Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека
Оценка 4.9

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
экология
Взрослым
21.03.2019
Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека
Фонд оценочных средств по дисциплине "Гигиена и экология человека" предназначен для контроля достижения студентом установленных результатов обучения. Фонд оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая. Материалы для контроля знаний распределены по разделам "История, предмет и содержание гигиены и экологии человека", "Гигиена атмосферного воздуха", "Гигиена воды", "Гигиена почвы", "Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест", "Гигиенические основы физиологии и биохимии питания", "Экологические и гигиенические проблемы питания", "Гигиена труда", "Гигиена детей и подростков".
Фонд оценочных средств по Гигиене и экологии человека.docx
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») СОГЛАСОВАНО Начальник лабораторной службы –  врач клинической диагностики БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница № 2» _______________Е.А. Пукова «______»________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Директор БПОУ ВО «Череповецкий медицинский  колледж имени Н.М. Амосова» _______________ А.М. Александрова «______»________________20____г. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.12 ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая  (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена Квалификация: Зубной техник Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев на базе среднего общего образования СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по научно­методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора  по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. г. Череповец 2018 год 2 Фонд   оценочных   средств  разработан   на  основе   Федерального   государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая. Организация­разработчик: БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» Разработчик: Ватагина И.В., преподаватель Рассмотрено на заседании ЦМК Общепрофессиональных  дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель _______Э.Р. Ганичева Рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета Протокол №___от «____»____20___г. 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт фонда оценочных средств 2. Перечень оценочных средств по разделам и темам 3. Контрольно­измерительные материалы для текущего контроля по дисциплине 4.   Контрольно­измерительные   материалы   для   промежуточной аттестации по дисциплине Стр.  4 6 7 64 4 1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 1.1 Область применения оценочных средств Фонд   оценочных   средств   (ФОС)   предназначен   для   контроля   и   оценки образовательных   достижений   обучающихся,   освоивших   программу   учебной дисциплины ОП.12 Гигиена и экология человека. ФОС   включает   контрольные   материалы   для   проведения   текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. ФОС разработан на основании положений: основной профессиональной образовательной   программы   по   специальности   31.02.05   Стоматология ортопедическая   и   программы   учебной   дисциплины   «Гигиена   и   экология человека». 1.2 Требования к результатам освоения учебной дисциплины Обучающийся должен уметь: давать санитарно­гигиеническую оценку факторам окружающей среды; проводить   санитарно­гигиенические   мероприятия   по   сохранению   и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; Обучающийся должен знать: современное   состояние   окружающей   среды   и   глобальные   экологические проблемы; факторы, окружающей среды, влияющие на здоровье человека; основные положения гигиены; гигиенические принципы организации здорового образа жизни.       1.3 Перечень компетенций, формируемых дисциплиной Код компетенции ОК ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 Формулировка компетенции Зубной техник  должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы   и   способы   выполнения   профессиональных   задач, оценивать их выполнение и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять   поиск   и   использование   информации, необходимой выполнения профессиональных   задач,   профессионального   и   личностного эффективного       для 5 Код компетенции Формулировка компетенции ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 ОК 11 ОК 12 ОК 13 ОК 14 развития. Использовать  информационно­коммуникационные  технологии в профессиональной деятельности. Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с коллегами, руководством, потребителями. Брать   на   себя   ответственность   за   работу   членов   команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и личностного   развития,   заниматься   самообразованием, осознанно   планировать   и   осуществлять   повышение квалификации. Ориентироваться   в   условиях   смены   технологий   в профессиональной деятельности. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям   народа,   уважать   социальные,   культурные   и религиозные различия. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства  по отношению к природе, обществу и человеку. Оказывать   первую   (доврачебную)   медицинскую   помощь   при неотложных состояниях. Организовывать   рабочее   место   с   соблюдением   требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Вести   здоровый   образ   жизни,   заниматься   физической культурой   и   спортом   для   укрепления   здоровья,  достижения жизненных и профессиональных целей. 6 2. ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО РАЗДЕЛАМ И ТЕМАМ № п/п Контролируемые разделы дисциплины (разделы, модули)   История, содержание   экологии человека предмет и гигиены   и   Код контролируемой компетенции ОК 1 – 14 1. 2. 5. 6. 7. Наименование оценочного средства Контрольная работа, тестовые задания. Контрольная работа, тестовые задания. Контрольная работа, тестовые задания. Контрольная работа, тестовые задания. Контрольная работа, тестовые задания. Контрольная работа, тестовые задания. Контрольная работа, тестовые задания. Контрольная работа, тестовые задания. Гигиена воздуха.    атмосферного ОК 1 – 14 3. Гигиена воды. ОК 1 – 14 4. Гигиена почвы. ОК 1 – 14       основы Гигиенические планировки и благоустройства   населенных мест. Гигиенические основы физиологии   и   биохимии питания. Гигиенические требования   к   рациону питания. Экологические гигиенические питания.   и проблемы     ОК 1 – 14 ОК 1 – 14 ОК 1 – 14 8. Гигиена труда. ОК 1 – 14 7 № п/п Контролируемые разделы дисциплины (разделы, модули) Код контролируемой компетенции 9. Гигиена детей и подростков. ОК 1 – 14 Наименование оценочного средства Контрольная работа, тестовые задания. 8 Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ по учебной дисциплине  ОП.12 Гигиена и экология человека Тема: ИСТОРИЯ, ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка) 9 Выберите правильные ответы: 1. Гигиена ­  медицинская профилактическая дисциплина: а) изучающая влияние природной среды на здоровье человека. б) выявляющая факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на  человека. в) разрабатывающая мероприятия по предупреждению  неблагоприятного влияния внешних факторов. г) разрабатывающая гигиенические нормативы. д) изучающая общие биологические законы взаимодействия внешней  среды и человека.  2. Основоположниками гигиенической науки в России являются: а) Доброславин А.П. б) Семашко Н.А. в) Соловьев З.П. г) Хлопин Г.В. д) Эрисман Ф.Ф.  3. Экология человека ­  комплексная дисциплина: а) изучающая влияние природной среды на здоровье человека. б) выявляющая факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на  человека. в) разрабатывающая мероприятия по предупреждению  неблагоприятного влияния внешних факторов. г) разрабатывающая гигиенические нормативы. д) изучающая общие биологические законы взаимодействия внешней  среды и человека. 4. Экспериментальный метод в гигиену ввел ученый: а) Ф.Ф.Эрисман  б) М. Петтенкофер. в) Б. Рамаццини. г) Доброславин А.П. 5. Гигиеническое исследование начинается с метода: а) лабораторного б) санитарного обследования и описания объектов окружающей среды в) клинического 10 г) эпидемиологического. 6. Санитарно­статистический метод изучает а) антропометрические показатели б) клинические показатели в) демографические показатели г) иммунологические показатели 7. Исследовать влияние факторов среды на организм позволяет метод а) санитарного обследования и описания б) лабораторный в) эксперимента г) эпидемиологический 8. Практикой гигиены является: а) экология человека б) санитария в) профилактика г) эпидемиология 9. Микроклимат помещения позволяет оценить метод: а) физический б) химический  в) бактериологический г) токсикологический 10. Первичная профилактика предполагает: а) предупреждение осложнений заболевания б) предотвращение возникновения заболевания в) раннюю диагностику заболевания г) все перечисленное верно 11. Термин «экология» предложил: а) Э.Геккель б) Аристотель в) К. Мебиус г) В.И. Вернадский 12. Автором учения о биосфере является: 11 а) Э.Геккель б) Аристотель в) К. Мебиус г) В.И. Вернадский 13. Примером абиотических факторов среды является: а) рельеф местности. б) симбиоз. в) вырубка леса. г)  конкуренция. 14. К эндемическим факторам, влияющим на здоровье, относится а) недостаток или избыток микроэлементов в воде и почве б) климат в) образ жизни г) производственный шум 15. К социальным факторам, формирующим здоровье человека, относятся а) уровень медицинского обслуживания, питание б) факторы производственного процесса в) генетически обусловленные факторы г) региональные особенности местности 16. Дайте определение понятию гигиеническое нормирование. Перечислите  известные вам гигиенические нормативы. 17. Перечислите принципы гигиенического нормирования: 1. ______ 2. ______ 3. ______ 4. ______ 5. ______ 12 Эталоны ответов: 1. а, б, в, г 2. а, д 3. д 4. а 5. б 6. в 7. г 8. б 9. а 10. б 11. а 12. г 13. а 14. а 15. а 16. Гигиеническое нормирование — установление в законодательном порядке безвредных   (безопасных)   для   человека   уровней   воздействия   вредных факторов   окружающей   среды.   Примеры   гигиенических   нормативов: предельно   допустимая   концентрация,   предельно   допустимый   уровень, ориентировочно безопасный уровень воздействия. 17. Принципы гигиенического нормирования: 1. принцип гарантийности, 2.  принцип комплексности, 3. принцип дифференцированности. 4. принцип  социально­биологической сбалансированности, 5. принцип динамичности. 5 (отлично) – 91 – 100 % правильных ответов Критерии оценок: 13 4 (хорошо) – 81 – 90% правильных ответов 3 (удовлетворительно) – 71 – 80% правильных ответов 2 (неудовлетворительно) – 70% и менее правильных ответов. Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ по учебной дисциплине  ОП.12 Гигиена и экология человека Тема: ГИГИЕНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка) 14 Выберите правильные ответы: 1. Нижний, наиболее плотный слой атмосферы – это: а) стратосфера б) тропосфера в) мезосфера г) ионосфера 2. Теплоотдача проведением происходит: а) при контакте с более холодным слоем воздуха б) при контакте с более холодными предметами в) вблизи предметов и ограждений, имеющих более низкую  температуру, чем тело человека г) при испарении пота. 3. При воздействии на организм высокой температуры (выше 35оС) в  первую очередь нарушается теплоотдача: а) конвекцией б) кондукцией в) излечнием г) испарением 4. Прибор для измерения относительной влажности воздуха: а) психрометр б) анемометр в) барометр г) люксметр 5. Биологическое значение видимой части солнечного спектра: а) оказывает общестимулирующее действие на организм. 15 б) повышает обменные процессы. в) обусловливает возможность осуществления зрительной функции  глаза. г) обладает эритемным действием.  6. Биологическое действие инфракрасной части солнечного спектра: а) вызывает нагревание кожи. б) повышает температуру тела. в) расширяет кожные сосуды. г) обладает бактерицидным действием.  7. Биологическое действие УФ­области солнечного спектра: а) витаминообразующее. б) эритемное. в) бактерицидное. г) тепловое.  8. Показания к профилактическому облучению искусственным УФ­ излучением: а) наличие признаков гиповитаминоза Д. б) работа в условиях изоляции от солнечного света. в) проживание в северных широтах. г) повышенное атмосферное давление. 9. Физиологическим возбудителем дыхательного центра является: а) аммиак. б) углекислый газ. в) кислород. г) инертные газы.  10. Заболевания, возникающие у человека при резкой декомпрессии: а) горная болезнь. б) кессонная болезнь. в) высотная болезнь. 11.   К   основным   загрязнителям   атмосферного   воздуха,   выбрасываемым повсеместно, относятся: а) пыль, диоксид серы. 16 б) свинец, ртуть. в) оксиды азота, оксид углерода. г) хлор, бенз(а)пирен. 12.  К образованию карбоксигемоглобина в крови приводит: а) оксид серы б) диоксид азота в) оксид углерода г) свинец 13. Вещества, образующиеся во время смога летнего типа и обладающие  раздражающим действием: а) фотооксиданты б) тяжелые металлы в) органические газы г) зола, пыль Установите соответствие: 14. Химический состав атмосферного воздуха : Газ 1. Кислород 2. Азот 3. Углекислый газ 4. Инертные газы Содержание, % А. 0,03 Б. 21 В. 0,9 Г. 78 15. Химический состав атмосферного воздуха, выдыхаемого человеком: Газ 1. Кислород 2. Азот 3. Углекислый газ Содержание, % А. 3 Б. 16 В. 0,9 Г. 78 16. Перечислите нарушения в организме при воздействии высоких и низких  температур. 17 17. Перечислите мероприятия для предупреждения неблагоприятного  воздействия на организм микроклимата. 18. Перечислите мероприятия по защите воздушной среды от загрязнений. Эталоны ответов: 1. б 2. б 3. а 4. а 5. а, в 6. а, б 7. а, б, в, г 8. а, б, в 9. б 10. б 11. в 12. в 13. а 14. 1­б, 2­г, 3­ а, 4­в 15. 1­б, 2­г, 3­а 16. При воздействии на организм низких температур наблюдается нарушение питания   тканей   с   дальнейшим   развитием   невритов,   миозитов,   понижение резистентности   организма   за   счет   рефлекторного   фактора,   что   способствует 18 развитию патологических состояний как инфекционной, так и неинфекционной природы.   Местное   охлаждение   (особенно   нижних   конечностей)   может обусловливать развитие простудных заболеваний: ангин, острых респираторных вирусных   заболеваний,   пневмоний.   Это   связано   с   рефлекторным   снижением температуры слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Крайняя степень переохлаждения проявляется в форме отморожений различных участков тела. При   длительном   воздействии  высокой   температуры  воздуха   нарушается водно­солевой и витаминный обмен. Особенно характерны эти изменения при выполнении физической работы и усиленном потоотделении, которое ведет к потере   жидкости,   солей   и   водорастворимых   витаминов.   Влияние   высокой температуры отрицательно сказывается на функциональном состоянии ЦНС, что проявляется   в   ослаблении   внимания,   нарушении   координации   движений, замедлении реакций. 17.   1.   Научное   обоснование   гигиенических   нормативов   микроклимата   для помещений разного назначения. 2.   Воздействие   на   окружающую   среду   с   целью   довести   микроклимат   до оптимальных     вентиляция, кондиционирование   воздуха,   солнцезащитные   меры   –   козырьки,   шторы), нормализация условий на рабочем месте (воздушный душ, экран). 3. Меры, направленные на человека: подбор одежды), закаливание, правильный режим труда и отдыха, рациональное питание  и питьевой режим. 4. Медико­профилактические мероприятия: медицинские осмотры, санитарно­ просветительная работа. гигиенических   требований   (отопление, 18.   Законодательные   (контроль   за   загрязнением   воздуха   в   соответствии   с гигиеническими   нормативами);   технологические   (создание   более   безопасных технологий);   санитарно­технические   (установка   очищающих   аппаратов); архитектурно­планировочные   (борьба   с   пылью,   озеленение,   правильная планировка города с учетом розы ветров, санитарно­защитные зоны). Критерии оценок: 5 (отлично) – 91 – 100 % правильных ответов 4 (хорошо) – 81 – 90% правильных ответов 3 (удовлетворительно) – 71 – 80% правильных ответов 2 (неудовлетворительно) – 70% и менее правильных ответов. 19 Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ 20 по учебной дисциплине  ОП.12 Гигиена и экология человека Тема: ГИГИЕНА ВОДЫ Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка) Выберите правильные ответы: 1. Особенности солевого состава воды являются фактором риска по:  а) дизентерии б) диабету в) мочекаменной болезни г) гипертонической болезни д) гепатиту А 2. К пресным относятся воды с уровнем общей минерализации:  а) 300 мг/дм3 б) 500 мг/дм3 в) 1000 мг/дм3 г) 1500 мг/дм3 21 д) 2000 мг/дм3 3. Минеральный состав воды может быть основной причиной:   а) водной лихорадки б) судорожной болезни в) флюороза г) эндемического зоба д) кариеса 4. Косвенные показатели биогенного загрязнения воды водоемов:  а) общая минерализация воды б) содержание солей аммония, нитритов, нитратов в) концентрация фтора и йода г) окисляемость воды д) сапробность водоема 5. Через воду могут передаваться:  а) брюшной тиф б) сыпной тиф в) туляремия г) гепатит А д) гепатит В 6. Профилактика заболеваний водного происхождения включает:  а) рациональный выбор источника водоснабжения б) создание зон санитарной охраны в) стандартизацию качества воды и соблюдение гигиенических нормативов г) эффективную обработку воды на водопроводных станциях д) использование в качестве источников воды только межпластовых вод 7. Источники антропогенного загрязнения поверхностных водоемов:  а) бытовые сточные воды б) промышленные стоки в) ливневые стоки г) геохимический состав почвы д) сухоходство 22 8. Воды поверхностных водоемов отличаются от межпластовых вод:  а) большей минерализованностью б) большим содержанием кислорода в) большей бактериальной обсемененностью г) более стабильным химическим составом д) большей склонностью к «цветению» 9. Питьевая вода должна:  а) иметь благоприятные органолептические свойства б) не содержать солей в) быть безвредной по химическому составу г) быть безопасной в эпидемическом отношении д) быть безопасной в радиационном отношении 10. Основные способы улучшения качества воды: а) обеззараживание. б) опреснение. в) фторирование. г) осветление. д) обезжелезивание. 11. Методы обеззараживания воды:  а) коагуляция б) хлорирование в) фторирование г) озонирование д) обработка ультрафиолетовыми лучами 12. К специальным методам улучшения качества питьевой воды относится: а) фильтрация б) осветление в) фторирование г) озонирование 13. Минимальное значение коли­титра, при котором водопроводная  вода считается доброкачественной: а) 50. б) 100. в) 300 (отсутствие кишечной палочки в трех пробах воды по 100 мл). г) 500. 23 14. Коагуляция – это: а) обеззараживание воды. б) задерживание взвешенных частиц. в) подготовка взвеси к выделению путем ее укрупнения. г) умягчение воды. 15. Аэротенк – это: а) устройство для удаления нерастворенных примесей. б) поле подземной фильтрации. в) резервуар для биологической очистки воды с помощью активного  ила. 16. Реагенты, применяемые для коагуляции: а) хлор. б) хлорное железо. в) сернокислый алюминий. г) сернокислое железо. 17. Физические методы обеззараживания: а) кипячение. б) облучение УФ­лучами. в) хлорирование. г) воздействие ультразвука. 18. Химические методы обеззараживания: а) кипячение. б) хлорирование. в) УФ­облучение. г) озонирование. д) использование олигодинамического действия металлов. 19. Недостатки метода хлорирования воды: а) ухудшение органолептических свойств воды. б) ненадежность действия на вирусы и споровые формы бактерий. в) ненадежность действия на возбудителей кишечных инфекций. г) необходимость тщательного подбора бактерицидной дозы. д) необходимость постоянного контроля за остаточным хлором. 20. Преимущества обеззараживания воды УФ­облучением по сравнению с хлорированием: а) бактерицидное действие проявляется в отношении вегетативных и  споровых форм. 24 б) не изменяются органолептические свойства воды. в) в воду не вносится каких­либо посторонних химических веществ. г) необходимо тщательное предварительное осветление воды. 21. Преимущества озонирования по сравнению с хлорированием воды: а) более широкий спектр бактерицидного действия озона. б) улучшение органолептических свойств воды. в) отсутствие в воде после озонирования каких­либо остаточных  химических веществ, не свойственных природной воде. г) дешевизна и доступность метода. 22.   В   воде,   используемой   для   питьевого   водоснабжения,   обнаружены следующие   химические   вещества   с   токсикологическим   лимитирующим уровнем вредности: бериллий – 0,0002 мг/л, молибден – 0,5 мг/л, мышьяк – 0,05 мг/л. Можно ли использовать эту воду для питьевых целей? а) Можно, т.к. фактические концентрации веществ не превышают ПДК. б)   Нельзя,   т.к.   все   вещества   имеют   токсикологический   лимитирующий показатель вредности. в) Нельзя, т.к. все вещества относятся к 1 и 2 классу опасности. г)   Нельзя,   т.к.   сумма   отношений   ПДК   веществ   к   их   фактическим концентрациям больше единицы. д) Нельзя,  т.к. сумма отношений  фактических  концентраций  веществ  к их ПДК больше единицы. 23. Установите соответствие: Группа 1. Органолептические 2. Химические показатели (обобщенные) 3. Химические показатели (неорганические  вещества) 4. Химические показатели (вещества,  Показатель качества воды А. Колифаги Б. Хлор остаточный В. Запах Г. Сульфаты Д. Водородный показатель 25 поступающие и образующиеся в воде в  процессе ее обработки в системе  водоснабжения). 5. Эпидемиологические показатели Е. Цисты лямблий Ж. Цинк З. Цветность 24. Установите последовательность: В каком порядке рекомендуется выбирать источник водоснабжения в  соответствии с санитарными правилами: а) межпластовые безнапорные воды б) открытые водоемы в) межпластовые напорные воды г) грунтовые воды 25. Опишите особенности водной эпидемии, используя график Развитие эпидемии брюшного тифа 26. Какие процессы происходят при самоочищении водоема? Эталоны ответов: 1. в, г 2. а, б, в 3. в, д 4. б, г, д 26 5. а, в, г 6. а, б, в, г 7. а, б, в, д 8. б, в, д 9. а, в, г, д 10. а, г 11. б, г, д 12. в 13. в 14. в 15. в 16. в, г 17. а, б, г 18. б, г, д 19. а, г, д 20. а, б, в 21. а, б 22. д 23. 1­ В, З , 2­Д , 3­Г,Ж , 4­Б , 5­ А,Е. 24. вагб 25.   1)   внезапное     одномоментное   появление   большого   числа   больных   (от нескольких десятков до нескольких тысяч); 2) пользование одним источником водоснабжения или купания;         3) после ликвидации аварии и введения  эффективного обеззараживания воды – резкий обрыв числа заболевших;        4) наличие «эпидемического хвоста» ­ заболевания еще длительное время продолжаются   за счет единичных   разрозненных заболеваний, в основном, среди   детей   –   поддерживание   за   счет   действия   пищевого   и   контактно­ бытового путей передачи; 26. Физические факторы — это разбавление, растворение и перемешивание поступающих загрязнений, осаждение в воде нерастворимых осадков, в том числе и микроорганизмов.  Химический   фактор   самоочищения   ­   неорганических веществ.  Биологические   факторы   самоочищения   водоемов   ­     размножение   в   воде водорослей,   Кроме   растений,   плесневых   и   дрожжевых   грибков.   окисление   органических   и 27 самоочищению   способствуют   и   представители   животного   мира:   моллюски, некоторые виды амеб. Критерии оценок: 5 (отлично) – 91 – 100 % правильных ответов 4 (хорошо) – 81 – 90% правильных ответов 3 (удовлетворительно) – 71 – 80% правильных ответов 2 (неудовлетворительно) – 70% и менее правильных ответов. Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») 28 КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ по учебной дисциплине  ОП.12 Гигиена и экология человека Тема: ГИГИЕНА ПОЧВЫ Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка) 29 Выберите правильные ответы: 1. Наибольшее влияние на процесс формирования почвы оказывают:  а) температура окружающей среды б) атмосферное давление в) скорость движения воздуха г) осадки д) естественный радиационный фон Земли. 2. Один из важных показателей степени загрязненности почвы:  а) споры сульфитредуцирующих клостридий б) цисты лямблий в) число Хлебникова г)  колифаги д) водородный показатель 3. Практические постоянно находятся в почве спороносные микроорганизмы­ возбудители: а) сибирской язвы б) столбняка в) сыпного тифа г) актиномикоза д) бутулизма 4. К геогельминтозам относится а) трихинеллез б) аскаридоз в) описторхоз г) дифиллоботриоз 5. Почва служит фактором передачи а) дизентерии б) дифтерии в) сибирской язвы г) кори 6. Санитарное число Хлебникова в чистой почве равно: а) 0,1. б) 0,5. 30 в) 0,75. г) 0,98. Дайте развернутый ответ: 7. В чем состоит геохимическое значение почвы? 8.   В   чем   преимущество   метода   компостирования   твердых   отходов   перед методом сжигания? 9. Приведите примеры утилизационных методов обезвреживания отходов. 10. Дайте гигиеническую оценку почвы, имеющей следующие показатели: 1. По численности: личинок мух на площади 0,25 м ­ 0, яиц гельминтов на 1 кг почвы – 0, коли­титру – 1, титру анаэробов ­ 0,1.  2. Санитарное число ­  0,99. 3. Состав почвенного воздуха на глубине 1 м: СО2 ­ 0,7%, O2 ­ 20%, СН4 ­ отсутствует H2 ­ отсутствует 31 Эталоны ответов: 1. а, г 2. в 3. а, б, д 4. б 5. в 6. г 7. Почва обеспечивает получение необходимых количеств пищевых продуктов и их химический состав. Недостаток или избыток микроэлементов в почве приводит   к   недостатку   или   избытку   их   не   только   у   травоядных,   но   и плотоядных   животных   и   у   человека.   Это   влечет   за   собой   нарушение промежуточного обмена веществ и возникновение эндемических заболеваний. 8.   При   обезвреживании   отходов   методом   компостирования   в   воздух   не выделяются токсичные вещества. 9.   Использование   металлических,   пластиковых,   стеклянных   компонентов отходов в качестве вторичного сырья; пищевых отходов – для переработки на компост, бумажных компонентов – для писчебумажной промышленности. 10. Почва чистая. Критерии оценок: 5 (отлично) – 91 – 100 % правильных ответов 4 (хорошо) – 81 – 90% правильных ответов 3 (удовлетворительно) – 71 – 80% правильных ответов 2 (неудовлетворительно) – 70% и менее правильных ответов. 32 Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ по учебной дисциплине  ОП.12 Гигиена и экология человека Тема: ГИГИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВКИ И БЛАГОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕЛННЫХ МЕСТ Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка) 33 Выберите правильные ответы: 1. В селитебной зоне города расположены а) промышленные предприятия б) пассажирские и грузовые станции в) жилые дома г) базы, склады и гаражи 2. Индикаторным показателем для оценки эффективности вентиляции  является а) окисляемость б) пыль в) окислы азота г) углекислый газ 3. Относительная влажность воздуха в жилых помещениях нормируется на уровне а) 20 – 40 % б) 40 – 60% в) 50 – 80% г) 60 – 90% 4. Коэффициент естественной освещенности – это: а) отношение освещенности внутри помещения к освещенности снаружи, в %; б) отношение площади застекленной части окон к площади пола; в) освещенность помещения источниками искусственного света; г) единица освещенности помещения. 5. Оптимальная температура воздуха в жилых помещениях в холодный и  переходный период года: а) 18 ­ 20оС б) 18 ­ 23оС в) 21 ­ 24оС г) 20 – 25оС 34 6. Воздушный куб – это а) объем воздуха, подаваемый в помещение в час б) объем воздуха, необходимый для дыхания человека в час в) объем жилого помещения г) показатель эффективности искусственной вентиляции 7. Длительность инсоляции помещений в центральной зоне должна быть не  менее: а) 1,5 ч в день б) 2,5 ч в день в) 3,5 ч в день г) 4 ч в день 8. Норматив освещенности для жилых комнат: а) 150 лк б) 200 лк в) 300 лк г) 350 лк 9. С какой стороны должна находиться промышленная зона по отношению к  жилой с учетом розы ветров: а) с юго­восточной б) с южной в) с северной г) с северо­западной 10.   Для   определения   микроклиматических   показателей   учебных   классов приготовлены   приборы:   термометр,   анемометр,   барометр,   лактоденсиметр, шумомер,  психрометр.  Какие   из  перечисленных   приборов  необходимы   для проведения назначенного исследования? 35 а) Шумомер, термометр, лактоденсиметр, анемометр. б) Барометр, психрометр, шумомер. в) Термометр, барометр, психрометр, анемометр. г) Анемометр, шумомер, барометр. д) Психрометр, лактоденсиметр, термометр. Вставьте пропущенные слова: 11.     ….   –   это   процесс   концентрации   в   городах   промышленности,   науки, культуры, миграцию населения из сел в города, рост городского населения за счет увеличения городов и жителей в них. 12. … – это структурный элемент жилой застройки, площадью 10 – 60 га, не расчлененной     магистральными   дорогами   и   улицами,   в   пределах   которого размещаются   жилые   здания,   учреждения   и   предприятия   повседневного пользования,   школы,   аптеки,   магазины   и   др.   с   радиусом   обслуживания   не более 500 м. 13. … – это замещение измененного воздуха более чистым наружным. 14.   Показателем   чистоты   воздуха   закрытых   помещений   считается   …   , оптимальное   содержание   которого   в   воздухе   помещения   не   должно превышать 0,1%. Дайте развернутый ответ: 15.   Что   такое   микроклимат   жилых   помещений?   Как   влияет   изменение микроклимата  помещений на тепловое состояние организма человека? 16.   Перечислите   факторы,   от   которых   зависит   естественное   освещение помещений.  17. Площадь застекленной поверхности окна в жилом помещении составляет 4 м2,  площадь   пола – 25  м2.  Вычислите   световой   коэффициент   и  дайте   ему гигиеническую оценку. 18. Освещенность снаружи жилого помещения 15 000 лк, внутри – 250 лк. Определите   коэффициент   естественной   освещенности,   дайте   ему гигиеническую оценку. 36 19. Что такое санитарно­защитная зона? От чего зависит ее ширина? 20. В чем состоит гигиеническая роль зеленых насаждений? Эталоны ответов: 1. в 2. г 3. б 4. а 5. б 6. б 7. б 8. в 9. а 10. в 11. Урбанизация 12. Микрорайон (квартал) 13. Воздухообмен 14. Углекислый газ 15.   Микроклимат   –   это   комплекс   физических   факторов,   оказывающих влияние  на теплообмен  человека  с  окружающей  средой,  его самочувствие, работоспособность   и   здоровье.   Показателями   микроклимата   являются температура   воздуха,   его   относительная   влажность,   скорость   движения, тепловое излучение от внутренних поверхностей помещения.  16. Естественное освещение в  жилых зданиях зависит от ряда  факторов:  1) ориентации окон  по странам света. 2) размера и расположения окон. 3) глубины комнаты – расстояния от стены с окном до другой стены.  4) разрыва между соседними зданиями. 5) качества стекол и степени их чистоты. 37 6) характера окраски стен и потолка. 17. 1:6, световой коэффициент достаточен для жилой комнаты. 18. 1,6, КЕО достаточен для жилого помещения. 19.   Жилую   зону   отделяют   от   промышленной   санитарными   озелененными разрывами   –   санитарно­защитными   зонами,   ширину   которых   определяют   в зависимости   от   степени  вредности  промышленных   выбросов (для  1  класса предприятий – 1000 м, для второго – 500 м, для третьего – 300 м, четвертого 100 м, пятого 50 м). 20.   1.   Санитарно­гигиенические   функции   (снижение   запыленности   воздуха, снижение   концентрации   вредных   химических   веществ   благодаря   огромной фильтрующей   способности,   смягчение   микроклимата,   обогащение   воздуха кислородом   и   фитонцидное   действие,   шумовая   защита,   защита   от   ветра). Листва   деревьев   защищает   от   палящих   лучей   солнца,   а   почва,   покрытая травой меньше нагревается. Среди зеленых насаждений температура воздуха ниже   на   1­3о.   поэтому   в   знойные   летние   дни   среди   зеленых   насаждений теплоотдача   человека   излучением   и   конвекцией   облегчается,   улучшается самочувствие. 2.   Декоративно­планировочные   функции   (создание   привлекательности ландшафтов). Критерии оценок: 5 (отлично) – 91 – 100 % правильных ответов 4 (хорошо) – 81 – 90% правильных ответов 3 (удовлетворительно) – 71 – 80% правильных ответов 2 (неудовлетворительно) – 70% и менее правильных ответов. 38 Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ по учебной дисциплине  ОП.12 Гигиена и экология человека 39 Тема: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ И БИОХИМИИ ПИТАНИЯ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЦИОНУ ПИТАНИЯ Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка) Выберите правильные ответы: 1. Основной обмен – это энергия, затрачиваемая на а) работу внутренних органов и жизнеобеспечивающих систем организма б) переваривание пищи в) трудовую деятельность г) все перечисленные процессы 2. Суточный расход энергии складывается из а) основного обмена б) специфического динамического действия пищи в) трудовой деятельности г) из  всего перечисленного 3. Для расчета потребностей в энергии и пищевых веществах учитывается:  а) тяжесть труда б) идеальная масса тела в) возраст, пол г) основной обмен 4. Адекватность индивидуального питания оценивается по показателям:  40 а) соответствие фактической массы тела идеальной б) соответствие энергозатрат энергетической ценности суточного рациона в) абсолютное количество и соотношение пищевых веществ и биологически  активных веществ в рационе г) доброкачественность продуктов, входящих в рацион 5. Сбалансированное питание подразумевает:  а) достаточную энергетическую ценность рациона в результате адекватного  поступления белков, жиров и углеводов б) соблюдение соответствия ферментного набора химической структуре пищи в) оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ г) оптимальный режим питания 6. Рациональное питание подразумевает:  а) достаточную энергетическую ценность рациона в результате адекватного  поступления белков, жиров и углеводов б) соблюдение соответствия ферментного набора химической структуре пищи в) оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ г) оптимальный режим питания 7. Основная функциональная роль белков как пищевых веществ а) энергетическая б) пластическая в) каталитическая г) регуляторная 8. Количество углеводов в пище следует ограничивать при а) ожирении б) сахарном диабете в) воспалительных процессах г) всех перечисленных патологиях 41 9. Важнейшая структурная единица полисахаридов, участвующая в питании тканей мозга, работающих мышц а) мальтоза б) галактоза в) глюкоза г) целлюлоза 10. Основная функциональная роль жиров как пищевых веществ а) энергетическая б) пластическая в) каталитическая г) транспортная 11. Питание, построенное с  использованием антидотных свойств компонентов пищи в зависимости от природы вредного фактора и характера его действия: а) лечебно­профилактическое б) здоровое в) рациональное г) лечебное 12. Пищевая ценность творога определяется:  а)  высокой усвояемостью б) высоким содержанием полноценного белка и жиров в) приятным вкусом г) возможностью приготовления широкого ассортимента блюд д) высоким содержанием кальция 13. Пищевая ценность картофеля определяется:  а) высоким содержанием углеводов б) полноценным по аминокислотному составу белком в) высокой усвояемостью г) высоким содержанием калия д) содержанием аскорбиновой кислоты 14. Биологическая эффективность жиров растительного происхождения  обусловлена:  а) хорошей усвояемостью 42 б) высокой энергетической ценностью в) хорошими органолептическими свойствами г) высоким содержанием витаминов А и D д) содержанием полиненасыщенных жирных кислот 15. Пищевая ценность овощей и фруктов обусловлена:  а) высоким содержанием белков растительного происхождения б) отсутствием приедаемости в) хорошими органолептическими свойствами г) содержанием минеральных веществ д) содержанием витаминов 16. Пищевая ценность кисломолочных продуктов обусловлена:  а) хорошими потребительскими свойствами б) хорошей усвояемостью в) высоким содержанием аскорбиновой кислоты г) содержанием кальция и фосфора д) содержанием витаминов группы В 17. Мясные продукты можно рассматривать в качестве источников  минеральных веществ:  а) кальция б) калия в) железа г) фосфора д) магния 18. Рыбий жир является источником:  а) аскорбиновой кислоты б) каротина в) кальциферола г) рибофлавина д) тиамина 19. Установите соответствие: 43 Минеральный элемент 1. Натрий  2.Кальций 3. Железо  4. Магний 5. Фосфор 6. Кобальт Функция     А. Необходим для образования АТФ, входит в состав костной и мышечной ткани. Б.   Участвует   в   поддержании   нормальной   функции нервной   системы   и   мышцы   сердца,   оказывает сосудорасширяющее действие, повышает двигательную активность кишечника. В.   Составная   часть   витамина   В12,   необходим   для деления клеток, кроветворения. Г.   Участвует   в   процессах   внутриклеточного   и межтканевого   обмена,   ионы   участвуют   в   водном обмене,   вызывая   набухание   коллоидов   тканей, способствует задержке связанной воды. Д.   Биосинтез   веществ,   обеспечивающих   дыхание, кроветворение, участвует в иммунобиологических и окислительно­восстановительных реакциях, входит в состав ферментов. Входит в состав гемоглобина. Е.   Участвует   в   свертывании   крови,   участвует   в регуляции   проницаемости   клеточных   мембран, мышечном   сокращении,   в   формирование   костей скелета. 20. Определите витамин по его описанию: Влияет на деятельность ЖКТ: регулирует моторную деятельность желудка, секреторную функцию железистого аппарата, состав секрета поджелудочной железы,   обусловливает   антитоксическую   функцию   печени   и   обеспечивает трофику всех видов эпителия. Источники:   продукты   животного   и  растительного   происхождения:   говяжья печень, дрожжи, брокколи, сыр, яйца.   Недостаток:   пеллагра   (болезнь   недостаточности   белков   животного происхождения – дерматиты, диарея, деменция).  Дайте развернутый ответ 21. Перечислите общие требования к пищевому рациону. 44 Эталоны ответов: 1. а 2. г 3. абвг 4. абв 5. ав 6. абвг 7. б 8. г 9. в 10. а 11. а 45 12. абд 13. абвгд 14. ад 15. гд 16. бгд 17. вгд 18. в 19. 1­ Г, 2­Е,  3­Д,  4­ Б, 5­ А, 6­В. 20. Витамин РР (никотиновая кислота) 21.   Суточная   энергетическая   ценность   рациона   питания   должна соответствовать   суточным   энергозатратам   организма.   Потребность здорового человека в энергии зависит от массы тела, возраста, пола и связанной   с   ними   величины   ОО,   умственной   и   физической деятельности,  качества   и  условий   жизни,  климата,  физиологического состояния организма (беременность, кормление грудью);  Физиологические     потребности   организма   должны   обеспечиваться пищевыми   веществами   в   количествах   и   соотношениях,   оказывающих максимально полезное действие.   Химический   состав   пищевого   рациона   должен   максимально соответствовать ферментным пищеварительным системам организма.  Суточный   пищевой   рацион   должен   быть   правильно   распределен   в течение дня. Наиболее рациональным признан 4­разовый прием пищи, допустимо 3­разовое питание. Оптимальной длительностью перерывов между   приемами   пищи   являются   4­5   ч.   При   4­разовом   питании рекомендуемое распределение суточной калорийности рациона: первый завтрак – 20­25%, второй завтрак/полдник – 10­15%, обед – 40­45%, ужин – 20­25%. При 3­разовом питании: завтрак – 25­30%, обед – 45­ 50%, ужин – 20­25%.  Пищевой   рацион   не   должен   содержать   вредных   для   здоровья загрязнителей химической или биологической природы или продуктов порчи при неправильном хранении и реализации пищи.  Пищевой   рацион   должен   быть   максимально   разнообразным   и биологически полноценным.   Пищевой   рацион   должен   обеспечивать   чувство   насыщения   после каждого приема пищи на тот или иной срок, которое зависит от двух 46 факторов:   объема   пищевого   комка   и   времени   пребывания   пищи   в желудке.   Пища должны хорошо усваиваться в результате пищеварения во рту, желудке   и   кишечнике   посредством   механической,   физической   и химической обработки. Критерии оценок: 5 (отлично) – 91 – 100 % правильных ответов 4 (хорошо) – 81 – 90% правильных ответов 3 (удовлетворительно) – 71 – 80% правильных ответов 2 (неудовлетворительно) – 70% и менее правильных ответов. Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») 47 КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ по учебной дисциплине  ОП.12 Гигиена и экология человека Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПИТАНИЯ Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка)) Выберите правильные ответы: 1. Признаки, характерные для пищевой интоксикации а) массовость б) внезапное начало заболевания  в) связь с приемом пищи г) все перечисленное верно 2. Яйца водоплавающей птицы чаще могут быть причиной:  48 а) стафилококковой интоксикации б) ботулизма в) сальмонеллеза г) брюшного тифа д) афлатоксина 3. С недостаточным количеством пищевых волокон в питании связаны:  а) атеросклероз б) гемералопия в) квашиоркор г) рак толстой кишки д) ожирение 4. Токсическое  поражение печени с возможным отдаленным канцерогенным  эффектом вызывает:  а) отравление красавкой б) афлатоксикоз в) фузариотоксикоз г) эрготизм д) отравление ядрами косточковых плодов 5. Главное профилактическое мероприятие при токсикоинфекциях:  а) правильные условия хранения б) соблюдение сроков реализации в) соблюдение правил  личной гигиены персоналом пищеблока г) предупреждение инфицирования пищевых продуктов д) правильная кулинарная обработка 6. Стафилококковые интоксикации чаще всего связаны с:  а) салатами из овощей б) консервированными мясными продуктами в) консервированными рыбными продуктами г) яйцами водоплавающей птицы д) молочными продуктами  49 7. Наиболее частой причиной ботулизма является использование в пищу:  а) окорока б) красной рыбы в) мясных полуфабрикатов г) консервов домашнего происхождения д) скоропортящихся продуктов, купленных на неорганизованных рынках 8. У ребенка преддошкольного возраста снаружи от роговицы обнаружены четко очерченные   поверхностные сероватые пенистые бляшки треугольной формы.   Отмечается   ксероз   конъюнктивы,   имеются   признаки   нарушения темновой адаптации. Указанные нарушения вызваны недостаточностью:  а) рибофлавина б) ретинола в) тиамина г) никотиновой кислоты д) пиридоксина 9.   В   спортивном   лагере   спустя   2   –   3   ч.   после   ужина,   во   время   которого спортсмены   ели     кремовый   торт   с   чаем,   возникли   массовые   заболевания, сопровождающиеся   болями   в   эпигастральной   области,   тошнотой,   рвотой, слабостью, потливостью, слабым пульсом. Температура тела у пострадавших была в пределах 37 – 37,8оС. При расследовании установлено, что торт был приготовлен   поваром,   у   которого   впоследствии   была   обнаружена фолликулярная ангина. Торт хранился в кладовой пищеблока в отсутствии холода 20 ч. Какое заболевание возникло у спортсменов? а) Пищевое отравление микробной природы, токсикоинфекция, вызываемая бактериями рода Esherihia coli. б)   Пищевое   отравление   микробной   природы,   токсикоз,   вызываемый бактериями рода Clostridium botulinum. в) Пищевое отравление микробной природы, токсикоинфекция, вызываемая бактериями рода Proteus. г)   Пищевое   отравление   микробной   природы,   токсикоз,   вызываемый бактериями рода Staphylococcus aureus. д) Пищевое отравление неустановленной этиологии. 10. Заболевания, связанные с В1 ­ витаминной недостаточностью: 50 а) цинга. б) рахит. в) алиментарный полиневрит. г) жировая инфильтрация печени. д) гемералопия. 11. Заболевания, связанные с недостаточностью витамина Д в  организме: а) рахит. б) остеопороз. в) остеомаляция. г) цирроз печени. 12. Какие гельминтозы могут передаваться человеку с рыбой? а) дифиллоботриоз. б) описторзоз. в) тенниидоз. 13. Какие гельминтозы могут передаваться человеку с мясом свиней? а) тенниидоз (финноз). б) трихинеллез. в) эхинококкоз. г) дифиллоботриоз. д) описторхоз. 14. Микроорганизмы ­ возбудители пищевых интоксикаций а) энтеротоксигенный стафилококк. б) Cl. рerfringens. в) E. coli. г) Cl. botulinum. д) сальмонеллы Вставьте пропущенные слова: 15.   …   ­   это   заболевания   с   явлениями   кратковременного   инфицирования организма   и   выраженной   интоксикации,   связанные   с   поступлением   в желудочно­кишечный  тракт   продуктов,  содержащих   в  большом   количестве живые   микробы   и   их   токсины,   выделяемые   при   размножении   и   гибели микроорганизмов. 51 16.   …   —   алиментарные   заболевания,   вызванные   употреблением   в   пищу продуктов, содержащих токсины микроскопической грибной клетки (живой или мертвой). Дайте развернутый ответ: 17. Перечислите мероприятия пищевых токсикоинфекций, направленные на предупреждение инфицирования пищевых продуктов. 18. Какие этапы включает в себя расследование пищевых отравлений? Эталоны ответов: 1. г 2. в 3. агд 4. б 5. г 6. д 7. г 8. б 9. г 10. в 11. абв 12. аб 13. бв 14. аг 15. пищевая токсикоинфекция 16. микотоксикозы 17.   выявление   носителей   патогенньх   форм   кишечной   палочки,   протея   и другой   условно­патогенной   флоры   и   своевременное   лечение работников, больных колибактериальными заболеваниями;  выявление обсемененного сырья и стерилизация специй;  соблюдение правил механической обработки продуктов;  исключение контакта сырья и готовой продукции;  строгое соблюдение   правил   личной   гигиены и   санитарного   режима пищевого предприятия; 52  дезинфекция   оборудования   и   инвентаря,   борьба   с   насекомыми   и грызунами. 18. В первый этап  расследования  включается  медработник (медсестра или врач)   учреждения, в котором произошло пищевое отравление  (детского сада,   школы   и   т.д.),   принимающие     на   себя     первичную   волну     острых массовых заболеваний. В их задачу входит, в первую очередь, оказание первой медицинской   помощи   пострадавшим   при   отравлении   и   сообщить   о случившемся   своим   руководителям   в   учреждении   и   в   территориальную поликлинику, которые немедленно информируют по телефону или нарочным территориальный   центр   Роспотребнадзора.   Кроме   того,   до   прихода санитарного  врача  медработники  учреждения  обязаны  провести  санитарно­ противоэпидемические   мероприятия:   1)   изъять   из   употребления   остатки подозрительной пищи; 2) отобрать образцы ее по 200­300 г в  чистую посуду для   анализа;   3)   собрать   рвотные   массы,   промывные   воды   желудка   и   кал заболевших   по   100­200   мл   для   бактериологического   анализа;   4)   взять   в стерильные   пробирки   по   10     мл   крови   из   локтевой   вены   заболевших   для посева на гемокультуру;  5)  направить все отобранные пробы на исследование в   бактериологическую   лабораторию   Роспотребнадзора     или   центральной районной больницы (в сельской местности), или положить в холодильник до прибытия санитарного врача.   На втором этапе  расследования для уточнения причин пищевых отравлений и  выявления   полного  круга  пострадавших   для   оказания   им   своевременной медпомощи   подключаются     врач­инфекционист   и   специалисты Роспотребнадзора   и ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии»: санитарный врач   по   пищевой   санитарии,   врач­эпидемиолог   и   другие     специалисты   в зависимости от интенсивности, этиологии и других признаков отравления. В их задачи входит: 1) опрос каждого больного  по схеме, в т.ч. уточняется где, чем   и   когда   питался;   2)   тщательный   анализ   клинических   проявлений   у каждого больного с учетом первичных симптомов  (рвота, понос, температура и   т.д.);   3)   отбор   и   направление   подозрительных   пищевых   продуктов   и материалов  от больных в лабораторию (если не направлены медработником); 4)   выявление возможных путей загрязнения пищи (наличие больных среди работников кухни,  уточнение источников, сроков поступления и реализации сырых продуктов, условий приготовления и реализации готовой продукции и т.д.). 53 расследования   осуществляется   для     территориального   центра   Роспотребнадзора   Третий   этап   пресечения распространения   настоящих заболеваний   и планирования мероприятий по предупреждению подобных отравлений в будущем. Главным государственным санитарным   врачом     на основании   полученных   результатов   во   втором   этапе   принимаются соответствующие санкции: 1) утверждается порядок реализации/уничтожения подозрительных продуктов; 2)   немедленный перевод на другую работу, не связанную   с   приготовлением   пищи,   подозрительных   лиц,   участвовавших   в приготовлении   подозрительного блюда; 3) предписывается ряд санитарных правил по дальнейшей работе пищеблока  (улучшение технологии, ремонт и т. д.);  4) при выявлении грубых нарушений в  технологии приготовления пищи – наложение   административного   наказания   или   передача   материалов     на виновных лиц в прокуратуру. Критерии оценок: 5 (отлично) – 91 – 100 % правильных ответов 4 (хорошо) – 81 – 90% правильных ответов 3 (удовлетворительно) – 71 – 80% правильных ответов 2 (неудовлетворительно) – 70% и менее правильных ответов. 54 Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ по учебной дисциплине  ОП.12 Гигиена и экология человека Тема: ГИГИЕНА ТРУДА Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка) 55 Выберите правильные ответы: 1. Все вредные производственные факторыделятсся на:  а) механические факторы б) физические факторы в) химические факторы г) биологические факторы д) факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть и напряженность  труда. 2. Условия труда подразделяются на:  а) оптимальные б) допустимые в) неблагоприятные г) вредные д) опасные 3. Принципы оптимизации трудового процесса при интеллектуальной  деятельности:  а) постепенное вхождение в работу и поддуржание оптимального ритма труда б) выполнение интеллектуальной работы преимущественно в утреннее время в) соблюдение определенной последовательности выполняемых операций и  правильное чередование труда и отдыха г) использование чая и кофе для стимуляции умственной деятельности д) равномерная и систематическая деятельность 4. Переутомление – это процесс: а) патологический б) физиологический. 5. Микроклимат характеризуют следующие параметры: а) температура и влажность. б) шум и вибрация. в) взвешенные вещества и аэрозоли. 56 6. Все промышленные яды по преобладающему действию можно разделить на  соединения, преимущественно:  а) малотоксичные б) нейротоксического и гематотоксического действия в) гепатотоксического и нефротоксического действия г) вещества, поражающие органы дыхания д) высокотоксичные 7. По скорости испарения все органические растворители делятся на:   а) газообразные б) легколетучие в) среднелетучие г) малолетучие д) нелетучие 8. К веществам раздражающего действия относят: а) аммиак б) бензол в) свинец г) хлор 9. К канцерогенным веществам (продуктам) относят: а) сажи черные промышленные б) фтор в) бензол г) диоксид серы. 10. Проявления хронической интоксикации бензолом:  а) невротический и астенический синдромы б) парезы и параличи в) геморрагический синдром г) заболевания кожи рук д) бронхиты 57 11.  Отравление окисью углерода возможно:  а) при работе в котельных,  литейных цехах б) при использовании нитрокрасок в) при работе с этилированным бензином г) в производстве серной кислоты д) при испытании двигателей, в гаражах, автобусах 12. Для хронической интоксикации сернистым газом характерны:  а) атрофия слизистых оболочек верхних дыхательных путей, риниты,  бронхиты б) силикоз, силикатоз в) паркинсонизм г) разрушение зубов д) ацидоз 13. При интоксикации свинцом развиваются:  а)  энцефалопатия б) геморрагический синдром в) анемия, ретикулоцитоз г) синдром Рейно д) полиневрит периферических нервов 14. Соединения ртути применяются:  а) в производстве лекарственных препаратов б) при производстве пестицидов в) в стоматологии г) в полиграфической промышленности д) в сталелитейном производстве 15. Производственная пыль служит причиной:  а) дерматитов, конъюнктивитов б) ринитов, фарингитов, пневмоний в) астмоидного бронхита, бронхиальной астмы 58 г) псориаза д) пневмокониозов 16. Пневмокониозы в зависимости от эффекта действующей пыли делятся на: а) силикоз б) антракоз в) пневмокониозы от высоко фиброгенной и умеренно фиброгенной пыли г) пневмокониозы от слабо фиброгенной пыли д) пневмокониозы от аэрозолей токсико­аллергенного действия 17. Основные проявления вибрационной болезни от локальной вибрации:  а) нейрососудистые расстройства б) мышечные нарушения в) деформация костно­суставного аппарата г) нарушения щитовидной железы д) нарушения поджелудочной железы 18. Оздоровительные мероприятия на промышленных предприятиях:  а) законодательные, административные, организационные б) технологические в) санитарно­технические г) использование средств индивидуальной защиты д) лечебно­профилактические 19. Аэрацию следует проводить в цехах:  а) с большим пылевыделением б) литейных в) плавильных г) при работе с органическими растворителями д) кузнечных 20. Предварительные медицинские осмотры промышленных рабочих  проводятся с целью: а) определения соответствия состояния здоровья поручаемой им работе 59 б)  направления на санаторно­курортное лечение в) выявления группы риска г) оценки физического развития 21. Периодические медицинские осмотры промышленных рабочих проводятся с целью а) выявления морфологических, биохимических и функциональных изменений в организме работающих на самых ранних этапах б) выявления общих заболеваний, являющихся противопоказанием для  продолжения работы во вредных условиях труда в) своевременного проведения профилактических и реабилитационных  мероприятий г) определения групп риска развития профессиональных заболеваний д) направления на санаторно­курортное лечение Установите соответствие: 22. Отберите в правом столбике изменения и заболевания органов и систем,  возникающие в результате длительного напряжения того или иного органа или системы, указанных в левом столбике: 1. Нагрузки на позвоночник. 2. Длительная работа сидя. 3. Длительное напряжение отдельных  мышц. 4. Напряжение дыхательного аппарата. 5. Длительное напряжение зрительного  анализатора. А. Близорукость. Б. Профессиональная эмфизема легких. В. Плоскостопие. Г. Искривление позвоночника. Д. Координаторные неврозы. Е. Нарушение ЖКТ, геморрой. 23.   Подберите   меры   профилактики   (правый   столбик)   неблагоприятного воздействия вредных производственных факторов из левого столбика: 1. Повышенная температура воздуха 2. Шум 3. Производственная вибрация 4. Производственная пыль   спецобувь   с амортизирующих   Спецодежда,   А. использованием материалов Б. Использование пневмотранспорта 60 В. Организация «водяных завес» Г. Применение антифонов Д.   Средства   индивидуальной   защиты (респираторы, очки, спецодежда) Е. восстановления кровообращения. Ж.   Обеспечение   рабочих   питьевой водой с 0,5% NaCl  Гимнастика   и   массаж   рук   для Эталоны ответов: 1. бвгд 2. абгд 3. авд 4. а 5. а 6.бвг 7. бвг 8. аг 9. а 10. авг 11. ад 12. агд 13. авд 14. абв 15. абвд 16. вгд 17. абв 18. абвгд 19. бвд 20. а 21. абвг 22. 1­Г,  2­Е,  3­Д,  4­Б,  5­А. 23. 1­В,Ж,  2­Г,  3­А,Е,  4­Б,Д Критерии оценок: 5 (отлично) – 91 – 100 % правильных ответов 4 (хорошо) – 81 – 90% правильных ответов 3 (удовлетворительно) – 71 – 80% правильных ответов 61 2 (неудовлетворительно) – 70% и менее правильных ответов. Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» (БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова») КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ по учебной дисциплине  ОП.12 Гигиена и экология человека Тема: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Специальность 31.02.05 Стоматология ортопедическая (базовая подготовка) 62 Выберите правильные ответы: 1. Изучение состояния здоровья детского населения включает:  а) учет хронических заболеваний б) установление функционального состояния ведущих систем организма в) изучение уровня и характера морфологического, функционального и  психического развития г) изучение «текущей» заболеваемости д) определение учебной нагрузки 2. Физическое развитие оценивается по:  а) соматометрическим показателям б) соматоскопическим показателям в) физиометрическим показателям г) сопротивляемости организма неблагоприятиным факорам среды д) перенесенным заболеваниям 3. Понятие акселерации включает:  а) опережение сроков начала роста детей б) ускорение процессов роста и развития в) сталилизацию роста и развития в более ранние сроки г) более раннее умственное и психическое развитие д) абсолютное повышение конечных показателей роста и развития взрослых 4. К «школьным» болезням относятся: а) косоглазие б) нефропатия в) близорукость 63 г) сколиоз д) дальтонизм 5. Мероприятия по профилактике близорукости у школьников:  а) рациональное общее искусственное освещение б) контроль за правильнй посадкой школьников в) соответствие учебной мебели ростовой группе г) местное освещение на партах д) рациональная планировка класса 6. Цели и задачи периодических медицинских осмотров детей:  а) определение физического развития б) определение группы физического воспитания в) определение группы здоровья г) половое воспитание д) проведение профконсультаций 7. Задержка физического развития и полового созревания детей и подростков может быть обусловлена дефицитом в пищевом рационе: а)  белков растительного происхождения б)  йода в)  железа г) цинка 8. Хронологический возраст – это: а)  период от зачатия до момента рождения б)  период от зачатия до момента обследования в)  период от рождения до момента обследования г)  возраст индивидуума в годах, месяцах, днях с момента рождения 9. Основными соматометрическими показателями являются: а)  длина тела б)  масса тела в)  окружность грудной клетки г)  форма грудной клетки 10.   Факторами   риска   нарушений   минеральной   плотности   кости   на   этапе созревания   организма   являются   недостаточное   поступление   с   пищевыми продуктами: 64

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека

Фонд оценочных средств по гигиене и экологии человека
Скачать файл