала имеет свои особенности, главной из которых является:
а) срок эксплуатации б) срок годности в) срок его службы.
4. Часть капитала, которая полностью участвует в процессе производства, но по частям переносит свою стоимость на производимые продукты, называется:
а) оборотным капиталом б) основным капиталом.
5. Перенесенная часть стоимости после реализации товара возвращается к ее собственнику в форме:
а) товарной б) денежной
6. Та часть капитала, которая потребляется полностью и переносит в течение одного производственного цикла всю свою стоимость на производимые продукты, называется:
а) основным капиталом б) оборотным капиталом.
7. Оборотный капитал в процессе производственного цикла свою материально-вещественную форму:
а) видоизменяет б) утрачивает
8. Производственный потенциал фирмы определяется по уровню используемого (основного) капитала.
9. Ресурсы – это различные средства, с помощью которых можно производить:
а) сырье б) материальные блага и услуги
10. Амортизационный фонд, который используется для замены:
а) одних ресурсов другими
б) оборудования
в) износившегося оборудования новым.
11. Основной капитал устаревает не только физически, но и ……………..
12. К ресурсам относят ……………., ………………., ……………., ……………
13. Моральное старение основного капитала происходит в том случае, если уже …………….
14. Постоянное повторение процесса производства обусловливает кругооборот:
а) основных фондов б) фондов предприятия.
15. Производственные фонды обеспечивают ……………….. процесса производства и обращения.
16. Производительная форма фондов предприятий включает в себя:
а) производственные здания, сооружения,
б) машины и оборудование,
в) незавершённое производство,
г) производственные запасы на складах (сырье, материалы, полуфабрикаты)
д) все перечисленное
17. Товарная форма представляет собой:
а) производственные здания, сооружения,
б) готовую продукцию, вышедшую из сферы производстве.
18. Денежная форма производственных фондов — это различные ………………
19. На первой стадии обращения денежные фонды переходят в:
а) товарную форму б) производительную форму.
20. Нормальное функционирование деятельности предприятий возможно даже при наличии одной функциональной формы:
а) да б) нет
КЛЮЧ К ТЕСТИРОВАНИЮ
1 |
а |
|
11 |
морально |
2 |
в |
|
12 |
здания, оборудование и т.д. |
3 |
в |
|
13 |
производится технически более совершенное оборудование |
4 |
б |
|
14 |
б |
5 |
б |
|
15 |
функционирование |
6 |
б |
|
16 |
д |
7 |
б |
|
17 |
б |
8 |
основного |
18 |
средства расчета |
|
9 |
б |
|
19 |
б |
10 |
в |
|
20 |
а |
Раздел 3. Экономические ресурсы организации
Тема 3.1. Имущество и капитал
Проверяемые результаты обучения: З3, ОК2, ОК5, ПК 1.1, ПК1.2, ПК 2.1, ПК2.6
Теоретические вопросы
1. Имущество организации: понятие, состав.
2. Капитал организации.
3. Источники формирования капитала.
4. Уставный капитал - основа создания и функционирования организации.
5. Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ.
6. Основной и оборотный капитал.
Тема 3.2. Основные средства организации (предприятия)
Проверяемые результаты обучения: З3, З6, З10, У1, У2, ОК2, ОК5, ПК 1.1, ПК1.2, ПК 2.1, ПК2.6
Теоретические вопросы
1. Экономическая сущность и воспроизводство основных средств (фондов).
2. Состав и классификация основных средств по сферам производства, секторам экономики и отраслям.
3. Виды оценки и методы переоценки основных средств.
4. Службы оценки имущества (основных средств).
5. Износ и амортизация основных средств, их воспроизводство.
6. Показатели использования основных, средств.
7. Пути улучшения использования основных средств предприятия.
8. Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета.
9. Аренда основных производственных средств.
10. Лизинговая форма аренды, ее преимущества.
Тестирование
1. Для осуществления любой предпринимательской деятельности необходимо обладать:
а) капиталом
б) ресурсами
в) оборудованием
2. Производственные здания, оборудование, сырье, транспорт в экономической практике их называют:
а) фондами
б) ресурсами
в) капиталом.
3. Каждый из «элементов» капитала имеет свои особенности, главной из которых является срок:
а) эксплуатации
б) годности
в) его службы.
4. Часть капитала, которая полностью участвует в процессе производства, но по частям переносит свою стоимость на производимые продукты, называется капиталом:
а) оборотным
б) основным.
5. Перенесенная часть стоимости после реализации товара возвращается к ее собственнику в форме:
а) товарной
б) денежной
6. Та часть капитала, которая потребляется полностью и переносит в течение одного производственного цикла всю свою стоимость на производимые продукты, называется:
а) основным капиталом
б) оборотным капиталом.
7. Ресурсы – это различные средства, с помощью которых можно производить:
а) сырье
б) материальные блага и услуги.
8. Амортизационный фонд, который используется для замены:
а) одних ресурсов другими б) оборудования
в) износившегося оборудования новым.
9. Постоянное повторение процесса производства обусловливает кругооборот:
а) основных фондов
б) фондов предприятия.
10. Производительная форма фондов предприятий включает в себя:
а) производственные здания, сооружения, б) машины и оборудование,
в) незавершённое производство,
г) производственные запасы на складах (сырье, материалы, полуфабрикаты)
д) все перечисленное
11. Движение производственных фондов, рассматриваемое как постоянно повторяющийся процесс называется:
а) оборотом фондов
б) кругооборотом фондов
12. Показателем использования основных фондов является:
а) теплооотдача
б) нуждоотдача
в) фондоотдача.
13. Основные фонды переносят свою стоимость на готовую продукцию и окупаются в течение:
а) одного кругооборота
б) нескольких кругооборотов.
14. Производственные фонды одновременно могут существовать в трех функциональных формах:
а) производительной, б) товарной в) денежной г) возвратной.
15. Амортизация может быть:
а) равномерной, б) распределяемой в) ускоренная г) все перечисленное
ключ к тестированию
1. б
2. в
3. в
4. б
5. б
6. б
7. б
8. в
9. в
10. д
11. б
12. в.
13. б
14. а, б, в
15. г
Тема 3.3. Оборотные средства организации (предприятия)
Проверяемые результаты обучения: З1-З3, ОК2, ОК5, ПК 1.1, ПК1.2, ПК 2.1, ПК2.6
Теоретические вопросы
1. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств.
2. Элементы оборотных средств, нормируемые и ненормируемые оборотные средства.
3. Источники формирования оборотных средств.
4. Определение потребности в оборотных средствах.
5. Нормирование материалов, незавершенного производства и готовой продукции.
6. Показатели использования оборотных средств.
7. Значение и пути снижения материалоемкости продукции.
Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда
Проверяемые результаты обучения: З1-З3, З6, ОК2, ОК5, ПК 1.1, ПК1.2, ПК 2.1, ПК2.6
Теоретические вопросы
1. Производственный персонал предприятия.
2. Планирование численности и состава персонала.
3. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени).
4. Понятие производительности труда
5. Классификация и характеристика основных показателей производительности труда.
6. Методы измерения производительности труда.
7. Факторы и резервы роста производительности труда.
8. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов предприятия в условиях рыночной экономики.
9. Нормирование труда в предприятии: цели и задачи.
10. Основные виды норм затрат труда.
11. Методы нормирования труда в зависимости от типа и формы производства.
12. Фотография рабочего времени
13. Хронометраж, метод моментных наблюдений.
14. Материальное стимулирование труда.
15. Сущность заработной платы
16. Принципы и методы се начисления и планирования.
17. Тарификация труда.
18. Единая тарифная система, ее использование в бюджетных и коммерческих организациях.
19. Формы и системы заработной платы.
20. Надбавки и доплаты.
21. Бестарифная система заработной платы.
22. Учет выработки и заработной платы в ценах.
Практическая работа: «Оформление первичных документов по учёту рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев»
Задание 1- решение задач
Форма контроля: решение задач
Раздел 4. Маркетинговая деятельность организации
Тема 4.1 Маркетинг: его основы и концепции
Проверяемые результаты обучения: З1, З6,З7, З9, ОК4-ОК6, ПК1, ПК2
Теоретические вопросы
1. Дайте определение понятию «маркетинг»
2. Каковы основы маркетинг?
3. Понятия и концепции маркетинга: концепция совершенствования производства, концепция качества товаров, концепция сбыта.
4. Принципы и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность.
Тестирование
1. Маркетинг — это наука о том, как:
а) искать рынок, на котором лучше всего работать, б) работать продуктивно и эффективно, в) удовлетворять потребности общества, г) всё верно
2. Предпринимателю для эффективной работы важно:
а) понимать суть принципы и методы маркетинга,
б) знать основные положения маркетинга
3) Решения проблем на основе концепции маркетинга будут:
а) наиболее успешными,
б) эффективно удовлетворять потребности,
в) получение сверхприбыли,
г) всё перечисленное.
4. Понятие «маркетинг» тождественно с рекламой и сбытом:
а) да, б) нет, в) частично
5. Задачи маркетинга:
а) выявление потребительских нужд, б) разработка подходящих товаров,
в) установление на товары цены, г) налаживание системы распределения,
д) всё верно.
6. Нужда - чувство:
а) нехватки чего-либо, б) острой необходимости.
7. Человеческие нужды, потребности и запросы предполагают удовлетворение за счёт:
а) товаров, б) услуг, в) продукции
8. Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным укладом:
а) и личностью индивида, б) индивида и особенностями развития общества.
9. Для совершения добровольного обмена необходимы условия:
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что представляет ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или нежелательности иметь дело с другой стороной.
6. Каждая сторона сама определяет свою тактику.
7. Всё, кроме 6.
10. Товар — это все, что:
а) может удовлетворить потребность или нужду,
б) предлагается рынку в целях привлечения внимания, в) и то, и другое.
11. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду способом, который:
а) способен удовлетворить нужду, б) присущ культурному укладу данного общества.
12. Потребности людей:
а) безграничны, б) ограниченны, в) без разницы
13. Запрос — это потребность, подкрепленная:
а) платежеспособностью потребителя, б) покупательной способностью.
14. Проблемы маркетинга решаются при удовлетворении нужд и запросов с помощью:
а) процессов купли – продажи, б) обмена.
15. Сделка — это:
а) обмен ценностями между двумя сторонами,
б) коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
16. Обмен — это акт получения:
а) взаимовыгодного результата от кого-либо,
б) от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
17. Ресурсы для удовлетворения потребностей:
а) безграничны, б) ограниченны.
18. Рынок — это совокупность существующих и потенциальных:
а) покупателей товара, б) производителей товара.
19. Сделка предполагает наличие условий:
а) времени, б) места ее совершения, в) и то, и другое.
20. Маркетинг — это:
а) человеческая деятельность, б) работа с рынком, в) всё верно.
21. Перечисленные способы удовлетворения потребностей неэффективны:
а) децентрализованный обмен,
б) каждый может добыть для себя все необходимое, в) централизованный обмен.
22. В маркетинге выделяют рынки:
а) рабочей силы, б) продавца, в) ценных бумаг, г) покупателя.
23. Условия сделок поддерживаются и охраняются:
а) обычаями, б) традициями, в) законодательством, г) всё перечисленное
24. Перечисленные способы удовлетворения потребностей самые эффективные:
а) децентрализованный обмен, б) каждый может добыть для себя все необходимое,
в) централизованный обмен.
25. Рынок продавца — это такой рынок, на котором:
а) продавцы имеют больше власти, б) активными «деятелями рынка» - покупатели,
в) и то, и другое.
26. Сделка отличается от передачи тем, что:
а) передача предполагает ____________, б) сделка предполагает ___________.
27. Рынок покупателя — это такой рынок, на котором больше власти имеют:
а) продавцы, б) покупатели
Ключ к тестированию
1. г
2. б
3. г
4. в
5. д
6. а
7. а, б
8. а
9. 7.
10. в
11. б
12. а
13. б
14. б
15. б
16. б
17. б
18. а
19. в
20. в
21. б
22. б, г
23. г
24. а, б
25. а
26. выгоду, обмен
27. б
Тема 4.2 Функции маркетинга и этапы его организации
Проверяемые результаты обучения: З1, З6,З7, З9, ОК4-ОК6, ПК1, ПК2
Теоретические вопросы
1. Назовите функции маркетинга
2. Этапы его организации
3. Сбор информации и комплексное развитие рынка
4. Отбор целевых рынков и сегментация
5. Изучение запросов и поведения потребителей
6. Формирование стратегии производства и товарной политики
7. Планирование производства и ассортимента товаров
8. Формирование ценовой политики и установление цен на товары
9. Определение жизненного цикла товаров и формирование цен на различных его стадиях
10. Организация сбыта и распространение товаров через оптовую и розничную торговлю
стимулирование сбыта.
Тема 4.3. Реклама
Проверяемые результаты обучения: З1, З6,З7, З9, ОК4-ОК6, ПК1, ПК2
Теоретические вопросы
1. Дайте определение понятию «Реклама»
2. Каково назначение рекламы?
3. По каким признакам классифицируется реклама?
4. Каковы требования к рекламе?
5. Правовая база рекламной деятельности.
6. Планирование и проведение рекламных кампаний.
7. Какие вы знаете виды рекламы
8. Эффективность рекламы разных видов.
Тема 4.4. Качество и конкурентоспособность продукции
Проверяемые результаты обучения: З1, З6,З7, З9, ОК4-ОК6, ПК1, ПК2
Теоретические вопросы
1. Сущность и значение повышения качества продукции.
2. Система показателей качества продукции.
3. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения.
4. Показатели конкурентоспособности.
5. Факторы, влияющие на качество продукции.
6. Экономическая эффективность повышения качества продукции.
7. Государственные и международные стандарты и системы качества.
8. Система стандартов в Российской Федерации.
9. Международные стандарты и системы качества.
10. Система управления качеством продукции предприятия.
Тема 4.5.Инновационная и инвестиционная политика организации (предприятия)
Проверяемые результаты обучения: З6, ОК2
Теоретические вопросы
Инновационная деятельность организации, ее содержание.
Показатели потенциала организации.
Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии.
Инвестиционная политика организации.
Капитальные вложения: структура, источники финансирования и показатели эффективности.
Раздел 5. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность - основные показатели
деятельности организации (предприятия)
Тема 5.1.Издержки производства и реализации продукции, себестоимость продукции
Проверяемые результаты обучения: З1, З3, З4, ОК2, ОК3, ОК5, ОК8, ПК1.1, ПК1.2
Теоретические вопросы
1. Смета и методика ее составления.
2. Калькуляция себестоимости и ее значение.
3. Методы калькулирования.
4. Значение себестоимости и пути ее оптимизации.
5. Заработная плата как показатель использования трудовых ресурсов.
6. Современные формы оплаты труда.
7. Оплата труда работников отрасли.
8. Порядок и условия выплаты заработной платы.
9. Ограничения удержаний из заработной платы.
10. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда.
Тестирование
1. Производство любого товара требует определенных затрат ресурсов:
а) экономических б) трудовых в) производственных
2. Для целей учета экономической деятельности в состав расходов, включаемых в издержки производства, относят:
а) расходы на аренду и содержание зданий б) расходы на оплату труда;
в) отчисления на социальные нужды; г) все перечисленное
3. Постоянные издержки производства не зависят от ….. …… и существуют даже при нулевом объеме производства:
а) объема производства б) размера производства
4. Переменные издержки производства зависят от количества:
а) себестоимости продукции б) производимой продукции
5. Валовые издержки производства — это сумма денежных:
а) доходов от реализации продукции
б) расходов на производство определенного продукции
6. Средние и предельные издержки важны для…….. за эффективностью и доходностью производства:
а) контроля б) наблюдения.
7. Средними издержками называют затраты на:
а) производство б) единицу продукции.
8. Для целей планирования экономической деятельности в состав расходов, включаемых в издержки производства, относят:
а) амортизация основных фондов; б) транспортные расходы; в) и то, и другое
9. С помощью предельных издержек определяют границы:
а) убыточности выпуска продукции б) прибыльного объема выпуска продукции.
10. Существует …….. и ……… подходы к определению издержек предприятия:
а) аналитический и бухгалтерский б) экономический и бухгалтерский
11. Явные издержки — это альтернативные издержки, принимающие ……. прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.
12. Плата за экономические ресурсы и представляет собой:
а) расходы предприятия б) издержки производства.
13. Для целей анализа экономической деятельности в состав расходов, включаемых в издержки производства, относят расходы:
а) на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
б) на хранение и упаковку товара;
в) на рекламу;
г) по оплате процентов по займу;
д) все перечисленное
14. Средние издержки наглядно отражают (снижение или рост) затрат по мере изменения объема производства:
а) динамику б) изменения.
15. Предельные издержки — это дополнительные издержки производства каждой следующей единицы продукции ……. имеющегося объема:
а) ниже б) сверх
16. При бухгалтерском подходе издержки представляют собой …………. расход факторов производства:
а) фактический б) планируемый
17. Экономическое понимание издержек производства основывается на факте редкости ресурсов и возможности их ………… использования:
а) полезного б) альтернативного.
18. Экономические издержки любого ресурса, выбранного для производства товара равны его:
а) стоимости б) его себестоимости
19. Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих:
а) индивидуальному предпринимателю б) владельцу предприятия
20. Предельные издержки это сумма, на которую общие издержки при увеличении выпуска продукции на одну единицу:
а) возрастают б) снижаются.
21. Издержки предприятия в бухгалтерской и статистической отчетности выступают в виде:
а) прибыльности продукции б) себестоимости продукции.
Ключ к тестированию
1. а 2. г 3. б 4. б 5. б 6. а 7. б 8. в 9. б 10. б 11. форму 12. б 13. д 14. а 15. б 16. а 17. б 18. а 19. б 20. а 21. б
Тема 5.2.Ценообразование
Проверяемые результаты обучения: З1-З4, У1, ОК2-ОК8, ПК1.1, ПК1.2, ПК1.8, ПК1.10, ПК2.2-ПК2.6
Теоретические вопросы
1. Ценовая политика организации.
2. Цели и этапы ценообразования.
3. Ценообразующие факторы.
4. Методы формирования цены.
5. Этапы процесса ценообразования.
Практическая работа: «Составление калькуляции продукции»
Задание 1- 7: решение задач
Задание 2: ответить на вопросы
Форма контроля: решение задач, ответы на вопросы
Тема 5.3.Прибыль и рентабельность
Проверяемые результаты обучения: ОК2, ОК3, ОК6
Теоретические вопросы
1. Что такое прибыль организации?
2. Какова сущность прибыли?
3. Назовите источники и виды прибыли.
4. Факторы, влияющие на величину прибыли.
5. Показатели рентабельности.
6. Распределение и использование прибыли.
Раздел 6. Планирование деятельности организации (предприятия)
Тема 6.1Бизнес-планирование
Проверяемые результаты обучения: У3, З1- З5,З7, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК9, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК2.1-ПК2.6
Теоретические вопросы
1. Составные элементы внутрифирменного планирования
2. Этапы и виды внутрифирменного планирования.
3. Основные принципы и элементы планирования.
4. Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования.
5. Типы бизнес-планов.
6. Какова структура бизнес-плана?
7. Принцип характеристики продукции и услуг
8. Как осуществляется оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке?
9. Стратегия маркетинга.
10. Что включает в себя план производства?
11. Юридический план.
12. Оценка риска и страхование
13. Финансовый план (бюджет)
14. Стратегия финансирования инвестиций
15. Сводка контрольных показателей.
Практическая работа: «Разработка бизнес-плана»
Цель занятия:
- закрепление знаний по основам предпринимательской деятельности,
- осмысление значения и важности продуманности ведения хозяйствования,
- формирование навыков и умений разработки бизнес-плана
Задание для студентов:
1. Доработать материалы лекции на основе дополнительного материала
2. Разработать бизнес-план.
Инструкция:
1. При разработке бизнес-плана необходимо учесть следующие этапы:
1. Анализ исходных позиций.
2. Оценка слабых и сильных сторон предприятия.
3. Разработка оптимальных вариантов плана предприятия.
2. Последовательность разработки:
ü описание продукции;
ü сбор информации о рынке;
ü описание предприятия и отрасли;
ü разработка производственного плана;
ü расчет источника финансирования;
ü определение направленности и масштабов проекта;
ü разработка организационной структуры;
ü решение вопросов риска и гарантий;
ü подбор материалов и составление предложений;
ü составление резюме;
ü составление аннотации;
ü оформление титульного листа.
Форма отчета: Защита бизнес-плана
Курсовая работа: «Бизнес-план предприятия (на примере рынка г. Находка)
Задание:
1. Резюме
2. Маркетинговый план
3. Производственный план
4. Финансовый план
Форма отчета: защита курсовой работы
Тема 6.2 Финансы организации (предприятия)
Проверяемые результаты обучения: З1- З5,З7, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК9, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК2.1-ПК2.6
Теоретические вопросы
1. Дайте определение понятию «Финансы предприятия»
2. Каковы отношения финансов с государством.
3. Источники финансовых ресурсов организации.
4. Назовите внутренние источники формирования финансов предприятия.
5. Как образуется выручка от реализации продукции
6. Как начисляются амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль?
7. Внешние источники: выпуск собственных долговых обязательств (векселей и облигаций), выпуск акций, кредиты банков, государственное финансирование.
8. Соотношение собственных и заемных средств.
9. Денежные фонды предприятия: фонд оборотных средств, амортизационный фонд, фонд заработной платы, резервные фонды, валютные фонды.
10. Кредит и кредитная система.
11. Банки и их роль в рыночной экономике.
12. Смешанные формы финансирования предприятий, сочетающие аренду, кредит и расчеты, лизинг и факторинг.
Тема 6.3 Методика расчета основных технико-экономических
показателей работы предприятия
Проверяемые результаты обучения: З1- З5,З7, У1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК9, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК2.1-ПК2.6
Теоретические вопросы
1. Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные.
2. Производственная мощность предприятия, порядок се расчета в организации.
3. Технико-экономические показатели использования оборудования.
4. Показатели технического развития и организации производства, их расчет.
5. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.
6. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.
7. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Практическое работа: «Расчет основных технико-экономических показателей работы предприятия»
Цель работы:
- закрепить
ü полученные знания по расчету основных показателей деятельности предприятия, выявить их отклонения от плана и проанализировать их влияние на объем производства;
ü теоретические знания в расчете важнейших результативных и обобщающих показателей деятельности предприятий: прибыли и рентабельности.
- усвоить методику расчета технико-экономических показателей работы предприятия.
Задание 1.Расчет технико-экономических показателей работы предприятия
Задание 2. Расчет прибыли и рентабельности
Задание 3. Расчет основных показателей деятельности организации
Форма отчета: решение задач
Раздел 7. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия)
Тема 7.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке
Проверяемые результаты обучения: ОК2, ОК6, ПК 1.2
Теоретические вопросы
1. Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли.
2. Выход организаций (предприятий) на внешний рынок.
3. Конкурентоспособность продукции.
4. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности.
5. Совместное предпринимательство.
6. Неторговые и торговые операции во внешнеэкономической деятельности.
7. Таможенная тарифная система.
8. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке.
9. Средства расчетов во внешнеэкономической деятельности.
10. Конвертируемость рубля.
4 Комплект оценочных средств промежуточной аттестации
Проверяемые результаты обучения: У1-У3; З1-310; ОК1-ОК9; ПК1.1, ПК1.2; ПК1.6-ПК1.10, ПК2.1-ПК2.6
Экзамен предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП. 11 «Экономика отрасли» по специальности СПО: 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)». При выставлении оценки за экзамен учитывается уровень овладения умениями, знаниями, степень форсированности компетенций на данном этапе обучения.
Перечень вопросов к экзамену:
1. Развитие предприятия в условиях рыночной экономики.
2. Организация внешнеэкономической деятельности на морском транспорте
3. Финансы: функции, формирование финансов
4. Кадры предприятия, занятость, производительность труда.
5. Себестоимость продукции: экономическое содержание, формирование, режим экономии.
6. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия. Эффективность их использования.
7. Ценовая политика предприятия: механизм разработки и особенности ценообразования при различных моделях рынка.
8. Кругооборот, воспроизводство и эффективность использования основных средств предприятия.
9. Кругооборот, воспроизводство и эффективность использования оборотных средств предприятия.
10. Производственная деятельность предприятия: содержание и эффективность.
11. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия: содержание и эффективность.
12. Производственная инфраструктура предприятия: формирование, функционирование, использование.
13. Финансовые показатели работы предприятия
14. Рентабельность хозяйствования и деловая активность предприятия.
15. Эффективность инвестиций в реальные активы предприятия.
16. Производственная мощность предприятия: формирование, эффективность использования, влияние на конечные результаты деятельности.
17. Производственная программа предприятия: физические объемы, качество, продуктовый ассортимент, эффективность производственной деятельности.
18. Себестоимость как комплексный показатель работы предприятий
19. Принципы классификации затрат на предприятии
20. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
21. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
22. Прибыль предприятия и рентабельность хозяйствования в условиях рынка
23. Производственный потенциал предприятия, оценка и эффективность использования.
24. Экономическая эффективность инвестиционных предпринимательских проектов.
25. Производительность труда на предприятии: факторы, показатели и пути повышения.
26. Качество и конкурентоспособность продукции предприятия: их влияние на конечные результаты его деятельности.
27. Экономическая и социальная эффективность производства на предприятии и основные направления ее повышения.
28. Эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия.
29. Пути снижения себестоимости на предприятии
30. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия.
31. Выручка от реализации продукции
32. Основные фонды и производственные мощности предприятия.
33. Эффективность использования оборотных фондов.
34. Особенности ценообразования на предприятии
5. Методические материалы, определяющие процедуру
оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Экономика отрасли», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
В процессе изучения дисциплины предусмотрены следующие формы контроля: текущий, промежуточный контроль (экзамен), контроль самостоятельной работы студентов.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется по всем видам работы, предусмотренным рабочей программой дисциплины, осуществляется преподавателем, ведущим аудиторные занятия.
Текущий контроль успеваемости проводится в следующих формах:
- устная (устный опрос, защита письменной работы, доклад по результатам самостоятельной работы и т.д.);
- письменная (письменный опрос);
- тестовая (письменное, компьютерное тестирование).
Результаты текущего контроля успеваемости фиксируются в журнале занятий с соблюдением требований по его ведению.
Промежуточная аттестация – это элемент образовательного процесса, призванный определить соответствие уровня и качества знаний, умений и навыков обучающихся, установленным требованиям согласно ФГОС рабочей программе дисциплины. Промежуточная аттестация по дисциплине определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины, проводится в форме экзамена.
Экзамен, предполагает проверку учебных достижений обучающихся по всей программе дисциплины, цель - оценить знания и умения, характеризующие степень сформированности общих и профессиональных компетенций.
Формы и методы оценивания
№ |
Тип (вид) задания |
Критерии оценки |
1 |
Тесты |
«5» - 100 – 90% правильных ответов «4» - 89 - 80% правильных ответов «3» - 79 – 70% правильных ответов «2» - 69% и менее правильных ответов |
2 |
Устные ответы |
Устные ответы на вопросы должны соответствовать требованиям программы, учебных пособий, конспектов лекций |
3 |
Практические работы |
5 – расчет технико-экономических показателей произведен по принятой методологии, перечислены и описаны точно и полно все элементы, 4 – расчет показателей произведен по принятой методологии, но допущены ошибки в написании формул; 3 - расчет показателей произведен с нарушением методологии, 2 – работа выполнена в объеме менее 80%. |
4 |
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа состоит из подготовки сообщений, тестов, кроссвордов, творческих проектов, оформления документов «5» - полностью выполненное задание, тема раскрыта «4» - небольшие недочеты в раскрытии темы и ее понимании «3» - не полностью выполненное задание и допущены ошибки «2» - полностью отсутствует задание |
5 |
Проверка конспектов (рефератов, творческих работ) |
Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы. |
|
|
|
Критерии оценивания курсовой работы
К защите допускаются курсовые работы, в целом отвечающие требованиям. Обучающийся изучает сделанные рецензентом замечания, рекомендации и с учётом этого готовится к защите работы в форме доклада – презентации. При этом авторы курсовых работ должны быть готовы ответить на все относящиеся к теме вопросы, в том числе сообщить, в какой мере учтены замечания рецензента и реализованы его рекомендации.
Неудовлетворительно оценивается курсовая работа, не отвечающая установленным требованиям (например, не раскрыта тема, специальная литература не использована, имеются замечания по системности и стилю изложения, библиографический список отсутствует или составлен без соблюдения правил библиографического описания источников, не выполнен объём, отсутствует приложение и другое). Такая курсовая работа возвращается обучающемуся для переработке с учётом требований и рекомендаций преподавателя. Устанавливается новый срок предоставления работы на повторное рецензирование. Обучающемуся также предоставляется право выбора новой темы курсовой работы, которая не была выполнена в текущем учебном году.
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если:
· содержание работы соответствует теме задания;
· работа выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определённой новизной;
· показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной теме:
· тема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично;
· расчеты выполнены верно;
· приложения к работе иллюстрируют и подкрепляют изученную тему;
· по своему содержанию и форме работа соответствует всем предъявленным требованиям;
· работа сдана в установленные сроки.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если:
· содержание работы в целом соответствует заданию;
· работа написана самостоятельно;
· основные положения работы раскрыты на достаточном теоретическом уровне;
· приложения грамотно составлены и прослеживается связь с темой курсовой работы;
· расчеты выполнены, но допущены незначительные ошибки арифметического плана;
· работа сдана в установленные сроки.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если:
· работа соответствует заданию;
· имеет место определённое несоответствие содержания работы заявленной теме;
· тема в основном раскрыта, но не отличается теоретической глубиной;
· нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью;
· расчеты выполнены с ошибками;
· содержание приложений не освещает тему курсовой работы;
· работа сдана не в установленные сроки.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если:
· тема работы не соответствует заданию;
· содержание работы не соответствует теме;
· работа содержит существенные теоретико–методологические ошибки;
· курсовая работа носит компилятивный (заимствованный) характер;
· отсутствуют приложения к курсовой работе;
· работа сдана не в установленные сроки.
Критерии оценивания ответа на экзамене
Экзамен может проводиться в устной и письменной форме. Устный экзамен проводится по билетам, который содержит три вопроса (два теоретических, один практический).
На экзамене оценка знаний студента осуществляется путем индивидуального собеседования или проверки письменного ответа, с учетом индивидуальных особенностей экзаменуемого.
Студент может получить следующие оценки, если он проявит:
полное и глубокое усвоение материала, грамотное и логичное его изложение, обоснованность выводов, умение сочетать теорию с практикой, наличие аналитического мышления – «отлично»;
твердое знание программного материала, грамотное и по существу его изложение, отсутствие существенных неточностей в ответе – «хорошо»;
наличие пробелов в усвоении основного материала, неточности формулировок, недостаточная аргументация выводов, отсутствие последовательности в ответе - «удовлетворительно»;
отсутствие знаний основного материала, существенные ошибки при ответах на дополнительные вопросы – «неудовлетворительно».
6. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых для текущей и промежуточной аттестации
6.1 Оборудование учебного кабинета
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: (демонстрационные плакаты, раздаточный материал); видеотека по курсу; учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;
- технические средства обучения: компьютер, экран, видеосистема.
6.2 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Чечевицина Л.Н. Экономика предприятия. Учебное пособие / Л.Е. Чечевицина. – 7-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015 /Электронный ресурс/
Кожевников Н.Н.Основы экономики (СПО). – М.: Академия, 2014/Электронный ресурс/
Миронов, С. В. Загородников М.Экономика отрасли (СПО). – М.: Форум, 2015/Электронный ресурс/
Дополнительные источники:
Жаткина О.М. Экономика отрасли (морской транспорт): Конспект лекций. - Владивосток: МГУ, 2015
Организация транспортно-логистической деятельности. – Улан-Удэ, 2012 /Электронный ресурс/
Транспортные документы. – М.: ТрансЛит, 2012/Электронный ресурс/
Грукало В.М. Экономика отрасли. Практикум. – Таганрог, 2012./Электронный ресурс/
Туревский И.С. Экономика отрасли. СПО. - М.: Форум, 2011 /Электронный ресурс/
Чечевицына Л.Н. Экономика организации. Практикум. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015 /Электронный ресурс/
Интернет-ресурсы:
Web-ресурсы по экономической истории http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/version/r_resour.htm
Экономика
и финансы - публикации, статьи, обзоры, аналитика, дипломы, рефераты
http://www.finansy.ru/
Московские Центры ЛИНК \\ http://www.link.msk.ru/
The World Bank Group http://www.worldbank.org/
Библиотека экономической и деловой литературы http://ek-lit.agava.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.