Фонетическая (речевая) зарядка – специальные тренировочные упражнения, задачами которых являются:
- автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждение распада;
- подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться или закрепляться на фронтальных уроках.
- В ходе фонетических зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами.
- В речевой материал могут быть включены слова со звуками, которые дети еще не умеют воспроизводить точно. В качестве заменителя выступают тот звук или те звуки, которые являются темой данного занятия (например, звук «Ч» может заменяться звуком «Ш»)
Речевая зарядка проводится со звукоусиливающей аппаратурой, материал рассчитан только на слух или слухо-зрительное восприятие. По мере необходимости привлекаются тактильно-вибрационные ощущения глухих детей.
Важное значение придается формированию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи:
слитность и паузы,
краткое и долгое произнесение гласного,
модуляция голоса по силе и высоте,
понижение и повышение голоса,
словесное ударение,
логическое ударение во фразе,
темп речи.
Требования к подбору речевого материала:
- речевой материал, необходимый для общения на уроке (занятии); прежде всего основной терминологический словарь в соответствии с темой, а также связанный с организацией деятельности учащихся;
- учитывается также фонетический принцип: используется материал, специально насыщенный закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой ( с учётом всех позиций отрабатываемого звука в его сочетаниях с гласными и согласными при постепенном усложнении позиционных трудностей) и ритмико-интонационной структуры речи;
- содержание речевой зарядки зависит от состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.